Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Челябинской области

Архив (обновление)

 

ПИСЬМО ДЕПАРТАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.04.99 N 578 О ПОДГОТОВКЕ КРАТКОГО КОММЕНТАРИЯ К НАЛОГОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

(по состоянию на 21 июля 2006 года)

<<< Назад


               МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

             ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
               ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

                                 ПИСЬМО
                       от 30 апреля 1999 г. N 578

       Юридическим отделом  Департамента ФГСЗН по Челябинской области
   подготовлен краткий комментарий к налоговому законодательству.
       Обязываю  в  деятельности   отделов   руководствоваться   этим
   комментарием.

                                                         Руководитель
                                                   Департамента ФГСЗН
                                                  Челябинской области
                                                          Л.П.ШУШАРИН





                          КРАТКИЙ КОММЕНТАРИЙ
                     К НАЛОГОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

       С  1 января   1999 года   введена  в  действие   первая  часть
   Налогового   кодекса   Российской   Федерации,   который   призван
   урегулировать  отношения  в  сфере отечественного налогообложения.
   Важно отметить,  что первая  часть  Налогового  кодекса  сохранила
   преемственность  принципиальных  положений  Закона  РФ "Об основах
   налоговой системы в Российской  Федерации",  действующего  с  1992
   года,  который  теперь  признан  утратившим  силу,  за исключением
   пункта 2 статьи 18 и статей 19-21 (ст. 2  Федерального  закона  "О
   введении  в  действие  части  первой Налогового кодекса Российской
   Федерации", далее - Вводный закон).
       Несомненно, Налоговый    кодекс    отличается   содержательной
   новизной  большинства  его  положений.   Он   представляет   собой
   своеобразную   налоговую  конституцию  и,  кроме  того,  позволяет
   обеспечить внутреннюю согласованность,  целостность, системность и
   полноту правового регулирования налоговых отношений.

       1. Налоговым    кодексом    установлено,    что    в    состав
   законодательства о налогах и сборах входят:
       - Налоговый кодекс (высший уровень);
       - федеральные налоговые законы;
       - законы    и    иные    нормативные    акты   законодательных
   (представительных) органов субъектов федерации;
       - нормативные    акты    представительных   органов   местного
   самоуправления.
       Настоящий кодекс  устанавливает  систему налогов,  взимаемых в
   федеральный бюджет,  а  также  общие  принципы  налогообложения  и
   сборов в Российской Федерации, в том числе:
       - определяет виды налогов и  сборов,  взимаемых  в  Российской
   Федерации;
       - устанавливает    основания     возникновения     (изменения,
   прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и
   (или) сборов;
       - определяет  основные  начала  установления  налогов и сборов
   субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;
       - устанавливает   права   и   обязанности  налогоплательщиков,
   налоговых органов и других участников отношений;
       - определяет формы и методы налогового контроля;
       - устанавливает  ответственность   за   совершение   налоговых
   правонарушений;
       - устанавливает  порядок  обжалования  действий  (бездействия)
   налоговых органов и их должностных лиц.

       2. Часть  первая  Кодекса  меняет  представление  о субъектном
   составе налогоплательщиков.  Теперь наряду  с  физическими  лицами
   среди   российских   организаций  только  организации,  являющиеся
   юридическими  лицами,  могут  быть  признаны  налогоплательщиками.
   Такой  вывод  следует  из  статьи 19   Кодекса,  которая  признает
   налогоплательщиками организации,  и  пункта 2  статьи 11,  который
   определяет    российскую   организацию   как   юридическое   лицо,
   образованное  в  соответствии   с   законодательством   Российской
   Федерации.
       Филиалы и иные обособленные подразделения  юридических  лиц  в
   порядке,   предусмотренном   Кодексом,   будут   только  выполнять
   обязанности этих организаций по уплате налогов на той  территории,
   на   которой   эти   филиалы  и  иные  обособленные  подразделения
   осуществляют функции юридического лица  (ч. 2 ст. 19  Кодекса). Из
   данного  положения вытекает следующий вывод:  с вступлением в силу
   Налогового  кодекса  филиалы  и  иные  обособленные  подразделения
   перестают выступать самостоятельными налогоплательщиками, т.к.  не
   несут обязанности по уплате налогов,  а лишь исполняют обязанность
   юридического лица (организации, чьими структурными подразделениями
   они  являются)  по  уплате  налогов.  При  выполнении  обязанности
   организации  по  уплате  налогов  и сборов филиалы выступают не от
   своего имени,  а от имени организации и не являются сами  по  себе
   носителями таких прав и обязанностей.
       Надо обратить внимание и на такой момент.  В  соответствии  со
   ст. 5  "вводного  закона"  до  введения  в  действие  части второй
   Кодекса в части 1 статьи 19 Кодекса ссылки  на  положения  Кодекса
   приравниваются  к  ссылкам на Закон об основах налоговой системы и
   отдельные  законы  о  налогах,  устанавливающие   порядок   уплаты
   конкретных налогов.  Следовательно, определение налогоплательщиков
   (за исключением  филиалов  (применительно  к  каждому  конкретному
   налогу с 1 января 1999 года и до тех пор,  пока не будет принята и
   не вступит в силу часть вторая Налогового кодекса,  осуществляется
   в  соответствии  с  положениями  действующих  законов о конкретных
   налогах (ст. 1  Закона  о  налоге  на  прибыль,  ст. 1   Закона  о
   подоходном налоге и т.д.).

       3. В   Российской   Федерации   устанавливаются   и  взимаются
   следующие виды налогов  и  сборов:  федеральные  налоги  и  сборы,
   налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее региональные)
   и местные налоги и сборы.
       К федеральным налогам и сборам (ст. 13 Кодекса) относятся:
       - налог на добавленную стоимость;
       - акцизы на отдельные виды товаров (услуг);
       - налог на прибыль (доход) организаций;
       - налог на доходы от капитала;
       - подоходный налог с физических лиц;
       - взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
       - государственная пошлина;
       - таможенная пошлина и таможенные сборы;
       - налог на пользование недрами;
       - лесной налог;
       - водный налог;
       - экологический налог;
       - федеральные лицензионные сборы и другие.
       К региональным налогам и сборам (ст. 14 Кодекса) относятся:
       - налог на имущество организаций;
       - налог на недвижимость;
       - дорожный налог;
       - транспортный налог;
       - налог с продаж;
       - налог на игорный бизнес;
       - региональные лицензионные сборы.
       При введении  в  действие  налога на недвижимость прекращается
   действие  на  территории  соответствующего   субъекта   Российской
   Федерации  налога  на  имущество организаций,  налога на имущество
   физических лиц и земельного налога.
       К местным налогам и сборам (ст. 15 Кодекса) относятся:
       - земельный налог;
       - налог на имущество физических лиц;
       - налог на рекламу;
       - налог на наследование или дарение;
       - местные лицензионные сборы.
       В соответствии  с  п. 5 ст. 12  Налогового кодекса РФ субъекты
   федерации и представительные  органы  местного  самоуправления  не
   могут устанавливать региональные или местные налоги и (или) сборы,
   не предусмотренные статьями 14 и 15 Кодекса.
       Следует иметь  в виду,  что в соответствии со ст. 3  "вводного
   закона" статьи 12-15 Кодекса вводятся в действие со дня введения в
   действие части второй Кодекса, а не с 1 января 1999 года.
       Устанавливая региональный или местный налог,  представительные
   органы  субъектов  РФ  и  местного  самоуправления  соответственно
   самостоятельно определяют лишь отдельные элементы налогообложения,
   а  именно  -  налоговые  льготы,  налоговую ставку (но в пределах,
   устанавливаемых  Кодексом),  порядок  и   сроки   уплаты   налога,
   устанавливают  формы  отчетности по соответствующему региональному
   или местному налогу.  Другие элементы налогообложения по местным и
   региональным налогам, такие как  объект налогообложения, налоговый
   период, налоговая база, порядок исчисления налога, устанавливаются
   только Кодексом.

       4. В    Налоговом    кодексе   значительно   расширены   права
   налогоплательщиков.  Некоторые  права  законодательно   закреплены
   впервые  (например:  получать  от налоговых органов по месту учета
   бесплатную   информацию   о   действующих   налогах   и    сборах,
   законодательстве  о  налогах  и  сборах,  о  правах и обязанностях
   налогоплательщиков и  налоговых  органов;  получать  от  налоговых
   органов    письменные    разъяснения    по   вопросам   применения
   законодательства о налогах и сборах  и  др.).  Порядок направления
   запросов  и  выдачи  информации должен соответствовать требованиям
   Федерального  закона  от  20 февраля  1995 года   "Об  информации,
   информатизации и защите информации".
       Пункт 1 статьи 23 Кодекса предусматривает основные обязанности
   налогоплательщика,   важнейшей  из  которых  является  обязанность
   уплачивать законно установленные налоги.
       Следует иметь   в   виду,   что,   несмотря  на  то,  что  про
   бухгалтерский учет Налоговый кодекс не упоминает,  обязанность  по
   его   ведению  установлена  для  всех  предприятий  и  организаций
   Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
       В силу  ст. 17 ФЗ  "О бухгалтерском учете" организации обязаны
   хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета
   и  бухгалтерскую  отчетность  в течение сроков,  устанавливаемых в
   соответствии с правилами  организации  государственного  архивного
   дела,  но  не менее пяти лет со дня их исполнения.  Таким образом,
   несмотря  на  то,  что  в  соответствии   с   Налоговым   кодексом
   налогоплательщик    обязан    обеспечивать    сохранность   данных
   бухгалтерского  учета  в  течение  3  (трех)  лет,  срок  хранения
   бухгалтерских  документов  не  может  быть менее пяти лет.  Другие
   документы,  необходимые для исчисления и уплаты налогов,  а  также
   документы,  подтверждающие  полученные  доходы  (для организаций -
   также и произведенные расходы) и уплаченные  (удержанные)  налоги,
   должны храниться налогоплательщиками не менее трех лет.
       Налогоплательщики - организации обязаны сообщать  в  налоговый
   орган по месту их учета:
       - об открытии или закрытии расчетных (банковских) счетов  -  в
   пятидневный срок;
       - обо   всех   обособленных   подразделениях,   созданных   на
   территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца
   со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
       - о     прекращении     своей     деятельности,   объявлении о
   несостоятельности (банкротстве),  ликвидации или реорганизации - в
   срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
       - об изменении своего места нахождения  -  в  срок  не позднее
   десяти дней со дня принятия такого решения.
       За невыполнение  данных  обязанностей  налогоплательщик  несет
   ответственность в соответствии с законодательством РФ.

       5. В   Налоговом   кодексе   впервые  четко  закреплен  статус
   налоговых  агентов  как   самостоятельных   участников   налоговых
   правоотношений.  Налоговыми  агентами признаются лица,  на которых
   возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика
   и   перечислению  в  соответствующий  бюджет  (внебюджетный  фонд)
   налогов (ст. 24  Кодекса). Налоговые агенты имеют те же права, что
   и налогоплательщики.
       Институт налоговых агентов фактически существовал  и  ранее  и
   обозначался  в  нормативных  правовых  актах как "источник выплаты
   доходов налогоплательщику".
       Следует обратить  внимание  на то,  что обязанности налогового
   агента могут быть возложены только на те организации и  физических
   лиц,     которые     являются     источником    выплаты    доходов
   налогоплательщику,  т.е.  от  которых  налогоплательщик   получает
   доход.
       Статус налоговых агентов  характеризуется  тем,  что  с  одной
   стороны,  они  выступают  по  отношению  к  налогоплательщику  как
   представители  фискальных  органов,  исчисляющие  и   удерживающие
   налоги, при этом не обладая какими-либо правами налоговых органов,
   а  с  другой  стороны  -  по отношению  к  налоговому  органу  они
   выступают  как  обязанные лица,  обладающие статусом,  аналогичным
   статусу налогоплательщика.

       6. Часть  первая  Налогового  кодекса  содержит   значительные
   изменения     законодательства,     относящегося     к    объектам
   налогообложения.
       Объектами налогообложения  могут являться имущество,  прибыль,
   доход,  стоимость  реализованных   товаров   (выполненных   работ,
   оказанных  услуг),  либо  иное  экономическое  основание,  имеющее
   стоимостную,  количественную  или  физическую  характеристики,   с
   наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и
   сборах связывает возникновение обязанности по уплате налогов.
       Ст. 40  Кодекса  вводит принципиальное правило,  что для целей
   налогообложения  принимается  цена  товаров,  работ   или   услуг,
   указанная сторонами сделки.  Налоговые органы могут контролировать
   правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
       - между взаимозависимыми лицами, понятие которых дано в статье
   20 Кодекса;
       - по товарообменным (бартерным) операциям;
       - при значительном колебании (более чем на 30 %)  уровня  цен,
   применяемых  налогоплательщиком  по  идентичным товарам в пределах
   непродолжительного периода времени.

       7. Значительные  новшества  вносит  Кодекс   в   регулирование
   отношений  по  исполнению  налоговой  обязанности. Устанавливается
   (п. 2  ст. 45),  что  обязанность   по  уплате  налога   считается
   исполненной  налогоплательщиком  с  момента  предъявления  в  банк
   поручения на уплату  налога  при  наличии  достаточного  денежного
   остатка на его счете.
       Неисполнение налогоплательщиком  добровольно  обязанности   по
   уплате  налога влечет принудительное взыскание с него сумм налога.
   При этом предусматривается,  что  налоговым  органом  направляется
   налогоплательщику требование об уплате налога (ст. 69 Кодекса). По
   истечении указанного  в  таком  требовании  срока  его  исполнения
   начинает   действовать  механизм  принудительного  взыскания  сумм
   налога.  Он   различен   для   организаций   и   для   граждан   и
   предпринимателей.
       С организаций  налог  по   общему   правилу   взыскивается   в
   бесспорном   порядке  (ст. 45  Кодекса).  Решение  о  взыскании  в
   бесспорном  порядке  налога  с  организации   должно   приниматься
   налоговым  органом  в  пределах  10-дневного срока после истечения
   указанного выше срока  требования  об  уплате  налога.  Решение  о
   взыскании  доводится  до  сведения  налогоплательщика не позднее 5
   дней после его вынесения.  Такое  решение  о  взыскании  налога  с
   организации  в бесспорном порядке осуществляется путем направления
   в   банк,   в    котором    открыты    счета    налогоплательщика,
   соответствующего   инкассового   поручения   (распоряжения).   Оно
   подлежит   безусловному   исполнению   банком    в    очередности,
   установленной  гражданским законодательством.  При этом необходимо
   иметь в виду норму Федерального закона "О федеральном  бюджете  на
   1999 год"  (ст. 23), которая устанавливает, что впредь до внесения
   изменений  в  соответствии  с  решением  Конституционного  Суда  в
   пункт 2 статьи 855  ГК РФ  платежи  в  бюджет и внебюджетные фонды
   относятся вместе со средствами на оплату труда к  третьей  очереди
   списания со счета должника.
       Как видно,  в принципиальном плане  (возможность  взыскания  с
   организации недоимки в бесспорном порядке) Кодекс сохранил прежний
   подход законодательства и  практики  его  применения.  Но  есть  и
   отличие.  Оно  состоит  в  том,  что  в  случаях,  предусмотренных
   Кодексом, взыскание недоимки с организаций производится в судебном
   порядке. Сюда относятся случаи, когда обязанность по уплате налога
   основана на изменении налоговым органом:
       - юридической       квалификации      сделок,      заключенных
   налогоплательщиком с третьими лицами;
       - юридической  квалификации  статуса  и характера деятельности
   налогоплательщика  (п. 1 ст. 45  Кодекса), а также когда налоговым
   органом   пропущен  для  принятия  решения  о  взыскании  недоимки
   10-дневный срок после истечения  срока  исполнения  требования  об
   уплате налога (п. 3 ст. 46 Кодекса).
       При бесспорном взыскании с организаций налога налоговый  орган
   вправе  осуществлять  взыскание не только за счет денежных средств
   налогоплательщика,  но и за счет  его имущества (ст. 47  Кодекса).
   Обращение    взыскания     на     иное   имущество   организации -
   налогоплательщика производится по решению руководителя  налогового
   органа  путем  направления в течение трех дней с момента вынесения
   такого решения соответствующего постановления судебному приставу -
   исполнителю  для  исполнения  в  порядке,  предусмотренном  ФЗ "Об
   исполнительном производстве".
       Иными словами,  и  здесь  не  требуется  обращения  налогового
   органа  в  суд,  но данная норма вводится  в  действие  с 1 января
   2000 года.
       Положения о взыскании недоимки  применяются  и  при  взыскании
   пени за несвоевременную уплату налога (п. 9  ст. 46,  п. 6. ст. 75
   Кодекса).

       8. К  сфере   исполнения   налоговой   обязанности   относятся
   предусматриваемые  Кодексом  способы  обеспечения  ее  исполнения:
   залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по
   счетам  в  банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика
   (ст. 72 п. 1).
       Залог и  поручительство могут иметь место при изменении сроков
   исполнения обязанностей  по  уплате  налога.  Изменение  же  срока
   уплаты   налога   осуществляется   в  форме  отсрочки,  рассрочки,
   налогового  кредита,  инвестиционного налогового  кредита  (ст. 61
   Кодекса).   К   залогу   имущества  и  поручительству  применяются
   положения   гражданского   законодательства,    если    иное    не
   предусмотрено  законодательством о налогах .  В частности,  Кодекс
   устанавливает,  что договор поручительства подлежит регистрации  в
   налоговом органе (п. 6 ст. 74).
       Статья 75 Кодекса регулирует достаточно традиционный  институт
   пени.   Но  впервые  в  налоговом  законодательстве  это  делается
   комплексно и  с  необходимой  детализацией.  Устанавливается,  что
   процентная   ставка   пени   принимается  равной  одной  трехсотой
   действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка
   Российской  Федерации,  но  не более 0,1 процента в день.  Во всех
   случаях сумма пени не может превышать неуплаченную сумму налога.
       Решение о приостановления операций по счетам налогоплательщика
   может быть принято только  одновременно  с  вынесением  решения  о
   взыскании   налога.   Приостановление   операций   по   счетам  не
   распространяется на  платежи,  очередность  исполнения  которых  в
   соответствии    с   гражданским   законодательством   предшествует
   исполнению обязанности по уплате налога (ст. 76 Кодекса).
       Арест имущества   производится  налоговым  органом  с  санкции
   прокурора (ст. 77 Кодекса).
       Изменение срока  уплаты  налога и сбора осуществляется в форме
   отсрочки,   рассрочки,   налогового    кредита,    инвестиционного
   налогового кредита.  Отсрочка или рассрочка по уплате налога может
   предоставляться на срок от одного до шести месяцев  соответственно
   с  единовременной  или  поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы
   задолженности.
       Данная льгота  может  быть  предоставлена  при наличии хотя бы
   одного из следующих оснований:
       - причинения   этому   лицу  (должнику)  ущерба  в  результате
   стихийного   бедствия,   технологической   катастрофы   или   иных
   обстоятельств непреодолимой силы;
       - задержки этому лицу финансирования  из  бюджета  или  оплаты
   выполненного этим лицом государственного заказа;
       - угрозы  банкротства  этого  лица  в  случае   единовременной
   выплаты им налога;
       - если производство и  (или)  реализация  товаров,  работ  или
   услуг лицом носит сезонный характер, и других.

       9. Глава 14  Кодекса  устанавливает  правила  государственного
   учета организаций и физических лиц в качестве налогоплательщиков.
       В целях   проведения   налогового  контроля  налогоплательщики
   подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно  по
   месту  нахождения  организации,  месту  нахождения  ее  филиалов и
   представительств,  а также по месту нахождения  принадлежащего  им
   недвижимого   имущества   и   транспортных   средств,   подлежащих
   налогообложению.
       Организация, в   состав   которой   входят   филиалы  и  (или)
   представительства,   расположенные   на   территории    Российской
   Федерации,  а  также  в собственности которой находится подлежащее
   налогообложению недвижимое имущество,  обязана встать  на  учет  в
   качестве  налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту
   нахождения,  так и по месту нахождения каждого  своего  филиала  и
   месту   нахождения   принадлежащего  ей  недвижимого  имущества  и
   транспортных средств (статья 83 Кодекса).
       Заявление о   постановке   на   учет  организации  подается  в
   налоговый  орган  в  течение  10  дней  после  ее  государственной
   регистрации,  а  при  осуществлении  деятельности через филиал - в
   течение 10 дней после создания филиала.
       Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения
   подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных
   средств  подается  в  налоговый орган в течение 30 дней со дня его
   регистрации. Данный срок исчисляется:
       - при  приобретении недвижимого имущества - с даты регистрации
   права   собственности   в  соответствии  с  п. 1  ст. 131  ГК  РФ,
   Федеральным  законом "О регистрации прав на недвижимое имущество и
   сделок с ним";
       - при  приобретении  транспортных средств - с даты регистрации
   транспортных средств в соответствии с постановлением Правительства
   РФ  от  12  августа  1994 г.  N 938 "О государственной регистрации
   автомототранспортных средств и других видов самоходной техники  на
   территории Российской Федерации".
       При подаче  заявления   организация   представляет   в   одном
   экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства
   о  регистрации  учредительных  документов  и  других   документов,
   подтверждающих создание организации.
       Об изменениях в уставных  и  других  учредительных  документах
   организаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов и
   представительств,  изменением  места   нахождения,   а   также   о
   разрешении    заниматься    лицензируемыми   видами   деятельности
   организации обязаны уведомлять налоговый орган в 10-дневный срок с
   момента регистрации изменений в учредительных документах.
       Каждому налогоплательщику присваивается единый по  всем  видам
   налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика.

       10. Особо   принципиальные  новеллы  содержатся  в  положениях
   Кодекса, относящихся к ответственности за неисполнение обязанности
   по уплате налога.
       В отличие   от   прежнего   законодательства   Кодекс    четко
   разграничивает  вопросы  исполнения  самой налоговой обязанности и
   вопросы ответственности за  совершение  налоговых  правонарушений.
   Делается  это по многим составляющим,  в том числе и по основаниям
   возникновения,  и по  механизму  взыскания  недоимки  и  налоговых
   санкций.
       Теперь не  будет  таких  правонарушений,  как   сокрытие   или
   занижение  дохода (прибыли) либо сокрытие или неучет иного объекта
   налогообложения,  которые составляли раньше основную массу  дел  в
   судах.  Появились новые конкретные составы:  неуплата или неполная
   уплата сумм налога в результате занижения  налогооблагаемой  базы.
   Сюда же можно отнести и состав, установленный пунктом 3 статьи 120
   Кодекса:  грубое нарушение организацией  правил  учета  доходов  и
   расходов и объектов налогообложения.
       Привлечение к   ответственности   за   совершение   налогового
   правонарушения  возможно  только  в  пределах  трех лет со дня его
   совершения либо для отдельных  правонарушений  со  следующего  дня
   после  окончания  налогового  периода,  в  течение  которого  было
   совершено это правонарушение (ст. 113 Кодекса).
       Налоговые санкции   устанавливаются   в  виде  штрафов.  Новым
   является то, что при наличии смягчающих обстоятельств (их перечень
   указан  в  п. 1 ст. 112 Кодекса) размер штрафа подлежит уменьшению
   не менее чем в два раза  по  сравнению  с  размером  установленных
   законом (ст. 114 Кодекса).
       При наличии отягчающего обстоятельства  (п. 2 ст. 112)  размер
   штрафа увеличивается на 100 процентов.
       При применении  налоговых  санкций  не   применяется   принцип
   поглощения менее строгой санкции более строгой.
       Взыскание налоговых санкций в отличие от взыскания сумм налога
   и  пени  производится  в  судебном порядке как с граждан,  так и с
   организаций.
       Устанавливается срок  давности  взыскания  налоговых  санкций.
   Обращение налоговых органов в суд возможно не позднее 3 месяцев со
   дня    обнаружения   налогового   правонарушения   и   составления
   соответствующего  акта  (ст. 115).  Исполнение   решений  судов  о
   взыскании налоговых санкций производится в порядке,  установленном
   законодательством об исполнительном производстве.
       Модернизированы в  Кодексе  составы  правонарушений со стороны
   банков при ненадлежащем исполнении ими обязанностей (глава 18).  В
   частности   предусмотрен   такой  состав,  как  совершение  банком
   действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете
   налогоплательщика,   в   отношении   которого  в  банке  находится
   инкассовое поручение налогового органа (п. 2 ст. 133 Кодекса).
       В этой   связи   надо  иметь  в  виду,  что  штрафы  с  банков
   взыскиваются в порядке,  аналогичном порядку взыскания санкций  за
   налоговые правонарушения, а пени взыскиваются в бесспорном порядке
   (ст. 136 Кодекса).
       В соответствии  со  статьей  8  Вводного  закона  часть первая
   Кодекса применяется к отношениям,  возникшим после введения  ее  в
   действие.  Поэтому,  изложенные  положения  об  ответственности за
   нарушение налогового законодательства подлежат применению только к
   правонарушениям, совершенным с 1 января 1999 года.
       Решения  о  взыскании  налоговых  санкций,   вынесенные  после
   1 января  1999  г.,  принудительно  исполняются  только по решению
   суда.
       Кодекс устанавливает   также   возможность    обжалования    в
   арбитражный суд нормативных актов налоговых органов.
       Акты налоговых   органов,   действия   или   бездействие    их
   должностных   лиц   могут  быть  обжалованы  также  в  вышестоящий
   налоговый орган.  Подача жалобы в вышестоящий налоговый  орган  не
   исключает   права   на   одновременную   или   последующую  подачу
   аналогичной жалобы в суд.

       11. Учитывая,  что до введения в действие части второй Кодекса
   сохраняют свою силу статьи 19-21 Закона РФ N "Об основах налоговой
   системы в Российской Федерации" (ст. 2 "Вводного закона"), то есть
   сохраняется  действие  нынешних  видов налогов,  следует учитывать
   следующее:
       Органы службы  занятости,  как некоммерческие организации,  не
   являются  плательщиками  федеральных  налогов  на  прибыль  и   на
   добавленную стоимость за некоторыми исключениями.
       В соответствии со статьей 1 (п. 1, п/п "а") и статьей 2  п. 10
   Закона РФ  "О  налоге  на прибыль"  бюджетные организации и другие
   некоммерческие организации, обладающие статусом юридического лица,
   имеющие  доходы  от  предпринимательской деятельности,  уплачивают
   налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения  доходов
   над расходами.
       Департамент ФГСЗН уплачивает  налог  на  прибыль  со  средств,
   поступивших  на  счет  территориальных  отделов  в  качестве платы
   (процентов) за пользование суммами финансовой помощи,  а также  со
   средств, поступивших от оказания платных услуг.
       Ставка налога на прибыль,  зачисляемого в федеральный  бюджет,
   устанавливается  в  размере  11  процентов.  В  бюджеты  субъектов
   Российской Федерации зачисляется налог на прибыль  предприятий  по
   ставкам,   установленным   законодательными   органами   субъектов
   Российской Федерации, в размере не свыше 19 процентов.
       При исчислении  налога  на  прибыль  следует руководствоваться
   Инструкцией ГНС РФ от 20.08.98 г.  N 48 "О  порядке  исчисления  и
   уплаты   в  бюджет  налога  на  прибыль  бюджетными  организациями
   (учреждениями) и представления отчетности в налоговые  органы"  (в
   редакции изм. и доп. N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 12.01.99 г.
   N ГБ-3-02/7).
       Налог на   добавленную   стоимость   органы  службы  занятости
   уплачивают  только с выручки  от  оказания платных услуг по ставке
   20 процентов.
       На основании Закона РФ  от 18.10.91 г.  N 1759-1  "О  дорожных
   фондах  в Российской Федерации" органы службы занятости уплачивают
   в дорожные фонды следующие налоги: налог с владельцев транспортных
   средств,  налог  на  приобретение  автотранспортных  средств и при
   наличии выручки - налог на пользователей автомобильных дорог.
       Налог на  пользователей  автомобильных дорог уплачивает только
   Департамент, как юридическое лицо при наличии выручки от оказанных
   работ,  услуг  по  месту  нахождения каждого филиала и по ставкам,
   действующим на территории нахождения этих филиалов.  Данный  налог
   перечисляется   плательщиком   раздельно   на  счета  Федерального
   дорожного фонда РФ и территориальных дорожных фондов.
       Налог с  владельцев  транспортных  средств  уплачивают  органы
   службы  занятости,  имеющие  транспортные  средства,  в  размерах,
   установленных   статьей  6   данного  закона.   Исчисление  налога
   осуществляется исходя  из  суммарной  мощности  двигателя  каждого
   наименования    объекта   налогообложения,   марки   транспортного
   средства,  а  также  размера  годового  налога  с  каждой  единицы
   мощности двигателя.
       Налог с   владельцев    транспортных    средств    исчисляется
   юридическим  лицом  на  основании  данных  бухгалтерского учета по
   состоянию на первое число месяца,  предшествующего тому, в котором
   производится    уплата   налога,   и   полностью   зачисляется   в
   территориальные дорожные фонды.
       Налог на   приобретение  автотранспортных  средств  уплачивают
   органы службы занятости,  приобретающие автотранспортные  средства
   путем  купли - продажи,  мены,  лизинга и взносов в Уставный фонд.
   Уплата   налога   производится   по    месту    регистрации    или
   перерегистрации автотранспортного средства.  Налог на приобретение
   автотранспортных   средств  устанавливается  в  размере  20 %   от
   продажной  цены  (без  налога  на добавленную стоимость и акцизов)
   грузовых   автомобилей,   автобусов,   автомобилей   и    легковых
   автомобилей  и  полностью  зачисляется  в территориальные дорожные
   фонды.
       Федеральным законом  РФ  от 31 марта 1999 года N 65-ФЗ внесены
   изменения в Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц".
       В пункте 4  и  в п.п. "б" п. 6 статьи 3  Закона при уменьшении
   совокупного  дохода,  полученного   в   налогооблагаемом   периоде
   физическими  лицами  слова "5000 рублей" и "20000 рублей" заменены
   соответственно словами "10000 рублей" и "30000 рублей".
       Добавлен подпункт:   "вдов   (вдовцов),   одиноких  родителей,
   опекунов или  попечителей,  разведенных  супругов,  не  получающих
   алименты  на  содержание детей,  вычеты,  предусмотренные абзацами
   вторым - четвертым п.п. "б" п. 6 производятся в двойном размере".
       В  статье 6   изменены  ставки  налога.  Подоходный   налог  с
   облагаемого совокупного дохода, полученного в 1999 году, взимается
   по следующим ставкам:
       При  доходе до  30000 руб. - 3 % налога в федеральный бюджет и
   9 % - в бюджет субъекта Российской Федерации;
       при доходе от 30001 до 60000 руб. - 3 % налога  в  федеральный
   бюджет  и 2700 руб.  + 12 %  с суммы,  превышающей  30000 руб. - в
   бюджет субъекта РФ и далее  по  шкале.  Суммы  подоходного  налога
   определяются в полных рублях.
       Продлен  срок  для  представления   декларации  о  доходах  до
   30 апреля года, следующего за отчетным.
       Согласно  статье 4  Закона   РФ   "О   налоге   на   имущество
   предприятий" от 13.12.1991 г. N 2030-1 (в редакции от 10.02.99 г.)
   имущество Государственного фонда  занятости  населения  Российской
   Федерации данным налогом не облагается.
       В связи  с  введением  с  6.08.98  года  налога  с  продаж  на
   территории   Челябинской   области  не  взимаются  сбор  на  нужды
   образовательных учреждений,  сборы за уборку территории,  парковку
   автотранспорта и другие.
       Согласно  п. 14 статьи 12 Закона РФ  "О  плате  за  землю"  от
   11.10.91 г.   N 1738-1  от  уплаты   земельного  налога  полностью
   освобождаются земельные участки,  предоставляемые для  обеспечения
   деятельности   органов   государственной   власти   и  управления.
   Учитывая,  что органы службы занятости  являются  территориальными
   органами     федеральной    исполнительной    власти,    на    них
   распространяется эта льгота, и они полностью освобождены от уплаты
   в бюджет земельного налога.
       Порядок взимания  целевого   сбора   на   содержание   милиции
   устанавливается органами местного самоуправления городов и районов
   на подведомственной им территории. Поэтому  при решении вопроса об
   уплате   органами   службы   занятости   данного   сбора   следует
   руководствоваться непосредственно Положением о порядке  исчисления
   и  уплаты  сбора,  действующим  на  конкретной территории.  Ставка
   сборов в год не может превышать  размера  3 %  от  годового  фонда
   заработной    платы    среднесписочной   численности   работников,
   рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной
   месячной   оплаты   труда   с   учетом   численности  работников -
   совместителей,  а также лиц,  не состоящих  в  штате  предприятия.
   Плательщики  уплачивают сбор на содержание милиции в городской или
   районный бюджет по месту постановки на учет в налоговой инспекции.
       Органы местного самоуправления городов и районов области могут
   устанавливать  и  другие  местные  налоги  в   пределах   перечня,
   определенного статьей 21 Федерального закона "Об основах налоговой
   системы в Российской Федерации".

                                                            Начальник
                                                  юридического отдела
                                                          Ю.И.ВАГАНОВ

                                                 Главный юрисконсульт
                                                         Н.Т.СИНИЦЫНА


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz