ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
второго созыва
РЕШЕНИЕ
от 22 февраля 2005 г. N 43/2
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским
кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской
Федерации, Федеральным законом от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", Уставом города Челябинска, Челябинская городская Дума
второго созыва
РЕШАЕТ:
1. Утвердить Положение об организации работы по опеке и
попечительству в городе Челябинске (приложение).
2. Считать утратившими силу решения Челябинской городской Думы
от 18.08.98 N 27/3 "Об организации работы по опеке и
попечительству в городе Челябинске", от 26.10.2004 N 40/12 "О
внесении изменений и дополнений в решение Челябинской городской
Думы от 18.08.98 N 27/3 "Об организации работы по опеке и
попечительству в городе Челябинске".
3. Внести настоящее решение городской Думы в раздел 9
"Социальная политика" Нормативно-правовой базы городского
самоуправления Челябинска.
4. Ответственность за исполнение настоящего решения возложить
на заместителей Главы города Еналеева А.Х. и Коваленко А.Н.
5. Контроль исполнения настоящего решения поручить постоянной
комиссии городской Думы по социальной политике (Колесник С.В.)
6. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Секретарь
Челябинской городской Думы
В.И.СМИРНОВ
Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 22 февраля 2005 г. N 43/2
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ
Настоящее Положение разработано на основе Конституции
Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации,
Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28
августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", Устава города Челябинска и
других нормативных правовых актах, составляющих правовую основу
деятельности органов опеки и попечительства.
Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Положении
Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
Граждане, нуждающиеся в государственной защите - недееспособные
или ограниченно дееспособные граждане, дети-сироты, дети,
оставшиеся без попечения родителей, дети, проживающие в семьях,
которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени
необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без
оказания (предоставления) им помощи со стороны органов городского
самоуправления.
Ребенок - лицо в возрасте до 18 лет.
Развитие ребенка - физическое, психическое, духовное,
социальное, эмоциональное и нравственное развитие.
Права и интересы ребенка - совокупность личных неимущественных
и имущественных прав и интересов ребенка, обеспечивающих его
нормальную жизнедеятельность.
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба
или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до
18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих
родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их
родительских прав, ограничением их в родительских правах,
признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными
(ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях,
объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях,
исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах
содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от
защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из
воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты
населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях
признания ребенка оставшимся без попечения родителей в
установленном законом порядке.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они
находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный
родитель, а также которые остались без попечения единственного или
обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на
дополнительные гарантии по социальной защите.
Безвестно отсутствующий - гражданин, который по заявлению
заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в
течение года в месте его жительства нет сведений о месте его
пребывания.
Опека - форма защиты прав и интересов малолетних детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан,
признанных судом недееспособными вследствие психического
расстройства.
Попечительство - форма защиты прав и интересов детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от
четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных
судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными
напитками или наркотическими средствами.
Подопечные - лица, в отношении которых либо их имущества
установлена опека либо попечительство.
Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на основании договора о
передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключенного между
органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами
или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в
семью).
Опекуны и попечители - совершеннолетние дееспособные лица,
выполняющие опекунские или попечительские обязанности в отношении
несовершеннолетних детей и граждан, ограниченных судом в
дееспособности или недееспособных.
Усыновление (удочерение) - юридический акт, закрепленный
решением суда, в силу которого между ребенком (усыновленным или
удочеренным) и лицом, принявшим его на воспитание, устанавливаются
правовые (личные и имущественные) отношения, аналогичные
существующим между кровными родителями и детьми.
Уполномоченная служба (организация) по опеке и попечительству -
служба (организация), на которую возложена работа по опеке и
попечительству на основании настоящего Положения.
Статья 2. Органы опеки и попечительства
Органами опеки и попечительства в городе Челябинске являются
органы городского самоуправления.
Статья 3. Основные цели и задачи органов опеки и попечительства
1. Основной целью органов опеки и попечительства является
всесторонняя защита прав и интересов граждан, нуждающихся в
государственной защите.
2. Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
1) выявление и учет граждан, нуждающихся в государственной
защите;
2) защита личных и имущественных прав, а также интересов
граждан, нуждающихся в государственной защите;
3) обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-
сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и
несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;
4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и
попечителей.
Статья 4. Организация работы по опеке и попечительству
1. Осуществление функций по опеке и попечительству:
1) в отношении граждан, нуждающихся в государственной защите,
возлагается на администрации районов в городе;
2) в отношении имущества гражданина, признанного судом
безвестно отсутствующим, возлагается на глав администраций районов
в городе.
2. В целях обеспечения эффективной работы органа опеки и
попечительства по решению вопросов, относящихся к его компетенции,
и по осуществлению его функций в соответствии с настоящим
Положением глава администрации района возлагает выполнение этой
работы на уполномоченные им органы и учреждения (далее - службы).
3. Компетенция уполномоченных служб по выполнению работы по
опеке и попечительству определяется настоящим Положением.
4. К числу уполномоченных служб (организаций) относятся
Управления социальной защиты населения районов в городе, органы
управления образованием, органы здравоохранения, учреждения
социального обслуживания, образования, здравоохранения, органы
внутренних дел, администрации районов, осуществляющие работу по
выявлению, учету и устройству граждан, нуждающихся в
государственной защите.
Статья 5. Компетенция Управления социального развития
Администрации города Челябинска
К компетенции Управления социального развития Администрации
города Челябинска относится:
1. координация работы, контроль за исполнением функций по опеке
и попечительству в отношении граждан, нуждающихся в
государственной защите;
2. методическое руководство деятельностью органов опеки и
попечительства;
3. разработка проектов нормативных правовых актов,
регламентирующих деятельность по опеке и попечительству.
Статья 6. Компетенция Главы администрации района
К компетенции Главы администрации района в городе по
осуществлению опеки и попечительства в отношении граждан,
нуждающихся в государственной защите, относится:
1. издание распоряжений по следующим вопросам:
1) о признании ребенка, гражданина нуждающимся в
государственной защите (в соответствии с настоящим Положением);
2) о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;
3) о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
4) об установлении опеки (попечительства);
5) об освобождении, отстранении опекуна (попечителя) от
исполнения им своих обязанностей;
6) о прекращении опеки (попечительства);
7) о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами
и имуществом в соответствии с законом;
8) о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения
или регистрации; о разрешении совершения от имени подопечного
сделок в случаях, предусмотренных законом, о порядке управления
имуществом подопечного;
9) о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение
всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих гражданину,
нуждающемуся в государственной защите, прав или изменение объема
указанных прав;
10) о разрешении раздельного проживания попечителя и
подопечного;
11) о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной
защите, об обеспечении их жилой площадью в случаях,
предусмотренных законодательством;
12) о присвоении или изменении фамилии, имени
несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
13) о разрешении вступить в брак до достижения брачного
возраста;
14) о признании несовершеннолетнего полностью дееспособным;
15) издание иных правовых актов в отношении защиты прав
граждан, нуждающихся в государственной защите, в соответствии с
действующим законодательством.
2. заключение договоров:
1) о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;
2) о доверительном управлении имуществом.
Статья 7. Компетенция Управлений социальной защиты населения
администраций районов
1. Управления социальной защиты населения администраций районов
являются уполномоченными службами по опеке и попечительству на
территории района в городе и создают в своей структуре отделы по
опеке и попечительству.
2. Функции районных Управлений социальной защиты населения как
уполномоченных служб в отношении несовершеннолетних:
1) организуют и осуществляют выявление и учет детей,
нуждающихся в государственной защите, формируют и передают в
установленном законом порядке в региональный банк данных сведения
о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей;
2) дают заключение в суд об обоснованности и соответствии
усыновления (удочерения) интересам ребенка, по вопросам отмены
усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу
установления и отмены усыновления (удочерения);
3) осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в
возрасте до 23 лет;
4) подбирают лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих
требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна либо
попечителя, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна
либо попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна
либо попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;
5) ведут учет несовершеннолетних, в отношении которых
установлена опека или попечительство;
6) в установленном законом порядке осуществляют защиту
имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных
в случае использования опекуном либо попечителем своих прав в
корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без
надзора и необходимой помощи;
7) готовят материалы о назначении денежных средств на
содержание подопечного в порядке и размере, установленном
Губернатором Челябинской области;
8) в установленном законом порядке участвуют в заседаниях судов
по делам подопечных;
9) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей,
оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения,
обучения и трудоустройства подопечных;
10) проводят обследование и готовят заключение об условиях
жизни и воспитания ребенка не реже двух раз в год;
11) обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или
попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их
имущества;
12) осуществляют подготовку документов и устройство детей-
сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и
несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в
семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью,
усыновление, а при отсутствии такой возможности - в
образовательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение
социального обслуживания;
13) временно исполняют обязанности опекуна или попечителя в
случаях невозможности в установленные Гражданским кодексом
Российской Федерации сроки назначить опекуна или попечителя;
14) ведут учет граждан Российской Федерации, способных к
выполнению обязанностей усыновителя;
15) в установленном законом порядке готовят материалы,
необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на
территории данного района, а также ведут учет детей, в отношении
которых произведено усыновление (удочерение);
16) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению
обязанностей приемных родителей, дают заключение о возможности
быть приемными родителями, готовят проект договора о создании
приемной семьи;
17) осуществляют подготовку граждан, изъявивших желание взять
ребенка на воспитание в семью;
18) оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям
в воспитании и организации отдыха подопечных;
19) готовят заключение о возможности раздельного проживания
попечителя с подопечным;
20) дают в установленном законом порядке согласие на перевод
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного
образовательного учреждения в другое либо на изменение формы
обучения до получения ими основного общего образования, а также на
исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;
21) обращаются с исковыми заявлениями в суд о лишении
(ограничении) родительских прав, об отобрании ребенка без лишения
родителей родительских прав, о признании брака недействительным в
случаях, предусмотренных статьей 27 Семейного кодекса Российской
Федерации, об отмене усыновления и другие дела в защиту прав и
охраняемых законом интересов несовершеннолетних; дают заключения
по данным вопросам;
22) разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании
детей в пределах своей компетенции;
23) проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица,
претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по
спорам, связанным с воспитанием детей;
24) дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам,
связанным с воспитанием детей и защитой их имущественных и личных
неимущественных прав;
25) производят немедленное отобрание ребенка у родителей
(одного из них) или у других лиц, на попечении которых он
находится, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью;
26) участвуют в исполнении решений судов об отобрании детей и
передаче их другому лицу (лицам) в порядке, установленном статьей
79 Семейного кодекса Российской Федерации;
27) дают заключение о возможности объявления
несовершеннолетнего полностью дееспособным;
28) готовят документы для вынесения разрешения вступить в брак
лицам, не достигшим совершеннолетия;
29) сотрудничают с общественностью при организации работы по
опеке и попечительству;
30) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по
вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые
меры.
3. Функции районных Управлений социальной защиты населения как
уполномоченных служб в отношении лиц, признанных судом
недееспособными или ограниченно дееспособными:
1) организуют и осуществляют выявление и учет граждан с
психическими расстройствами, нуждающихся в установлении над ними
опеки;
2) обращаются с исковым заявлением в суд о признании гражданина
недееспособным или ограниченно дееспособным, о признании
выздоровевшего дееспособным, об отмене ограничения дееспособности
гражданина, о признании брака недействительным в интересах лица,
признанного судом недееспособным, и другие дела, связанные с
защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных;
3) оказывают необходимую помощь до установления опеки лицам,
признанным судом недееспособными вследствие психического
расстройства;
4) подбирают лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна,
готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, а также об
освобождении или отстранении опекуна от выполнения возложенных на
него обязанностей;
5) временно исполняют обязанности опекуна или попечителя в
случаях невозможности в установленные Гражданским кодексом
Российской Федерации сроки назначить опекуна или попечителя;
6) назначают опекунов и попечителей над имуществом граждан в
случаях, предусмотренных статьями 37 и 38 Гражданского кодекса
Российской Федерации;
7) освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от
выполнения возложенных на них обязанностей в случаях,
предусмотренных статьей 39 Гражданского кодекса Российской
Федерации;
8) принимают меры по защите жилищных прав подопечных;
9) решают вопросы содержания подопечных, распоряжения их
текущими доходами и имуществом в соответствии со статьями 28 и 37
Гражданского кодекса Российской Федерации;
10) в установленном законом порядке осуществляют защиту
имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных
в случае использования опекуном своих прав в корыстных целях, а
также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой
помощи;
11) осуществляют надзор за деятельностью опекунов, оказывают им
помощь в организации медицинского наблюдения за подопечными;
12) готовят документы для разрешения на отчуждение, обмен жилой
площади, совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих
подопечному прав;
13) возбуждают в судах дела, связанные с защитой прав и
охраняемых законом интересов подопечных;
14) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по
вопросам опеки и попечительства и принимают по ним меры.
Статья 8. Компетенция органов управления образованием и
образовательных учреждений
1. Управление по делам образования города обеспечивает
исполнение требований законодательства о содержании и воспитании
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
учреждениях системы образования.
2. К функциям образовательных учреждений относятся:
1) выявление несовершеннолетних детей, которые остались без
родительского попечения в соответствии со ст. 122 Семейного
кодекса Российской Федерации и в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации, информирование органов опеки
и попечительства по месту фактического нахождения
несовершеннолетних;
2) оказание содействия в подготовке документов, необходимых для
установления социального статуса несовершеннолетнего;
Статья 9. Компетенция органов и учреждений здравоохранения
1. К функциям органов здравоохранения относится:
1) обеспечение исполнения требований законодательства о
содержании и воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в учреждениях системы здравоохранения;
2) содействие в организации медицинских наблюдений,
обследований несовершеннолетних, нуждающихся в государственной
защите;
3) осуществление содействия органам опеки и попечительства при
устройстве лиц, страдающих психическими расстройствами, в
психиатрические или психоневрологические лечебные учреждения.
2. К функциям учреждений здравоохранения относится:
1) организация медицинских наблюдений, обследований
несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;
2) выявление и учет лиц с психическими расстройствами,
нуждающихся в установлении над ними опеки.
Статья 10. Кадровое обеспечение органов опеки и попечительства
1. Для обеспечения эффективной работы по выявлению и учету
несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите,
устройству детей на воспитание в семью, а также охраны их прав и
законных интересов, устанавливается количественный норматив из
расчета - 1 специалист по охране прав детей на 5 тысяч человек
детского населения района (в возрасте от 0 до 18 лет
включительно), но не менее трех должностей на район.
2. Для обеспечения эффективной работы по охране прав
совершеннолетних недееспособных, ограниченно дееспособных и
дееспособных граждан, нуждающихся в попечительстве,
устанавливается количественный норматив специалистов из расчета 2
ставки на 100 тысяч взрослого населения, но не менее 1 должности
на район.
Статья 11. Финансирование опекаемых и подопечных детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей
1. Размер ежемесячного пособия на детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой либо
попечительством, определяется по нормативу, установленному
Губернатором Челябинской области.
2. Пособие на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей и находящихся под опекой, назначается с момента
признания ребенка нуждающимся в государственной защите и
возникновения оснований, в установленном законом порядке.
3. Выплата ежемесячного пособия на детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой,
производится органами социальной защиты населения районов в
городе.
Статья 12. Ответственность за неисполнение настоящего Положения
Должностные лица органов городского самоуправления,
уполномоченных служб (организаций), учреждений несут
ответственность за несоблюдение настоящего Положения в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Вступление в силу настоящего Положения
Настоящее Положение вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Секретарь
Челябинской городской Думы
В.И.СМИРНОВ
|