СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ КАТАВ-ИВАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2006 г. N 271
Об утверждении положения о народных дружинах
по обеспечению общественного порядка
в Катав-Ивановском муниципальном районе
Заслушав информацию начальника МОБ г. Катав-Ивановска и Катав-
Ивановского района М.В. Заруцкого о добровольной народной дружине
по содействию подразделениям милиции общественной безопасности
Катав-Ивановского ГРОВД в охране общественного порядка и в
обеспечении безопасности дорожного движения на территории Катав-
Ивановского муниципального района, Собрание депутатов Катав-
Ивановского муниципального района
РЕШАЕТ:
1. Информацию начальника МОБ г. Катав-Ивановска и Катав-
Ивановского района Заруцкого М.В. о добровольной народной дружине
по содействию подразделениям милиции общественной безопасности
Катав-Ивановского ГРОВД в охране общественного порядка и в
обеспечении безопасности дорожного движения на территории Катав-
Ивановского муниципального района принять к сведению.
2. Принять положение о народных дружинах по обеспечению
общественного порядка в Катав-Ивановском муниципальном районе
(приложение).
3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
заместителя главы Катав-Ивановского муниципального района по
социальной сфере и координации деятельности правоохранительных
органов В.И. Мельника.
Глава Катав-Ивановского
муниципального района
Челябинской области
Б.Г.МОЛОКОВ
Приложение
к решению
Собрания депутатов
Катав-Ивановского муниципального района
Челябинской области
от 17 мая 2006 г. N 271
ПОЛОЖЕНИЕ
о народных дружинах по обеспечению общественного порядка
в Катав-Ивановском муниципальном районе
1. Общие положения
1.1. Добровольная народная дружина (ДНД) по содействию
подразделениям милиции общественной безопасности Катав-Ивановского
ГРОВД в охране общественного порядка и обеспечении безопасности
дорожного движения на территории Катав-Ивановского муниципального
района является общественной организацией, созданной гражданами на
добровольных началах.
1.2. Дружина в своей деятельности руководствуется Конституцией
РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, Челябинской области и
настоящим Положением.
1.3. ДНД не является юридическим лицом.
1.4. Дружины организуются на предприятиях, в организациях и
учебных заведениях Катав-Ивановского муниципального района, при
администрациях сел и поселков Катав-Ивановского муниципального
района.
1.5. Для организационного оформления дружины предприятия,
организации, учреждения, находящиеся на территории
соответствующего населенного пункта, проводят организационные
собрания лиц, желающих вступить в дружину. Собрание проводится с
участием представителей администраций предприятий, а также
профсоюзной организации (если создана профсоюзная организация),
сельской, поселковой администрации муниципального образования,
представителя органов внутренних дел.
1.6. Администрация предприятия, организации, учреждения по
итогам организационного собрания издает протокол об избрании
кандидатов в члены ДНД. Копия протокола организационного собрания
направляется в штаб ДНД для принятия решения о включении в члены
ДНД.
1.7. Расформирование ДНД производится по решению собрания
дружинников, сельской, поселковой администрации, при которой
создана дружина, а также по инициативе штаба ДНД в случае
фактического бездействия дружины.
2. Задачи и функции дружины
2.1. Целью создания ДНД является охрана общественного порядка,
обеспечение безопасности дорожного движения, предупреждение и
пресечение правонарушений, защита прав и интересов граждан от
противоправных посягательств, проведение профилактической и
пропагандистской работы среди населения.
2.2. Дружина осуществляет следующие функции:
- обеспечивает совместно с подразделениями милиции общественной
безопасности охрану общественного порядка на улицах, площадях,
парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в жилых
микрорайонах и других общественных местах;
- оказывает содействие отделу внутренних дел в предупреждении и
пресечении правонарушений, посягающих на общественный порядок и
общественную безопасность;
- предупреждение детской безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
- принимает участие в мероприятиях, направленных на повышение
правовой культуры населения;
- оказывает неотложную помощь лицам, пострадавшим от
правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном
состоянии;
- принимает участие в спасении людей в условиях чрезвычайных
ситуаций (стихийное бедствие, чрезвычайное положение, эпидемии и
др.);
- участвует совместно с должностными лицами государственного
органа, уполномоченного в области охраны окружающей среды, в
проведении мероприятий по охране окружающей среды, в борьбе с
браконьерством, нарушениями правил охраны животного и
растительного мира.
3. Организационные основы деятельности ДНД
3.1. Руководство и контроль деятельности ДНД осуществляется
штабом.
3.2. Дружину возглавляет командир дружины и его заместители,
избираемые сроком на 4 года открытым голосованием на общем
собрании дружинников.
3.3. Членами дружины могут быть лица не моложе 18 лет,
проживающие или осуществляющие трудовую и иную деятельность на
соответствующей территории, способные по своим деловым, моральным
качествам и состоянию здоровья осуществлять охрану общественного
порядка.
Проверка сведений о дружинниках осуществляется Катав-Ивановским
ГРОВД.
3.4. Прием в ДНД производится на добровольной основе, в
индивидуальном порядке, на основании личного заявления. С лицом,
подавшим заявление о принятии в члены ДНД, командир дружины и его
заместитель проводят собеседование, на котором знакомят его с
настоящим Положением, разъясняют правовые основы деятельности
дружины, права и обязанности дружинника.
3.5. Дружиннику после изучения настоящего Положения и
прохождения им специальной подготовки выдается удостоверение
дружинника установленного образца и нарукавная повязка.
3.6. В дружину не могут быть приняты граждане:
- имеющие неснятую или непогашенную судимость;
- состоящие на учете в лечебно-профилактических учреждениях по
поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма;
- признанные по решению суда недееспособными или ограниченно
дееспособными;
- подвергнутые административным взысканиям за правонарушения,
посягающие на общественный порядок управления;
- не имеющие регистрации по месту жительства.
3.7. Исключение из дружины осуществляется по решению штаба
дружины в следующих случаях:
- на основании личного заявления дружинника;
- при наличии обстоятельств, перечисленных в пункте 3.6;
- в связи с систематическим невыполнением дружинником
требований настоящего Положения, а также фактического
самоустранения от участия в ее деятельности;
- в случае совершения противоправных действий, в том числе
неправомерного применения дружинником физической силы или
специальных средств.
3.8. Решение о приеме в дружину и исключении из дружины
принимается простым большинством голосов, принявших участие в
голосовании. Решение оформляется протоколом собрания дружинников
или протоколом заседания штаба дружины.
3.9. В случае исключения дружинника из дружины удостоверение
дружинника сдается в соответствующий орган местного
самоуправления.
4. Деятельность ДНД
4.1. Дружины осуществляют свою деятельность путем:
- охраны общественного порядка на своих предприятиях,
организациях и учебных заведениях, а также на закрепленной и
прилегающей территории;
- несения совместной службы с личным составом подразделений
милиции общественной безопасности;
- проведения индивидуально-воспитательной работы с лицами,
допускающими правонарушения;
- использования средств массовой информации в целях:
а) профилактики правонарушений и воздействия на лиц,
совершивших правонарушение;
б) пропаганды деятельности дружины;
в) привлечение в ряды ДНД новых членов.
5. Гарантии деятельности, права,
обязанности и ответственность дружинника
5.1. Дружинник имеет право:
- проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность,
если имеются достаточные основания подозревать их в совершении
преступления или административного правонарушения;
- осуществлять регулирование дорожного движения;
- требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступных
действий и административных правонарушений;
- доставлять в правоохранительные органы лиц, подозреваемых в
совершении преступления или административного правонарушения;
- входить в культурные, увеселительные и другие общественные
места в случаях преследования скрывающихся правонарушителей,
пресечение совершаемых там правонарушений;
- доставлять в медицинские вытрезвители либо отделения милиции
лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и
утративших способность самостоятельно передвигаться или нарушающих
общественный порядок;
- при исполнении обязанностей по охране общественного порядка
пользоваться правом бесплатного проезда в муниципальном
пассажирском транспорте (кроме такси) по специальным проездным
билетам, выдаваемыми органами местного самоуправления на период
исполнения обязанностей на дежурстве;
- временно изымать у лиц, доставляемых в правоохранительные
органы или помещения дружин, предметы, явившиеся орудиями
совершения преступления или административного правонарушения, или
иные предметы, наличие которых у указанных лиц может угрожать
личной безопасности дружинника или граждан, с последующей
незамедлительной передачей указанных предметов сотрудникам
правоохранительных органов;
- использовать транспортные средства предприятий, учреждений и
организаций независимо от форм собственности (за исключением
дипломатических, консульских и иных представительств иностранных
государств, международных организаций, а также транспортных
средств специального назначения), общественных объединений или
граждан для доставления в лечебно-профилактические учреждения
граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи;
- бесплатно пользоваться для связи с правоохранительными
органами телефонной связью и иными видами связи организаций
независимо от форм собственности (кроме дипломатических,
консульских и иных представительств иностранных государств),
общественных объединений в случаях, не терпящих отлагательства;
- применять к лицам, совершившим преступление или
административное правонарушение, физическую силу и специальные
средства в случае и порядке, которые предусмотрены действующим
законодательством.
5.2. Дружинник обязан:
- знать и соблюдать положения Конституции Российской Федерации,
федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской
Федерации, законов Челябинской области по вопросам обеспечения
безопасности жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина,
общественной безопасности и охраны общественного порядка;
- активно участвовать в охране общественного порядка, проявлять
инициативу в профилактической работе и борьбе с правонарушениями;
- быть дисциплинированным, добросовестно выполнять поручения и
указания командира дружины по охране общественного порядка,
работников правоохранительных органов при проведении совместных
мероприятий по охране общественного порядка;
- использовать и применять предоставленные законом права по
пресечению и предупреждению правонарушений, защищая честь и
достоинство граждан, проявлять вежливость и предупредительность в
общении с гражданами;
- повышать правовые знания, хорошо знать права и обязанности
дружинника, совершенствовать свою физическую подготовку,
овладевать формами и методами борьбы с правонарушениями;
- оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений,
административных правонарушений и несчастных случаев, а также
находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для жизни;
- иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или
должностных лиц удостоверение дружинника.
5.3. Законные требования дружинника, находящегося при
исполнении обязанностей по охране общественного порядка,
направленные на пресечение правонарушений или ликвидацию
чрезвычайных ситуаций, обязательны для исполнения населением.
5.4. Ответственность дружинника:
- за нарушение законности при исполнении обязанностей,
превышение прав или злоупотреблением ими в отношениях с гражданами
дружинники несут установленную законом уголовную или
административную ответственность;
- неправомерные действия дружинников по исполнению обязанностей
по обеспечению общественного порядка могут быть обжалованы в
судебном порядке;
- ущерб, причиненный неправомерными действиями дружинников,
возмещается в порядке, установленном гражданским
законодательством.
6. Условия и пределы применения дружинниками
физической силы и специальных средств
6.1. Дружинники имеют право применять физическую силу и
специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных
действующим законодательством.
6.2. При применении физической силы и специальных средств,
дружинник обязан:
- предупредить о намерении применить их, предоставив при этом
лицам, в отношении которых предполагается применить физическую
силу и специальные средства, достаточное время для выполнения
своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в
применении физической силы и специальных средств создает
непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, народных
дружинников или сотрудников правоохранительных органов, может
повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке
такое предупреждение является невозможным;
- не допускать явного несоответствия вреда, причиняемого
посягающему лицу, характеру и степени общественной опасности
посягательства;
- принимать меры по оказанию доврачебной помощи лицам,
получившим телесные повреждения в результате применения физической
силы и специальных средств.
6.3. Дружинники при исполнении обязанностей по обеспечению
общественного порядка имеют право на ношение и хранение
специальных средств.
6.4. Специальными средства, используемыми дружинниками являются
аэрозольные устройства, снаряженные слезоточивыми или
раздражающими веществами, электрошоковые устройства и другие, не
требующие специального разрешения на их ношение.
6.5. Дружинникам разрешается применять:
- слезоточивый газ, электрошоковые устройства для отражения
нападения на граждан, дружинников или сотрудников
правоохранительных органов; пресечения сопротивления, оказываемого
дружиннику; задержания лиц, в отношении которых имеются
достаточные основания полагать, что они намерены оказать
вооруженное сопротивление.
6.6. Во всех перечисленных в п. 6.5 случаях может применяться
физическая сила, а также специально обученные собаки, которые
должны проходить периодическую проверку на пригодность в порядке,
установленном органами внутренних дел.
6.7. Дружинникам запрещается применять физическую силу и
специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками
беременности или если дружинникам известно о беременности, а также
в отношении лиц с явными признаками инвалидности и
несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен
дружиннику, за исключением случаев оказания указанными лицами
вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего
жизни и здоровью граждан.
6.8. Дружинник обязан в течение 24 часов уведомить
соответствующий орган о каждом случае применения физической силы
или специальных средств.
7. Гарантии правовой защиты дружинников
7.1. Дружинники при исполнении обязанностей по обеспечению
общественного порядка находятся под защитой государства. Законные
требования дружинников обязательны для выполнения гражданами и
должностными лицами Российской Федерации, иностранными и лицами
без гражданства.
7.2. Неповиновение законным требованиям дружинников, а также
насилие или угроза его применения, посягательство на жизнь,
здоровье, честь и достоинство при исполнении им обязанностей по
обеспечению общественного порядка влекут ответственность,
установленную законодательством РФ.
7.3. Дружинник не несет ответственность за причиненный вред в
состоянии необходимой обороны, если не превышает ее пределы, а
также за вред, причиненный при задержании лица, совершившего
преступление, если при этом не было допущено превышение
необходимых для этого мер.
7.4. Ущерб, причиненный имуществу дружинника, в связи с
выполнением им обязанностей по охране общественного порядка,
возмещается в полном объеме за счет виновных лиц в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации.
7.5. Дружиннику, выполняющему обязанности по охране
общественного порядка, может предоставляться материальное
вознаграждение органами местного самоуправления, юридическими и
физическими лицами, в порядке, установленном гражданским
законодательством РФ.
7.6. На период выполнения обязанностей по охране общественного
порядка, жизнь и здоровье дружинника могут быть застрахованы на
случай причинения вреда от возможных противоправных посягательств
за счет средств, добровольно выделяемых организациями и
физическими лицами.
8. Штаб ДНД
8.1. Штаб ДНД создается для объединения деятельности дружин по
охране общественного порядка, внештатных сотрудников органов
внутренних дел и иных объединений граждан с целью профилактики
правонарушений и улучшения их взаимодействия с правоохранительными
органами. Начальник штаба ДНД назначается главой муниципального
образования. В состав штаба входят: начальник милиции общественной
безопасности Катав-Ивановского ГРОВД, начальник УУМ Катав-
Ивановского ГРОВД, старший инспектор ПДН Катав-Ивановского ГРОВД,
начальник ОГИБДД Катав-Ивановского ГРОВД, командир ППСМ Катав-
Ивановского ГРОВД, командир ДНД.
8.2. Штаб ДНД планирует работу дружин, разрабатывает
мероприятия по взаимодействию дружин и совершенствованию их
деятельности, совместно с должностными лицами милиции общественной
безопасности организует обучение командиров дружин, дружинников:
- проверяет деятельность дружин, принимает меры к устранению
выявленных недостатков;
- изучает, анализирует и обобщает информацию о совершенных
правонарушениях, выявленных членами ДНД в ходе несения службы по
охране общественного порядка;
- доводит до членов ДНД действующее законодательство по охране
общественного порядка, соблюдения законности при обеспечении
охраны общественного порядка;
- осуществляет контроль за правомерностью действий дружинников
в период несения дежурства;
- принимает решения на основании ходатайств командиров дружин о
поощрении наиболее отличившихся дружинников.
8.3. Заседание штаба проводится не реже одного раза в квартал.
8.4. Заседание штаба ДНД оформляется протоколом, который
подписывается руководителем и секретарем.
8.5. Решение, принятое на заседании, обязательно к исполнению
всеми дружинниками.
9. Руководство ДНД
9.1. Руководство работой ДНД осуществляет начальник штаба ДНД.
9.2. Командир дружины:
- организует непосредственную деятельность дружиной, проводит
набор личного состава дружины;
- осуществляет контроль за работой дружинников во время
дежурства, по согласованию с начальником милиции общественной
безопасности устанавливает маршрут патрулирования, места
выставления отдельных и совместных постов (нарядов);
- составляет совместно с начальником милиции общественной
безопасности график дежурств дружинников;
- проводит работу по сплочению и укреплению дружины, повышению
внутренней дисциплины, эффективности деятельности;
- осуществляет личное взаимодействие с подразделениями милиции
общественной безопасности Катав-Ивановского ГРОВД по вопросам
деятельности дружины на подведомственной территории;
- организует изучение дружинниками законодательства Российской
Федерации в области охраны правопорядка;
- организует занятия по физической подготовке и спорту с
дружинниками;
- лично отчитывается о деятельности дружины перед штабом ДНД;
- планирует работу дружины, инструктирует дружинников и
контролирует их деятельность, ведет учет результатов работы
дружины;
- ходатайствует перед штабом ДНД о поощрении наиболее
отличившихся дружинников.
10. Обеспечение деятельности дружин
10.1. Дружины обеспечиваются служебными помещениями, телефонной
связью, мебелью и инвентарем за счет организаций и предприятий, на
базе которых создается дружина.
10.2. Органы внутренних дел могут предоставлять во временное
пользование дружинам средства связи и индивидуальной защиты,
учебно-методическую литературу.
10.3. Финансирование деятельности дружин может осуществляться
за счет средств, выделяемых организациями, общественными
объединениями, гражданами, а также за счет иных поступлений, если
это не противоречит законодательству РФ.
10.4. К дружинникам, активно участвующим в охране общественного
порядка, оказании содействия органам внутренних дел, могут
применяться следующие виды поощрения:
- предоставление дополнительных дней отпуска по основному месту
работы (по согласованию с руководителями предприятий, учреждений);
- объявление благодарности;
- награждение Почетной грамотой;
- денежное вознаграждение;
- занесение на Доску почета;
- награждение ценным подарком.
10.5. За особые заслуги в исполнении общественного долга и
проявленные при этом мужество и героизм дружинники могут
представляться к государственным наградам и почетным званиям
Челябинской области и награждению орденами и медалями Российской
Федерации в соответствии с действующим законодательством.
11. Взаимодействие дружин с правоохранительными органами
11.1. Дружины оказывают содействие правоохранительным органам
путем:
- оказание помощи правоохранительным органам в проведении
мероприятий по охране общественного порядка;
- проведение совместных (по согласованию) мероприятий по
профилактике правонарушений.
11.2. Правоохранительные органы оказывают содействие дружинам
путем:
- оказания помощи в организации и планировании работы дружины;
- предоставления необходимой информации о состоянии
преступности в пределах, установленных действующим
законодательством;
- проведение инструктажей, обучения формам и методам борьбы с
правонарушениями;
- содействия в материально-техническом обеспечении дружин.
12. Заключительные положения
12.1. Контроль за деятельностью дружин по охране общественного
порядка осуществляют органы государственной власти Челябинской
области и органы местного самоуправления в пределах своих
полномочий.
12.2. Надзор за исполнением законодательства дружинами,
участвующими в охране общественного порядка, осуществляется
органами прокуратуры.
|