Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Челябинской области

Архив (обновление)

 

ДЕЛО ЧЕЛЯБИНСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ОТ 10.10.2000 N 18/4/2000 О НАРУШЕНИИ ЦЕНТРОМ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА ПУНКТА 1 СТАТЬИ 7 ЗАКОНА РФ О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

(по состоянию на 21 июля 2006 года)

<<< Назад


          МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
                ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

                 ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

                                РЕШЕНИЕ
                        от 10 октября 2000 года

                                                Главному врачу Центра
                                                    Госсанэпиднадзора
                                                в Челябинской области
                                                       Гаврилову А.И.

                                                Главному врачу Центра
                                                    Госсанэпиднадзора
                                                     по г. Челябинску
                                                    Александрову В.Н.

                                               Генеральному директору
                                                  ОАО "Челябинскпиво"
                                                       Менжулину А.И.

                                                      Индивидуальному
                                                      предпринимателю

       Комиссия Челябинского территориального управления  МАП  России
   по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства
   в составе:

       Председатель Комиссии - Кондрашов А.В.     -      руководитель
                               Челябинского          территориального
                               управления МАП России;
       Члены Комиссии:       - Лимаренко В.С.  -  начальник отдела по
                               надзору за соблюдение антимонопольного
                               законодательства (ОНАЗ),
                             - Неуймин Ю.В.  -   ведущий   специалист
                               ОНАЗ,
                             - Черепанов Д.Ю.   -   специалист   1-ой
                               категории ОНАЗ,

       рассмотрев дело   N 18/4/2000  по  признакам  нарушения  ЦГСЭН
   г.  Челябинска (454092, г. Челябинск, ул. Елькина, 73) п. 1  ст. 7
   Закона  РФ  "О  конкуренции  и    ограничении    монополистической
   деятельности на товарных рынках",
       при участии в заседании
       индивидуального предпринимателя В.;
       от  ОАО "Челябинскпиво":  Менжулин А.И.    -    ген. директор,
   Ена В.В. - нач. юр. отдела;
       от ЦГСЭН Челябинской области: Гущин В.К. - юрисконсульт;
       от ЦГСЭН   г.  Челябинска:  Троян  А.В.  -  ст.  юрисконсульт,
   Макаров Н.И. - сан. врач,
       УСТАНОВИЛА:

       В Челябинское     антимонопольное     управление     обратился
   индивидуальный предприниматель В.  с жалобой  на  действия  Центра
   госсанэпиднадзора  г.  Челябинска,  выразившиеся  в необоснованном
   навязывании  хозяйствующим  субъектам,  осуществляющим   розничную
   реализацию  пива  из  кегов,  заключение  договора  на  санитарную
   обработку   оборудования   с   коммерческой    организацией    ООО
   "Уралмаркет".  Из материалов,  представленных заявителем, следует,
   что Постановлением Главного государственного санитарного врача  по
   г.  Челябинску  от  28  июня 2000 года N 780 была утверждена новая
   форма     санитарно     -     эпидемиологического      заключения,
   предусматривающая   необходимость   наличия  у  реализаторов  пива
   договора на сан. обработку оборудования.
       С  заявлением  об  ущемлении  Центром  госсанэпиднадзора    по
   Челябинской    области    интересов    хозяйствующих    субъектов,
   осуществляющих реализацию пива из кегов, в  антимонопольный  орган
   обратилось  ОАО  "Челябинскпиво".  В  своем  обращении    общество
   указало, что Центром ГСЭН по Челябинской области был издан  приказ
   от 19.04.2000 года  N 52/2,  необоснованно  понуждающий  продавцов
   пива из кегов либо получать лицензию на проведение дезинфекционных
   работ, либо заключать договор на санитарную обработку оборудования
   с организацией, имеющей соответствующую лицензию.
       Пункт 1.2 приказа N 52/2 запрещает  проведение  дезинфекции  и
   санитарной   обработки  разливочных  устройств  кегов  лицами,  не
   имеющими лицензию на выполнение дезинфекционных работ.  Пункт  1.3
   предписывает  выдавать  разрешение (санитарно - эпидемиологическое
   заключение) на торговлю пивом,  разливаемого из кегов,  только при
   наличии  договоров на сан.  обработку и дезинфекцию оборудования с
   организациями,  имеющими лицензию  на  выполнение  дезинфекционных
   работ.
       В развитие  данного  приказа   Госсанэпидслужбой   Челябинской
   области  был издан приказ N 72/3 "О дальнейших мерах по реализации
   приказа N 52/2".  В соответствии с  п.  1.1  приказа  предприятиям
   торговли  пивом из кегов предписывается выполнение ряда условий (в
   т.ч.  прохождение персоналом обучения по установленной  программе,
   получение  лицензии  на  право  проведения дезинфекционных работ).
   Пункт  1.3  предписывает   органам   госсанэпиднадзора   запрещать
   реализацию  пива из кегов в случае невыполнения требований приказа
   N 52/2 и настоящего приказа.
       Предприниматель В. пояснил Комиссии следующее.
       В соответствии  с  постановлением  Главного   государственного
   санитарного  врача  по  г.  Челябинску  от 28 июня 2000 года N 780
   предпринимателю   было    предложено    оформить    санитарно    -
   эпидемиологическое   заключение   нового   образца.   В   процессе
   переоформления заключения сотрудники госсанэпиднадзора указали ему
   на  необходимость  заключения  договора  на  санитарную  обработку
   оборудования  с  ООО  "Уралмаркет",   представительство   которого
   находилось  непосредственно в Центре ГСЭН.  Для заключения данного
   договора предпринимателю пришлось перечислить  на  счет  ООО  одну
   тысячу рублей.  Вместе с тем,  предприниматель отметил,  что между
   ним и ООО "Уралмаркет" сложились фиктивные  договорные  отношения,
   суть  которых  сводится лишь к перечислению им денежных средств на
   счет названной фирмы.  Органы госсанэпиднадзора,  в свою  очередь,
   отказываются   контролировать   деятельность   ООО   "Уралмаркет",
   мотивируя это тем,  что они не могут вмешиваться ни в деятельность
   хозяйствующего  субъекта,  ни  в договорные отношения.  Однако,  в
   случае некачественного выполнения фирмой работ по  дезинфекции,  к
   ответственности,  в  соответствии с действующим законодательством,
   будет   привлечен   предприниматель.   Такая   ситуация   является
   недопустимой.
       Представитель ОАО   "Челябинскпиво"   указал   на   то,    что
   установленные органами сан.  - эпид.  надзора ограничительные меры
   являются  по  сути   противоправным   административным   барьером,
   препятствующим     осуществлению     хозяйственной    деятельности
   участниками рынка.  Результатом  этого  может  явиться  сокращение
   общего  количества  реализаторов  пива из кегов и,  как следствие,
   ограничение конкуренции на  данном  рынке.  Сокращение  количества
   мест  торговли  отрицательно  отразится на финансовой деятельности
   предприятия,   т.к.   ОАО   "Челябинскпиво"   является    основным
   поставщиком пива в кегах.
       В заседании  Комиссии  представитель   ЦГСЭН   г.   Челябинска
   пояснил,  что  договор  на  санитарную  обработку  оборудования по
   розливу пива из кегов является необходимым условием для  получения
   хозяйствующим    субъектом    санитарно    -   эпидемиологического
   заключения.  При  этом  договор  может  быть  заключен   с   любой
   организацией,   обладающей   лицензией   на  проведение  работ  по
   дезинфекции.  В  случае,  если  хозяйствующий  субъект  не  желает
   заключать такой договор, он должен в обязательном порядке получить
   лицензию для того,  чтобы проводить  сан.  обработку  собственного
   оборудования  самостоятельно.  Невыполнение  субъектом какого-либо
   условия неизбежно влечет за собой отказ в выдаче ему  санитарно  -
   эпидемиологического заключения.
       Данная ограничительная мера была введена  в  связи  с  большим
   количеством  выявленных  нарушений  при реализации пива из кегов и
   касается  исключительно  субъектов,  осуществляющих   данный   вид
   деятельности.    Основанием    для   установления   дополнительных
   требований при выдаче санитарно  -  эпидемиологических  заключений
   является   Приказ   Главного  государственного  санитарного  врача
   Челябинской области от 19.04.2000 г. N 52/2.
       Представитель областного  ЦГСЭН  в  обоснование  правомерности
   действий органов санитарно - эпидемиологического  надзора  изложил
   Комиссии следующие доводы.
       В соответствии   с   Федеральным   законом   N    158-ФЗ    "О
   лицензировании   отдельных  видов  деятельности"  деятельность  по
   проведению  дезинфекционных,  дезинсекционных  и   дератизационных
   работ   подлежит   обязательному   лицензированию.   Положение   о
   лицензировании данного вида деятельности утверждено Постановлением
   Правительства  РФ  от  11.06.96 г.  N 688.  Перечень лицензируемых
   видов дезинфекционных,  дезинсекционных  и  дератизационных  работ
   утвержден постановлением Госсанэпиднадзора РФ от 26.07.96 г.  N 7.
   Данным нормативным актом определено,  что дезинфекционные  работы,
   проводимые  в профилактических целях в учреждениях,  организациях,
   предприятиях  любых  организационно  -  правовых  форм,   подлежат
   лицензированию.
       Предприниматели, реализующие пиво из  кегов,  на  определенном
   этапе своей деятельности должны проводить дезинфекцию собственного
   оборудования  по  розливу   пива.   Учитывая,   что   данный   вид
   деятельности подлежит обязательному лицензированию,  хозяйствующие
   субъекты не могут проводить дезинфекционные работы  без  лицензии.
   Следовательно,  они должны либо получить лицензию, либо привлечь к
   выполнению  этих  работ   организацию,   имеющую   соответствующую
   лицензию.
       С целью надлежащего исполнения норм о  лицензировании  Главным
   врачом областного Центра ГСЭН был издан приказ N 52/2. В  развитие
   данного приказа руководитель Госсанэпидслужбы Челябинской  области
   издал приказ N 72/3 "О  дальнейших  мерах  по  реализации  приказа
   N 52/2".
       Изучив материалы  дела,  проверив  обоснованность доводов лиц,
   участвующих в деле,  Комиссия пришла к выводу,  что действия ЦГСЭН
   г.  Челябинска и ЦГСЭН Челябинской области противоречат п. 1 ст. 7
   Закона  РФ  "О   конкуренции   и   ограничении   монополистической
   деятельности на товарных рынках".
       Пункт 1  статьи  7  Закона  РФ  "О  конкуренции..."  запрещает
   органам  государственной  власти  издавать  акты и (или) совершать
   действия,    ограничивающие    самостоятельность     хозяйствующих
   субъектов,   если  такие  акты  или  действия  могут  иметь  своим
   результатом ограничение конкуренции и  (или)  ущемление  интересов
   хозяйствующих   субъектов,   в   т.ч.   запрещается  необоснованно
   препятствовать осуществлению  предпринимательской  деятельности  в
   какой-либо в сфере.
       Согласно ст.   1   Гражданского   кодекса   РФ,    гражданское
   законодательство   основывается  на  признании  свободы  договора,
   недопустимости произвольного  вмешательства  кого-либо  в  частные
   дела.  Физические  и  юридические  лица приобретают и осуществляют
   права своей волей и в своем интересе.  Они свободны в установлении
   своих  прав  и обязанностей на основе договора.  Гражданские права
   могут быть  ограничены  исключительно  на  основании  федерального
   закона.
       В соответствии  со   ст.   49   ГК   РФ,   отдельными   видами
   деятельности,  перечень которых определяется законом,  юридическое
   лицо может заниматься только на основании  лицензии.  В  настоящее
   время  данный  перечень  определен Федеральным законом N 158-ФЗ "О
   лицензировании отдельных видов деятельности", а также специальными
   федеральными  законами.  Розничная  реализация  пива  не  входит в
   перечень   лицензируемых   видов   деятельности.    Следовательно,
   реализаторы  пива  из  кегов вправе осуществлять свою деятельность
   без  лицензии.  Обязанность  участников   рынка   пива   заключать
   какие-либо  договоры с другими коммерческими организациями нормами
   действующего федерального законодательства также не предусмотрена.
       Вместе с   тем,   законодательством  установлены  определенные
   требования к участникам рынка,  которые  они  должны  соблюдать  в
   процессе своей деятельности.  Так,  Федеральным законом N 52-ФЗ "О
   санитарно    -    эпидемиологическом    благополучии    населения"
   предусмотрена  обязанность  физических и юридических лиц соблюдать
   действующие  санитарные  нормы  и  правила,  а   также   выполнять
   требования санитарно - эпидемиологических заключений.
       Согласно ст.  1  Федерального  закона  N  52-ФЗ,  санитарно  -
   эпидемиологическое   заключение  -  это  документ,  удостоверяющий
   соответствие (несоответствие) санитарным правилам  факторов  среды
   обитания,  хозяйственной и иной деятельности,  продукции,  работ и
   услуг.  Из смысла приведенного определения следует,  что получение
   хозяйствующим субъектом санитарно - эпидемиологического заключения
   должно   быть   обусловлено   исключительно   соответствием    его
   деятельности санитарным правилам.
       Санитарные правила для предприятий продовольственной  торговли
   утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ  от  30.12.94 г.
   N 14  (СанПиН  2.3.5.021-94).   Предприниматели  и    организации,
   осуществляющие  реализацию  пива  из  кегов,  обязаны    соблюдать
   требования этих правил.
       В связи   с  изложенным  необходимо  отметить,  что  указанные
   правила не содержат положений,  обязывающих розничных реализаторов
   пива   из   кегов   заключать  договоры  на  санитарную  обработку
   оборудования  с  какими-либо  коммерческими   организациями   либо
   получать лицензию на проведение дезинфекционных работ.
       Кроме того,  согласно п. 3.10.13 СанПиН 2.3.5.021-94, промывку
   и  мойку  емкостей  и коммуникаций осуществляют работники торговых
   предприятий,  а дезинфекцию  -  завод  -  изготовитель,  поставщик
   напитков.  Таким образом,  предприятия розничной торговли пивом не
   должны проводить дезинфекционные работы,  а в случае необходимости
   проведения   работ  по  дезинсекции  и  дератизации,  предприятиям
   следует привлекать к их  выполнению  специалистов  дезстанций  или
   центров   Госсанэпиднадзора  (п.  3.10.4  Правил).  Для  этого  им
   необходимо заключить договор  с  дезстанцией  или  территориальным
   органом   госсанэпиднадзора  (п.  3.13.2),  а  не  с  коммерческой
   организацией.
       Деятельность предприятия  по  реализации  пива  из кегов может
   быть  приостановлена  органом  санитарного   надзора   только   за
   нарушение им санитарных правил.
       Относительно лицензирования работ по дезинфекции,  дезинсекции
   и дератизации необходимо отметить  следующее.  В  соответствии  со
   ст. 5 Федерального закона N  158-ФЗ  "О  лицензировании  отдельных
   видов  деятельности",  Правительство РФ должно определять работы и
   услуги  по  видам  лицензируемой  деятельности  в  соответствии  с
   Общероссийским  классификатором  видов экономической деятельности,
   продукции и услуг ОК 004-93 (утв.  постановлением Госстандарта  РФ
   от 06.08.93 г.  N 17).  Согласно названного классификатора, услуги
   по дезинфекции и дезинсекции (код 7493010) отнесены к  услугам  по
   уборке зданий (код 7493000).
       Следовательно, лицензированию подлежат дезинфекционные работы,
   проводимые  в  профилактических целях в зданиях,  а не дезинфекция
   технологического оборудования.  Круг лицензируемых дезинфекционных
   работ органами СЭН необоснованно расширен.
       Требование от  предпринимателей,  реализующих  пиво  из  кегов
   лицензии  на  проведение  дезинфекционных работ,  является скрытой
   (косвенной)  формой  лицензирования  торговли  пивом   из   кегов,
   препятствующей осуществлению предпринимательской деятельности.
       На основании изложенного можно сделать вывод, что в результате
   принятия  органами  санитарно - эпидемиологического надзора мер по
   контролю качества пива из кегов ущемляются интересы  хозяйствующих
   субъектов,   работающих   на   рынке   пива,  т.к.  они  вынуждены
   дополнительно   тратить   денежные   средства    на    преодоление
   административных    барьеров   (получение   лицензии,   заключение
   договоров и т.д.).  Результатом  этого  может  явиться  сокращение
   общего  количества субъектов рынка и ограничение конкуренции,  что
   противоречит п. 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции...".
       Доводы представителей    Госсанэпиднадзора    о    том,    что
   ограничительные меры были введены в связи  с  большим  количеством
   выявленных нарушений в процессе реализации пива из кегов, не могут
   быть приняты во внимание Комиссией по следующим основаниям.
       Должностные лица   органов   санитарно  -  эпидемиологического
   надзора   контролируют   соблюдение   хозяйствующими    субъектами
   санитарных норм и правил.  Изменять эти правила (тем более вводить
   дополнительные  требования)   они   не   вправе.   При   нарушении
   предприятиями  сан.  норм и правил,  органы вправе применять к ним
   адекватные санкции,  в т.ч.  предписания  и  штрафы.  В  отдельных
   случаях работа той или иной организации может быть приостановлена.
   Перечисленные  меры  являются  эффективными  и  достаточными   для
   поддержания  благоприятной сан.  - эпид.  обстановки.  Кроме того,
   следует отметить,  что каких-либо доказательств  роста  выявленных
   нарушений представителями СЭН представлено не было.
       Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ "О конкуренции  и
   ограничении  монополистической  деятельности на товарных рынках" и
   п.  2.12 "Правил рассмотрения дел  о  нарушениях  антимонопольного
   законодательства", Комиссия
       РЕШИЛА:

       1. Признать  действия  Центра  Госсанэпиднадзора   Челябинской
   области,  выразившиеся в издании Приказа от 19.04.2000 г.  N 52/2,
   Приказа от 08.06.2000 г. N 72/3, противоречащими п. 1 ст. 7 Закона
   РФ  "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
   товарных рынках".

       2. Признать действия Центра Госсанэпиднадзора  г.  Челябинска,
   выразившиеся в навязывании хозяйствующим субъектам, осуществляющим
   реализацию пива из  кегов,  лицензирования  работ  по  дезинфекции
   собственного   оборудования,   а  также  заключения  договоров  на
   санитарную обработку оборудования с  коммерческими  организациями,
   противоречащими п.  1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
   монополистической деятельности на товарных рынках".

       3. Выдать ЦГСЭН Челябинской области предписание о  прекращении
   нарушения антимонопольного законодательства.

       4. Выдать   ЦГСЭН  г.  Челябинска  предписание  о  прекращении
   нарушения антимонопольного законодательства.

                                 Председатель Комиссии: А.В.КОНДРАШОВ

                                        Члены Комиссии: В.С.ЛИМАРЕНКО
                                                          Ю.В.НЕУЙМИН
                                                        Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ





          МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
                ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

                 ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

                              ПРЕДПИСАНИЕ
                    от 16 октября 2000 г. N 1713/4-9

       Комиссия Челябинского территориального управления Министерства
   Российской  Федерации  по  антимонопольной  политике  и  поддержке
   предпринимательства   по    рассмотрению    дел    о    нарушениях
   антимонопольного  законодательства  в  составе:    А.В. Кондрашов,
   В.С. Лимаренко, Ю.В. Неуймин, Д.Ю. Черепанов,  на основании своего
   решения от 10 октября 2000 года  по  делу  18/4/2000  о  нарушении
   Центром Госсанэпиднадзора  г. Челябинска   (454092,  г. Челябинск,
   ул. Елькина, 73)  пункта 1 статьи 7 Закона  РФ  "О  конкуренции  и
   ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
       ПРЕДПИСЫВАЕТ:

       Центру Госсанэпиднадзора г.  Челябинска  с  момента  получения
   настоящего   предписания   устранить   нарушение  антимонопольного
   законодательства, а именно:
       1. Прекратить     навязывание     хозяйствующим     субъектам,
   осуществляющим  реализацию пива из кегов,  договоров на санитарную
   обработку и дезинфекцию оборудования по разливу пива  из  кегов  с
   другими коммерческими организациями.

       2. Прекратить     навязывание     хозяйствующим     субъектам,
   осуществляющим реализацию пива из кегов,  лицензий (разрешений) на
   деятельность по проведению дезинфекционных работ.
       О выполнении   настоящего   предписания  сообщить  в  срок  до
   17.11.2000 г. в Челябинское территориальное управление МАП России.

       Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в  течение
   шести месяцев со дня его вынесения.

       Примечание. Статьей   24   Закона   РФ   "О  конкуренции  ..."
   предусмотрена административная  ответственность  за  уклонение  от
   исполнения или несвоевременного исполнения настоящего предписания.

                                 Председатель Комиссии: А.В.КОНДРАШОВ

                                        Члены Комиссии: В.С.ЛИМАРЕНКО
                                                          Ю.В.НЕУЙМИН
                                                        Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ





                    ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
             от 21 февраля 2001 г. N А76-14518/2000-46-563

       Арбитражный суд Челябинской области в составе:
       председательствующего: Каюрова С.Б.
       судей: Трапезниковой Н.Г., Тремасовой - Зиновой М.В.
       при участии в заседании:
       от истца:     Троян А.В., ст. ю/к,
                     Семенов А.И., зам. гл. гос. сан. врача,
       от ответчика: Черепанов Д.Ю.,
                     Неуймин Ю.Р., вед. спец.,
       рассмотрев   в   судебном   заседании   апелляционную   жалобу
   ЧТУ МАП РФ на решение (определение) арбитражного суда  Челябинской
   области от 20 декабря 2000 г. по делу N А76-14518/00-46-563
       Судьи: Краснихина Н.В., Альгинова С.И., Соловьева С.С.
       УСТАНОВИЛ:

       Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены.
       Челябинское территориальное управление МАП РФ  с  решением  не
   согласно, просит его отменить, ссылаясь на неизвещение его судом о
   времени и месте судебного заседания,  на  неправильное  применение
   судом норм материального права.
       Заслушав объяснения    сторон,     исследовав     и     оценив
   доказательства,  представленные  в материалах дела,  апелляционная
   инстанция установила:
       Согласно ответа  начальника  91-го отделения связи ЧТУ МАП РФ,
   заказное письмо с уведомлением N 991 не было доставлено  ответчику
   поскольку   было   вручено   по   реестру  секретарю  Челябинского
   территориального управления ФСДН.
       Таким образом,  ответчик  не  был  извещен  о  времени и месте
   судебного  заседания,  что  является  безусловным  основанием  для
   отмены решении в силу п. 2 ч. 3 ст. 158 АПК РФ.
       Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора
   в г. Челябинске обратился  с  иском  о  признании недействительным
   предписания Челябинского территориального управления  Министерства
   РФ по антимонопольной  политике  и  поддержке  предпринимательства
   N 1713/4-9 от 16.10.2000 г.
       Основанием к признанию  недействительным  ненормативного  акта
   государственного органа является в соответствии со ст. 22  АПК  РФ
   несоответствие его законам и иным  нормативно - правовым  актам  и
   нарушение прав и законных интересов организаций и граждан.
       Основанием к выдаче предписания явилось  решение  ЧТУ  МАП  от
   10.12.2000 г.,  вынесенное  по  результатам  рассмотрения  дела  о
   нарушениях антимонопольного законодательства, допущенного  истцом.
   Нарушение  антимонопольного  законодательства,  согласно  решения,
   выражается  в  навязывании  истцом   хозяйствующими    субъектами,
   осуществляющими реализацию пива из кегов, лицензирования работ  по
   дезинфекции  собственного  оборудования,  а    также    заключения
   договоров на санитарную  обработку  оборудования  с  коммерческими
   организациями,    что   противоречит    п. 1 ст. 7    Закона РФ "О
   конкуренции и  ограничении   монополистической   деятельности   на
   товарных рынках".
       Оспаривая предписание, истец считает, что постановление  N 780
   от 22.06.2000 г.,   вынесенное  им  на  основании  приказа  Центра
   госсанэпиднадзора по Челябинской области N 52 53 от 19.04.2000 г.,
   соответствует    Закону  РФ    "О   санитарно - эпидемиологическом
   благополучии  населения",  "Санитарным  правилам  для  предприятий
   продовольственной торговли" СаНПиН  2.3.5.021-94  "Технологической
   инструкции  по  санитарной  обработке  и  заполнению  кегов"    ТИ
   10-0503115331-1231-96, не нарушает права и интересы  хозяйствующих
   субъектов.
       Поводом к изданию приказа и постановления явилось  обнаружение
   большого количества лабораторных проб пива, имеющих  нестандартные
   показатели микробиологического контроля.  В связи  с  этим,  истец
   указал хозяйствующим субъектам на необходимость замены санитарно -
   эпидемиологических  заключений   старого  образца  на  санитарно -
   эпидемиологические   заключения  нового    образца    на    каждое
   разливочное устройство отдельно.  Выдача заключений нового образца
   производится на основании лицензии на  выполнение  дезинфекционных
   работ  или  договора  на  проведение  дезинфекции  и    санитарией
   обработки разливочных устройств с организациями, имеющими лицензии
   на выполнение дезинфекционных работ.
       За несвоевременное оформление заключений  возможно  применение
   административной  ответственности.  По  мнению  истца,  санитарная
   обработка является разновидностью работ по дезинфекции, и  в связи
   с этим  на  проведение  санитарной  обработки необходимо получение
   лицензии.
       Согласно ч. 3 ст. 39 Закона  "О санитарно - эпидемиологическом
   благополучии населения",  соблюдение  санитарных  правил  является
   обязательным  для  граждан,  индивидуальных  предпринимателей    и
   юридических лиц.
       В соответствии    с    п.    3.10.13    СанПин   2.3.5.021-94,
   изотермические  емкости  и  коммуникации  подвергаются  санитарной
   обработке  в  процессе  эксплуатации:  после  каждого освобождения
   емкости - промывание проточной водопроводной водой, периодически -
   мойке  и  дезинфекции.  При  этом,  промывку  и  мойку  емкостей и
   коммуникаций  осуществляют  работники  торговых   предприятий,   а
   дезинфекцию - завод - изготовитель, поставщик напитков.
       Пункт 4.5 Технологической инструкции по санитарной обработке и
   заполнению   кегов   ТИ  10-05031531-1231-96  определяет  существо
   санитарной обработки устройств разлива пива  из  кегов:  ежедневно
   после окончания работы систему розлива напитков из кегов промывают
   холодной питьевой водой,  одновременно промывая краны  полива.  Не
   менее  одного  раза  в  неделю санитарная обработка систем розлива
   должна проводится путем ее промывания питьевой водой с последующей
   обработкой  раствором  дезинфицирующего  средства,  разрешенного к
   применению для этой цели органами Госсанэпиднадзора.
       Санитарными правилами   также   установлено,   что  работники,
   имеющие по роду выполнения работы непосредственное соприкосновение
   с   продуктами,   посудой,   с   производственным   инвентарем   и
   оборудованием,  должны проходить гигиеническую подготовку, сдавать
   зачет  один раз в год по установленной программе.  Санитарный врач
   имеет право отстранить от работы лиц,  не знающих и не выполняющих
   санитарные  правила  при работе,  до сдачи зачета по установленной
   программе (п.  3.14.2).  Ответственность за соблюдение  санитарных
   правил возлагается на руководителя предприятия (п. 3.16.2).
       Таким образом, санитарные правила устанавливают обязанность по
   проведению    санитарной    обработки     при        осуществлении
   продовольственной торговли и ответственность за  их  несоблюдение.
   При этом проведение  санитарной  обработки  является  обязанностью
   предприятий, непосредственно осуществляющих торговлю  и  не  может
   быть возложена на третьих лиц.
       Подмена понятия  -  "санитарная  обработка"  на   "работы   по
   дезинфекции"  фактически  изменяет  требования  санитарных правил,
   предъявляя дополнительные требования. Подобные полномочия у Центра
   госсанэпиднадзора по г. Челябинску отсутствуют.
       По смыслу ч.  2 ст.  421,  ч.  1 ст.  51 Закона "О санитарно -
   эпидемиологическом    благополучии    населения",    санитарно   -
   эпидемиологические заключения выдаются  на  основании  результатов
   санитарно    -    эпидемиологических   экспертиз,   расследований,
   обследований,  исследований,  испытаний,   и   т.д.   по   каждому
   конкретному факту,  конкретному лицу. Но в Законе не предусмотрены
   полномочия  Главного   государственного   санитарного   врача   на
   вынесение  постановлений  о прекращении срока действия санитарно -
   эпидемиологических заключений ни  по  каким  основаниям.  Также  в
   Законе   отсутствуют   основания  привлечения  к  административном
   ответственности, указанные в постановлении N 780 от 28.06.2000 г.
       Кроме того,    согласно    ст.    1    Закона,   санитарно   -
   эпидемиологическое   заключение   -    документ,    удостоверяющий
   соответствие  (несоответствие)  санитарным правилам факторов среды
   обитания,  хозяйственной и иной деятельности,  продукции  работ  и
   услуг, но не объема представленных документов.
       Таким образом,  постановление истца не основано  на  Законе  и
   действительно      создает     препятствия     к     осуществлению
   предпринимательской деятельности в  области  розничной  реализации
   пива   из  кегов,  поскольку  вводит  дополнительные  условия  для
   осуществления такой деятельности.
       Истец не   представил   суду   документального   подтверждения
   увеличения нестандартных показателей микробиологического  контроля
   при реализации пива, а также нарушений санитарных норм.
       Более того,  постановление  N  780   от   28.06.2000   г.   не
   преследовало   цели   улучшения   санитарно  -  эпидемиологической
   обстановки, т.к. на заседании Комиссии ЧТУ МАП представители истца
   дали  пояснения,  что  не  вправе  контролировать  качество работ,
   проводимых  предприятиями,  имеющими  лицензию   на   производство
   дезинфекционных   работ.   Ответственность   будет  применяться  к
   предприятиям торговли.
       Учитывая изложенное,   доводы  истца  о  нарушении  ответчиком
   закона,  а также  законных  прав  и  интересов  истца  не  находят
   подтверждения  в  материалах дела,  в связи с чем в удовлетворении
   исковых требований следует отказать.
       С учетом изложенного,  руководствуясь ст.ст. 134, 157, 159 АПК
   РФ, арбитражный суд
       ПОСТАНОВИЛ:

       Решение от 20 декабря 2000 г., по делу N А76-14518/2000-46-56З
   отменить.
       В удовлетворении исковых требований отказать.

                                    Председательствующий: П.Б.КАЮРОВА

                                             Судьи: Н.Г.ТРАПЕЗНИКОВОЙ
                                             М.В.ТРЕМАСОВОЙ - ЗИНОВОЙ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz