УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИЯ
ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГОВ В 2006 ГОДУ
Вопрос: Все уяснили, для того, чтобы спать спокойно, нужно
уплатить налоги. Рекламная кампания по этому поводу была довольно
массированной и доступной. А вот информирование населения
(особенно в доступной форме) о том, какие категории граждан имеют
право на тот или иной налоговый вычет (я имею в виду возврат
уплаченных налогов), практически не ведется. Почему?
Ответ: В настоящее время в территориальных органах ФНС России
организована работа по информированию налогоплательщиков по
следующим направлениям:
- индивидуальное информирование налогоплательщиков в устной
форме (при личном общении или по телефону) и в письменной форме;
- публичное информирование.
Информация о телефонах справочной службы размещается на стенде
инспекции ФНС России, на сайте Управления ФНС России по субъекту
Российской Федерации и в местных средствах массовой информации.
Публичное информирование налогоплательщиков осуществляется:
- с использованием стендов;
- на сайтах ФНС России и Управления ФНС России по субъекту
Российской Федерации;
- с использованием местных традиционных и электронных средств
массовой информации;
- с помощью выдаваемых налогоплательщикам брошюр;
- на проводимых семинарах для налогоплательщиков.
Указанные формы информирования налогоплательщиков содержат
сведения об организации работы инспекции ФНС России, порядке
государственной регистрации и постановке на учет
налогоплательщиков, о порядке представления налоговых деклараций,
порядке оформления платежных документов, информационные материалы
по местным налогам и сборам, информация о налогообложении доходов
физических лиц (в том числе перечень стандартных, социальных,
имущественных, профессиональных налоговых вычетов и условия их
возврата).
Вопрос: Почему нельзя упростить форму налоговой декларации для
физических лиц? Правильно заполнить существующую форму без помощи
налогового инспектора практически невозможно, да и инспекторы
помогают без особого энтузиазма, в результате в налоговых
инспекциях всегда огромные очереди.
Ответ: Пунктом 4 статьи 229 Кодекса предусмотрено, что
физические лица в декларациях указывают все полученные ими в
налоговом периоде (календарном году) доходы, источники их выплаты,
налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами,
суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых
платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату
по итогам налогового периода.
Учитывая, что для целей налогообложения в отношении различных
видов полученных гражданами доходов применяются разные налоговые
ставки, а порядок предоставления каждого вида налоговых вычетов
имеет свои особенности, существенно упростить форму налоговой
декларации по налогу на доходы без внесения изменений в
действующее налоговое законодательство не представляется
возможным. Форма декларации 3-НДФЛ учитывает, прежде всего,
специфику главы 23 Кодекса "Налог на доходы физических лиц".
Вместе с тем, ФНС России совместно с Минфином России ведется
работа по упрощению формы налоговой декларации по налогу на доходы
физических лиц.
Вопрос: Насколько правомерно применение налоговым органом
санкций в соответствии со статьей 122 НК РФ в том случае, когда
сумма налога пересчитана на основании статьи 40 НК РФ?
Ответ: Статья 122 Налогового кодекса Российской Федерации
предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату
сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного
неправильного исчисления налога или других неправомерных действий
(бездействия). Согласно пункту 2 статьи 40 Налогового кодекса
Российской Федерации налоговые органы при осуществлении контроля
за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность
применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения
или в сторону понижения от уровня цен, применяемых
налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам,
услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
При этом пунктом 3 вышеуказанной статьи установлено, что в
случаях, предусмотренных пунктом 2 данной статьи, когда цены
товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки,
отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем
на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров
(работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное
решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом,
как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из
применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или
услуги. Таким образом, если налоговым органом будет доказан факт
отклонения налогоплательщиком более чем на 20 процентов в сторону
повышения или в сторону понижения уровня цен, применяемых
плательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам)
в пределах непродолжительного времени, налогоплательщик подлежит
налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса
Российской Федерации.
Вопрос: Выступая на "Правительственном часе" в Госдуме в
прошлую среду, Вы упомянули, что для легализации "теневой"
зарплаты в каждом регионе создаются межведомственные комиссии. На
заседания этих комиссий приглашаются работодатели, выплачивающие
заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в
регионе. Могли бы Вы рассказать подробнее о работе этих комиссий?
Какие меры ответственности применяются к таким работодателям?
Ответ: Межведомственные комиссии (координационные советы,
рабочие группы) при администрациях субъектов Российской Федерации
были созданы еще в конце 90-х - начале 2000-х годов. Они
занимались вопросами ликвидации задолженности по заработной плате
и контролем за соблюдением трудового законодательства.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации при
администрациях (в том числе при главах), а также в муниципальных
образованиях созданы или преобразованы ранее созданные
межведомственные комиссии (рабочие группы), направлениями
деятельности которых являются: доведение выплаты заработной платы
до прожиточного минимума, легализация "теневой зарплаты" и
обеспечение полноты поступлений единого социального налога и
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в
федеральный бюджет и внебюджетные фонды.
В состав комиссий входят представители правоохранительных,
налоговых органов, органов прокуратуры, миграционной службы,
региональных отделений внебюджетных фондов, инспекции по труду, а
также профсоюзов.
На комиссиях, в том числе, разъясняется работодателям
социальная ответственность за сокрытие зарплаты, занижение уплаты
налогов, в том числе, единого социального налога и страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование.
Сам вызов работодателей на заседания указанных комиссий
является мерой административного воздействия, заставляющей его
повышать уровень заработной платы до прожиточного минимума.
Например, в одном из регионов в 2004 году заработную плату ниже
прожиточного минимума выплачивали 7190 работодателей, в т.ч. ниже
1000 руб. в месяц ее выплачивали 68 % (4872) работодателей.
По состоянию на 1 марта 2006 года уже 556 руководителей
юридических лиц, 969 индивидуальных предпринимателей, или 50 % от
тех, с кем проведена индивидуальная работа, приняли меры по
повышению уровня заработной платы.
Вопрос: Куда идут наши налоги?
Ответ: Налоги являются доходной частью бюджетов соответствующих
уровней. Федеральная налоговая служба является органом
исполнительной власти по контролю и надзору за полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и
сборов. Распределение доходов бюджетов осуществляется на основании
законов и нормативных правовых актов о бюджетах соответствующих
уровней (федеральных, региональных местных).
Вопрос: Как ФНС России планирует бороться с фирмами-
однодневками?
Ответ: Мы подготовили изменения в целый ряд нормативно-правовых
актов, направленные на пресечение захвата компаний и создания фирм-
однодневок. Эти изменения затрагивают положения Гражданского
кодекса и законодательство о регистрации юридических лиц, включая
законы об отдельных видах юрлиц: обществах с ограниченной
ответственностью, акционерных обществах и т.д. Первая группа
предложений носит экономический характер. В частности, мы
предлагаем ввести норму, предоставляющую налоговым органам право
приостанавливать правоспособность юридических лиц, которые не
находятся по адресу местонахождения, заявленному в учредительных
документах. Норма достаточно жесткая, поэтому порядок ее
применения очень жестко регламентируется проектом законодательного
акта. Применять норму можно лишь в тех случаях, когда применение
иных санкций в виде штрафа, предупреждения не возымели никакого
действия.
Если организация по-прежнему не находится по адресу своего
местонахождения, ее невозможно найти или с ней связаться, мы
предлагаем выносить предписание об устранении нарушений закона.
Любое юридическое лицо может в течение срока, указанного в
предписании, привести свой адрес местонахождения в соответствие с
фактическим. Этот срок по проекту закона не может быть менее
месяца. Мы считаем, что это достаточный срок для исправления
нарушений.
Предполагается, что по решению налогового органа срок можно
будет увеличить до 2 - 3 месяцев. Если в назначенный срок
организация не будет находиться по адресу, указанному в
регистрационных документах, либо не внесет изменения в эти
документы, налоговые органы примут решение о приостановлении
правоспособности этой фирмы. В результате организация не вправе
будет совершать какие-либо сделки, за исключением расчетов с
бюджетом, выплаты зарплаты и исполнения директных обязательств, за
исключением вреда для жизни и здоровья граждан.
Руководитель
Федеральной налоговой службы
А.Э.СЕРДЮКОВ
|