СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ КАТАВ-ИВАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2005 г. N 166
О создании, содержании и организации деятельности
аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных
формирований на территории Катав-Ивановского
городского поселения
В целях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N
131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" в соответствии с Федеральным законом "Об
аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" Собрание
депутатов Катав-Ивановского муниципального района
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Для создания, содержания и организации деятельности аварийно-
спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на
территории Катав-Ивановского городского поселения утвердить
Положение о создании, содержании и организации деятельности
аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований
на территории Катав-Ивановского городского поселения Катав-
Ивановского муниципального района (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2006 г.
3. Опубликовать данное Постановление в установленном порядке.
Глава Катав-Ивановского
муниципального района
Челябинской области
Б.Г.МОЛОКОВ
Утверждено
постановлением
Собрания депутатов
Катав-Ивановского
муниципального района
Челябинской области
от 21 декабря 2005 г. N 166
ПОЛОЖЕНИЕ
о создании, содержании и организации деятельности
аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных
формирований на территории Катав-Ивановского
городского поселения
Настоящее Положение определяет общие организационно-правовые и
экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных
служб, аварийно-спасательных формирований на территории Катав-
Ивановского городского поселения, регулирует отношения в этой
области между органами местного самоуправления, предприятиями,
учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо
от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее -
организации), общественными объединениями, должностными лицами и
гражданами.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
1. Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов
управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально
объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-
спасательные формирования.
2. Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или
входящая в состав аварийно-спасательной службы структура,
предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу
которой составляют подразделения спасателей, оснащенные
специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и
материалами.
3. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению
людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды
в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и
подавлению или доведению до минимально возможного уровня
воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-
спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих
жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют
специальной подготовки, экипировки и оснащения.
4. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это
деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных
работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях,
медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально
необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их
работоспособности.
Статья 2. Правовые основы создания и деятельности аварийно-
спасательных служб
Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных
служб, аварийно-спасательных формирований составляют Конституция
Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации",
Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе
спасателей", Федеральный закон "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие
законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации,
Закон Челябинской области "Об аварийно-спасательных службах
Челябинской области" и иные нормативные правовые акты Челябинской
области.
Статья 3. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных
служб
Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований являются:
принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий
приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей,
защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;
принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными
службами, аварийно-спасательными формированиями;
принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при
проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на
чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.
Статья 4. Виды аварийно-спасательных работ
К аварийно-спасательным работам относятся поисково-
спасательные, горноспасательные, газоспасательные работы, а также
аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы
по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций
и другие, перечень которых может быть дополнен решением
правительства Российской Федерации.
ГЛАВА II. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ
Статья 5. Задачи аварийно-спасательных служб
1. Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-
спасательных формирований, которые в обязательном порядке
возлагаются на них, являются:
поддержание органов управления, сил и средств аварийно-
спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в
постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и
проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к
проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или
территориях.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской
Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные
формирования могут возлагаться задачи:
по участию в разработке планов предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях,
планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на
других объектах и территориях;
по участию в подготовке решений по созданию, размещению,
определению номенклатурного состава и объемов резервов
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
по пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников
организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
по участию в разработке нормативных документов по вопросам
организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ.
Статья 6. Создание аварийно-спасательных служб
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации
аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования
могут создаваться:
на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-
спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные
формирования;
на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные
формирования;
на общественных началах - общественные аварийно-спасательные
формирования.
2. Профессиональные аварийно-спасательные службы,
профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:
в организациях, занимающихся одним или несколькими видами
деятельности, при осуществлении которых законодательством
Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у
организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-
спасательных формирований, - руководством организаций по
согласованию с главным управлением МЧС РФ по Челябинской области;
в органах местного самоуправления - по решению органов местного
самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
3. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются
организациями из числа своих работников в обязательном порядке,
если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или
по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
4. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются
общественными объединениями, уставными задачами которых является
участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 7. Состав аварийно-спасательных служб
Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-
спасательных формирований определяют создающие их органы местного
самоуправления, организации, общественные объединения, исходя из
возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства
Российской Федерации.
В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления
указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные
формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-
спасательными службами задач.
Статья 8. Регистрация аварийно-спасательных служб
1. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные
формирования подлежат обязательной регистрации.
2. Регистрацию аварийно-спасательных служб, аварийно-
спасательных формирований установленным порядком осуществляют
органы местного самоуправления, специально уполномоченные на
решение задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями.
Статья 9. Деятельность аварийно-спасательных служб
1. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные
формирования в своей деятельности руководствуются
законодательством Российской Федерации, соответствующими
положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми
актами.
2. В связи с особым характером деятельности профессиональных
аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-
спасательных формирований руководство ими предполагает
неукоснительное выполнение всеми работниками профессиональных
аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-
спасательных формирований приказов и распоряжений, отдаваемых
руководителями указанных служб и формирований. Данное требование
распространяется на нештатные и общественные аварийно-спасательные
формирования при участии указанных формирований в проведении работ
по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Профессиональные аварийно-спасательные службы,
профессиональные аварийно-спасательные формирования могут
осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и
территорий на договорной основе. Средства, полученные от
выполненных договоров, направляются в доход бюджета
соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 10. Привлечение аварийно-спасательных служб к ликвидации
чрезвычайных ситуаций
1. Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-
спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций
осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно-
спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями
объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации
чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
установленным порядком действий при возникновении и развитии
чрезвычайных ситуаций;
по решению уполномоченных на то должностных лиц органов
местного самоуправления, организаций и общественных объединений,
осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-
спасательных служб, аварийно-спасательных формирований либо
имеющих на то установленные законодательством Российской Федерации
полномочия на основе запроса органов местного самоуправления,
организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации
или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных
чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации
чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и
руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб,
профессиональных аварийно-спасательных формирований к ликвидации
чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то должностных
лиц должно сопровождаться обязательным принятием мер,
обеспечивающих установленный законодательством Российской
Федерации уровень защищенности от чрезвычайных ситуаций объектов и
территорий, обслуживаемых указанными службами и формированиями.
Статья 11. Руководство работами по ликвидации чрезвычайных
ситуаций
1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к
ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия
осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-
спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций
первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации
чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей
ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством
Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций или назначенных органами местного
самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых
отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.
3. Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций,
направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются
обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах
чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
4. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей
ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по
ликвидации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в
установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв
руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
5. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации
определяются органами местного самоуправления, руководством
организаций в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
6. В случае крайней необходимости руководители ликвидации
чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:
о проведении эвакуационных мероприятий;
об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах
чрезвычайных ситуаций;
о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и
территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных
ситуаций;
об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;
о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах
чрезвычайных ситуаций;
об использовании в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного
имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных
ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных
формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных
формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их
аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
о привлечении на добровольной основе населения к проведению
неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся
спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных
работ;
о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием
чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять
все меры по незамедлительному информированию соответствующих
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
руководства организаций о принятых ими в случае крайней
необходимости решениях.
7. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители
аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований
имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных
ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.
8. В случае технологической невозможности проведения всего
объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации
чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке
аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в
первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся
в зонах чрезвычайных ситуаций людей.
Статья 12. Возмещение аварийно-спасательным службам расходов на
ликвидацию ЧС
1. Возмещение расходов на перевозку и размещение привлекаемых к
проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций аварийно-
спасательных служб, аварийно-спасательных формирований,
материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на
оплату труда спасателей, работников аварийно-спасательных служб и
аварийно-спасательных формирований, выплату им вознаграждений,
предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, медицинское
обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям,
пострадавшим при проведении указанных работ, производится в
соответствии с договорами на обслуживание организаций или из
средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Статья 13. Содействие аварийно-спасательным службам в
осуществлении их деятельности
1. Органы местного самоуправления и организации обязаны
оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам,
аварийно-спасательным формированиям, следующим в зоны чрезвычайных
ситуаций и проводящим работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций,
в том числе предоставлять им необходимые транспортные и
материальные средства.
2. Оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных
служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований должен
иметь светографическую раскраску установленного образца и
специальные звуковые и световые сигналы.
3. При следовании к месту проведения работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций оперативный транспорт профессиональных
аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-
спасательных формирований пользуется правом беспрепятственного
проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными
материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, в морских и
речных портах, а также правом первоочередного проведения ремонтных
работ на станциях технического обслуживания, аэродромах, в морских
и речных портах независимо от форм их собственности.
Статья 14. Ответственность аварийно-спасательных служб
Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные
аварийно-спасательные формирования, обслуживающие организации по
договорам, несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный
указанным организациям неправильными действиями в ходе проведения
работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Размер ущерба и порядок
его возмещения определяются в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья 15. Координация деятельности аварийно-спасательных служб
1. Координация деятельности аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований на территории Катав-Ивановского
городского поселения осуществляется в целях:
оперативного привлечения необходимых для ликвидации
чрезвычайных ситуаций сил и средств;
выработки согласованных предложений органам государственной
власти по совершенствованию законодательства Российской Федерации
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
унификации нормативной правовой базы деятельности аварийно-
спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;
проведения единой государственной политики в области
производства аварийно-спасательных средств и в вопросах
материально-технического обеспечения аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований;
отработки взаимодействия между аварийно-спасательными службами,
аварийно-спасательными формированиями и другими силами при
проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на
соответствующих территориях.
2. Координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований на территории Катав-Ивановского
городского поселения осуществляет орган управления (специалист)
при органах местного самоуправления, специально уполномоченный на
решение задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Статья 16. Финансовое обеспечение деятельности аварийно-
спасательных служб, аварийно-спасательных формирований
Финансовое обеспечение определенной настоящим Положением
деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных
формирований, созданных органами местного самоуправления
муниципального образования, а также федеральными и областными
органами исполнительной власти, выполняющими работы на территории
Катав-Ивановского городского поселения, является расходным
обязательством муниципального образования "Катав-Ивановское
городское поселение".
|