УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 30 августа 2004 года
НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
НОВОЕ В ВАЛЮТНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Современные условия рынка жестко диктуют свои условия.
Внешнеторговая деятельность российских организаций тесно связана с
движением валютных средств. Такие операции подлежат строгому
государственному контролю, иными словами, речь идет о валютном
регулировании.
Валютное регулирование представляет собой комплекс мер
экономического и административного характера, направленных на
установление порядка проведения операций с валютными ценностями в
целях воздействия на экономику и финансовый рынок страны путем
управления внутренними валютными потоками и внешними платежами и
переводами.
Через валютное регулирование реализуется валютная политика
страны, целью которой являются:
- поддержание стабильности национальной валюты,
- оптимизация платежного баланса государства,
- формирование золотовалютных резервов,
- обеспечение международных расчетов.
Являясь инструментом государственного регулирования в целом,
валютное регулирование основывается на валютном законодательстве.
Поэтому необходимым условием эффективности валютного регулирования
является применение мер валютного контроля за соблюдением
требований законодательства.
В отличие от иных уполномоченных органов в сфере валютного
контроля налоговые органы регулярно проводят налоговые проверки
всех организаций и физических лиц, осуществляющих деятельность на
территории Российской Федерации и обязанных исчислять и уплачивать
законодательно установленные налоги и сборы. В ходе проведения
проверок соблюдения налогового законодательства по организациям -
участникам внешнеэкономической деятельности в обязательном порядке
проверяются и вопросы соблюдения валютного законодательства, что
нашло отражение в решениях коллегии Управления Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по Челябинской области от
21.08.2002 (протокол N 19, пункт 2) "О реализации ИМНС России по
городам и районам области полномочий органов валютного контроля" и
от 26.11.2003 (протокол N 33, пункт 5) "О реализации полномочий
органов валютного контроля налоговыми органами Челябинской
области".
В 1 полугодии 2004 года инспекциями МНС России по городам и
районам Челябинской области проведено 207 выездных налоговых
проверок по вопросам соблюдения налогового и валютного
законодательства предприятиями - участниками внешнеэкономической
деятельности и 1631 камеральная проверка по факту представления
налогоплательщиками налоговой декларации на возмещение экспортного
НДС. В результате 7 инспекциями области установлено 12 нарушений
валютного законодательства.
По выявленным нарушениям валютного законодательства ИМНС России
по Центральному району г. Челябинска один налогоплательщик
привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1
ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях. По остальным фактам в соответствии с Соглашением
МНС РФ и ГТК России по взаимному информационному обмену от
08.06.2000 N БГ-15-11/155581 в целях повышения эффективности
проводимой работы по выявлению и пресечению нарушений налогового и
таможенного законодательства направлены уведомления в таможенные
органы для привлечения к административной ответственности по ст.
16 КОАП РФ.
При проведении проверок предприятий - участников
внешнеэкономической деятельности направлено 6514 запросов в
таможенные органы Российской Федерации и кредитные учреждения в
отношении организаций-экспортеров, предъявивших суммы налога на
добавленную стоимость к возмещению из бюджета для подтверждения
факта экспорта. В результате при не подтверждении факта экспорта
или несоответствия документального оформления валютных операций
отказано в неправомерном возмещении НДС по экспорту в нарушение
ст. 164, 165 НК РФ на сумму 345,3 млн. руб. по результатам 232
углубленных камеральных проверок.
Проведение проверок соблюдения валютного законодательства
совместно с другими органами валютного контроля является одним из
приоритетных направлений повышения эффективности контрольной
работы. Во взаимодействии с другими органами валютного контроля в
текущем году инспекциями области проведено 19 скоординированных
выездных налоговых проверок по выявлению, предупреждению и
пресечению правонарушений в сфере соблюдения налогового, валютного
и таможенного законодательства в отношении организаций -
участников внешнеэкономической деятельности.
В связи с тем, что с 18 июня 2004 года вступил в силу
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-Ф3 "О валютном регулировании
и валютном контроле", Управление Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам по Челябинской области обращает внимание
налогоплательщиков на то, что Центральным банком Российской
Федерации в целях приведения в соответствие с действующим
законодательством норм валютного регулирования приняты следующие
документы:
- Указание Банка России от 15.06.2004 N 1450-У "О признании
утратившими силу актов Банка России";
- Указание Банка России от 15.06.2004 N 1451-У "Об упорядочении
отдельных актов Банка России";
- Указание Банка России от 10.06.2004 N 1441-У "О внесении
изменений в Инструкцию Банка России от 30.03.2004 N 111-И "Об
обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации";
- Указание Банка России от 09.06.2004 N 1438-У "О признании
утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России";
- Указание Банка России от 09.06.2004 N 1439-У "О признании
утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России";
- Инструкция Банка России от 07.06.2004 N 116-И "О видах
специальных счетов резидентов и нерезидентов";
- Инструкция Банка России от 01.06.2004 N 114-И "О порядке
резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении
валютных операций";
- Положение Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке
представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих
документов и информации, связанных с проведением валютных операций
с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления
уполномоченными банками контроля за проведением валютных
операций";
- Указание Банка России от 28.04.2004 N 1425-У "О порядке
осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными
банками";
- Положение Банка России от 28.04.2004 N 256-П "О временном
порядке выдачи Банком России юридическим лицам - резидентам, не
являющимся кредитными организациями и валютными биржами,
разрешений на открытие и использование счетов в банках за
пределами территории Российской Федерации";
- Указание Банка России от 30.03.2004 N 1411-У "Об открытии
физическими лицами - резидентами счетов в банках за пределами
территории Российской Федерации";
- Инструкция Банка России от 30.03.2004 N 111-И "Об
обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации";
- Указание Банка России от 18.03.2004 N 1394-У "О признании
утратившим силу Указания Банка России от 17 декабря 2002 года N
1223-У "Об особенностях покупки юридическими лицами - резидентами
иностранной валюты за валюту Российской Федерации на внутреннем
валютном рынке Российской Федерации для целей осуществления
платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию";
- Письмо Банка России от 03.02.2004 N 12-1-4/363 "О применении
Положения Банка России от 20.02.2001 N 134-П";
- Указание Банка России от 26.02.2004 N 1388-У "Об упорядочении
актов Банка России".
Заместитель начальника
отдела налогообложения
кредитно-финансовых учреждений,
иностранных организаций
и валютного контроля
Управления МНС РФ
по Челябинской области
Ф.ЕСАКОВА
|