ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2006 г. N 77
Об утверждении Положения о Челябинской областной
подсистеме единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Челябинской областной
подсистеме единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Признать утратившими силу:
постановление Губернатора Челябинской области от 05.04.2004 г.
N 142 "Об утверждении Положения о Челябинской областной подсистеме
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций" (Южноуральская панорама, 15 апреля 2004 г.,
N 43);
постановление Губернатора Челябинской области от 24.01.2005 г.
N 13 "О внесении изменений в постановление Губернатора Челябинской
области от 05.04.2004 г. N 142" (Южноуральская панорама, 2 февраля
2005 г. N 15).
3. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций
Челябинской области (Кимайкин С.И.) опубликовать настоящее
постановление в официальных средствах массовой информации.
4. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на
Министра радиационной и экологической безопасности Челябинской
области Подтесова Г.Н.
Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН
Утвержден
постановлением
Губернатора
Челябинской области
от 29 марта 2006 г. N 77
Положение
о Челябинской областной подсистеме единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и
функционирования Челябинской областной подсистемы единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС), далее именуется - территориальная подсистема.
2. Территориальная подсистема объединяет органы управления,
силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти Челябинской области, органов местного
самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение
вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций (далее именуется - организация), и осуществляет свою
деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным
законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" и Законом Челябинской области
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
межмуниципального и регионального характера".
3. Территориальная подсистема действует на региональном,
муниципальном и объектовом уровнях.
4. Территориальная подсистема создается для предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территории Челябинской
области и состоит из звеньев, соответствующих ее административно-
территориальному делению.
5. В целях осуществления деятельности территориальной
подсистемы создаются координационные органы, постоянно действующие
органы управления, органы повседневного управления, силы и
средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы
связи, оповещения и информационного обеспечения.
6. Координационными органами территориальной подсистемы
являются:
на региональном уровне (в пределах территории Челябинской
области) - комиссия Правительства Челябинской области по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности;
на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального
образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа
местного самоуправления;
на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
организации.
7. Образование, реорганизация и упразднение комиссий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение
руководителей и персонального состава осуществляются
соответственно Правительством Челябинской области, органами
местного самоуправления и организациями.
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также
порядок принятия решений определяются в положениях о них или в
решениях об их образовании.
8. Основными задачами комиссии Правительства Челябинской
области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности в соответствии с ее компетенцией
являются:
1) разработка предложений по реализации государственной
политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
2) координация деятельности органов управления и сил
территориальной подсистемы;
3) обеспечение согласованности действий органов исполнительной
власти Челябинской области при решении задач в области
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения
пожарной безопасности, а также восстановления и строительства
жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной
сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных
и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
4) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств
гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по
предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке,
установленном федеральным законом.
9. Постоянно действующими органами управления территориальной
подсистемы являются:
на региональном уровне - Главное управление МЧС России по
Челябинской области;
на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на
решение задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах
местного самоуправления;
на объектовом уровне - структурные подразделения организаций,
уполномоченных на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Постоянно действующие органы управления территориальной
подсистемы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации и иными
нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов
управления территориальной подсистемы определяются
соответствующими положениями о них или уставами указанных органов
управления.
10. Органами повседневного управления территориальной
подсистемы являются:
центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС
России по Челябинской области;
единая дежурно-диспетчерская служба "01" Челябинской области;
дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти
Челябинской области;
единые дежурно-диспетчерские службы "01" муниципальных
образований;
дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
11. Размещение органов управления территориальной подсистемы в
зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или
подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами
управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения,
поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
12. К силам и средствам территориальной подсистемы относятся
специально подготовленные силы и средства органов исполнительной
власти Челябинской области, органов местного самоуправления,
организаций и общественных объединений, предназначенные и
выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
13. В состав сил и средств каждого уровня территориальной
подсистемы входят силы и средства постоянной готовности,
предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные
ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы
постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют аварийна -
спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные
службы и формирования, оснащенные специальной техникой,
оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом
обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных
работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3-х суток.
Перечень сил постоянной готовности территориальной подсистемы
утверждает Губернатор Челябинской области по согласованию с МЧС
России.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют
создающие их органы исполнительной власти Челябинской области,
органы местного самоуправления, организации и общественные
объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
14. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований на территории Челябинской
области осуществляет в установленном порядке Главное управление
МЧС России по Челябинской области.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-
спасательных формирований на территориях муниципальных образований
осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и
гражданской обороны при органах местного самоуправления.
15. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно
спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций
осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и
формированиями объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации
чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
по решению федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти Челябинской области, органов местного
самоуправления, организаций и общественных объединений,
осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и
формирований.
Общественные аварийно-спасательные формирования могут
участвовать в соответствии с законодательством Российской
Федерации в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под
руководством соответствующих органов управления единой системы.
16. Подготовка работников, специально уполномоченных решать
задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
включенных в состав органов управления территориальной подсистемы,
организуется в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой
населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляет
МЧС России.
17. Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-
спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации
и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации,
а также во время проверок, осуществляемых в пределах своих
полномочий МЧС России, Главным управлением МЧС России по
Челябинской области, органами государственного надзора и контроля,
а также федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти Челябинской области, органами местного
самоуправления и организациями, создающими указанные службы и
формирования.
18. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Челябинской области
используются:
резервный фонд Правительства Российской Федерации по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий
стихийных бедствий;
запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ
по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в
составе государственного материального резерва;
резервы финансовых и материальных ресурсов Челябинской области,
органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов
финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством
Российской Федерации, законодательством Челябинской области,
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и
организациями.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их
созданием, хранением, использованием и восполнением
устанавливаются создающим их органом.
19. Управление территориальной подсистемой осуществляется с
использованием систем связи и оповещения, представляющих собой
организационно-техническое объединение сил, средств связи и
оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и
ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и
сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и
населения.
20. Информационное обеспечение в территориальной подсистеме
осуществляется с использованием автоматизированной информационно-
управляющей системы, представляющей собой совокупность технических
систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных
ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор,
хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе
вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов
Челябинской области установлен единый номер - 01.
Сбор и обмен информацией в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной
безопасности осуществляется органами исполнительной власти
Челябинской области, органами местного самоуправления и
организациями в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
21. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в рамках территориальной подсистемы
осуществляется на основе межрегиональных планов взаимодействия
субъектов Российской Федерации, а также планов действий
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти Челябинской области, органов местного самоуправления и
организаций.
22. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций
на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы
территориальной подсистемы функционируют в режиме повседневной
деятельности.
Решениями Губернатора Челябинской области, руководителей
органов местного самоуправления и организаций, на территории
которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо
к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций,
для соответствующих органов управления и сил территориальной
подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов
функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения
чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
23. Решениями Губернатора Челябинской области, руководителей
органов местного самоуправления и организаций о введении для
соответствующих органов управления и сил территориальной
подсистемы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной
ситуации определяются:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима
повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная
ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по
пред упреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной
ситуации или организации работ по ее ликвидации;
д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий
по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по
ликвидации чрезвычайной ситуации.
Руководители органов исполнительной власти Челябинской области,
органов местного самоуправления и организаций должны информировать
население через средства массовой информации и по иным каналам
связи о введении па конкретной территории соответствующих режимов
функционирования органов управления и сил территориальной
подсистемы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.
24. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и
силами территориальной подсистемы, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
изучение состояния окружающей среды и прогнозирование
чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и
обеспечение пожарной безопасности;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и
мер но предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности;
планирование действий органов управления и сил территориальной
подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов
страхования;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением
резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
проведение в пределах своих полномочий государственной
экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной
безопасности;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их
размещению и возвращению соответственно в места постоянного
проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в
чрезвычайных ситуациях;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях,
участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также
выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за состоянием окружающей среды,
прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их
последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства
руководителей и должностных лиц органов управления и сил
территориальной подсистемы на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и
силам территориальной подсистемы данных о прогнозируемых
чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и
способах защиты от них;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и
развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь
а случае их возникновения, а также повышению устойчивости и
безопасности функционирования организаций в чрезвычайных
ситуациях;
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
приведение при необходимости сил и средств территориальной
подсистемы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации,
формирование оперативных групп и организация выдвижения их в
предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов,
созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды,
прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их
последствий;
оповещение руководителей федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти Челябинской области, органов
местного самоуправления и организаций, а также населения о
возникших чрезвычайных ситуациях;
проведение мероприятий по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и
всестороннему обеспечению действий сил и средств территориальной
подсистемы, поддержанию общественного порядка в ходе их
проведения, а также привлечению при необходимости в установленном
порядке общественных организаций и населения к ликвидации
возникших чрезвычайных ситуаций;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в
зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее
ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия
федеральных органон исполнительной власти, органов исполнительной
власти Челябинской области, органов местного самоуправления и
организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их
последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в
чрезвычайных ситуациях.
25. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:
локальной - силами и средствами организации;
муниципальной - силами и средствами органов местного
самоуправления;
межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов
исполнительной власти Челябинской области и органов местного
самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов
исполнительной власти Челябинской области (в случае, если
территория Челябинской области оказалась в зоне чрезвычайной
ситуации).
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в
установленном порядке силы и средства федеральных органов
исполнительной власти.
26. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации
чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия
осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-
спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций
первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей
работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных
законодательством Российской Федерации, законодательством
Челябинской области, планами предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной
власти, органами местного самоуправления, руководителями
организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация
чрезвычайных ситуаций.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по
согласованию с органами исполнительной власти Челябинской области,
органами местного самоуправления и организациями, на территориях
которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны
чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее
локализации, а также принимают решения по проведению аварийно -
спасательных и других неотложных работ.
Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций
являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся
в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
27. В случае крайней необходимости руководители работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать
решения по следующим вопросам:
проведение эвакуационных мероприятий;
остановка деятельности организаций, находящихся в зоне
чрезвычайной ситуации;
проведение аварийно-спасательных работ на объектах и
территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;
разбронирование в установленном порядке резерва материальных
ресурсов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за
исключением материальных ценностей государственного материального
резерва;
использование в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных
средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне
чрезвычайной ситуации;
привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайных
ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных
формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных
формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их
аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
привлечение на добровольной основе населения к проведению
неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся
спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;
принятие других необходимых мер, обусловленных развитием
чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
28. Финансовое обеспечение территориальной подсистемы
осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и
собственников (пользователей) имущества в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации
чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.
Финансирование целевых программ по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого
функционирования организаций осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством
Челябинской области.
Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации
чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Губернатора Челябинской
области осуществляется в порядке, установленном Губернатором
Челябинской области.
29. Порядок организации и осуществления работ по профилактике
пожаров и непосредственному их тушению, а также проведения
аварийно-спасательных работ, возложенных на пожарную охрану,
определяется законодательными и иными нормативными правовыми
актами в области пожарной безопасности, в том числе техническими
регламентами.
Тушение пожаров в лесах осуществляется в соответствии с
законодательствами Российской Федерации.
Министр
радиационной
и экологической безопасности
Челябинской области
Г.Н.ПОДТЕСОВ
|