АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 28 октября 2004 г. Дело N 76-17814/04-51-729
(Извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2004 г.
Полный текст решения изготовлен 28 октября 2004 г.
Судья: Любченко И.С.
при ведении протокола судебного заседания судьей Любченко И.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ИМНС России по г. Миассу
к ОАО "Ремонтно-механический завод" г. Миасс
о взыскании 275808 руб. 89 коп.
при участии в заседании:
от заявителя: М.И.Н. (удостоверение) - специалист юротдела по
доверенности от 05.01.2004 N 03-29/5
от ответчика: не явился
установил:
ИМНС России по г. Миассу обратилась в арбитражный суд с
заявлением о взыскании с ОАО "Ремонтно-механический завод"
налоговых санкций в сумме 275808 руб. 89 коп., предусмотренных п.
1 ст. 122 НК РФ.
Представитель налогового органа в судебном заседании требования
поддержала, ссылаясь на изложенные в заявлении доводы.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о
времени и месте рассмотрения дела уведомлен с соблюдением
требований ст. 121 - 123 АПК РФ, а потому в силу ч. 3 ст. 156 АПК
РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя заявителя, изучив представленные по делу
доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические
обстоятельства.
Открытое акционерное общество "Ремонтно-механический завод"
было зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией
г. Миасса 30.12.1997, основной государственный регистрационный
номер 1027400870750.
ИМНС России по г. Миассу 11.05.2004 была проведена камеральная
проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах ОАО
"Ремонтно-механический завод". В ходе проверки были выявлены
нарушения в части неуплаты суммы единого социального налога за
2003 г. в размере 1379044 руб. 45 коп. в результате неправомерного
применения налогового вычета.
На основании акта камеральной проверки заместителем
руководителя ИМНС России по г. Миассу было вынесено решение N 851
от 09.06.2004 о привлечении ОАО "Ремонтно-механический завод" к
налоговой ответственности за неуплату сумм налога в результате
неправильного исчисления налога на основании п. 1 ст. 122 НК РФ в
виде штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, что
составило 257808 руб. 89 коп. (1379044 руб. 45 коп. x 20 %).
Требованием N 283 от 17.06.2004 налогоплательщику в срок до
27.06.2004 было предложено уплатить сумму штрафа в добровольном
порядке, однако данное требование исполнено не было, а потому
налоговый орган в порядке ст. 114 НК РФ обратился в суд с
вышеназванным заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 122 НК РФ меры налоговой
ответственности применяются за неуплату или неполную уплату сумм
налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного
исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
ОАО "Ремонтно-механический завод" является налогоплательщиком
единого социального налога как организация в силу п. 1 ч. 1 ст.
235 Налогового Кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом
налогообложения ЕСН для организаций признаются выплаты и иные
вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по
трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых
является выполнение работ, оказание услуг (за исключением
вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) и
по авторским договорам, а налоговой базой в соответствии с п. 1
ст. 237 Налогового кодекса РФ сумма названных выплат и иных
вознаграждений, начисленных в течение налогового периода.
Размер ставок единого социального налога предусмотрен ст. 241
Налогового кодекса РФ, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты
названного налога налогоплательщиками-работодателями - ст. 243
Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 243 Налогового кодекса РФ подлежащая
уплате в федеральный бюджет сумма единого социального налога
(сумма авансового платежа по налогу) уменьшается
налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период
страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на
обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах
таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов,
предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При
этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога
(сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в
федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Материалами дела подтверждается, что предприятием при
определении подлежащего уплате в федеральный бюджет размера
единого социального налога за 2003 год применены налоговые вычеты
на суммы исчисленных за соответствующие налоговый и отчетный
периоды страховых взносов и авансовых платежей по страховому
взносу на обязательное пенсионное страхование. Правильность
определения налогоплательщиком размера подлежащих уплате страховых
взносов и авансовых платежей за указанные периоды в соответствии с
положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
налоговой инспекцией не оспаривается.
Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ уплате в бюджет подлежит разница
между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового
периода (года), и суммами налога, уплаченными в течение налогового
периода. Увеличение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по
итогам налогового периода, на сумму неуплаченных страховых взносов
нормами ст. 243 НК РФ не предусмотрено.
Право применения налогового вычета, установленное ч. 2 ст. 243
НК РФ, не связывается законодателем с фактом уплаты страховых
взносов, данная норма устанавливает право на применение вычета в
сумме начисленных, а не уплаченных страховых взносов. Более того,
уплата страховых взносов в составе единого социального налога не
исключает обязанности по уплате страховых взносов в бюджет
Пенсионного фонда РФ, за неуплату которых ст. 27 Федерального
Закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" предусмотрена
самостоятельная ответственность.
Порядок восстановления единого социального налога в части
неуплаченного страхового взноса, порядок применения вычета после
уплаты страховых взносов законодателем не определен, что
свидетельствует о неурегулированности вопроса о порядке уплаты ЕСН
в случае неуплаты страховых взносов, отраженных в декларации по
итогам года в качестве вычета.
Согласно п. 7 ст. 3, ч. 6 ст. 108 НК РФ все неустранимые
сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о
налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика
сборов), неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к
ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в действиях
налогоплательщика отсутствует вина в совершении налогового
правонарушения, что в силу п. 2 ст. 109 НК РФ является
обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности, а
потому заявленные налоговым органом требования не подлежат
удовлетворению.
Именем РФ, руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 212, 215, 216 АПК
РФ, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований ИМНС России по г. Миассу о
взыскании с ОАО "Ремонтно-механический завод" налоговых санкций в
размере 275808 руб. 89 коп. отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в
апелляционную инстанцию арбитражного суда Челябинской области и в
течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу в
кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Уральского
округа.
Судья
И.С.ЛЮБЧЕНКО
|