ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2004 г. N 110-П
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА
И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИВОТНОГО МИРА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2014 ГОДЫ
В соответствии с Федеральным законом "О животном мире", Законом
Челябинской области "Об охоте и охотничьем хозяйстве в Челябинской
области" Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития охотничьего
хозяйства и воспроизводства животного мира Челябинской области на
2004 - 2014 годы и внести Губернатору Челябинской области для
принятия решения о представлении в Законодательное собрание
Челябинской области в качестве законодательной инициативы.
2. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на
Министра радиационной и экологической безопасности Челябинской
области Подтесова Г.Н.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Председатель
Правительства
Челябинской области
П.И.СУМИН
Одобрена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 23 сентября 2004 г. N 110-П
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА И ВОСПРОИЗВОДСТВА
ЖИВОТНОГО МИРА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2014 ГОДЫ
I. Состояние охотничьего хозяйства Челябинской области
1. Животный мир в пределах Челябинской области является
государственной собственностью. Правовой статус охоты как вида
пользования животным миром определяется Федеральным законом "О
животном мире". Право пользования охотничьими ресурсами отделено
от права землевладения (землепользования).
Пользование животным миром - юридически обусловленная
деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц по использованию объектов животного мира.
Охотничье хозяйство как вид пользования животным миром
многофункционально. Оно ведется ради получения охотхозяйственной
продукции (пушнины, мяса, лекарственно-технического сырья и так
далее), предоставления услуг в виде самой охоты, имеет
эстетический, социальный аспекты, является одним из важных
инструментов регуляции экосистем (экологический аспект).
По состоянию на первое сентября 2004 года в области действует
28 самостоятельных охотпользователей, за которыми закреплено
6283,6 тыс. гектаров охотничьих угодий. Кормовые и защитные
условия этих угодий позволяют поддерживать высокую плотность
охотничьих животных и ежегодно получать значительное количество
ценной продукции. Крупнейшими долгосрочными пользователями
охотничьими ресурсами являются общества охотников и рыболовов,
являющиеся членами общественной организации "Союз обществ
охотников и рыболовов" Челябинской области. Они осуществляют
пользование на 66,5 процента территории угодий. В ведении
Управления по охране, контролю и регулированию использования
охотничьих животных Челябинской области находится 13 процентов
охотничьих угодий общего пользования.
В сфере охотхозяйственной деятельности постоянно
(профессионально), временно (сезонно) или эпизодически занято
около 100 тыс. человек.
2. Охотничье хозяйство базируется на использовании
возобновляющихся ресурсов. Другой особенностью охотничьих ресурсов
является их динамизм во времени (годовые и многолетние колебания
численности популяций) и в пространстве (кочевки, миграции,
расселение).
Важнейшим условием развития охотничьего хозяйства Челябинской
области является сохранение ресурсного потенциала и генофонда
более 60 видов охотничьих птиц и 50 видов охотничьих
млекопитающих.
Отраслевая специфика охотничьего хозяйства исключает или
ограничивает концентрацию средств производства, требует
экологической ориентации в управлении ресурсным потенциалом,
приоритетности естественных компенсационных механизмов.
Охотничье хозяйство осуществляется на площадях основных
землеводопользователей. Отсюда - необходимость интегрального
подхода смежных отраслей хозяйствования, отбор взаимоприемлемых
технологий, согласованность действий, правовое и экономическое
стимулирование комплексного хозяйствования.
3. С начала 90-х годов наблюдается тенденция снижения
среднегодового объема валовой продукции охотничьего хозяйства.
Вместе с тем произошло насыщение внутреннего пушного рынка.
Рост цен при переходе к рыночной экономике на оружие для охоты,
боеприпасы, капканы, предметы снаряжения охотника, найм и
приобретение транспортных средств и горюче-смазочных материалов,
продовольствие превысил в 4 - 7 раз рост цен на мясную продукцию,
пушнину и изделия из нее, что поставило охотничье хозяйство в
крайне сложное экономическое положение.
Работы по расселению животных проводятся охотпользователями в
основном за счет средств областного бюджета. Уменьшились объемы
проводимых мероприятий по воспроизводству охотничьих животных.
Ухудшилась охрана охотничьих угодий, в результате чего резко
возросло браконьерство.
4. Управление в сфере охотничьего хозяйства Челябинской
области, а также охрану, контроль и регулирование использования
объектов охоты и среды их обитания осуществляет Управление по
охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных
Челябинской области (далее именуется специально уполномоченный
государственный орган).
Ведение охотничьего хозяйства в Челябинской области
осуществляют предприниматели и организации. В целях более
эффективного хозяйственного управления охотхозяйственные
организации могут объединяться в областную ассоциацию организаций-
охотпользователей.
Основной формой ведения охотничьего хозяйства Челябинской
области является предоставление в долгосрочное пользование
организациям и индивидуальным предпринимателям объектов животного
мира в определенных границах охотничьих угодий.
Угодья, не переданные охотпользователям для ведения охотничьего
хозяйства, составляют охотничьи угодья общего пользования. В
дальнейшем эти территории могут быть использованы для организации
охотничьих хозяйств или особо охраняемых природных территорий.
Выдача разрешений на производство охоты в таких угодьях,
осуществление охранных и воспроизводственных мероприятий
возлагается на специально уполномоченный государственный орган.
5. В настоящее время уменьшилось количество членов и
охотхозяйств в структуре общественной организации "Союз обществ
охотников и рыболовов" Челябинской области. Расширяется площадь
угодий общего пользования.
В перспективе рационализация охотпользования должна
рассматриваться как один из основных факторов сохранения
биоразнообразия животных. Высокоорганизованное охотничье хозяйство
будет призвано обеспечивать не только нормативное изъятие диких
промысловых животных, но и их воспроизводство, а также поддержание
минимальной численности животных, подлежащих регулированию (волк,
серая ворона, бродячие собаки и кошки и другие).
Одной из важнейших задач охотничьего хозяйства на современном
этапе является привлечение общественных охотничьих формирований
путем их стимулирования охотой и другими формами к охране угодий,
прилегающих к местам жительства охотников.
Сдерживать рост браконьерства не удается, несмотря на
увеличение числа вскрываемых нарушений. Меры по пресечению
незаконной охоты не эффективны из-за недостаточной численности
работников по охране, контролю и регулированию использования
охотничьих животных, их слабой материально-технической
оснащенности, низкого уровня заработной платы, нормативно-
методического и юридического обеспечения. В такой ситуации многие
субъекты Российской Федерации вынуждены самостоятельно создавать
документы стратегического планирования (Концепции) в целях
принятия обоснованных решений, разработки согласованных планов и
скоординированных действий.
6. Снижение объема производства продукции и услуг в охотничьем
хозяйстве на 2 - 5 процентов к уровню 1992 года произошло за счет
промысловой продукции, а удельный вес спортивно-любительской
продукции и услуг несколько увеличился в связи с возросшим
потреблением для личных нужд и большей адаптированностью охотников
и их общественных объединений к рынку в условиях отмены
государственной монополии на закупки, переработку, экспорт
продукции охотничьего хозяйства.
II. Основные принципы государственной политики
в области охотничьего хозяйства
7. Государственное регулирование ведения охотничьего хозяйства
обусловлено необходимостью неистощимого использования природных
ресурсов, влиянием на производство природных факторов и социально-
экономической значимостью охотпользования.
8. Государственная политика в области охотничьего хозяйства
представляет собой систему мер законодательного, экономического и
контрольного характера, разрабатываемую и осуществляемую органами
государственной власти с участием граждан, органов местного
самоуправления и общественных объединений.
9. Государственная политика в области охотничьего хозяйства
основывается на законодательстве Российской Федерации и
Челябинской области и осуществляется с учетом традиций,
современного состояния и специфики охоты и охотничьего хозяйства,
а также биологических особенностей охотничьих ресурсов.
Политика государства в области охотничьего хозяйства
основывается на следующих принципах:
1) право всех граждан и организаций независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности заниматься
охотой и ведением охотничьего хозяйства;
2) сохранение традиций в области охоты и охотничьего хозяйства,
совместимых с неистощимым использованием охотничьих животных;
3) использование ресурсов охотничьего хозяйства на основе
приемов и методов, обеспечивающих устойчивое состояние
экологических систем;
4) государственной собственности на объекты животного мира;
5) широкое привлечение к разработке и осуществлению программ по
развитию отрасли научных учреждений, общественных объединений и
хозяйствующих субъектов;
6) недопустимость совмещения функций государственного
управления и государственного контроля в области охраны и
использования охотничьих ресурсов с функциями их хозяйственного
использования;
7) платность пользования объектами животного мира.
10. Субъектами государственной политики в области охоты и
охотничьего хозяйства являются:
1) органы государственной власти Челябинской области:
Законодательное собрание Челябинской области и Правительство
Челябинской области;
2) орган государственного управления охотничьим хозяйством -
Управление по охране, контролю и регулированию использования
охотничьих животных Челябинской области (Облохотуправление) -
территориальный орган Министерства сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации;
3) органы местного самоуправления в пределах полномочий,
предоставленных законодательством о животном мире;
4) другие специально уполномоченные государственные органы -
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды
Министерства природных ресурсов Российской Федерации по
Челябинской области, Инспекция рыбоохраны Госкомрыболовства
России, лесхозы, Министерство по радиационной и экологической
безопасности Челябинской области;
5) Совет по охоте и охотничьему хозяйству при Правительстве
Челябинской области;
6) общественные объединения охотников и рыболовов;
7) предприниматели и охотхозяйственные организации, в том числе
некоммерческие;
8) граждане.
III. Цели и задачи охотничьего хозяйства
11. Целями охотничьего хозяйства Челябинской области являются:
1) рациональное использование, сохранение и воспроизводство
животного мира Челябинской области, в том числе редких и
находящихся под угрозой исчезновения видов животных, увеличение
численности ценных видов охотничьих животных;
2) обеспечение прав граждан на отдых, благоприятную окружающую
среду, их потребностей в охоте и использовании животного мира;
3) сохранение биологического разнообразия и генофонда животного
мира;
4) обеспечение занятости населения, особенно в отдаленных
районах Челябинской области;
5) возрождение национальных и культурных традиций российской
охоты.
12. Основными задачами охотничьего хозяйства являются:
1) обеспечение научно обоснованного, эффективного использования
и охраны охотничьих ресурсов, сохранения редких и находящихся под
угрозой исчезновения видов животных;
2) осуществление биотехнических мероприятий, направленных на
увеличение численности охотничьих животных и интенсивное
воспроизводство, обеспечение более полного использования кормовой
емкости угодий и повышение их продуктивности;
3) внедрение научных разработок и рекомендаций по охране,
воспроизводству и рациональному использованию охотничьих ресурсов;
4) регулирование численности вредных для охотничьего и
сельского хозяйства животных, в первую очередь волка;
5) развитие охотничьего туризма, сферы услуг в области охоты и
охотничьего хозяйства;
6) использование средств от иностранного охотничьего туризма
для развития охотничьего хозяйства, таксидермии и трофейного дела;
7) развитие охотничьего собаководства.
IV. Цели и задачи государственной политики
в области охотничьего хозяйства
13. Важнейшими целями государственной политики в области
охотничьего хозяйства являются:
1) обеспечение прав граждан России в сфере охоты - права на
труд, отдых, благоприятную окружающую среду, развитие способностей
и удовлетворение потребностей, а также экономических свобод
хозяйствующих субъектов отрасли;
2) уточнение, законодательное закрепление и эффективная защита
социально-экономических интересов государства в области
использования охотничьих ресурсов;
3) сохранение биологического разнообразия и генофонда животного
мира Челябинской области;
4) создание адекватной и экономичной информационной базы для
принятия управленческих решений.
14. Основные задачи государственного управления в области
охотничьего хозяйства:
1) координация деятельности охотпользователей при недопущении
монополизации охотхозяйственной деятельности;
2) разработка зонально-дифференцированных нормативов ведения
охотничьего хозяйства (численности, норм изъятия, биотехнии);
3) уточнение статуса субъектов, объектов и процессов
охотпользования применительно к общей финансовой, налоговой и
протекционистской политике государства;
4) привлечение охотпользователей к обсуждению правовых,
экономических и экологических аспектов вырабатываемых решений в
сфере охраны и использования объектов животного мира и среды его
обитания;
5) нормативное и административное обеспечение компенсационных
процедур при правомерных и неправомерных действиях, ухудшающих
состояние эксплуатируемых отраслью объектов животного мира и среды
их обитания;
6) реализация правовых установлений о ведении учета, кадастра и
мониторинга объектов и субъектов охотпользования;
7) охотэкономическая инвентаризация охотничьих угодий,
оптимизация системы особо охраняемых природных территорий;
8) обеспечение эффективной охраны охотничьих ресурсов и
сохранения качества среды обитания диких животных (охотничьих
угодий) как основного средства производства в охотничьем
хозяйстве;
9) организация осуществления воспроизводственных мероприятий,
направленных на оптимизацию численности охотничьих животных,
обеспечивающих полное использование емкости угодий и повышения их
продуктивности;
10) внедрение научных разработок и рекомендаций по охране,
воспроизводству и рациональному использованию охотничьих ресурсов;
11) сохранение исторического наследия и опыта, традиций в
области охотничьего хозяйства, содействие распространению знаний о
традициях и культуре охоты, охотничьем хозяйстве, выпуску печатной
продукции; развитие охотничьего туризма; развитие охотничьего
собаководства;
12) осуществление кадровой политики в охотничьем хозяйстве,
повышения квалификации работников охотничьего хозяйства.
15. Сохранение обширных участков ненарушенной или
малоизмененной природы для развития охотхозяйственной
деятельности, а также развитие форм интенсификации
охотхозяйственной деятельности (экологически допустимая и
экономически оправданная концентрация ресурсов, дичеразведение,
зоокультура) в комплексе со смежными отраслями хозяйства.
V. Правовое, социальное и экономическое обеспечение
развития охотничьего хозяйства
16. Административные методы управления охотничьим хозяйством
реализуются выдачей и аннулированием лицензий на право пользования
объектами животного мира, установлением сроков охоты, запретами на
добычу отдельных видов охотничьих зверей и птиц.
Социально-экономические методы регулирования охотничьего
хозяйства заключаются в создании благоприятных условий для
поддержания и развития охотничьего хозяйства.
Основными задачами правового обеспечения охотничьего хозяйства
являются:
гарантии и порядок реализации прав граждан, индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц на предоставление в пользование
объектов животного мира для охоты и ведения охотничьего хозяйства;
признание охоты и ведения охотничьего хозяйства экономической
деятельностью, осуществляющейся как на коммерческой, так и на
некоммерческой основе;
признание разнообразия организационно-правовых форм
организаций, осуществляющих охотничью и охотхозяйственную
деятельность.
17. Основными критериями оценки результатов государственного
управления в области развития охотничьего хозяйства являются
непрерывность и неистощимость использования ресурсов,
экономическая эффективность и социальная справедливость.
VI. Научное и техническое развитие охотничьего хозяйства
18. С учетом современных финансовых трудностей необходимо
отдать предпочтение следующим разработкам:
модернизация на альтернативной научной основе системы
государственного учета и создание методологической базы
мониторинга, прогнозирования и кадастра охотничьих ресурсов и их
эпизоотологического состояния, а также мониторинга среды обитания
охотничьих животных;
разработка эффективных систем воспроизводственных мероприятий;
обоснование работ по интродукции и реинтродукции диких
животных.
19. Создание системы организационно-экономического отраслевого
мониторинга, информационного обеспечения и формирование
соответствующих баз данных.
20. Научное обоснование методов управления ресурсным
потенциалом, ориентированных на поддержание механизмов
естественной саморегуляции и возобновления популяций и экосистем в
целях обеспечения устойчивого пользования ресурсами и сохранения
биоразнообразия (экологический приоритет комплексного
хозяйствования).
21. Разработка методов профилактики заболевания диких животных.
22. Формирование экологического мировоззрения в области
охотничьего хозяйства и смежных с ним отраслей природопользования.
23. Учитывая важность и особое положение отдельных хозяйственно
важных видов и групп видов охотничьих животных, необходимо более
глубокое их изучение в рамках целевых комплексных программ (бобр,
сурок, волк, лось, кабан и другие). Сохранение генофонда и научно
обоснованное управление популяциями этих видов имеют
первостепенную важность.
24. Необходимость распространения в Челябинской области
положительного опыта сочетания научной деятельности, подготовки
кадров и освоения достижений научно-технического прогресса.
Разработка формы сотрудничества научно-исследовательских
учреждений и вузов.
VII. Международное сотрудничество в области охотничьего
хозяйства
25. Во внешнеэкономической сфере деятельность государственных
органов управления охотничьим хозяйством, хозяйствующих субъектов,
научных учреждений и частных лиц должна быть направлена на:
1) обеспечение выполнения международных конвенций, договоров и
соглашений (о биологическом разнообразии, водно-болотных угодьях,
о Красной книге Содружества Независимых Государств и так далее),
устанавливающих правовую базу и определяющих торгово-экономический
и научно-технический режим;
2) активизацию контактов между зарубежными охотничьими
организациями, в том числе в рамках Содружества Независимых
Государств, налаживания взаимовыгодного и равноправного
сотрудничества;
3) обеспечение участия охотничьих организаций, предприятий,
фирм и научных учреждений в международных выставках, ярмарках и
конференциях, их представительства в национальных ассоциациях и
объединениях охотничье-рыболовного направления.
VIII. Финансовое обеспечение охотничьего хозяйства
Финансирование мероприятий по развитию охотничьего хозяйства
осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Челябинской области.
IX. Экономический эффект от реализации Концепции развития
охотничьего хозяйства и воспроизводства животного мира
Челябинской области на 2004 - 2014 годы
26. Экономический эффект от реализации Концепции развития
охотничьего хозяйства и воспроизводства животного мира Челябинской
области на 2004 - 2014 годы обеспечивается за счет:
1) экономии бюджетных средств на мероприятия по сохранению
биологического разнообразия животного мира, охране и
воспроизводству объектов охоты за счет привлечения к реализации
этих мероприятий средств обществ охотников и рыболовов,
организаций-охотпользователей;
2) увеличения поступления налогов за счет создания новых
хозяйств, рабочих мест и расширения производства;
3) привлечения иностранных инвестиций от организации
иностранного охотничьего туризма;
4) оздоровления населения Челябинской области.
X. Современное состояние ресурсов основных охотничьих
животных
27. Оценка распределения и состояния ресурсов охотничьих
животных в Челябинской области осуществлена по материалам
ежегодных учетов численности специалистами Управления по охране,
контролю и регулированию использования охотничьих животных
Челябинской области, а также материалам общественной организации
"Союз обществ охотников и рыболовов" Челябинской области и по
фондовым материалам "службы урожая" Всероссийского научно-
исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства
имени профессора Б.М. Житкова.
Челябинская область обладает уникальным набором природно-
климатических условий. Это обусловливает богатство животного мира,
в частности, видовое разнообразие и обилие охотничьих зверей и
птиц. Список охотничьих зверей и птиц Челябинской области включает
30 наименований основных видов и групп видов.
XI. Мониторинг охотничьих животных
28. Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего
хозяйства и звероводства (далее - ВНИИОЗ) с 1935 года занимается
мониторингом охотничьих животных, опирающимся на опросный метод.
Дважды в год по специализированным региональным формам от
добровольных охотников-корреспондентов поступает обширная
информация не только о состоянии численности охотничьих зверей и
птиц, но и по многим экологическим параметрам (обеспеченности
кормами, кочевкам, активности размножения, болезням и гибели), а
также результатам охоты. Сложившаяся во ВНИИОЗ система мониторинга
для всей территории России может быть использована и в системе
мониторинга охотничьих животных в Челябинской области.
Объектами мониторинга являются: лось, кабан, косуля, бурый
медведь, соболь, лесная куница, хорьки, колонок, норки, выдра,
горностай, волк, лисица, енотовидная собака, рысь, белка, сурок,
бобр, ондатра, зайцы, глухарь, тетерев, рябчик, водоплавающие
птицы и кулики.
XII. Рекомендации по эксплуатации ресурсов охотничьих
животных
29. Животный мир Челябинской области включает типичные лесные
виды и представителей открытых пространств.
Для ряда видов животных характерны резкие годичные колебания
численности значительной амплитуды с периодом 4 - 5 и даже в 10 -
12 лет. Большинству видов животных свойственны миграции, особенно
птицам.
Основными и хозяйственно важными охотничьими видами в
Челябинской области являются: белка, ондатра, бобр, сурок, заяц-
беляк, заяц-русак, волк, лисица, корсак, куница, колонок,
горностай, хорек, барсук, норка, выдра, медведь, лось, кабан,
косуля, глухарь, рябчик и тетерев, кулики и водоплавающая дичь,
что обусловлено наличием свойственных этим видам типов угодий.
Многие виды достаточно обычны и в антропогенных ландшафтах.
XIII. Сохранение и воспроизводство охотничьих животных
Челябинской области
30. Интенсивное ведение охотничьего хозяйства в современных
условиях тяжелейшего антропогенного пресса на среду обитания
охотничьих животных невозможно без систематического проведения
воспроизводственных работ, которые позволяют поддерживать на
оптимальном уровне продуктивность угодий, сохранять и увеличивать
запасы основных охотничьих зверей и птиц в каждом хозяйстве и на
определенных территориях.
Развивающийся иностранный охотничий туризм требует от
охотничьих хозяйств определенных гарантий успеха при организации и
проведении охотничьих и экологических туров, что обязывает
руководство хозяйств по-новому смотреть на воспроизводственные
мероприятия и по-другому оценивать результаты проведения этих
работ.
Необходимость и объем проведения биотехнических работ в каждом
хозяйстве должны определяться специалистами творчески, с оценкой и
учетом целого ряда факторов: интенсивности освоения запасов
животных, экономических интересов и технических возможностей,
конкретных сложившихся социальных и природно-климатических условий
данной местности, а также факторов, лимитирующих естественное
воспроизводство диких животных.
В основном воспроизводственные мероприятия должны
осуществляться для тех видов или в тех участках угодий, где
самовозобновляющиеся ресурсы охотничьих животных изымают охотой до
такой степени, что теряют способность компенсировать этот ущерб за
счет естественного размножения, или там, где они осваиваются в
максимально возможном (без ущерба для естественного
воспроизводства) размере. При этом нормированное изъятие ресурсов
выступает в качестве элемента рационального природопользования и
как элемент ресурсосберегающей технологии ведения охоты на тот или
иной вид животного.
При постоянном возрастании влияния хозяйственной деятельности
человека во всех регионах наблюдается коренное изменение условий
обитания диких животных. В связи с этим охотпользователи наряду с
работами по воспроизводству ресурсов охотничьих животных, нужными
для долговременного неистощительного их использования, в той или
иной степени за счет собственных средств вынуждены компенсировать
и ущерб, наносимый смежными отраслями природопользования. В
современных условиях резко возрастает необходимость выделения из
всего перечня осуществляемых работ наиболее эффективных
мероприятий, так как в ряде случаев средства, вкладываемые
охотпользователями в воспроизводство зверей и птиц, не окупаются.
Природоохранные мероприятия - комплекс мер, направленных на
охрану охотничьих животных и среды обитания.
Воспроизводственные (биотехнические) мероприятия - виды
деятельности, направленные на повышение продуктивности угодий
посредством улучшения условий обитания и снижения воздействия
факторов, лимитирующих рост численности или естественное
расселение диких зверей и птиц.
Охотхозяйственные мероприятия направлены на подготовку условий
и создание предпосылок для успешного осуществления охоты и ведения
охотничьего хозяйства.
Из вышеперечисленных мероприятий биотехнические мероприятия
выступают одним из сильнодействующих и результативных рычагов
управления популяциями охотничьих животных. Надо только грамотно и
своевременно их применять. Биотехния наиболее применима к
аборигенным видам. Разные виды неодинаково отзывчивы на
биотехнические воздействия: одни положительно реагируют только на
отдельные видовые, а другие - на комплексные мероприятия. Но в
любом случае биотехния остается приоритетным направлением в
сохранении и увеличении ресурсов популяций не только охотничьих
зверей и птиц, но и в целом биоразнообразия.
XIV. Основные направления развития охотничьего хозяйства
и охраны диких зверей и птиц на территории
Челябинской области
31. Нормативно-правовое обеспечение охраны и устойчивого
использования объектов животного мира (подготовка проектов и
издание нормативных правовых актов):
1) в целях реализации Закона Челябинской области "Об охоте и
охотничьем хозяйстве в Челябинской области" необходимы разработка
проектов и издание нормативных правовых актов, а также внесение
изменений в действующие нормативные правовые акты;
2) для компенсации вреда животному миру, причиняемого
различными строящимися и функционирующими объектами, необходима
разработка и утверждение Методики расчета оценки вреда,
причиняемого объектам животного мира и среде их обитания
юридическими и физическими лицами в результате хозяйственной или
иной деятельности на территории Челябинской области;
3) для сокращения гибели диких животных необходима разработка
"Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при
осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации
транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и
электропередачи в Челябинской области";
4) в связи с учреждением Красной книги Челябинской области
необходимо разработать и издать следующие нормативные правовые
акты:
"Об утверждении правил добывания объектов животного мира,
занесенных в Красную книгу Челябинской области";
"Об утверждении порядка выдачи разрешений на оборот объектов
животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу
Челябинской области";
"Об установлении такс для исчисления размера взыскания за вред,
причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов
животного мира, занесенных в Красную книгу Челябинской области
(для видов, не включенных в Красную книгу Российской Федерации)";
5) необходима правовая регламентация добычи прочих видов
животных - издание Правил добывания объектов животного мира, не
отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не занесенных в
Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Челябинской
области (в этих правилах целесообразно предусмотреть также порядок
регулирования численности серой вороны, сороки, бродячих собак и
кошек, которые не отнесены к объектам охоты).
32. Охранные мероприятия:
1) организация специализированного отряда по охране объектов
животного мира (объектов охоты и видов, занесенных в Красную книгу
Российской Федерации, Красную книгу Челябинской области),
надлежащее материально-техническое обеспечение его
функционирования;
2) организация и осуществление охраны объектов животного мира,
отнесенных к объектам охоты, путем проведения рейдов по выявлению
случаев незаконной охоты, а также осуществление государственного
контроля за соблюдением требований законодательства при
осуществлении производственных процессов, эксплуатации
транспортных средств, линий связи и электропередач, за
предотвращением загрязнения среды обитания сбросами,
ядохимикатами, удобрениями;
3) выполнение мероприятий по регулированию численности волков,
лисиц, корсаков, бродячих собак и других животных в целях
сокращения наносимого вреда народному хозяйству и предотвращения
распространения бешенства, чумы, чесотки, являющихся источниками
опасных антропозоонозных болезней (создание бригад, материально-
техническое обеспечение, конкурсы, стимулирование добычи и так
далее);
4) укрепление материально-технической базы районных органов по
охране, контролю и регулированию использования охотничьих
животных;
5) инвентаризация и комплексное экологическое обследование
угодий государственного резервного фонда для определения
целесообразности придания им статуса особо охраняемых природных
территорий или перепрофилирования для ведения охотничьего
хозяйства;
6) инвентаризация глухариных токов, рек, заселенных бобрами,
объявление их микрозаказниками в соответствии с Законом
Челябинской области "Об особо охраняемых природных территориях
Челябинской области";
7) выявление мест обитания объектов животного мира, занесенных
в Красную книгу Российской Федерации, а также в Красную книгу
Челябинской области. Проработка вопросов отнесения отдельных озер,
озерных систем и других угодий Челябинской области к Списку
находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных
угодий, имеющих международное значение, главным образом, в
качестве местообитаний водоплавающих птиц, к Перечню ключевых
орнитологических территорий, а также придания выявленным
территориям природоохранного статуса разного уровня
(микрозаказников, особо охраняемых участков леса,
воспроизводственных участков и так далее) и (или) установления
постоянных или временных запретов и ограничений тех или иных видов
хозяйственной деятельности;
8) разработка и утверждение для Челябинской области зональных
норм и нормативов плотности населения диких зверей и птиц;
9) разработка Положения о системе мер материального и
морального стимулирования работников по охране, контролю и
регулированию использования охотничьих животных, долгосрочных
пользователей за активную работу по охране объектов животного мира
и среды их обитания, уничтожению вредных животных, проведению
воспроизводственных и биотехнических мероприятий.
33. Наиболее целесообразна следующая структура мониторинга
охотничьих животных:
1) ежегодный двукратный опрос охотников-корреспондентов по
широкому спектру видов и вопросов ("служба опроса") по системе
"Службы урожая" ВНИИОЗ;
2) проведение зимнего маршрутного учета по системе Госохотучета
по видам, подлежащим учету в зимних условиях, один раз в два - три
года;
3) проведение специализированных областных видовых учетов, не
проходящих по системе зимнего маршрутного учета (горные,
полуводные, зимоспящие, "летние" виды и так далее) в промежутке
между годами ведения (по каждому виду или группе видов один раз в
3 - 5 лет);
4) использование данных Летописи природы системы заповедников
для получения базовых данных по численности видов, отнесенных к
объектам охоты.
34. Повышение квалификации работников специально уполномоченных
органов государственной власти:
1) проведение курсов повышения квалификации, семинаров и учебы
с работниками по охране, контролю и регулированию использования
охотничьих животных по повышению уровня правовой квалификации
(законодательство, устанавливающее ответственность, правильное
оформление процессуальных документов, фиксирующих факты нарушений
и причинения вреда, постановлений о привлечении к ответственности,
материалов для возбуждения уголовных дел, взыскания причиненного
вреда, обращения в судебные и другие правоохранительные органы),
обмену опытом по формам и методам охраны животного мира,
привлечению нарушителей к ответственности, технике безопасности,
необходимой обороне, координации действий и так далее;
2) обеспечение работников по охране, контролю и регулированию
использования охотничьих животных юридической, нормативно-
технической и методической документацией и литературой (правила,
сборники нормативных актов и другие документы в области охраны и
использования объектов животного мира, книги "Комментарий к
Федеральному закону "О животном мире", "Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях", "Ответственность
за незаконную охоту", "Управление популяциями охотничьих
животных");
3) с целью повышения квалификации работников по охране,
контролю и регулированию использования охотничьих животных и
следователей, сокращения числа неправомерных отказов в
возбуждении, прекращении уголовных дел целесообразна подготовка
обзора уголовных дел о незаконной охоте с критериями для
квалификации преступлений по признакам причинения крупного вреда,
применением автотранспортных средств, охоты в заповедниках,
заказниках, а также методических указаний по первоначальным
следственным действиям по делам о браконьерстве;
4) разработка Правил (методических указаний) проведения
мероприятий по контролю деятельности долгосрочных пользователей
объектами животного мира, охраной животных и среды их обитания
другими хозяйствующими субъектами.
35. Массово-разъяснительная работа и экологическое просвещение:
1) организация систематической разъяснительной работы с
природопользователями и местным населением (выступления в
средствах массовой информации, буклеты, брошюры, книги) о
необходимости охраны животного мира (особенно редких видов зверей
и птиц), рациональном использовании их ресурсов, об
ответственности за нарушение законодательства в этой сфере, о
болезнях, источником заболевания которых являются дикие животные,
о мерах профилактики;
2) проведение выставок, конкурсов и соревнований, месячников,
пропагандирующих вопросы охраны, воспроизводства и рационального
использования животного мира, престиж работников охотничьего
хозяйства;
3) издание массовым тиражом и распространение Закона
Челябинской области "Об охоте и охотничьем хозяйстве в Челябинской
области", Правил охоты, Красной книги Челябинской области, карт
охотничьих хозяйств и охраняемых территорий, выпуск различных
брошюр, наглядных пособий, плакатов, памяток по технике
безопасности, биологии животных, борьбе с браконьерством.
Министр
радиационной
и экологической безопасности
Челябинской области
Г.Н.ПОДТЕСОВ
|