УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2005 года
(Извлечение)
ОАО "Челябспецтранс"
Комсомольский проспект, 10,
г. Челябинск, 454008
Председателю ФГУП
"Челябинская государственная
телевизионная и
радиовещательная компания"
В.И. Платонову
ул. Орджоникидзе, 54-б,
г. Челябинск, 454000
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по
Челябинской области по рассмотрению дел о нарушениях
антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
- Козлова А.А. - заместитель руководителя Управления
Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области;
Члены Комиссии:
- Черепанов Д.Ю. - начальник отдела контроля за соблюдением
антимонопольного и рекламного законодательства;
- Шиллер Э.Р. - начальник отдела анализа товарных рынков и
развития конкуренции;
- Семенова Е.Г. - главный специалист отдела контроля финансовых
рынков и государственных закупок;
- Муздина Е.В. - специалист 1 категории отдела контроля за
соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства;
- Попова О.В. - специалист 1 категории отдела контроля за
соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства,
в присутствии представителей:
- ОАО "Челябспецтранс" - С.Л.П. (доверенность), Ш.Т.М.
(доверенность), З.В.А. (доверенность),
- ФГУП "Челябинская государственная телевизионная и
радиовещательная компания" - юрисконсульт Ч.В.В. (доверенность),
- Администрация г. Челябинска - Л.Н.М. (доверенность),
- МУП "ГорЭкоЦентр" - зам. директора М.С.М. (доверенность);
главный экономист И.И.В. (доверенность); юрист П.Е.С.
(доверенность),
рассмотрев дело N 10-4/05 о нарушении ОАО "Челябспецтранс"
(454008, г. Челябинск, Комсомольский проспект, 10), п. 1 ст. 5
Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской
области 31 января 2005 года поступило заявление ФГУП "Челябинская
государственная телевизионная и радиовещательная компания" (далее
- ФГУП "ЧГТРК") на действия открытого акционерного общества
"Челябспецтранс" (далее - ОАО "Челябспецтранс"), выразившиеся в
навязывании невыгодных условий договора и в установлении
монопольно высокой цены на оказание услуг по вывозу
(транспортировке) и захоронению твердых бытовых отходов (далее -
ТБО).
Согласно представленной ФГУП "ЧГТРК" информации между ОАО
"Челябспецтранс" и ФГУП "ЧГТРК" заключен договор N 1013 от
01.01.2002 возмездного оказания услуг на вывоз (транспортировку) и
захоронение твердых бытовых отходов. В соответствии с
дополнительным соглашением данный договор заключен на
неопределенный срок и действует до полного выполнения сторонами
принятых на себя обязательств.
Согласно пояснениям ФГУП "ЧГТРК" в соответствии с п. 3.3
договора стоимость услуг на вывоз и захоронение 1 куб. м ТБО с
01.01.2002 составляла 83,70 руб., с 01.01.2003 - 100,80 руб. за 1
куб. м. Таким образом, за период времени с 2002 по 2004 год тарифы
ОАО "Челябспецтранс" повысились на 20,4 процента.
ОАО "Челябспецтранс" письмом исх. N 1500 от 24.12.2004
направило ФГУП "ЧГТРК" калькуляцию стоимости удаления 1 куб. м ТБО
с 1 января 2005 года, где установлен тариф - 150 руб. за удаление
1 куб. м ТБО (повышение на 50 процентов). Кроме того, в данную
калькуляцию включена статья "затраты по обслуживанию стоянок".
По данному факту ОАО "Челябспецтранс" письменно пояснило, что в
калькуляцию стоимости удаления 1 куб. м ТБО на 2005 г. с
01.01.2005 включена статья "затраты по обслуживанию стоянок" на
основании договора N 1 от 31.12.2004, заключенного с ООО "Эко-
Сервис". По данному договору ООО "Эко-Сервис" оказывает ОАО
"Челябспецтранс" услуги по начислению платежей, расчет, перерасчет
стоимости платежей за услугу "вывоз ТБО", формирование и
организацию производителям отходов платежных документов на оплату
услуги "вывоз ТБО", инспектирование состояния контейнерных
стоянок, осуществление работ по подготовке графиков движения
(расчет и оптимизация маршрутов движения мусоровозов) и другие
услуги, предусмотренные п. 1.1 договора. Услуги по данному
договору ООО "Эко-Сервис" оказываются ОАО "Челябспецтранс" на
возмездной основе, а следовательно, являются затратами для ОАО
"Челябспецтранс". На этом основании в калькуляцию стоимости
удаления 1 куб. м ТБО на 2005 г. для ФГУП "ЧГТРК" была включена
статья "затраты по обслуживанию стоянок".
Представитель ФГУП "ЧГТРК" на заседании Комиссии уточнил, что
контейнерная стоянка находится на территории ФГУП "ЧГТРК" и не
является муниципальной, в связи с чем просил сделать перерасчет
калькуляции на вывоз ТБО. На что представитель ОАО
"Челябспецтранс" пояснил, что для всех коммерческих организаций
установлена единая цена за вывоз ТБО, независимо от того,
собственными или муниципальными контейнерными стоянками пользуются
организации.
По факту повышения с 01.01.2005 стоимости услуг по вывозу и
захоронению ТБО, ОАО "Челябспецтранс" письменно пояснило следующее
(письмо N 323 от 15.04.2005):
"ОАО "Челябспецтранс" выполняет работы по вывозу ТБО от
населения и хозяйствующих субъектов в городе Челябинске. Стоимость
данного вида работ определяется из суммы затрат:
1. по погрузке ТБО в кузов мусоровоза,
2. по транспортировке ТБО до городской свалки,
3. по выгрузке ТБО из кузова мусоровоза,
4. по организации работ по вывозу отходов,
5. по размещению и захоронению отходов на свалке.
Работы в соответствии с п.п. 1, 2, 3 выполняются
непосредственно ОАО "Челябспецтранс", на которые составлена
калькуляция затрат. Работы в соответствии с п.п. 4, 5 выполняются
предприятиями и организациями по заключению договоров (Заказчиком)
и в соответствии с договором возмездного оказания услуг на вывоз
(транспортировку) ТБО Исполнитель (ОАО "Челябспецтранс") обязан
ежемесячно перечислять суммы на расчетный счет Заказчика.
Стоимость услуг по транспортировке (п. 2) занимает наибольший
удельный вес и в значительной степени определяется длиной
маршрута. На протяжении ряда лет тариф на удаление ТБО
рассчитывался исходя из среднего расстояния перевозки - 17 км. В
настоящее время число перевозчиков значительно увеличилось и по
результатам заседаний тендерных комиссий на право заключения
договора на выполнение работ по вывозу ТБО муниципальный жилой
фонд и другие учреждения обслуживаются победителями проводимых
тендеров, приняв на обслуживание наиболее близко расположенные к
свалке районы. По результатам замеров расстояний перевозки ТБО
составлены маршрутные графики и определено среднее расстояние,
которое составляет 20 км. На основании этого составлена
калькуляция стоимости удаления 1 куб. м твердых отходов
потребления с 1 января 2005 года. При этом необходимо отметить,
что увеличения тарифа на удаление ТБО не было в течение 2003 -
2004 г. Расчет был выполнен с учетом индексов инфляции, ожидаемого
изменения цен на ГСМ, изменения уровня оплаты труда работников по
вывозу ТБО."
На заседании Комиссии (17.05.2005) представитель ФГУП "ЧГТРК"
заявил, что ФГУП "ЧГТРК" заключило договор на вывоз твердых
бытовых отходов потребления N 1 от 28.04.2005 с ООО ПКФ
"Экотранс". Согласно договору тариф на вывоз и размещение 1 куб. м
составляет 98 руб. (НДС не предусмотрен), и такая услуга, как
обслуживание контейнерных стоянок, в договор не включена.
Заслушав представителей сторон, изучив представленные документы
и информацию, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. ОАО "Челябспецтранс" занимает доминирующее положение на
рынке услуг по вывозу ТБО для прочих потребителей. Доля ОАО
"Челябспецтранс" на указанном товарном рынке составляет более 35
%, а именно - 64,9 % (заключение Челябинского УФАС России о
положении ОАО "Челябспецтранс" на товарном рынке услуг по вывозу
твердых бытовых отходов от 28 марта 2005 года). В связи с этим ОАО
"Челябспецтранс", в силу своего положения на рынке оказания услуг
по вывозу ТБО для прочих потребителей, обязано соблюдать запреты,
установленные ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что между
ОАО "Челябспецтранс" и ФГУП "ЧГТРК" был заключен договор N 1013 от
01.01.2002 возмездного оказания услуг на вывоз (транспортировку) и
захоронение твердых бытовых отходов (ТБО) на неопределенный срок.
ОАО "Челябспецтранс" письмом исх. N 1500 от 24.12.2004 направило
ФГУП "ЧГТРК" калькуляцию стоимости удаления 1 куб. м ТБО с 1
января 2005 года, где установлен тариф - 150 руб. за 1 куб. м ТБО.
В калькуляцию тарифа на 2005 год была включена статья "затраты по
обслуживанию стоянок". Ранее указанные затраты не были включены в
стоимость услуг и ФГУП "ЧГТРК" не оплачивались. В настоящее время
ОАО "Челябспецтранс" во все договоры, заключенные с коммерческими
организациями, включает статью "затраты по обслуживанию стоянок",
независимо от того собственными или муниципальными контейнерными
стоянками пользуются организации.
3. Хозяйствующие субъекты для удаления ТБО могут пользоваться
как муниципальными контейнерными стоянками, так и собственными,
находящимися на территории хозяйствующего субъекта. В связи с тем,
что ФГУП "ЧГТРК" имеет собственную контейнерную стоянку,
Челябинским УФАС России рассматривается обоснованность тарифа,
установленного ОАО "Челябспецтранс" для хозяйствующих субъектов,
имеющих собственные стоянки.
Доводы ОАО "Челябспецтранс" о включении в тариф на вывоз ТБО
статьи "затраты по обслуживанию стоянок" на основании договора N 1
от 31.12.2004, заключенного с ООО "Эко-Сервис", где часть работ по
организации перевозочного процесса выполняет ООО "Эко-Сервис",
Комиссией Челябинского УФАС России не могут быть приняты во
внимание, так как ФГУП "ЧГТРК" и ОАО "Челябспецтранс" в 2002 году
заключили договор на вывоз и захоронение ТБО, в котором были
оговорены все условия договора. В течение трех лет не было
необходимости включения в договор затрат по обслуживанию стоянок.
Факт того, что ОАО "Челябспецтранс" заключило договор с ООО "Эко-
Сервис" на оказание каких-либо услуг не является основанием для
того, чтобы ОАО "Челябспецтранс" включало данные услуги в договор
с ФГУП "ЧГТРК". В связи с тем, что контейнерная стоянка не
является муниципальной, а находится в собственности ФГУП "ЧГТРК",
ему не должны быть навязаны данные услуги.
Подтверждением сказанного является тот факт, что 28 апреля 2005
г. ФГУП "ЧГТРК" и ООО ПКФ "Экотранс" заключили договор N 1
возмездного оказания услуг на вывоз отходов потребления, в котором
не предусмотрена такая услуга как обслуживание контейнерных
стоянок, а предусмотрен лишь вывоз ТБО и их размещение на свалке.
Кроме того, исходя из условий договора N 1013 от 01.01.2002
возмездного оказания услуг на вывоз (транспортировку) и
захоронение твердых бытовых отходов (ТБО), заключенного между ОАО
"Челябспецтранс" и ФГУП "ЧГТРК" на неопределенный срок, ООО "Эко-
Сервис" не мог выполнять для ФГУП "ЧГТРК" такие работы, как
начисление платежей, расчет, перерасчет стоимости платежей за
услугу "вывоз ТБО", формирование и организация производителям
отходов платежных документов на оплату услуги "вывоз ТБО",
предусмотренные договором N 1 от 31.12.2004, заключенным ОАО
"Челябспецтранс" с ООО "Эко-Сервис".
В соответствии с пояснениями, предоставленными ОАО
"Челябспецтранс", исполнитель (ОАО "Челябспецтранс") обязан
ежемесячно перечислять суммы на расчетный счет Заказчика (ООО "Эко-
Сервис") за выполненные работы (обслуживание контейнерных
стоянок). В договоре N 1 от 31.12.2004, заключенным ОАО
"Челябспецтранс" с ООО "Эко-Сервис", ОАО "Челябспецтранс" является
заказчиком, а ООО "Эко-Сервис" исполнителем. Следовательно, в
соответствии с этим договором деньги за вывоз и размещение ТБО,
начисленные ЧГТРК должны поступать на расчетный счет ООО "Эко-
Сервис", а затем перечисляться ОАО "Челябспецтранс", что не
соответствует заключенному договору N 1013 между ФГУП "ЧГТРК" и
ОАО "Челяспецтранс" и пояснениям, представленным ОАО
"Челябспецтранс".
Учитывая, что МУП "ГорЭкоЦентр", как единый муниципальный центр
по обращению с отходами потребления, заключает договоры на вывоз и
размещение ТБО с муниципальным жилым фондом, арендаторами и
собственниками нежилых помещений, пользующимися контейнерными
площадками муниципального жилого фонда (письмо N 365 от
15.04.2005), то хозяйствующие субъекты, имеющие собственные
контейнерные стоянки, имеют возможность заключать договоры по
вывозу ТБО с любыми перевозчиками. Однако, калькуляция стоимости
удаления 1 куб. м ТБО с 01.01.2005, направленная ФГУП "ЧГТРК"
письмом исх. N 1500 от 24.12.2004 содержит те же затраты, что и
калькуляция, разработанная МУП "ГорЭкоЦентр" для ОАО
"Челябспецтранс", которая применяется к потребителям, пользующимся
контейнерными площадками муниципального жилого фонда (12,71 руб.).
В калькуляции МУП "ГорЭкоЦентр" данные затраты названы затратами
на организацию работ по вывозу отходов, а в калькуляции ОАО
"Челябспецтранс" названы как затраты на обслуживание стоянок.
Сравнивая п. 1 договора N 1 от 31.12.2004 между ОАО
"Челябспецтранс" и ООО "Эко-Сервис" с пояснениями к калькуляции
МУП "ГорЭкоЦентр", можно сделать вывод, что это затраты на
организацию работ по вывозу отходов, которые в соответствии с
письмом (письмо N 365 от 15.04.2005) могут быть применимы только к
потребителям, пользующимся контейнерными площадками муниципального
жилого фонда. Таким образом, для ФГУП "ЧГТРК", имеющего в
собственности контейнерные стоянки, данные затраты не применимы.
Тариф ОАО "Челябспецтранс" на услуги по вывозу ТБО для прочих
потребителей, не пользующихся муниципальными контейнерными
стоянками, не является экономически обоснованным, т.к. включает в
себя работы, которые не выполняются.
Таким образом, ОАО "Челябспецтранс" своими действиями,
выразившимися в навязывании невыгодных условий договора, путем
включения в калькуляцию стоимости удаления 1 куб. м ТБО для
хозяйствующих субъектов, пользующихся собственными контейнерными
стоянками, статьи "затраты на обслуживание стоянок", нарушает п. 1
ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках".
4. Для потребителей услуг (кроме населения) тарифы на вывоз ТБО
являются не регулируемыми, цена определяется договором между
потребителем и поставщиком данного вида услуг, исходя из
экономически обоснованного расчета затрат поставщика.
Комиссией Челябинского УФАС России рассматривался вопрос об
установлении монопольно высокой цены на оказание услуг по вывозу
(транспортировке) и захоронению ТБО для коммерческих организаций,
имеющих собственные контейнерные стоянки. Доводы ОАО
"Челябспецтранс" о правовом и экономическом обосновании повышения
с 01.01.2005 стоимости услуг по вывозу и захоронению ТБО,
изложенные в письме N 323 от 15.04.2005 Комиссий Челябинского УФАС
России не могут быть приняты во внимание, так как они касаются
обоснованности увеличения стоимости тарифов для всех групп
потребителей.
В ходе расследования установлено, что 150 рублей не являются
стоимостью вывоза твердых бытовых отходов, которую формирует ОАО
"Челябспецтранс". Это стоимость удаления 1 куб. м твердых бытовых
отходов. Стоимость удаления ТБО складывается из стоимости вывоза
(погрузка, транспортировка, разгрузка), стоимости услуги по
захоронению ТБО на городской свалке и стоимости услуги по
обслуживанию стоянок. ОАО "Челябспецтранс" является перевозчиком и
формирует лишь стоимость услуг по вывозу ТБО, которая у него
составляет в соответствии с калькуляцией стоимости удаления 1 куб.
м ТБО с 1 января 2005 года, утвержденной Генеральным директором
ОАО "Челябспецтранс" А.В.Ч. 97,46 руб. (без НДС).
Стоимость услуги по вывозу ТБО для прочих потребителей среди
перевозчиков, работающих на рынке г. Челябинска, различная и
определяется их затратами на организацию транспортного процесса.
Однако для потребителей услуги (производителей отходов) действует
единый тариф на удаление 1 куб. м ТБО - 150 руб.
Тариф на услугу удаление 1 куб. м твердых бытовых отходов (150
руб.) формирует МУП "ГорЭкоЦентр" и стоимость услуг перевозчиков
не влияет на стоимость удаления ТБО. Это объясняется существующей
системой обращения с отходами потребления на территории г.
Челябинска, что является предметом рассмотрения дела N 11-4/05 о
нарушении п. 1, 3 ст. 6 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках".
Руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
п. 2.12 "Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО "Челябспецтранс", выразившиеся в
навязывании невыгодных условий договора на вывоз и захоронение
ТБО, путем включения в калькуляцию стоимости удаления 1 куб. м ТБО
с 1 января 2005 года для хозяйствующих субъектов, пользующихся
собственными контейнерными стоянками, статьи "затраты по
обслуживанию стоянок", противоречащими п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках".
2. Выдать ОАО "Челябспецтранс" предписание о прекращении
нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА
Члены Комиссии: Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ
Э.Р.ШИЛЛЕР
Е.Г.СЕМЕНОВА
Е.В.МУЗДИНА
О.В.ПОПОВА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 17 мая 2005 г. N 6
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по
Челябинской области по рассмотрению дел о нарушениях
антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - Козлова А.А.,
Члены Комиссии: Черепанов Д.Ю., Шиллер Э.Р., Семенова Е.Г.,
Муздина Е.В., Попова О.В.
на основании своего решения от 17 мая 2005 года по делу N 10-
4/05 о нарушении ОАО "Челябспецтранс" (454008, г. Челябинск,
Комсомольский проспект, 10) п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ОАО "Челябспецтранс" в срок до 8 июня 2005 года прекратить
нарушение п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в
навязывании хозяйствующим субъектам, пользующимся собственными
контейнерными стоянками, условия договора на вывоз и захоронение
ТБО об оплате "затрат по обслуживанию стоянок", путем исключения
данного условия из калькуляции стоимости удаления 1 куб. м с 1
января 2005 года.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Управление
Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области в срок
до 9 июня 2005 года.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение
трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное
исполнение настоящего предписания действующим законодательством
предусмотрена ответственность в виде штрафа.
Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА
Члены Комиссии: Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ
Э.Р.ШИЛЛЕР
Е.Г.СЕМЕНОВА
Е.В.МУЗДИНА
О.В.ПОПОВА
|