ИНСПЕКЦИЯ МНС РФ МЕЖРАЙОННОГО УРОВНЯ
ПО ГОРОДУ ЧЕЛЯБИНСКУ
ИНФОРМАЦИЯ
от 18 октября 2004 года
ОБ УСИЛЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
1 октября 2004 вступил в силу Федеральный закон от 20.08.2004 N
118-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской
Федерации". Необходимо отметить, что внесенные изменения, прежде
всего, направлены на усиление административной ответственности за
правонарушения, совершаемые в области финансов и таможенного дела.
Так, в новой редакции изложен пункт 3 части 1 статьи 3.5
"Административный штраф" Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях. Ранее административный штраф
выражался, в том числе, в величине, кратной сумме неуплаченных
налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или
пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной
валютной операции, либо сумме неуплаченного административного
штрафа. Теперь Законом установлено, что, помимо названных величин,
административный штраф может выражаться также: в сумме
неуплаченных или подлежащих уплате таможенных пошлин, сумме
денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг,
списанных либо зачисленных с невыполнением установленного
требования о резервировании, сумме валютной выручки, не проданной
в установленном порядке, сумме денежных средств, не зачисленных в
установленный срок на счета в уполномоченных банках, и сумме
денежных средств, не возвращенных в установленный срок в
Российскую Федерацию. Также в новой редакции части 4 этой статьи
определено, что размер административного штрафа за правонарушения,
перечисленные в пункте 3 части 1 статьи 3.5, не может превышать
трехкратного размера стоимости предмета административного
правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.
Законом внесено дополнение в абзац второй части 3 статьи 3.5
Кодекса. Теперь к нарушениям, за которые на юридические и
должностные лица может быть наложен административный штраф с
превышением установленных размеров, относится и нарушение актов
органов валютного регулирования (в соответствии со статьей 5
Федерального закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном
контроле" органами валютного регулирования в Российской Федерации
являются Центральный Банк и Правительство Российской Федерации).
Необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 4.5,
постановление о нарушении актов органов валютного регулирования не
может быть вынесено по истечении одного года со дня такого
нарушения.
В новой редакции изложена и статья 4.4 Кодекса, в которой общая
тональность внесенных изменений предусматривает ужесточение
наказания при совершении нескольких административных
правонарушений. Теперь, если действия или бездействие лица
повлекли административные правонарушения, за которые установлена
ответственность в двух и более статьях Кодекса, то наказание
должно быть назначено в пределах санкции, предусматривающей более
строгое административное наказание. Например, в соответствии с
частью 3 данной статьи, если за одно правонарушение налагается
предупреждение, а за другое - более строгое наказание, то
назначается второе. Это же правило применяется и при взыскании
административного штрафа. Так, если разными статьями Кодекса за
допущенные правонарушения предусмотрены административный штрафы,
то, в конечном счете, налагается штраф, имеющий наибольшее
денежное выражение. Одновременно на правонарушителя могут быть
наложены дополнительные административные наказания,
предусмотренные каждой из соответствующих статей. В то же время
следует иметь в виду, что подобного рода санкции возможны в том
случае, если эти дела рассматриваются по подведомственности одним
и тем же судьей, органом или уполномоченным должностным лицом.
Кардинальной переработке подверглась и статья 15.25 Кодекса,
регулирующая административные правонарушения в области финансов,
налогов и сборов, рынка ценных бумаг. Данная статья изложена в
новой редакции и теперь называется "Нарушение валютного
законодательства Российской Федерации и актов органов валютного
регулирования". Законом установлено, что административные
наказания в виде различных сумм штрафа будут налагаться на
граждан, должностных и юридических лиц за следующие
правонарушения: осуществление незаконных валютных операций, то
есть запрещенных валютным законодательством Российской Федерации
или осуществляемых с невыполнением требований об использовании
специального счета и требований о резервировании (такое же
требование распространяется и на операции с ценными бумагами);
нарушение установленного порядка открыли счетов (вкладов) в
банках, расположенных за пределами территории Российской
Федерации; невыполнение или нарушение установленного порядка
обязательной продажи части валютной выручки; невыполнение
резидентом обязанности по получению в установленный срок на свои
банковские счета иностранной валюты или валюты Российской
федерации за переданные нерезидентам товары, информацию или
результаты интеллектуальной деятельности или выполненные для них
работы, а равно невыполнение резидентом обязанности по возврату в
Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за
не оказанные последними услуги, не ввезенные товары, невыполненные
работы; нарушение порядка использования специального счета и (или)
резервирования, единых правил оформления паспортов сделок и сроков
хранения учетных и отчетных документов; нарушение порядка ввоза,
вывоза и пересылки валюты Российской Федерации и внутренних ценных
бумаг. Следует иметь в виду, что стоимость внутренних и внешних
ценных бумаг будет определяться на день совершения
административного правонарушения по правилам, установленным для
расчета суммы резервирования по валютной операции, а пересчет
иностранной валюты в валюту Российской Федерации - по действующему
на день совершения или обнаружения нарушения курсу Центрального
банка Российской Федерации.
Законом внесены и другие изменения в Кодекс об административных
правонарушениях, касающиеся административных правонарушений в
области таможенного дела, Глава 16 Кодекса изложена в новой
редакции.
Глава 19 Кодекса "Административные правонарушения против
порядка управления" дополнена статьей 19.26. Теперь эксперт,
выносящий заведомо ложное заключение при осуществлении
государственного контроля или надзора, может быть подвергнут
административному штрафу в размере от десяти до пятнадцати
минимальных размеров оплаты труда.
Справедливости ради стоит отметить, что Законом расширен
перечень обстоятельств, смягчающих административную
ответственность. Теперь рассматривающие дело судья, орган или
должностное лицо при вынесении наказания могут учесть факт
добровольного сообщения лицом о совершении им административного
правонарушения. Такое право им дано в соответствии с пунктом 1.1
статьи 4.2 Кодекса об административных правонарушениях.
Одновременно Закон вносит и ряд дополнений в действующие статьи
Кодекса, определяющие подведомственность рассмотрения дел об
административных правонарушениях судьями, а также органами и
уполномоченными должностными лицами, соответственно.
Государственный
налоговый инспектор
юридического отдела
Инспекции МНС РФ
по Тракторозаводскому району
города Челябинска
С.ЕФИМОВА
|