ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 1996 г. N 381
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОЗРОЖДЕНИЯ
И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 9
августа 1995 г. N 835 "О государственном реестре казачьих обществ
в Российской Федерации", от 16 апреля 1996 г. N 563 "О порядке
привлечения казачьих обществ к государственной и иной службе", от
16 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации закона Российской
Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении
казачества"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить основные направления возрождения и
государственного становления казачества Челябинской области
(прилагаются).
2. Отменить постановление Главы администрации области от 26
марта 1993 г. N 97 "Об основных направлениях по возрождению
казачества".
Глава администрации
Челябинской области
В.СОЛОВЬЕВ
Приложение
к постановлению
Главы администрации
Челябинской области
от 1 июля 1996 г. N 381
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ВОЗРОЖДЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ
КАЗАЧЕСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Российское казачество - исторически сложившаяся общность в
составе народов России, имеющая самобытные традиции, культуру,
хозяйственный уклад и взаимоотношения с государством.
Большая часть истории казачества связана с несением
государственной службы, и именно в этот период оно приобрело те
черты, которые характеризуют его как специфическую часть
российского народа. Сочетание государственной службы и особого
военно - земледельческого уклада жизни доказало высокую
эффективность деятельности казачества на протяжении нескольких
столетий.
Челябинская область является одним из регионов в Российской
Федерации, где традиционно на протяжении трех столетий, наряду с
другими этническими и культурно - этническими общностями,
проживало казачество, составлявшее большую часть населения. До
1917 года сложившаяся структура государственного управления,
общественного самоуправления казачьих обществ на современной
территории области обеспечивала свободное экономическое,
социальное и духовное развитие, сформировавшегося на
многонациональной основе Оренбургского казачьего войска.
Начиная с 1918 года в России проводилось целенаправленное
уничтожение казачества как исторической общности, упразднение
административно - территориальных образований, разрушение
социально - экономического уклада жизни, культуры, бытовых,
духовных и патриотических традиций казачества.
После распада СССР начался новый этап развития Российской
государственности, гражданского общества, возрождения и
государственного становления казачества.
Казачество Челябинской области, создав казачьи общества,
воспринимает себя как часть населения, как реальную общность,
стремящуюся к восстановлению исторической, социальной
справедливости.
Активное многолетнее общественное движение казачества за
возрождение и государственное становление всемерно поддержано
государственными органами власти и управления.
Этой цели служат и основные направления возрождения и
государственного становления казачества в Челябинской области. В
основу их разработки положены законы Российской Федерации, указы
президента России, постановления Правительства РФ и Главы
администрации области.
Основные направления призваны определить пути решения задач
возрождения и государственного становления казачества и
регулирования межнациональных отношений, обеспечения
конституционных прав человека и гражданина.
При разработке основных направлений учитывались следующие
факторы:
совпадение границ Челябинской области с районами традиционного
проживания казаков;
восстановление исторической справедливости в отношении
казачества как культурно - этнической общности людей, сочетающей
постоянное несение государственной службы с экономической
деятельностью, осуществляемой на основе традиционных форм
казачьего самоуправления хозяйствования и культуры;
сбалансированность политики, опирающейся на лучшие традиции
казачества, являющейся важнейшим фактором межэтнической
стабильности.
Они определяют основные принципы и направления деятельности
органов государственной власти и самоуправления области, казачьих
обществ и общественных казачьих объединений до разработки и
принятия программы в полном объеме.
1. ПРИНЦИПЫ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОЗРОЖДЕНИЯ
И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА ОБЛАСТИ
Основными принципами возрождения и государственного
становления казачества области являются:
равноправие народов и казачества, населяющих область;
гарантия прав казачества, проживающего на территории области в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, с принципами и
нормами международного права;
содействие развитию традиционных форм хозяйствования и
национальной культуры казачества;
запрещение любых форм ограничения прав казачества по признакам
этнической, национальной, языковой, социальной и религиозной
принадлежности;
своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов
путем разработки и реализации согласительных процедур;
запрещение общественных казачьих объединений и организаций,
равно как и пропаганды и агитации, направленных на подрыв
безопасности государства, на национальную и религиозную рознь;
защита прав и интересов казаков на территории области;
поддержка казаков, проживающих в сопредельных государствах, в
сохранении и развитии родного языка, казачьей культуры и традиций,
укрепления их связей с Родиной.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОЗРОЖДЕНИЯ
И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА ОБЛАСТИ
Главная цель Основных направлений состоит в восстановлении
исторически справедливого отношения к казачеству, его
политическая, социальная и культурная реабилитация, поэтапное
возмещение ущерба, причиненного казачеству со стороны государства
в результате политики насильственного расказачивания и массового
выселения с мест проживания. Создание казачеству и всему населению
области условий для их полноправного социального, хозяйственного и
национально - культурного развития, упрочения общероссийской
гражданской и духовно - нравственной общности на основе соблюдения
прав человека и признания его высшей ценностью.
Реализация Основных направлений возрождения и государственного
становления казачества органами государственной власти и
самоуправления области и казачьими обществами осуществляется по
следующим направлениям:
а) В политической и государственно - правовой сфере:
развитие и углубление отношений между казачеством и органами
государственной власти, управления и местного самоуправления
области;
создание правовой базы для регулирования отношений казачества
и органов государственной власти, управления и местного
самоуправления;
выработка на уровне органов государственной власти области мер
раннего предупреждения межэтнических, межнациональных конфликтов и
связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;
обеспечение правовых, организационных и материальных основ
учета и удовлетворения национально - культурных интересов
казачества;
совершенствование механизма формирования законодательных
(представительных) и исполнительных органов власти области
различных уровней, позволяющих казачеству влиять на принятие
государственных решений, затрагивающих их интересы;
обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства
казаков, усиление ответственности за разжигание межнациональной
розни, провоцирование и исполнение актов этнического насилия;
объединения усилий всех звеньев государственной системы и
казачьих обществ, политических и религиозных деятелей для
достижения межнационального согласия, утверждения принципов
равноправного развития и взаимопонимания между гражданами
различных национальностей и казачества, вероисповедания,
решительная борьба с любыми проявлениями национализма;
б) В социально - экономической сфере:
реализация экономических интересов казачества в соответствии с
государственной региональной политикой, учетом его традиционных
форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;
осуществление специальных программ обеспечения занятости
казачьего населения в городах и районах области, взявших
обязательства по несению государственной и иной службы;
рациональное использование многообразия хозяйственных
возможностей городов и районов области, преимуществ
территориального разделения труда и производственной кооперации
при общей направленности на комплексное социально - экономическое
развитие городов и районов области и казачьих обществ;
содействие развитию городских и районных объединений,
товариществ, ассоциаций для их экономического взаимодействия и
комплексного решения социально - экономических и культурных
проблем казачьих обществ;
в) В духовной сфере:
формирование и распространение идей духовного единства
казачества, чувства российского патриотизма, дружбы народов,
межнационального согласия;
распространение знаний и информации об истории и культуре
казачества, населяющего область;
сохранение исторического наследия казачества Уральского
региона, создание в обществе атмосферы уважения к казачьим
культурным ценностям, дальнейшее развитие национальной
самобытности и традиций казачества и других народов области;
создание, укрепление и развитие казачьей общеобразовательной
школы, как инструмента сохранения и развития казачьей истории и
культуры, наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку
других национальностей области, российским и мировым культурным
ценностям;
учет взаимосвязи казачьих обычаев, традиций и обрядов с
религией, поддержка усилий религиозных организаций в
миротворческой деятельности.
3. НАЦИОНАЛЬНО - КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
КАЗАЧЕСТВА ОБЛАСТИ
Политика государственных органов и органов самоуправления
области должна выражать интересы и обеспечивать предусмотренные
Конституцией Российской Федерации права казачества, связанные с их
национальной принадлежностью с учетом особенностей их проживания
на территории области.
Одним из институтов самоопределения казачества должно стать
его национально - культурное самоопределение, позволяющее
казачеству решать вопросы сохранения и развития своей
самобытности, традиций, обычаев, культуры, образования.
Важная роль в становлении и развитии национально - культурного
самоопределения принадлежит органам местного самоуправления,
которые непосредственно выражают интересы жителей (казачества) и
способствуют более гибкому учету их этнокультурных запросов.
Через различные формы национально - культурного
самоопределения казачество, независимо от территории проживания,
реализует свое право:
создавать самоуправляемые казачьи образования в местах их
компактного проживания;
формировать в рамках действующих законов казачьи объединения,
способствующие сохранению и развитию культуры, более полному
участию казачества в общественно - политической жизни области;
получать поддержку со стороны органов государственной власти и
самоуправления области;
через казачьи объединения обращаться в органы законодательной
(представительной) и исполнительной власти, органы местного
самоуправления и представлять свои национально - культурные,
казачьи интересы;
учреждать областные и местные средства массовой информации в
порядке, установленном законодательством, получать и
распространять в них информацию по казачьим вопросам;
создавать в соответствии с федеральным и областным
законодательством образовательные и научные учреждения, учреждения
культуры и обеспечивать их функционирование;
иметь доступ к национальным ценностям, сохранять и обогащать
историческое и культурное наследие казачества области;
реализовывать культурные традиции казачества и отправлять
религиозные и другие обряды, возрождать и развивать художественные
и казачьи промыслы и ремесла.
Органы государственной власти и местного самоуправления
оказывают содействие созданию правовой базы становления и
функционирования различных форм национально - культурного
самоопределения казачества на региональном и местном уровнях,
решают возникающие проблемы посредством заключения договоров по
предоставлению гарантий национального равноправия, удовлетворению
информационных, культурно - образовательных и иных гуманитарных
потребностей и интересов казаков, связанных с их государственным
возрождением и становлением.
4. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
ВОЗРОЖДЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ
КАЗАЧЕСТВА ОБЛАСТИ
Одним из институтов реализации государственной национальной
политики по возрождению и государственному становлению казачества
является программно - целевой подход, который обеспечивает
объединение усилий федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти области, органов местного
самоуправления и казачьих обществ в достижении общей цели:
реабилитация казачества, привлечение его на государственную
службу, улучшение качества жизни, удовлетворения национально -
культурных запросов всего населения области.
На основе настоящего документа Главное управление по делам
казачества разрабатывает программу возрождения и государственного
становления казачества в области. Она должна быть связана с
федеральными программами по социально - экономическому и
национально - культурному развитию народов, возрождения казачества
России.
Основой программы является системы мер, направленная на
сохранение и развитие казачьей культуры, традиций и обычаев
казачества, несения традиционной казачьей государственной службы,
сотрудничество и духовное взаимообогащение граждан всех
национальностей области. Она предусматривает:
обеспечение сохранения и развития традиционных форм казачьего
хозяйствования и преумножения духовных ценностей;
целенаправленное использование областных и местных средств
массовой информации. Организацию на радио и телевидении области
выпуска программ по казачьим вопросам, а также цикла передач о
жизни районов области с казачьим населением, казачьей культуре и
культуре населения области, их взаимовлиянии и сотрудничестве;
оказание поддержки казачьим обществам области в удовлетворении
национально - культурных потребностей на основе договоров;
создание в Челябинске областного центра по восстановлению и
совершенствованию казачьей культуры и подготовки казачьей молодежи
к государственной службе;
обеспечение в системах казачьего дошкольного воспитания,
казачьего среднего и высшего образования, повышения квалификации
казачьих кадров, в казачьих воинских коллективах программ и курсов
по вопросам казачьей культуры, межнационального общения,
ознакомление детей, молодежи, населения с духовными богатствами
казачества, народов России;
создание условий для равноправного участия казачества в
управлении государственными и общественными делами, развития их
традиционных отраслей хозяйства, духовного возрождения, сохранения
и развития казачьей культуры, обычаев и традиций;
ускорение разработки и реализации законодательных актов
области по реабилитации казачества.
5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
ВОЗРОЖДЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ
КАЗАЧЕСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответственным за реализацию Основных направлений является
Главное управление по делам казачества и Совет по делам казачества
администрации области. Главному управлению необходимо:
1) Выйти с предложением в областную Думу о создании постоянной
комиссии по делам казачества и введении штатной должности по делам
казачества.
Укрепить правовую службу при Главном управлении по делам
казачества;
2) Совместно с главами администраций городов и районов
области:
в течение 1996 года завершить введение должностей заместителя
или уполномоченного по делам казачества с назначением на нее
казаков в соответствии с предложением Главного управления по делам
казачества;
одного из заместителей председателей комитетов по земельным
ресурсам и землеустройству, управлению муниципальным имуществом,
назначить по представлениям и рекомендациям казачьих обществ;
3) Совместно с Советом по делам казачества при Главе
администрации области в соответствии с законами Российской
Федерации, указами Президента РФ по реабилитации и государственной
поддержке казачества, Уставом Челябинской области разработать
проекты правовых и законодательных актов области по возрождению и
экономическому становлению казачества и предоставить для
рассмотрения и утверждения в областную Думу;
4) Совместно с Главами администраций городов и районов
содействовать созданию органов территориального самоуправления, а
также органов власти и управления в районах и поселках в
традиционных формах казачьего самоуправления в соответствии с
Конституцией и Законом от 12.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления Российской Федерации";
5) Установить, что казачьи общества области в городах,
районах, зарегистрированные в установленном порядке, взявшие
обязательства по несению государственной и иной службы и
предоставившие списки своих членов для внесения в государственный
реестр Российской Федерации, входящие в систему территориального
местного самоуправления населения, являются основой по возрождению
социально - хозяйственного и экономического уклада жизни
казачества на всей территории области;
6) Определить возможные места расселения казаков, исходя из
задач обеспечения безопасности государственной границы Российской
Федерации, а также необходимости экономического освоения этих
районов;
7) Разработать районные, городские, комплексные программы
возрождения и государственного становления казачества области;
8) Совместно с финансовыми органами области рассмотреть
вопросы субсидирования, налогового и инвестиционного
стимулирования производственно - хозяйственных, коммерческих и
других экономических структур казачьих обществ и предприятий,
участвующих в программах по возрождению и государственному
становлению казачества;
9) Вместе с комитетом по управлению государственным
имуществом, администрациями городов и районов рассмотреть
предложения о безвозмездной передаче государственной и
муниципальной собственности (помещения, техника, земля и т.д.)
казачьему обществу области в лице городских, районных и поселковых
казачьих обществ;
10) Совместно с комитетами по земельным ресурсам и
землеустройству области, городов и районов в соответствии с
указами Президента Российской Федерации от 07.03.96 N 337 "О
реализации конституционных прав граждан на землю", от 16.04.96
N 564 "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим
обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению
государственной и иной службы", постановлением Правительства РФ от
07.02.96 N 135 "О мерах по стабилизации экономического положения
агропромышленного комплекса РФ в 1996 году", постановлением Главы
администрации области от 21.03.94 N 197 "О мерах по возрождению
казачества на территории области", и Временным Положением о
формировании реабилитационного земельного фонда и предоставления
земельных участков (наделов) казачьим обществам поселков, городов
и районов сформировать целевой резервный фонд и обеспечить
предоставление земельных наделов районным, городским, поселковым
казачьим обществам;
11) Выйти с предложением к Главам администраций городов и
районов области о создании контрольных комиссий с участием
представителей казачьих обществ по проверке режима и характера
использования земель, находящихся у владельцев и пользователей, а
также соблюдения положений законодательства при предоставлении
земельных участков;
12) Внести предложения в комитет экономики и главное
финансовое управление областной администрации по инвестированию
приоритетных направлений развития сельского хозяйства,
перерабатывающих отраслей, производственной и социальной
инфраструктуры;
13) Внести предложения по созданию в области сельских оптово -
розничных рынков, казачьих торговых домов;
14) Разработать и внести предложения в областную Думу и Главе
администрации области по:
оказанию вновь созданным казачьим хозяйствам стартовой
финансовой поддержки для приобретения сельскохозяйственной техники
и оборудования;
предоставлению бюджетных средств для строительства, расширения
и реконструкции сельскохозяйственных и перерабатывающих
производственных объектов, принадлежащих казачьим обществам;
созданию областного фонда возрождения казачества, который
должен оказывать поддержку по кредитованию казачьих обществ,
выделению стартовой финансовой помощи;
15) Организовать общинные и межобщинные предприятия для
оказания казачьим обществам, сообществам и отдельным казакам услуг
по сервисному обслуживанию машинно - тракторного парка;
16) Разработать с заинтересованными органами предложения по:
подготовке кадров в сети существующих учебных заведений всех
уровней путем определения согласованных с ними квот на подготовку
специалистов всех профилей для казачества и набор обучаемых по
представлениям казачьих обществ;
созданию и определению статуса Центра казачьей народной
культуры как ведущего научно - методического центра, по проблеме
культурного возрождения казачества области и ведения научно -
исследовательской работы;
возрождение празднично - обрядово - досуговых традиций,
годовщин и юбилеев городов, сел и поселков, знаменательных дат,
связанных с казачеством области;
подготовке и изданию учебных пособий, методичек, бюллетеней,
видеофильмов и других материалов по краеведению, истории и
культуре казачества и духовности, разработке программ и введению
их в средних учебных заведениях области в дополнение к базовым;
защите объектов национального достояния, памятников истории,
культуры казачества, возвращения исторического названия станицам,
поселкам, улицам, площадям и другим объектам;
созданию казачьих подростковых клубов;
созданию на базе областного краеведческого музея постоянно
действующего отдела с экспозицией истории казачества;
17) Главному управлению по делам казачества совместно с
управлением народного образования области разработать программу,
методические указания и подготовить к печати литературу, учебные
пособия и материалы по краеведению, истории и культуре казачества,
а также принять участие в составлении и рассмотрении программы
создания Челябинского казачьего кадетского корпуса и гимназии;
18) Способствовать возрождению исторических праздников и
памятных дат казачества, оказывать помощь фольклорным,
этнографическим экспедициям и проведению иных исследований по
изучению исторического наследия казачества.
6. ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
И ИНОЙ СЛУЖБЫ, ПАТРИОТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ
1) В соответствии с указами Президента Российской Федерации от
09.08.95 N 835 "О государственном реестре казачьих обществ в
Российской Федерации", от 16.04.96 N 563 "О порядке привлечения
членов казачьих обществ к государственной и иной службе" члены
областных обществ привлекаются:
к военной службе - в порядке, установленном федеральным
законодательством;
к охране государственной границы РФ - в составе общественных
формирований; к производству и поставке сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия для нужд Вооруженных Сил
Российской Федерации и других войск;
к охране общественного порядка;
к охране объектов, находящихся в государственной и
муниципальной собственности, а также к сопровождению грузов;
к участию в мероприятиях, связанных с ликвидацией последствий
стихийных бедствий и оказанием помощи пострадавшим;
к участию в таможенной охране в составе таможенных органов РФ;
к участию в егерской, природоохранной и зоологической службе,
а также к контролю за использованием и охраной земель;
к охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и
болезней;
к производству, закупке и поставке сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных
нужд;
к охране объектов обеспечения жизнедеятельности населения;
к другим видам службы.
2) Привлечение членов казачьих обществ к государственной и
иной службе осуществляют заинтересованные федеральные органы
исполнительной власти и органы исполнительной власти области, а
также органы местного самоуправления городов и районов в пределах
полномочий, переданных этим органам в установленном порядке.
Рабочей группе Совета по делам казачества при Главе
администрации области разработать положение о порядке прохождения
государственной службы на территории области и представить
областной Думе для утверждения и внесения представлений в порядке
законодательной инициативы.
3) Совету по делам казачества при Главе администрации области
совместно с управлением внутренних дел области разработать
соответствующее Положение о порядке службы казаков по охране
общественного порядка и представить для утверждения в областную
Думу.
Главному управлению по делам казачества совместно с областным,
городским и районными военными комиссариатами и Главами
администраций городов и районов обеспечивать участие
представителей казачьих обществ в мероприятиях военно -
патриотической, оборонно - спортивной и технической подготовки
призывников, включать представителей казачества в состав призывных
комиссий, информировать и проводить совместные мероприятия по
организации проводов молодежи в Вооруженные Силы Российской
Федерации.
4) Главному управлению по делам казачества совместно с
военными комиссариатами и областным спортивно - техническим
обществом, администрациями городов и районов области, казачьим
обществам разработать меры по созданию казачьих молодежных клубов,
обеспечению их помещениями для работы, организации досуга, а также
военно - патриотической, оборонно - спортивной и технической
подготовки на учебно - материальной базе областного, городских и
районных оборонных спортивно - технических обществ.
5) Органы государственной исполнительной власти,
исполнительные органы местного самоуправления оказывают содействие
казачьим обществам в их деятельности по установлению
добрососедских отношений со всеми нациями (этносами), живущими в
области, привлекают представителей казачества к работе
межнациональных культурных центров и согласительных комиссий в
сфере межнациональных отношений.
6) Возрождение традиций и добрососедских отношений с другими
этносами, живущими в области.
7) Освещение деятельности по возрождению казачества средствами
массовой информации и печати.
Управление печати и информации области, Челябинская
государственная телерадиокомпания, редакция газет "Челябинский
рабочий", городских, районных изданий совместно с администрациями
городов районов области оказывают помощь и содействие в создании
казачьих издательств, организации радио- и телевизионного канала,
обеспечивают регулярное освещение истории, образа жизни, культуры
и состояние современного казачьего движения.
Главному управлению по делам казачества внести предложения по
обеспечению финансирования программы деятельности по освещению
казачьей тематики в средствах массовой информации в области.
Данные Основные направления являются базой для разработки
Программы возрождения государственного становления казачества на
территории Челябинской области.
Начальник
Главного управления
по делам казачества
администрации
Челябинской области
Р.БАКИРОВ
|