ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПРЕЗИДИУМ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2005 г. Надзорное производство N 4г05-2134
(Извлечение)
Мировой судья: Тиунова Т.В.
Президиум Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Вяткина Ф.М., членов Президиума: Кунышева
А.Г., Фединой Г.А., Сыскова В.Л., Балакиной Н.В., Савик Л.Н.
рассмотрел в заседании гражданское дело по надзорной жалобе
П.М.Д. на решение мирового судьи судебного участка N 2
Курчатовского района г. Челябинска от 6 июня 2005 года.
Заслушав доклад судьи Карнауховой Т.А., Президиум
установил:
Инспекция федеральной налоговой службы по Курчатовскому району
г. Челябинска обратилась в суд с иском к П.М.Д. о взыскании
налога, пени, штрафа.
В обоснование иска указано, что выездной налоговой проверкой
частнопрактикующего нотариуса П.М.Д. за 2003 год установлено
неправомерное завышение профессиональных налоговых вычетов на
суммы неполученного дохода за совершение нотариальных действий в
отношении физических лиц, имеющих льготы по уплате госпошлины, в
связи с чем за 2003 год по сроку уплаты 15 июля 2004 года сумма
неуплаченного налога на доходы физических лиц составляет - 4962
рубля; единого социального налога 255 рублей. В связи с неполной
уплатой налога начислен штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы
на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ 1984 рубля, а
также пени на основании ст. 75 Налогового кодекса РФ 220,32 рубля.
Решением мирового судьи судебного участка N 2 Курчатовского
района г. Челябинска от 6 июня 2005 года исковые требования
удовлетворены частично: с П.М.Д. взысканы 255 рублей в счет уплаты
единого социального налога, а также госпошлина в доход государства
200 руб.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В надзорной жалобе П.М.Д. просит отменить решение в части
удовлетворения иска, ссылаясь на существенные нарушения норм
материального и процессуального права.
Определением судьи Челябинского областного суда Кашириной Е.П.
от 3 октября 2005 года гражданское дело передано для рассмотрения
по существу в Президиум Челябинского областного суда.
Обсудив мотивы надзорной жалобы и определения о возбуждении
надзорного производства, проверив материалы дела, Президиум
считает, что надзорная жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основанием к отмене судебного
постановления в порядке надзора является существенное нарушение
норм материального и процессуального права.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ частные нотариусы
производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц -
по суммам доходов, полученных от своей деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ (в редакции до 1 января
2005 г.) при исчислении налоговой базы для уплаты налога на доходы
физических лиц частные нотариусы имеют право на получение
профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически
произведенных ими и документально подтвержденных расходов,
непосредственно связанных с извлечением доходов.
Нотариус, занимающийся частной практикой, за выполнение
действий, указанных в части первой ст. 22 Основ законодательства
Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 с
последующими изменениями в редакции, действовавшей до 1 января
2005 г. (совершение нотариальных действий, составление проектов
документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение
технической работы), взимает плату по тарифам, соответствующим
размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение
аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В
других случаях тариф определяется соглашением между физическими и
(или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и
нотариусом. Полученные денежные средства остаются в распоряжении
нотариуса (ч. 2 ст. 22 Основ).
При этом ч. 4 ст. 22 Основ установлено, что льготы для
физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством о
государственной пошлине, распространяются на этих лиц при
совершении нотариальных действий, составлении проектов документов,
выдаче копий и выполнении технической работы как нотариусами,
работающими в государственных нотариальных конторах, так и
нотариусами, занимающимися частной практикой.
Таким образом, частные нотариусы с ряда физических и
юридических лиц не вправе взимать тариф за совершение нотариальных
действий.
Согласно подпункту "а" п. 3 Постановления Верховного Совета
Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4463-1 "О порядке
введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о
нотариате" Правительству Российской Федерации было поручено в
трехмесячный срок привести решения Правительства в соответствии с
названными Основами; при этом иметь ввиду, что при исчислении
подоходного налога с нотариуса, занимающегося частной практикой,
состав его расходов увеличивается на общую сумму тарифов за
совершение нотариальных действий, составление проектов документов,
выдачу копий (дубликатов) документов, выполнение технической
работы в отношении лиц, предусмотренных ч. 4 ст. 22 этих Основ.
Общая сумма тарифов за совершение указанных действий исчисляется
исходя из ставок государственной пошлины за аналогичные действия в
государственной нотариальной конторе.
То есть, вышеприведенная правовая норма устанавливала
компенсацию затрат, понесенных нотариусами в связи с реализацией
предоставленных государством физическим и юридическим лицам льгот
при совершении нотариальных действий.
Федеральным законом от 5 августа 2000 года "О введении в
действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации" с 1 января 2001 года введена в действие часть вторая
Налогового кодекса Российской Федерации (в частности, глава 23 НК
РФ "Налог на доходы физических лиц").
Однако вопрос о возмещении нотариусам, занимающимся частной
практикой, затрат по обслуживанию граждан, имеющих право на
льготы, в части второй Налогового кодекса Российской Федерации
(глава 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц") не урегулирован.
Подпункт "а" п. 3 Постановления Верховного Совета Российской
Федерации от 11 февраля 1993 года N 4463-1 "О порядке введения в
действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате"
утратил силу только с 1 января 2005 г. в соответствии со ст. 22 ФЗ
от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую
и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
другие законодательные акты Российской Федерации, а также о
признании утратившими силу отдельных законодательных актов
(положений законодательных актов) Российской Федерации".
Из акта выездной налоговой проверки видно, что частный нотариус
П.М.Д. включила в 2003 году в состав профессиональных налоговых
вычетов суммы недополученного дохода за совершение нотариальных
действий в отношении лиц, имеющих льготы по уплате государственной
пошлины, что, по мнению истца, привело к завышению сумм
профессиональных налоговых вычетов в 2003 году и неполной уплате
налога на доходы и единого социального налога.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеуказанными
правовыми нормами, суд правильно отказал в удовлетворении иска о
взыскании налога на доходы, пени и штрафа.
Удовлетворяя же исковые требования о взыскании единого
социального налога, суд руководствовался ст. 237 Налогового
кодекса РФ, предусматривающей определение налоговой базы.
Между тем, требования истца о довзыскании суммы единого
социального налога также основаны на том, что проверкой выявлено
занижение налоговой базы на суммы профессиональных налоговых
вычетов в связи с включением в них сумм недополученных доходов за
совершение нотариальных действий с граждан, освобожденных от
уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п. 2 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения по
единому социальному налогу признаются доходы от
предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за
вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговая база для уплаты единого социального налога частным
нотариусом определяется в соответствии с п. 3 ст. 237 Налогового
кодекса РФ как сумма доходов, полученных за налоговый период как в
денежной, так и в натуральной форме от профессиональной
деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При
этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях
налогообложения, определяется в порядке, аналогичном порядку
определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков
налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Налогового
кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ
налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму
произведенных расходов, которыми являются обоснованные и
документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий
осуществления и направлений деятельности налогоплательщика
подразделяются на расходы, связанные с производством и
реализацией, и внереализационные (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Расходы, связанные с оказанием услуг, реализацией услуг
относятся в силу ст. 253 НК РФ к расходам, связанным с
производством и реализацией. Перечень этих расходов не
исчерпывающий, подпунктом 6 п. 1 ст. 253, пп. 49 п. 1 ст. 264 НК
РФ предусмотрены прочие расходы, связанные с производством и
реализацией.
При таких обстоятельствах доводы жалобы, что суммы тарифов за
совершение нотариальных действий, не взысканных нотариусом с лиц,
имеющих льготы по уплате госпошлины, являются расходами,
связанными с совершением нотариальных действий, с профессиональной
деятельностью нотариуса, и что взыскание единого социального
налога с этой суммы противоречит закону, являются обоснованными.
Поскольку в соответствии со ст. 387 ГПК РФ существенное
нарушение норм материального права является основанием к отмене
судебного постановления в порядке надзора, решение в части
удовлетворения иска подлежит отмене с вынесением нового решения об
отказе в иске.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 387, 390 ГПК
РФ, Президиум
постановил:
Решение мирового судьи судебного участка N 2 Курчатовского
района г. Челябинска от 6 июня 2005 года в части взыскания с
П.М.Д. единого социального налога 255 рублей и госпошлины в доход
государства 200 рублей отменить.
В удовлетворении иска Инспекция федеральной налоговой службы по
Курчатовскому району г. Челябинска к П.М.Д. о взыскании единого
социального налога 255 рублей отказать.
Председательствующий
Ф.М.ВЯТКИН
-------------------------------------------------------------------
|