ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2004 г. N 1541
О ПРИНЯТИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА
И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИВОТНОГО МИРА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2005 - 2014 ГОДЫ
Законодательное собрание Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять Концепцию развития охотничьего хозяйства и
воспроизводства животного мира Челябинской области на 2005 - 2014
годы (приложение).
2. Предложить Губернатору Челябинской области разработать и
принять план мероприятий по реализации Концепции развития
охотничьего хозяйства и воспроизводства животного мира Челябинской
области на 2005 - 2014 годы.
3. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти
Челябинской области учитывать положения Концепции развития
охотничьего хозяйства и воспроизводства животного мира Челябинской
области на 2005 - 2014 годы при разработке проектов нормативных
правовых актов и программ по развитию охотничьего хозяйства и
воспроизводства животного мира.
Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.Ф.ДАВЫДОВ
Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Челябинской области
от 30 ноября 2004 г. N 1541
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА И ВОСПРОИЗВОДСТВА
ЖИВОТНОГО МИРА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2014 ГОДЫ
Глава I. Состояние охотничьего хозяйства
Челябинской области
1. Животный мир в пределах Челябинской области является
государственной собственностью.
Пользование животным миром - юридически обусловленная
деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц по использованию объектов животного мира.
Охотничье хозяйство Челябинской области (далее - охотничье
хозяйство) ведется ради получения охотхозяйственной продукции
(пушнины, мяса, лекарственно-технического сырья и другой
продукции), предоставления услуг в виде самой охоты. Ведение
охотничьего хозяйства имеет эстетический, социальный аспекты,
является одним из важных инструментов регуляции экосистем
(экологический аспект).
По состоянию на первое сентября 2004 года в Челябинской области
действует 28 самостоятельных охотпользователей, за которыми
закреплено 6283,6 тыс. гектаров охотничьих угодий. Кормовые и
защитные условия этих угодий позволяют поддерживать высокую
плотность охотничьих животных и ежегодно получать значительное
количество ценной продукции. Крупнейшими долгосрочными
пользователями охотничьих ресурсов являются общества охотников и
рыболовов - члены общественной организации "Союз обществ охотников
и рыболовов" Челябинской области. Они осуществляют пользование на
66,5 процентов угодий. В ведении управления по охране, контролю и
регулированию использования охотничьих животных Челябинской
области находится 13 процентов охотничьих угодий общего
пользования.
В сфере охотхозяйственной деятельности постоянно, временно или
эпизодически занято около 100 тыс. человек.
2. Охотничье хозяйство базируется на использовании
возобновляющихся охотничьих ресурсов. Особенностью указанных
ресурсов является их динамизм во времени (годовые и многолетние
колебания численности популяций) и в пространстве (кочевки,
миграции, расселение).
Важнейшим условием развития охотничьего хозяйства является
сохранение ресурсного потенциала и генофонда более 60 видов
охотничьих птиц и 50 видов охотничьих млекопитающих.
Отраслевая специфика охотничьего хозяйства исключает или
ограничивает концентрацию средств производства, требует
экологической ориентации в управлении ресурсным потенциалом,
приоритетности естественных компенсационных механизмов.
Охотничье хозяйство осуществляется на площадях основных
землеводопользователей. Отсюда - необходимость интегрального
подхода в смежных отраслях хозяйствования, отбора взаимоприемлемых
технологий, согласованности действий, правового и экономического
стимулирования комплексного хозяйствования.
3. С начала 90-х годов наблюдается тенденция снижения
среднегодового объема валовой продукции охотничьего хозяйства.
Вместе с тем произошло насыщение внутреннего пушного рынка.
Рост цен на горюче-смазочные материалы, оружие для охоты,
боеприпасы, капканы, предметы снаряжения охотника, найм и
приобретение транспортных средств превысил в 4 - 7 раз рост цен на
мясную продукцию, пушнину и изделия из нее, что поставило
охотничье хозяйство в крайне сложное экономическое положение.
Работы по расселению животных проводятся охотпользователями в
основном за счет средств областного бюджета. Уменьшились объемы
проводимых мероприятий по воспроизводству охотничьих животных.
Ухудшилась охрана охотничьих угодий, в результате чего резко
возросло число случаев браконьерства.
4. Управление в сфере охотничьего хозяйства, а также охрану,
контроль и регулирование использования объектов охоты и среды их
обитания осуществляет управление по охране, контролю и
регулированию использования охотничьих животных Челябинской
области.
Ведение охотничьего хозяйства осуществляют индивидуальные
предприниматели и организации. В целях более эффективного
управления охотничьим хозяйством охотпользователи могут
объединяться в областную ассоциацию охотпользователей.
Основной формой ведения охотничьего хозяйства является
предоставление в долгосрочное пользование организациям и
индивидуальным предпринимателям объектов животного мира в
определенных границах охотничьих угодий.
Угодья, не переданные охотпользователям для ведения охотничьего
хозяйства, составляют охотничьи угодья общего пользования. В
дальнейшем эти территории могут быть использованы для организации
охотничьих хозяйств или особо охраняемых природных территорий.
Выдача разрешений на производство охоты в таких угодьях,
осуществление охранных и воспроизводственных мероприятий
возлагается на управление по охране, контролю и регулированию
использования охотничьих животных Челябинской области.
5. В настоящее время уменьшилось количество членов в
общественной организации "Союз обществ охотников и рыболовов"
Челябинской области и входящих в ее систему охотхозяйств.
Расширяется площадь охотничьих угодий общего пользования.
В перспективе рационализация охотпользования должна
рассматриваться как один из основных факторов сохранения
биоразнообразия. Высокоорганизованное охотничье хозяйство будет
призвано обеспечивать не только нормативное изъятие диких
промысловых животных, но и их воспроизводство, а также поддержание
минимальной численности животных, подлежащих регулированию (волк,
серая ворона, бродячие собаки и кошки и другие).
Одной из важнейших задач в сфере охотничьего хозяйства на
современном этапе является привлечение общественных охотничьих
формирований путем их стимулирования охотой и другими способами к
охране охотничьих угодий, прилегающих к местам жительства
охотников.
Сдерживать рост браконьерства не удается, несмотря на
увеличение числа вскрываемых нарушений. Меры по пресечению
незаконной охоты неэффективны из-за недостаточной численности
работников, занимающихся охраной, контролем и регулированием
использования охотничьих животных, их слабой материально-
технической оснащенности, низкого уровня заработной платы,
недостаточности нормативно-методического и юридического
обеспечения. В такой ситуации многие субъекты Российской Федерации
вынуждены самостоятельно разрабатывать концепции развития
охотничьего хозяйства в целях принятия обоснованных решений,
разработки согласованных планов и скоординированных действий.
6. Снижение объема производства продукции и оказания услуг в
охотничьем хозяйстве на 2 - 5 процентов к уровню 1992 года
произошло за счет промысловой продукции, а удельный вес спортивно-
любительской продукции и услуг несколько увеличился в связи с
возросшим потреблением для личных нужд и большей адаптированностью
охотников и их общественных объединений к рынку в условиях отмены
государственной монополии на закупки, переработку, экспорт
продукции охотничьего хозяйства.
Глава II. Основные принципы государственной политики
Челябинской области в сфере охотничьего хозяйства
7. Государственное регулирование ведения охотничьего хозяйства
обусловлено необходимостью неистощительного использования
природных ресурсов, влиянием на производство природных факторов и
социально-экономической значимостью охотпользования.
8. Государственная политика Челябинской области в сфере
охотничьего хозяйства представляет собой систему мер
законодательного, экономического и контрольного характера,
разрабатываемых и осуществляемых органами государственной власти
Челябинской области с участием граждан, органов местного
самоуправления и общественных объединений.
9. Государственная политика Челябинской области в сфере
охотничьего хозяйства основывается на законодательстве Российской
Федерации и Челябинской области и осуществляется с учетом
традиций, современного состояния и специфики охоты и охотничьего
хозяйства, а также биологических особенностей охотничьих ресурсов.
Государственная политика Челябинской области в сфере
охотничьего хозяйства основывается на следующих принципах:
1) право всех граждан, индивидуальных предпринимателей и
организаций независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности заниматься охотой и ведением охотничьего хозяйства;
2) сохранение традиций в сфере охоты и охотничьего хозяйства,
совместимых с неистощительным использованием охотничьих животных;
3) использование ресурсов охотничьего хозяйства на основе
приемов и методов, обеспечивающих устойчивое состояние
экологических систем;
4) государственная собственность на объекты животного мира;
5) широкое привлечение к разработке и осуществлению программ
развития охотничьего хозяйства научных учреждений, общественных
объединений и хозяйствующих субъектов;
6) недопустимость совмещения функций государственного
управления и государственного контроля в сфере охраны и
использования охотничьих ресурсов с функциями их хозяйственного
использования;
7) платность пользования объектами животного мира.
10. Субъектами осуществления государственной политики
Челябинской области в сфере охоты и охотничьего хозяйства
являются:
1) Законодательное собрание Челябинской области, Правительство
Челябинской области;
2) управление по охране, контролю и регулированию использования
охотничьих животных Челябинской области;
3) другие специально уполномоченные государственные органы.
Глава III. Цели и задачи ведения охотничьего хозяйства
11. Целями ведения охотничьего хозяйства на территории
Челябинской области являются:
1) рациональное использование, сохранение и воспроизводство
животного мира Челябинской области, в том числе редких и
находящихся под угрозой исчезновения видов животных, увеличение
численности ценных видов охотничьих животных;
2) обеспечение прав граждан на отдых, благоприятную окружающую
среду, их потребностей в охоте и использовании животного мира;
3) сохранение биологического разнообразия и генофонда животного
мира;
4) обеспечение занятости населения, особенно в отдаленных
районах Челябинской области;
5) возрождение национальных и культурных традиций российской
охоты.
12. Основными задачами ведения охотничьего хозяйства являются:
1) обеспечение научно обоснованного, эффективного использования
и охраны охотничьих ресурсов, сохранения редких и находящихся под
угрозой исчезновения видов животных;
2) осуществление биотехнических мероприятий, направленных на
увеличение численности охотничьих животных и интенсивное
воспроизводство, обеспечение более полного использования кормовой
емкости охотничьих угодий и повышение их продуктивности;
3) внедрение научных разработок и рекомендаций по охране,
воспроизводству и рациональному использованию охотничьих ресурсов;
4) регулирование численности вредных для охотничьего и
сельского хозяйства животных, в первую очередь, волков;
5) развитие охотничьего туризма, сферы услуг в сфере охоты и
охотничьего хозяйства;
6) использование средств, получаемых от иностранного
охотничьего туризма, для развития охотничьего хозяйства,
таксидермии и трофейного дела;
7) развитие охотничьего собаководства.
Глава IV. Цели и задачи государственной политики
Челябинской области в сфере охотничьего хозяйства
13. Важнейшими целями государственной политики Челябинской
области в сфере охотничьего хозяйства являются:
1) обеспечение граждан правами на труд, отдых, благоприятную
окружающую среду, развитие способностей и удовлетворение
потребностей, а также экономических свобод хозяйствующих субъектов
отрасли;
2) законодательное закрепление и эффективная защита социально-
экономических интересов Челябинской области при использовании
охотничьих ресурсов;
3) сохранение биологического разнообразия и генофонда животного
мира Челябинской области;
4) создание адекватной и экономичной информационной базы для
принятия управленческих решений.
14. Основные задачи государственного управления на территории
Челябинской области в сфере охотничьего хозяйства:
1) координация деятельности охотпользователей при недопущении
монополизации охотхозяйственной деятельности;
2) разработка зонально-дифференцированных нормативов ведения
охотничьего хозяйства (численности, норм изъятия и т.д.);
3) привлечение охотпользователей к обсуждению правовых,
экономических и экологических аспектов вырабатываемых решений в
сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их
обитания;
4) нормативное и административное обеспечение компенсационных
выплат при действиях, ухудшающих состояние объектов животного мира
и среды их обитания;
5) реализация правовых установлений о ведении учета, кадастра и
мониторинга объектов и субъектов охотпользования;
6) охотэкономическая инвентаризация охотничьих угодий,
оптимизация системы особо охраняемых природных территорий;
7) обеспечение эффективной охраны охотничьих ресурсов и
сохранения качества среды обитания диких животных (охотничьих
угодий) как основного средства производства в охотничьем
хозяйстве;
8) организация осуществления воспроизводственных мероприятий,
направленных на оптимизацию численности охотничьих животных,
обеспечивающих полное использование биологической емкости
охотничьих угодий, и повышения их продуктивности;
9) внедрение научных разработок и рекомендаций по охране,
воспроизводству и рациональному использованию охотничьих ресурсов;
10) сохранение исторического наследия, опыта, традиций в сфере
охотничьего хозяйства, содействие распространению знаний и выпуску
печатной продукции о традициях и культуре охоты, охотничьем
хозяйстве, развитие охотничьего туризма, охотничьего
собаководства;
11) осуществление грамотной кадровой политики в охотничьем
хозяйстве, повышение квалификации работников охотничьего
хозяйства.
15. Сохранение обширных участков ненарушенной или
малоизмененной природы для развития охотхозяйственной
деятельности, а также развитие форм интенсификации
охотхозяйственной деятельности (экологически допустимая и
экономически оправданная концентрация ресурсов, дичеразведение,
зоокультура) в комплексе со смежными отраслями хозяйства.
Глава V. Правовое, социальное и экономическое
обеспечение развития охотничьего хозяйства
16. Административные методы управления охотничьим хозяйством
реализуются выдачей и аннулированием лицензий на пользование
объектами животного мира, установлением сроков охоты, запретами на
добычу отдельных видов охотничьих зверей и птиц.
Социально-экономические методы регулирования охотничьего
хозяйства заключаются в создании благоприятных условий для его
поддержания и развития.
Основными задачами правового обеспечения охотничьего хозяйства
являются:
реализация прав граждан, индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц на предоставление в пользование объектов животного
мира для охоты и ведения охотничьего хозяйства;
ведение охотничьего хозяйства как на коммерческой, так и на
некоммерческой основе;
разнообразие организационно-правовых форм организаций,
осуществляющих охотничью и охотхозяйственную деятельность.
17. Основными критериями оценки результатов государственного
управления в сфере развития охотничьего хозяйства являются
непрерывность и неистощительность использования ресурсов,
экономическая эффективность и социальная справедливость.
Глава VI. Научное и техническое
развитие охотничьего хозяйства
18. С учетом современных финансовых трудностей необходимо
отдать предпочтение следующим разработкам:
модернизация на альтернативной научной основе системы
государственного учета и создание методологической базы
мониторинга, прогнозирования и кадастра охотничьих ресурсов и их
эпизоотологического состояния, а также мониторинга среды обитания
охотничьих животных;
разработка эффективных систем воспроизводственных мероприятий;
обоснование работ по интродукции и реинтродукции диких
животных;
создание системы организационно-экономического отраслевого
мониторинга, информационного обеспечения и формирование
соответствующих баз данных;
научное обоснование методов управления ресурсным потенциалом,
ориентированных на поддержание механизмов естественной
саморегуляции и возобновления популяций и экосистем в целях
обеспечения устойчивого пользования ресурсами и сохранения
биоразнообразия (экологический приоритет комплексного
хозяйствования);
разработка методов профилактики заболеваний диких животных.
19. Учитывая важность и особое положение отдельных видов и
групп видов охотничьих животных (бобров, сурков, волков, лосей,
кабанов и других), необходимо более глубокое их изучение в рамках
целевых комплексных программ. Сохранение генофонда и научно-
обоснованное управление популяциями этих видов имеют
первостепенную важность.
20. Необходимость распространения в Челябинской области
положительного опыта сочетания научной деятельности, подготовки
кадров и освоения достижений научно-технического прогресса.
Разработка форм сотрудничества научно-исследовательских учреждений
и высших учебных заведений.
Глава VII. Международное сотрудничество
в сфере охотничьего хозяйства
21. Во внешнеэкономической сфере деятельность государственных
органов управления охотничьим хозяйством, хозяйствующих субъектов,
научных учреждений и частных лиц должна быть направлена на:
1) обеспечение выполнения международных конвенций, договоров и
соглашений (о биологическом разнообразии, водно-болотных угодьях,
Красной книге Российской Федерации и других), устанавливающих
правовую базу и определяющих торгово-экономический и научно-
технический режим охотпользования;
2) активизацию контактов между зарубежными охотничьими
организациями, налаживание взаимовыгодного и равноправного
сотрудничества;
3) обеспечение участия охотничьих организаций в международных
выставках, ярмарках и конференциях, их представительства в
национальных ассоциациях и объединениях охотничье-рыболовного
направления.
Глава VIII. Финансовое обеспечение охотничьего хозяйства
Финансирование мероприятий по развитию охотничьего хозяйства
осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Челябинской области.
Глава IX. Экономический эффект от реализации Концепции
развития охотничьего хозяйства и воспроизводства
животного мира Челябинской области на 2005 - 2014 годы
22. Экономический эффект от реализации Концепции развития
охотничьего хозяйства и воспроизводства животного мира Челябинской
области на 2005 - 2014 годы обеспечивается за счет:
1) экономии бюджетных средств, планируемых на финансирование
мероприятий по сохранению биологического разнообразия животного
мира, охране и воспроизводству объектов охоты, за счет привлечения
к реализации этих мероприятий средств охотпользователей;
2) увеличения поступления налогов в областной бюджет за счет
создания новых охотничьих хозяйств, рабочих мест и расширения
производства охотничьей продукции;
3) привлечения иностранных инвестиций от организации
иностранного охотничьего туризма;
4) оздоровления населения Челябинской области.
Глава X. Современное состояние ресурсов
основных охотничьих животных
23. Оценка распределения и состояния ресурсов охотничьих
животных в Челябинской области осуществлена по материалам
ежегодных учетов численности, подготовленным управлением по
охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных
Челябинской области, а также по материалам общественной
организации "Союз обществ охотников и рыболовов" Челябинской
области и по фондовым материалам "Службы урожая" Всероссийского
научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и
звероводства имени профессора Б.М. Житкова (далее - ВНИИОЗ).
Челябинская область обладает уникальным набором природно-
климатических условий. Это обусловливает богатство животного мира,
в частности, видовое разнообразие и обилие охотничьих зверей и
птиц. Список охотничьих зверей и птиц в Челябинской области
включает 30 наименований основных видов и групп видов.
Глава XI. Мониторинг охотничьих животных
24. Мониторингом охотничьих животных, опирающимся на опросный
метод, с 1935 года занимается ВНИИОЗ.
Дважды в год по специализированным региональным формам от
добровольных охотников-корреспондентов поступает обширная
информация не только о численности охотничьих зверей и птиц, но и
о многих экологических параметрах (обеспеченности кормами,
кочевкам, активности размножения, болезнях и гибели), а также о
результатах охоты. Сложившаяся во ВНИИОЗ система мониторинга,
предназначенная для всей территории России, может быть
использована и в системе мониторинга охотничьих животных в
Челябинской области.
Объектами мониторинга являются: лось, кабан, косуля, бурый
медведь, соболь, лесная куница, хорек, колонок, норка, выдра,
горностай, волк, лисица, енотовидная собака, рысь, белка, сурок,
бобр, ондатра, заяц, глухарь, тетерев, рябчик, водоплавающая птица
и кулик.
Глава XII. Рекомендации по эксплуатации ресурсов
охотничьих животных Челябинской области
25. Животный мир Челябинской области включает типичные лесные
виды и представителей открытых пространств.
Для ряда видов животных характерны резкие годичные колебания
численности значительной амплитуды с периодом 4 - 5 и даже 10 - 12
лет. Большинству видов животных свойственны миграции, особенно
птицам.
Основными и хозяйственно важными охотничьими видами в
Челябинской области являются: белка, ондатра, бобр, сурок, заяц-
беляк, заяц-русак, волк, лисица, корсак, куница, колонок,
горностай, хорек, барсук, норка, выдра, медведь, лось, кабан,
косуля, глухарь, рябчик и тетерев, кулик и водоплавающая дичь, что
обусловлено наличием свойственных этим видам типов угодий. Многие
виды достаточно обычны и в антропогенных ландшафтах.
Глава XIII. Сохранение и воспроизводство
охотничьих животных Челябинской области
26. Интенсивное ведение охотничьего хозяйства в современных
условиях тяжелейшего антропогенного пресса на среду обитания
охотничьих животных невозможно без систематического проведения
воспроизводственных работ, которые позволяют поддерживать на
оптимальном уровне продуктивность охотничьих угодий, сохранять и
увеличивать запасы основных охотничьих зверей и птиц в каждом
хозяйстве и на определенных территориях.
Развивающийся иностранный охотничий туризм требует от
охотничьих хозяйств определенных гарантий успеха при организации и
проведении охотничьих и экологических туров, что обязывает
руководство хозяйств по-новому смотреть на воспроизводственные
мероприятия и оценивать результаты проведения этих работ.
Необходимость и объем проведения биотехнических работ в каждом
хозяйстве должны определяться специалистами творчески с оценкой и
учетом целого ряда факторов: интенсивности освоения запасов
животных, экономических интересов и технических возможностей,
конкретных сложившихся социальных и природно-климатических условий
данной местности, а также факторов, лимитирующих естественное
воспроизводство диких животных.
В основном воспроизводственные мероприятия должны
осуществляться в тех участках охотничьих угодий, где
самовозобновляющиеся ресурсы охотничьих животных изымают охотой до
такой степени, что теряется способность компенсировать этот ущерб
за счет естественного размножения, или там, где они осваиваются в
максимально возможном (без ущерба для естественного
воспроизводства) размере. При этом нормированное изъятие ресурсов
выступает в качестве элемента рационального природопользования и
элемента ресурсосберегающей технологии ведения охоты на тот или
иной вид животных.
При постоянном возрастании влияния хозяйственной деятельности
человека на природу наблюдается коренное изменение условий
обитания диких животных. В связи с этим охотпользователи, наряду с
работами по воспроизводству ресурсов охотничьих животных, нужными
для долговременного неистощительного их использования, в той или
иной степени за счет собственных средств вынуждены компенсировать
и ущерб, наносимый смежными отраслями природопользования. В
современных условиях резко возрастает необходимость выделения из
всего перечня осуществляемых работ наиболее эффективных
мероприятий, так как в ряде случаев средства, вкладываемые
охотпользователями в воспроизводство зверей и птиц, не окупаются.
Природоохранные мероприятия - комплекс мер, направленных на
охрану охотничьих животных и среду их обитания.
Воспроизводственные (биотехнические) мероприятия - виды
деятельности, направленные на повышение продуктивности охотничьих
угодий посредством улучшения условий обитания и снижения
воздействия факторов, лимитирующих рост численности или
естественное расселение диких зверей и птиц.
Охотхозяйственные мероприятия направлены на подготовку условий
и создание предпосылок для успешного осуществления охоты и ведения
охотничьего хозяйства.
Из вышеперечисленных мероприятий биотехнические мероприятия
выступают одним из сильнодействующих и результативных рычагов
управления популяциями охотничьих животных при условии грамотного
и своевременного их применения. Биотехнические мероприятия
наиболее применимы к аборигенным видам животных. Разные виды
неодинаково отзывчивы на биотехнические воздействия: одни
положительно реагируют только на отдельные видовые, а другие - на
комплексные мероприятия. Но в любом случае биотехнические
мероприятия остаются приоритетным направлением в сохранении и
увеличении ресурсов популяций не только охотничьих зверей и птиц,
но и биоразнообразия в целом.
Глава XIV. Основные направления развития охотничьего
хозяйства и охраны диких зверей и птиц
на территории Челябинской области
27. Нормативное правовое обеспечение охраны и устойчивого
использования объектов животного мира осуществляется по следующим
направлениям:
1) разработка проектов и принятие нормативных правовых актов, а
также внесение изменений в действующие нормативные правовые акты в
целях реализации Закона Челябинской области "Об охоте и охотничьем
хозяйстве в Челябинской области;
2) разработка и утверждение методики расчета оценки вреда,
причиняемого объектам животного мира и среде их обитания
юридическими и физическими лицами в результате хозяйственной или
иной деятельности на территории Челябинской области с целью
компенсации указанного вреда;
3) разработка требований по предотвращению гибели объектов
животного мира при осуществлении производственных процессов, а
также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов,
линий связи и электропередачи в Челябинской области с целью
сокращения гибели диких животных;
4) разработка и принятие следующих нормативных правовых актов в
связи с учреждением Красной книги Челябинской области:
об утверждении правил добывания объектов животного мира,
занесенных в Красную книгу Челябинской области;
об утверждении порядка выдачи разрешений на оборот объектов
животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу
Челябинской области;
об установлении такс для исчисления размера взыскания за вред,
причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов
животного мира, занесенных в Красную книгу Челябинской области
(для видов, не включенных в Красную книгу Российской Федерации);
5) принятие правил добывания объектов животного мира, не
отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не занесенных в
Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Челябинской
области (в этих правилах целесообразно предусмотреть также порядок
регулирования численности серой вороны, сороки, бродячих собак и
кошек, которые не отнесены к объектам охоты).
28. Охранные мероприятия:
1) организация специализированного отряда по охране объектов
животного мира (объектов охоты и видов, занесенных в Красную книгу
Российской Федерации, Красную книгу Челябинской области),
надлежащее материально-техническое обеспечение его
функционирования;
2) организация и осуществление охраны объектов животного мира,
отнесенных к объектам охоты, путем проведения рейдов по выявлению
случаев незаконной охоты, а также осуществление государственного
контроля за соблюдением требований законодательства при
осуществлении производственных процессов, эксплуатации
транспортных средств, линий связи и электропередач, за
предотвращением загрязнения среды обитания сбросами,
ядохимикатами, удобрениями;
3) выполнение мероприятий по регулированию численности волков,
лисиц, корсаков, бродячих собак и других животных в целях
сокращения наносимого вреда и предотвращения распространения
бешенства, чумы, чесотки;
4) укрепление материально-технической базы органов
государственного охотничьего надзора;
5) инвентаризация и комплексное экологическое обследование
охотничьих угодий государственного резервного фонда для
определения целесообразности придания им статуса особо охраняемых
природных территорий или перепрофилирования для ведения
охотничьего хозяйства;
6) инвентаризация глухариных токов, рек, заселенных бобрами,
объявление их микрозаказниками в соответствии с Законом
Челябинской области "Об особо охраняемых природных территориях
Челябинской области";
7) выявление мест обитания объектов животного мира, занесенных
в Красную книгу Российской Федерации, а также в Красную книгу
Челябинской области. Проработка вопросов отнесения отдельных озер,
озерных систем и других угодий Челябинской области к Списку
находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных
угодий, имеющих международное значение, главным образом, в
качестве местообитаний водоплавающих птиц, к создаваемому перечню
ключевых орнитологических территорий, а также придания выявленным
территориям природоохранного статуса разного уровня
(микрозаказников, особо охраняемых участков леса,
воспроизводственных участков и так далее) и (или) установления
постоянных или временных запретов и ограничений тех или иных видов
хозяйственной деятельности;
8) разработка и утверждение для Челябинской области зональных
норм и нормативов плотности населения диких зверей и птиц;
9) разработка положения о системе мер материального и
морального стимулирования работников, занимающихся охраной,
контролем и регулированием использования охотничьих животных,
долгосрочных охотпользователей за активную работу по охране
объектов животного мира и среды их обитания, уничтожению вредных
животных, проведению воспроизводственных и биотехнических
мероприятий.
29. Наиболее целесообразна следующая структура мониторинга
охотничьих животных:
1) ежегодный двукратный опрос охотников-корреспондентов по
широкому спектру вопросов ("служба опроса") по системе "Службы
урожая" ВНИИОЗ;
2) проведение зимнего маршрутного учета по видам, подлежащим
учету в зимних условиях (один раз в два - три года);
3) проведение специализированных областных видовых учетов, не
проходящих по системе зимнего маршрутного учета (горные,
полуводные, зимоспящие, летние виды и так далее) в промежутке
между годами ведения (по каждому виду или группе видов один раз в
3 - 5 лет);
4) использование данных Летописи природы системы заповедников
для получения базовых данных по численности видов, отнесенных к
объектам охоты.
30. Повышение квалификации работников, занимающихся охраной,
контролем и регулированием использования охотничьих животных
Челябинской области:
1) проведение курсов повышения квалификации, семинаров и учебы
с работниками, занимающимися охраной, контролем и регулированием
использования охотничьих животных Челябинской области, по
повышению уровня правовой квалификации (законодательство,
устанавливающее ответственность, правильное оформление документов,
фиксирующих факты нарушений и причинения вреда, постановлений о
привлечении к ответственности, материалов для возбуждения
уголовных дел, взыскания причиненного ущерба, обращения в судебные
и другие правоохранительные органы), обмену опытом по способам и
методам охраны животного мира, привлечению нарушителей к
ответственности, технике безопасности, необходимой обороне,
координации действий и другие мероприятия;
2) обеспечение работников, занимающихся охраной, контролем и
регулированием использования охотничьих животных юридической,
нормативно-технической и методической документацией и литературой
(правила, сборники нормативных правовых актов и другие документы в
сфере охраны и использования объектов животного мира, книги
"Комментарий к Федеральному закону "О животном мире",
"Ответственность за незаконную охоту", "Управление популяциями
охотничьих животных" и другими книгами в указанной сфере);
3) разработка правил (методических указаний) проведения
мероприятий по контролю деятельности долгосрочных
охотпользователей объектами животного мира, охраной животных и
среды их обитания другими хозяйствующими субъектами.
31. Массово-разъяснительная работа и экологическое просвещение:
1) формирование экологического мировоззрения в области
охотничьего хозяйства и смежных с ним отраслей природопользования;
2) организация систематической разъяснительной работы с
природопользователями и местным населением (выступления в
средствах массовой информации, издание и тиражирование буклетов,
брошюр, книг) о необходимости охраны животного мира (особенно
редких видов зверей и птиц), рациональном использовании охотничьих
ресурсов, об ответственности за нарушение законодательства в этой
сфере, о болезнях, источником заболевания которых являются дикие
животные, о мерах их профилактики;
3) проведение выставок, конкурсов и соревнований, месячников,
пропагандирующих вопросы охраны, воспроизводства и рационального
использования животного мира, поднимающих престиж работников
охотничьего хозяйства;
4) издание массовым тиражом и распространение Закона
Челябинской области "Об охоте и охотничьем хозяйстве в Челябинской
области", Правил охоты на территории Челябинской области, Красной
книги Челябинской области, карт охотничьих хозяйств и охраняемых
территорий, выпуск различных брошюр, наглядных пособий, плакатов,
памяток по технике безопасности на охоте, биологии животных,
борьбе с браконьерством.
|