ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПРЕЗИДИУМ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2005 г. Надзорное производство N 4г05-89
(Извлечение)
Судья: Тумашов А.Ю.
Президиум Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Вяткина Ф.М., членов Президиума Кунышева
А.Г., Фединой Г.А., Сыскова В.Л., Балакиной Н.В.
рассмотрел в заседании гражданское дело по надзорной жалобе
А.А.А. на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 21
июня 2004 года, принятое по жалобе А.А.А. об оспаривании действий
ГУВД Челябинской области, признании факта его участия в ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Заслушав доклад судьи Карнауховой Т.А., объяснения
представителя ГУВД Челябинской области, возражавшего против
доводов надзорной жалобы, Президиум
установил:
А.А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий
ГУВД Челябинской области, отказавшего ему в выдаче удостоверения
участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,
признании факта его участия в ликвидации последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС и возложении на ГУВД Челябинской области
обязанности по выдаче ему удостоверения участника ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В заявлении указал, что 28.06.2003 обратился с рапортом на имя
начальника ГУВД Челябинской области о выдаче ему удостоверения
участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
23.10.2003 ГУВД Челябинской области ему дан письменный ответ,
содержащий отказ в просьбе, а также необходимости представления с
его стороны дополнительных доказательств участия в ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Считает данный отказ
неправомерным, поскольку согласно Положению о порядке оформления и
выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы
на Чернобыльской АЭС (п.п. 3, 4, 5) он предоставил все необходимые
документы (военный билет с записью о работе по ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и копию
командировочного удостоверения). Ранее удостоверения участника
ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС он не
получал. Указанным положением предусмотрено предоставление любого
из данных документов, а не всех, поэтому полагал, что действия
ГУВД Челябинской области о требовании предоставить другие
документы, подтверждающие факт его участия в ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отказ в выдаче
удостоверения незаконными. Просил также признать факт его участия
в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 21 июня
2004 г. в удовлетворении заявления А.А.А. отказано.
В кассационном порядке законность решения не проверялась.
В надзорной жалобе А.А.А. поставлен вопрос об отмене решением
Центрального районного суда г. Челябинска от 21 июня 2004 г. по
причине существенного нарушения судом при разрешении спора норм
материального и процессуального права.
Определением судьи Челябинского областного суда Карнауховой
Т.А. от 28 декабря 2004 года дело истребовано в суд надзорной
инстанции.
Определением судьи Челябинского областного суда Карнауховой
Т.А. от 7 февраля 2005 года передано для рассмотрения по существу
в Президиум Челябинского областного суда.
Обсудив мотивы надзорной жалобы, проверив материалы дела,
Президиум считает, что надзорная жалоба подлежит удовлетворению.
Приказом от 29 февраля 2000 года Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий N 114, Министерства
труда и социального развития Российской Федерации N 66,
Министерства финансов Российской Федерации N 23н, в редакции от 13
ноября 2000 года, утверждено Положение о порядке оформления и
выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы
на Чернобыльской АЭС (далее - Положение).
В соответствии п.п. 1, 2, 3 Положения удостоверение участника
ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выдается
... гражданам (в т.ч. временно направленным или командированным),
принимавшим в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации
последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.
Оформление и выдача удостоверения ... производится: ...
федеральными органами исполнительной власти - гражданам,
работающим в этих федеральный органах исполнительной власти и их
территориальных органах, а также учреждениях и организациях,
находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с абзацем 8 пункта 5 Положения одним из
документов, подтверждающих участие в работах по ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, является военный
билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с
записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской
АЭС (в зоне отчуждения).
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции
сослался на то, что запись в личном деле офицера А.А.А. (стр. 9) о
его участии в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС
выполнена должностным лицом в/ч 22383 (г. Златоуст), которая (в/ч
22383) не принимала участия в ликвидации последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС и не дислоцировалась в зоне. Запись в военном
билете заявителя внесена должностным лицом Военного комиссариата
г. Златоуста из сведений, имеющихся в его личном деле (стр. 9),
поэтому посчитал, что представленные заявителем А.А.А. документы
не доказывают его участие в работах по ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС и представленные документы нельзя
рассматривать в качестве документа, подтверждающего участие
заявителя в работах по ликвидации последствий Чернобыльской
катастрофы.
Однако такой вывод сделан в нарушение требований ст. 56, 57 ГПК
РФ. Исходя из этих требований процессуального законодательства,
суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела,
какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на
обсуждение. Вывод о том, что представленные документы нельзя
рассматривать в качестве документа, подтверждающего участие
заявителя в работах по ликвидации последствий Чернобыльской
катастрофы, суд ничем не мотивировал. Судом также не выяснено,
полномочным ли лицом произведена указанная запись и оспорены ли
кем-то произведенные в личном деле и в военном билете записи.
Суд, рассматривая заявление А.А.А., руководствовался нормами
главы 25 ГПК РФ, нормы ГПК РФ определяют порядок производства по
делам, возникающим из публичных правоотношений (подраздел III,
главы 23 - 26). Однако при этом не учел, что в соответствии со ст.
249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого
решения возлагается на орган и лиц, которые приняли оспариваемые
решения. И не учел, что в соответствии со ст. 249 ч. 2 ГПК РФ суд
может истребовать доказательства по своей инициативе в целях
правильного разрешения спора.
Рассматривая заявление А.А.А. как спор, возникающий из
публичных правоотношений, суд отказал в удовлетворении заявления и
по причине пропуска без уважительной причины установленного ст.
256 ГПК РФ трехмесячного срока на обращение в суд для разрешения
спора.
Однако судом не учтено, что А.А.А. просил установить также факт
его участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской
АЭС.
Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых
зависит возникновение, изменение или прекращение личных или
имущественных прав граждан или организаций.
Данной статьей установлен перечень таких фактов, который не
является исчерпывающим, так как п. 10 этой статьи предусматривает
возможность рассмотрения судом дела об установлении других фактов,
имеющих юридическое значение, если законодательством не
предусмотрен иной порядок их установления.
Поскольку факт участия в работах по ликвидации последствий
Чернобыльской катастрофы порождает права и льготы, закрепленные в
Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию вследствие последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 3061-1 с последующими
изменениями и дополнениями, то он может быть установлен в судебном
порядке, если у заявителя отсутствуют документы, на основании
которых в соответствии Положением о порядке оформления и выдачи
удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС выдаются удостоверения, подтверждающие право на
получение указанных льгот и компенсаций и невозможности получить
такие документы в ином порядке или восстановить их в случае утраты
(глава 28 ГПК РФ).
Факт участия в работах по ликвидации последствий Чернобыльской
катастрофы может доказываться любыми средствами, из числа
названных в части 1 ст. 55 ГПК РФ, в том числе и показаниями
свидетелей.
Кроме того, при рассмотрении факта факт участия в работах по
ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы существуют иные
сроки для обращения в суд.
Суду следовало также выяснить, не имеется ли в данном случае
спора о праве и не подлежит ли рассмотрению данное дело в порядке
искового производства.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции при
рассмотрении дела допущено существенное нарушение норм
материального и процессуального права, в связи с чем в
соответствии со ст. 387 ГПК РФ решение подлежит отмене с
направлением на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 387, 390 ГПК РФ,
Президиум
постановил:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 21 июня
2004 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же
суд.
Председательствующий
Ф.М.ВЯТКИН
|