МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РЕШЕНИЕ
от 30 ноября 2001 года
Комиссия Челябинского территориального управления МАП России
по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о
рекламе в составе:
Председатель Комиссии - Козлова А.А., заместитель руководителя
Управления;
Члены Комиссии: Галичина Л.Н., консультант Управления;
Грязнова О.О., специалист I категории отдела
по защите прав потребителей и контролю за
рекламой;
Соболевской Т.М., специалист I категории
отдела по защите прав потребителей и контролю
за рекламой;
рассмотрев дело N 31-2001 по признакам нарушения
ЗАО "Энерготехника" п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе",
в отсутствие представителей ЗАО "Энерготехника", которое было
извещено надлежащим образом и не заявило мотивированное
ходатайство об отложении рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
ЗАО "Энерготехника" в ноябре 2001 года размещало рекламу услуг
по реализации расходных материалов к копирам и принтерам по
демпинговым ценам в передаче "Новый день" областного радио "Южный
Урал" Челябинской ГТРК (далее - ЧГТРК). Реклама услуг по
реализация товаров по демпинговым ценам противоречит п. 3 ст. 5
Федерального закона "О рекламе".
Рекламопроизводителем и рекламораспространителем рекламы
ЗАО "Энерготехника" является ЧГТРК. Челябинским ТУ МАП России в
адрес ЧГТРК был направлен запрос об источнике рекламы, содержащей
слова "демпинговые цены". Из письменного ответа ЧГТРК и
представленных ею документов следует, что ЗАО "Энерготехника"
обратилось к ЧГТРК с заявкой на изготовление рекламы, содержащей
текст: "Демпинговые цены! В Энерготехнике на расходные материалы к
копирам и принтерам". Следовательно, рекламодателем является
ЗАО "Энерготехника".
Из письменного объяснения ЗАО "Энерготехника" следует, что
ЗАО "Энерготехника" не признает нарушение и считает, что реклама,
содержащая слова "демпинговые цены", не является рекламой товаров,
запрещенных к производству и реализации.
Исследовав материалы дела и письменное объяснение стороны по
делу, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст. 34 Конституции РФ не допускается
экономическая деятельность, направленная на монополизацию и
недобросовестную конкуренцию. Ст. 4 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
определяет недобросовестную конкуренцию как "любые, направленные
на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности
действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям
действующего законодательства, обычаям делового оборота,
требованиям добропорядочности и могут причинить или причинили
убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, либо нанести
ущерб их деловой репутации".
Согласно определению слова "демпинг", содержащемуся в
Современном экономическом словаре (авт. Райзберг Б.А.,
Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Издание 2-е, исправленное, - М.,
Инфра - М., 1999 г.), "Демпинг (от англ. dumping - сбрасывание) -
продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно
заниженным ценам, меньше средних розничных цен, а иногда и более
низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения).
Демпинг производится с целью проникновения на рынок, завоевания
места на нем, вытеснения конкурентов. Демпинг осуществляется
государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем
текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто прочное
положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство
прибегают к демпингу как разовому мероприятию, способу быстрого
получения необходимых денежных, валютных средств".
Реализация товара по демпинговым ценам - действия,
направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской
деятельности, которые противоречат ст. 34 Конституции Российской
Федерации и ст. 10 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" и могут
причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам,
работающим на рынке реализации компьютерной и множительной техники
и расходных материалов к ней. Следовательно, реализация товара по
демпинговым ценам является недобросовестной конкуренцией.
Размещая рекламу услуг по реализации товаров по демпинговым
ценам, ЗАО "Энерготехника" тем самым размещает рекламу своих
недобросовестных конкурентных действий.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
недобросовестная конкуренция не допускается.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" реклама
товаров (работ, услуг), запрещенных к реализации в соответствии с
законодательством Российской Федерации, не допускается.
Таким образом, реклама услуг ЗАО "Энерготехника" по реализации
товара по демпинговым ценам противоречит требованиям п. 3 ст. 5
Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О рекламе"
ненадлежащая реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная,
заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения
требований к ее содержанию, времени, месту и способу
распространения, установленных законодательством Российской
Федерации.
В рекламе услуг ЗАО "Энерготехника" по реализации товаров по
демпинговым ценам допущены нарушения требований к ее содержанию,
следовательно, данная реклама является ненадлежащей.
Согласно п. 2 ст. 31 Федерального закона "О рекламе"
ненадлежащая реклама, или отказ от контррекламы, или
непредоставление в установленный срок сведений по требованию
федерального антимонопольного органа (его территориального органа)
влекут административную ответственность в виде предупреждения или
штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда,
установленных федеральным законом.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О рекламе"
рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации о рекламе в части содержания информации,
предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что
указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или
рекламораспространителя.
Вина ЧГТРК за нарушение законодательства Российской Федерации
о рекламе в части содержания информации, предоставляемой ЗАО
"Энерготехника" для создания рекламы, отсутствует. Следовательно,
ответственность за размещение рекламы, противоречащей требованиям
п. 3 ст. 5, несет ЗАО "Энерготехника".
Учитывая, что в настоящее время реклама услуг по реализации
товаров по демпинговым ценам ЗАО "Энерготехника" не
распространяется, Комиссия считает нецелесообразным выдавать
предписание о прекращении нарушения ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь п. 1 ст. 26 Федерального закона "О рекламе" и в
соответствии с п. 3.9 Порядка рассмотрения дел по признакам
нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ЗАО "Энерготехника" по размещению в
ноябре 2001 года в эфире радио "Южный Урал" рекламы услуг по
реализации товаров по демпинговым ценам нарушением п. 3 ст. 5
Федерального закона "О рекламе".
2. Применить к ЗАО "Энерготехника" меры ответственности в
соответствии с п. 2 ст. 31 Федерального закона "О рекламе" в виде
предупреждения за ненадлежащую рекламу.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в
месячный срок с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА
Члены Комиссии: Л.Н.ГАЛИЧИНА
О.О.ГРЯЗНОВА
Т.М.СОБОЛЕВСКАЯ
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2001 года
О ВЫНЕСЕНИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
ПО ДЕЛУ N 31-2001 ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
Комиссия Челябинского территориального управления МАП России
по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о
рекламе в составе:
Председатель Комиссии - Козлова А.А., заместитель руководителя
Управления;
Члены Комиссии: Галичина Л.Н., консультант Управления;
Грязнова О.О., специалист I категории отдела
по защите прав потребителей и контролю за
рекламой;
Соболевской Т.М., специалист I категории
отдела по защите прав потребителей и контролю
за рекламой;
рассмотрев дело N 31-2001 по признакам нарушения
ЗАО "Энерготехника" п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе",
в отсутствие представителей ЗАО "Энерготехника", которое было
извещено надлежащим образом и не заявило мотивированного
ходатайства об отложении рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
ЗАО "Энерготехника" в ноябре 2001 года размещало рекламу услуг
по реализации расходных материалов к копирам и принтерам по
демпинговым ценам в передаче "Новый день" областного радио "Южный
Урал" Челябинской ГТРК (далее - ЧГТРК).
Размещая рекламу услуг по реализации товаров по демпинговым
ценам, ЗАО "Энерготехника" тем самым размещало рекламу своих
недобросовестных конкурентных действий. В соответствии со ст. 10
Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" недобросовестная конкуренция не
допускается.
Таким образом, услуги по реализации товаров по демпинговым
ценам являются запрещенными действиями.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" реклама
товаров (работ, услуг), запрещенных к реализации в соответствии с
законодательством Российской Федерации, не допускается.
Решением Комиссии от 30 ноября 2001 года по делу N 31-2001
указанная реклама была признана ненадлежащей, противоречащей
требованиям п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно п. 2 ст. 31 Федерального закона "О рекламе"
ненадлежащая реклама, или отказ от контррекламы, или
непредоставление в установленный срок сведений по требованию
федерального антимонопольного органа (его территориального органа)
влекут административную ответственность в виде предупреждения или
штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда,
установленных федеральным законом.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О рекламе"
рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации о рекламе в части содержания информации,
предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что
указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или
рекламораспространителя.
Вина Челябинской государственной телерадиокомпании -
рекламопроизводителя и рекламораспространителя рекламы
ЗАО "Энерготехника" - за нарушение законодательства Российской
Федерации о рекламе в части содержания информации, предоставляемой
ЗАО "Энерготехника" для создания рекламы, отсутствует.
Следовательно, ответственность за размещение рекламы,
противоречащей требованиям п. 3 ст. 5, несет ЗАО "Энерготехника".
Руководствуясь п. 2 ст. 31 Федерального закона "О рекламе" и
на основании п. 2 своего решения от 30 ноября 2001 года по делу
N 31-2001, Комиссия
ПОСТАНОВИЛА:
Вынести ЗАО "Энерготехника" предупреждение в качестве меры
административной ответственности за нарушение законодательства
Российской Федерации о рекламе.
Предупреждение за нарушение законодательства Российской
Федерации о рекламе может быть обжаловано в суд (арбитражный суд)
в месячный срок с момента вынесения предупреждения.
Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА
Члены Комиссии: Л.Н.ГАЛИЧИНА
О.О.ГРЯЗНОВА
Т.М.СОБОЛЕВСКАЯ
|