АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2005 г. Дело N А76-5205/05-39-654
(Извлечение)
Судья Альгинова С.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Альгиновой
С.И. рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ в
Челябинской области г. Челябинск
к Инспекции ФНС России по Центральному району г. Челябинска
о признании недействительным ненормативного акта
при участии в заседании:
от истца: Г.А.Л. - консультанта финансово-экономического
отдела,
от ответчика: Г.Е.Ю. - госналогинспектора, Т.Ф.И. - гл.
специалиста юридического отдела.
Управление Судебного Департамента при Верховном Суде РФ в
Челябинской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о
признании недействительным ненормативного акта - решения инспекции
ФНС России по Центральному району г. Челябинска от 31.01.2005 N
11/13.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на следующие
обстоятельства: "Согласно статье 26 Федерального закона от
27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", ст. 33
Федерального закона от 30.12.2002 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете
на 2002 год" федеральные суды освобождены в 2001 - 2002 годах от
уплаты единого социального налога (взноса) с денежного содержания
судей в части, исчисляемой и уплачиваемой в Пенсионный фонд
Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 245 Налогового кодекса Российской
Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ)
в 2002 году федеральные суды не включают в налоговую базу для
исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы
денежного содержания судей.
В соответствии с пунктами 1 статьи 236 и статьи 237 Налогового
кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по единому
социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения,
начисляемые работодателями в пользу работников по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом которых является
выполнение работ (оказание услуг), а налоговая база определяется
как сумма указанных выплат, начисленных работодателями за
налоговый период в пользу работников.
Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления
страховых взносов в силу статьи 10 Федерального закона от
15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации" являются объект налогообложения и налоговая
база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой
24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской
Федерации.
На основании вышеизложенного, суммы денежного содержания судей
также не включаются федеральными судами в базу для исчисления
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В статьях 7, 9, 10, 14, 15 Федерального закона от 15.12.2001 N
167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации", регламентирующих понятие застрахованных лиц, порядок
уплаты обязательных платежей, учет страховой и накопительной
частей страховых взносов на индивидуальных (персонифицированных)
счетах работающих граждан, начисление и выплату трудовых пенсий,
устанавливается прямая зависимость между обязанностью организации
по уплате страховых взносов и правами граждан на получение пенсий
за счет средств, сформированных в Пенсионном фонде Российской
Федерации за счет поступления таких взносов. При этом
финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии
осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса),
зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты
страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств
бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Между тем согласно статье 3 Федерального Конституционного
закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской
Федерации", статье 10 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ
"О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи входят в
единую судебную систему Российской Федерации, расходы на их
денежное содержание финансируются из федерального бюджета.
На основании статьи 2 Закона Российской Федерации от 26.06.1992
N 132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", статьи 2
Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в
Российской Федерации" на мировых судей распространяются гарантии
материального обеспечения и социальной защиты, установленные
Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской
Федерации".
В частности, в статье 19 упомянутого Закона предусмотрено, что
при выходе в отставку они обеспечиваются ежемесячным пожизненным
содержанием за счет средств федерального бюджета, а не за счет
средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
Заявитель ссылается также на то, что средства из Федерального
бюджета Управлению Судебного департамента на уплату ЕСН в части
Федерального бюджета с денежного содержания мировых судей из
Судебного департамента при Верховном Суде РФ как первоначального
получателя и распределителя денежных средств за проверяемый период
поступали; в подтверждение доводов представил уведомления
бюджетных ассигнованиях из Федерального бюджета за проверяемый
период.
Ответчик в отзыве от 22.02.2005 N 05/4548 просит отказать в
удовлетворении заявленных требований, считает оспариваемое решение
законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся
в деле доказательства, арбитражный суд
установил:
Решением инспекции ФНС России по Центральному району г.
Челябинска от 31.01.2005 N 11/13, принятым на основании акта
выездной налоговой проверки от 14.01.2005 N 3, Управление
Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Челябинской области
привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового
правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную
уплату сумм единого социального налога в результате занижения
налоговой базы, в виде взыскания штрафа в размере 20 % от суммы
налога, подлежащей перечислению - 2878675 руб. (14393375,02 руб. x
20 %). Налогоплательщику предложено уплатить суммы налоговой
санкции - 878675 руб., неуплаченного единого социального налога -
22710444,13 руб. и пени - 6136188 руб.
В решении и акте проверки отражено, что в нарушение п. 1 ст.
237 НК РФ Управлением Судебного департамента не включены в
налоговую базу при исчислении ЕСН в части федерального бюджета
суммы денежного содержания мировых судей в размере 81357569 руб.,
что привело к неполной уплате ЕСН в части федерального бюджета в
результате занижения налоговой базы в сумме 22710444,13 руб., в
т.ч. за 2002 - 2003 гг. в сумме 14393375,02 руб. По мнению
налогового органа, Управление неправомерно использовало
освобождение от уплаты ЕСН, основываясь на п. 3 ст. 245 НК РФ,
согласно которой "Федеральные суды и органы прокуратуры не
включают в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего
уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания судей,
прокуроров и следователей, имеющих специальные звания. Тогда как
мировые судьи не относятся к федеральным судам в соответствии со
ст. 4 Федерального Конституционного закона от 31.12.96 N 1-ФКЗ "О
судебной системе РФ" и, следовательно, суммы денежного содержания
мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов РФ,
подлежат налогообложению ЕСН (стр. 5 - 7 акта, стр. 2 решения).
Согласно ст. 9 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в РФ" обязательным страховым обеспечением
по обязательному пенсионному страхованию являются, в частности,
страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости.
Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по
обязательному пенсионному страхованию в этой части осуществляется
в порядке и на условиях, которые установлены ФЗ "О трудовых
пенсиях в РФ".
При этом финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии
осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса),
зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты
страховой и накопительной частей трудовой пенсии за счет средств
бюджета Пенсионного Фонда РФ.
Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления
страховых взносов является объект налогообложения и налоговая база
по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет,
установленные главой 24 "Единый социальный налог" НК РФ (п. 2 ст.
10 Федерального закона от 15.12.2001 N 107-ФЗ).
Следовательно, законодатель предусматривает формирование
трудовой пенсии (базовой ее части, трудовой и накопительной) за
счет ЕСН и средств бюджета Пенсионного фонда РФ, которые
определяются исходя из единого объекта налогообложения и налоговой
базы.
Пунктом 2 ст. 243 НК РФ определено, что сумма налога (сумма
авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный
бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими в
тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому
взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в
пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых
взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001
года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации".
В акте проверки отражено, что налоговая база по страховым
взносам на обязательное пенсионное страхование определена верно,
сумма налога исчислена правильно. Тем самым налоговый орган
признал за Управлением право на освобождение от уплаты страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование на суммы денежного
содержания мировых судей.
В противном случае взносы на обязательное пенсионное
страхование подлежали бы удержанию с той же налоговой базы, с
которой исчислен ЕСН, а на сумму страховых взносов следовало
уменьшить размер ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет.
При таких обстоятельствах вывод налогового органа об
обязанности заявителя исчислить ЕСН на суммы денежного содержания
мировых судей не соответствует правовой природе подлежащего
зачислению в Федеральный бюджет ЕСН, как источника формирования
базовой части трудовой пенсии, а также совокупности норм
Федеральных законов о федеральном бюджете и пенсионном
законодательстве, главы 24 "Единый социальный налог (взнос)"
Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от
15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации", Федерального Конституционного закона от
31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации",
Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в
Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N
132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".
Таким образом, у налогового органа не имелось оснований для
начисления ЕСН и пени, применения к Управлению налоговой
ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
С 01.01.2005, при неизменности пенсионного законодательства и
законодательства об обязательном пенсионном страховании в
отношении мировых судей, редакция ч. 3 ст. 245 НК РФ изложена в
следующей редакции: "Не включаются в налоговую базу для исчисления
налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного
содержания прокуроров и следователей, а также судей федеральных
судов и мировых судей субъектов Российской Федерации".
В связи с этим оспариваемое решение следует признать
недействительным, как не соответствующее указанным выше законам и
нарушающее права и законные интересы заявителя. Требования
заявителя подлежат удовлетворению (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 167, 168, п. 2 ст. 176, 201 АПК РФ,
арбитражный суд
решил:
Требования удовлетворить.
Признать недействительным ненормативный акт - решение инспекции
ФНС России по Центральному району г. Челябинска от 31.01.2005 N
11/13.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной
инстанции в течение месяца со дня его принятия.
Решение изготовлено в полном объеме 25.04.2005.
Судья
С.И.АЛЬГИНОВА
|