УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 16 июня 2004 года
КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ УМНС РОСИИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Налог на добавленную стоимость
Вопрос: Мы негосударственное частное общеобразовательное
предприятие дополнительного образования Автошкола "Вираж"
(Некоммерческое предприятие). Должны ли мы платить налог на
добавленную стоимость? Какими статьями Налогового Кодекса это
определено?
Ответ: Согласно п.п. 14 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежит
обложению НДС реализация услуг в сфере образования по проведению
некоммерческими образовательными организациями учебно-
производственного (по направлению основного и дополнительного
образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса,
за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в
аренду помещений.
Освобождение от налога предоставляется вне зависимости от того,
на какие цели направлен доход, полученный за оказание этих услуг.
Если некоммерческая организация осуществляет несколько видов
деятельности, одним из которых является образовательная
деятельность, то освобождение от налога услуг в сфере образования
по проведению учебно-производственного (по направлениям основного
и дополнительного образования, указанным в лицензии) или
воспитательного процесса, оказанных этой некоммерческой
организацией, осуществляется при наличии лицензии на право ведения
образовательной деятельности и при выполнении условий,
предусмотренных пунктом 4 данной статьи. Этот порядок освобождения
от налога распространяется на некоммерческие организации, имеющие
обособленные или структурные подразделения, созданные для целей
проведения образовательного процесса.
Услуги некоммерческих образовательных организаций по сдаче в
аренду имущества, в том числе недвижимого, подлежат обложению
налогом в общеустановленном порядке.
При оказании услуг некоммерческими образовательными
организациями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального
или муниципального имущества или имущества субъектов Российской
Федерации на основе договоров аренды, заключенных между
арендаторами и балансодержателями - некоммерческими
образовательными организациями (не относящимися к органам
государственной власти и управления и органам местного
самоуправления) без органа государственной власти и управления и
органа местного самоуправления, уплату налога в бюджет
осуществляют данные некоммерческие образовательные организации,
вне зависимости от того, куда перечисляет арендатор указанную
арендую плату - на счет балансодержателя имущества (некоммерческой
образовательной организации), в бюджет или на специально открытый
для этого балансодержателя счет в органах казначейства.
При оказании услуг некоммерческими образовательными
организациями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального
или муниципального имущества или имущества субъектов Российской
Федерации на основе договоров аренды, заключенных между
арендаторами, балансодержателями - некоммерческими
образовательными организациями и органами государственной власти и
управления и органами местного самоуправления, применяется порядок
уплаты налога в бюджет, указанный в пункте 3 статьи 161 главы 21
Кодекса.
Вопрос: ЧП, освобожденный от НДС по ст. 145, должен ли подавать
декларацию по НДС и за какой период?
Ответ: Согласно Приказу МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25
"Об утверждении инструкции по заполнению декларации по НДС" в
редакции Приказа МНС России от 09.02.2004 N БГ-3-03/89,
организации и индивидуальные предприниматели, освобожденные от
исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением
и уплатой налога в соответствии со ст. 145 Кодекса, представляют
налоговые декларации только в случае выставления ими покупателю
счета-фактуры с выделением суммы налога (титульный лист и раздел
1.1 декларации), а также при осуществлении ими операций,
предусмотренных статьей 161 Кодекса (титульный лист и разделы 1.2
и 2.2 декларации).
Вопрос: ООО открыло филиал. Будет ли предоставлена льгота по
НДС, если деятельность филиала не осуществлялась? Вид деятельности
- частное охранное предприятие.
Ответ: В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС
признаются организации и индивидуальные предприниматели. Филиалы и
обособленные подразделения организаций плательщиками НДС не
являются. Уплату налога производит организация за все свои
структурные подразделения по месту своего нахождения.
Статьей 149 НК РФ предусмотрен перечень операций, не подлежащих
обложению НДС, в который охранная деятельность не включена.
Вопрос: Просим дать разъяснение по вопросу применения права на
освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС, в
соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ, если в течение
трех последних месяцев выручка от реализации товаров (работ,
услуг) отсутствовала, т.е. равна нулю. Является ли этот факт
основанием для отказа налоговой инспекции в применении права на
освобождение от уплаты НДС. Декларации по НДС сдавались в ИМНС
ежеквартально. Последняя декларация сдана за 1-ый квартал 2004 г.,
а освобождение хотим получить с 01.05.04. Нужно ли подавать
декларацию по НДС за апрель 2004 г. Предприятие зарегистрировано с
31.11.2002. Род деятельности - оптовая торговля. Уведомление
подано до 20.05.04.
Ответ: В соответствии со ст. 145 Налогового кодекса РФ
организации и индивидуальные предприниматели имеют право на
освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика,
связанных с исчислением и уплатой НДС (далее - освобождение), если
за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма
выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или
организаций предпринимателей без учета НДС и налога с продаж не
превысила в совокупности один миллион рублей.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить
соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в п.
6 указанной статьи, которые подтверждают право на такое
освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
При отсутствии выручки у организации за три предшествующих
последовательных календарных месяца право на освобождение не
предоставляется.
В случае, когда налогоплательщик использует право на
освобождение с 1 мая, при представлении последней налоговой
декларации за 1 квартал, у него возникает обязанность в
представлении налоговой декларации за апрель.
Вопрос: Предпринимательская деятельность частного
предпринимателя подпадает под ЕНВД. В соответствии с
законодательством он не является плательщиком НДС. Но выступает в
качестве налогового агента, т.к. арендует помещение у
муниципальной организации. Стоимость аренды 30000 рублей в месяц.
Выручка от основного вида деятельности более 1000000 рублей в
квартал. В какие сроки должна предоставляться декларация по НДС
(помесячно или поквартально)?
Ответ: Согласно Приказу МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25
"Об утверждении инструкции по заполнению декларации по НДС" в
редакции Приказа МНС России от 09.02.2004 N БГ-3-03/89 для
налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение
квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без
учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый
период установлен п. 2 ст. 163 НК РФ как квартал.
В сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей
применения п. 2 ст. 163 Кодекса не включается сумма выручки,
полученная от реализации товаров (работ, услуг) в части
осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым
налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности в
соответствии с главой 26.3 Кодекса.
Вопрос: В какой момент возникает объект налогообложения НДС при
факторинговой сделке?
Ответ: В случае если банк - финансовый агент производит
финансирование денежного требования, которое возникнет в будущем,
то поступившая предприятию (первому кредитору) сумма денежных
средств подлежит обложению налогом на добавленную стоимость
согласно пп. 1 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской
Федерации как предоплата на момент поступления этих денежных
средств.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 167 Кодекса дата реализации у
этого предприятия определяется как день оплаты товаров (работ,
услуг). Согласно пп. 3 п. 2 вышеуказанной статьи Кодекса оплатой
товаров (работ, услуг), в частности, признается передача
налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании
договора. В соответствии с п. 2 ст. 826 Гражданского кодекса
Российской Федерации при уступке будущего денежного требования оно
считается перешедшим к финансовому агенту после того, как возникло
само право на получение с должника денежных средств, которые
являются предметом уступки требования, предусмотренной договором.
Если уступка денежного требования обусловлена определенным
событием, она вступает в силу после наступления этого события. На
основании этих норм Налогового и Гражданского кодексов датой
реализации у предприятия в рассматриваемом случае будет момент
перехода прав к новому кредитору, т.е. после отгрузки
предприятием.
Начальник отдела
косвенных налогов
Управления МНС РФ
по Челябинской области
В.ЮРАСОВ
Налогообложение прибыли
Вопрос: Мы намерены стать агентом российской авиакомпании,
которая осуществляет перевозки пассажиров и грузов в Республику
Таджикистан (РТ). Облагается ли (если да, то по какой ставке) в РФ
услуги по перевозке пассажиров в РТ, если авиабилеты продаются на
территории РТ? В соответствии с законодательством страны агента
(т.е. РТ), с выплачиваемой суммы нерезиденту (т.е. российской
авиакомпании) мы, как источник выплаты, должны удерживать 4
процента. Можем ли мы отражать этот пункт в контракте, и относится
ли данная сумма на вычеты российской авиакомпании при
налогообложении прибыли?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 8 "Соглашения от 31.03.1997 между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Таджикистан об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал" доходы
предприятия одного Договаривающегося Государства, полученные от
использования морских, речных, воздушных судов, железнодорожного,
автомобильного и иного транспорта в международных перевозках,
подлежат налогообложению только в этом Договаривающемся
Государстве.
В соответствии с п. 1 ст. 246 и п. 1 ст. 247 Налогового Кодекса
Российской Федерации (далее НК РФ) плательщиками налога на прибыль
являются российские организации, а объектом налогообложения
признается прибыль, которая, в соответствии с российским
законодательством, определяется как разница между полученными
доходами как на территории Российской Федерации, так и за ее
пределами (ст. 311 НК РФ) и произведенными расходами.
Согласно ст. 284 НК РФ прибыль, полученная за оказанные услуги
по перевозке пассажиров и грузов в Республику Таджикистан
российской авиакомпанией, подлежит налогообложению в Российской
Федерации по ставке 24 % (ст. 284 НК РФ).
Начальник
отдела налогообложения
кредитно-финансовых учреждений,
иностранных организаций
и валютного контроля
Управления МНС РФ
по Челябинской области
Г.МАРТЫНОВА
Применение ККМ
Вопрос: Наша организация оказывает образовательные услуги,
деньги принимаются в двух разных кассах. Должны ли мы использовать
ККМ? Если да, то должны ли мы применять 2 ККМ?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от
22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт" (далее Закон) контрольно-кассовая
техника (далее ККТ) применяется в обязательном порядке всеми
организациями и индивидуальными предпринимателями при
осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи
товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 2 ст. 2 Закона предусмотрено, что организации могут
осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае
оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих
бланков строгой отчетности (БСО).
В настоящее время Правительством РФ ведется работа по
подготовке порядка, регламентирующего изготовление, учет,
регистрацию, хранение, применение и уничтожение бланков строгой
отчетности в целях их унификации.
До момента утверждения вышеуказанного порядка, юридическим
лицам и индивидуальным предпринимателям в случае оказания ими
услуг населению разрешено при налично-денежных расчетах с
населением использовать в качестве бланка строгой отчетности форму
квитанции, утвержденную в установленном порядке Минфином России.
Форма квитанции, утвержденная письмом Минфина России от
20.04.1995 N 16-00-30-35 для службы лесного хозяйства Российской
Федерации, доводилась Минфином России письмом от 11.04.2000 N 16-
00-24-34 Министерству образования РФ в качестве бланка строгой
отчетности, используемого для расчетов с населением при оказании
образовательных услуг.
Согласно статье 5 Закона, при приеме денежных средств с
использованием ККМ, необходимо выдавать в момент оплаты,
отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Следовательно, если оплата будет приниматься в двух разных
помещениях, то в каждом из них должен быть установлен кассовый
аппарат.
Вопрос: Наша организация планирует оказывать новый вид услуг:
доставка товаров на дом. Оплата товаров будет производиться
покупателем (физическим лицом) так же на дому. Вправе ли мы в этих
случаях не использовать ККТ, а выдавать покупателю заполненные
бланки строгой отчетности. Какова форма этих бланков?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от
22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт" (далее Закон) контрольно-кассовая
техника (далее ККТ) применяется в обязательном порядке всеми
организациями и индивидуальными предпринимателями при
осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи
товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Для оказания услуг по доставке товара бланки строгой отчетности
Минфином РФ на сегодняшний день не утверждены. Что касается оплаты
товара, то в соответствии с законом она осуществляется только с
применением ККТ.
Исходя из изложенного, при оплате наличными денежными
средствами товара, а также услуг по его доставке, необходимо
применять ККТ и выдавать в момент оплаты отпечатанные контрольно-
кассовой техникой кассовые чеки.
Начальник отдела
оперативного контроля
и применения ККМ
Управления МНС РФ
по Челябинской области
Е.БЕЛЯЕВ
Единый налог на вмененный доход
Вопрос: Предприятие занимается оптово-розничной торговлей и
оказанием услуг ксерокопирования, ламинирования, набором и
распечаткой текста. Является ли правильным переход данного
предприятия на вмененный доход по услугам (выше перечисленным)? И
какие значения Кас являются правильными для данного вида
деятельности?
Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ к бытовым
услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за
исключением услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке
автотранспортных средств, а также услуг ломбардов),
классифицируемые Общероссийским классификатором услуг населению ОК
002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от
28.06.1993 N 163 (далее - Классификатор), в группе услуг 01
"Бытовые услуги".
К ним относятся, в том числе, услуги по ксерокопированию,
набору и распечатыванию текста, классифицируемые по кодам
оказываемых бытовых услуг: код 019700 "прочие услуги
непроизводственного характера" (019726 "оказание услуг населению
по заполнению бланков, написанию заявлений, снятию копий", код
19730 "услуги машинистки-стенографистки").
Таким образом, предпринимательская деятельность по оказанию
услуг ксерокопирования, набору и распечатыванию текстов является
бытовой услугой и подлежит переводу на уплату единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Значение корректирующего коэффициента, учитывающего ассортимент
услуг Кас для вида предпринимательской деятельности "оказание
бытовых услуг", установлено пунктом 1 статьи 3 Закона Челябинской
области от 28.11.2002 N 113-ЗО "О системе налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности" и для осуществляемых вашим предприятием видов
бытовых услуг ("прочие виды бытовых услуг") принимается в размере
0,83 (подпункт 3 пункта 1 указанной статьи).
Услуги по ламинированию не включены в перечень бытовых услуг,
классифицируемых Классификатором, и, следовательно, не являются
бытовыми услугами в целях применения главы 26.3 НК РФ.
Таким образом, предпринимательская деятельность по оказанию
услуг по ламинированию не подлежит переводу на уплату единого
налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Начальник отдела
налогообложения
прибыли (дохода)
Управления МНС РФ
по Челябинской области
Т.ОСИПОВА
Упрощенная система налогообложения
Вопрос: Может ли предприятие, применяющее упрощенную систему
налогообложения, получать от физических лиц благотворительный
взнос? Возникнет ли при этом объект налогообложения?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации при
применении упрощенной системы налогообложения в состав доходов,
учитываемых при определении объекта налогообложения по единому
налогу, должны включать доходы от реализации товаров (работ,
услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в
соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы,
определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. При этом не
учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ.
Согласно пункту 14 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами
налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде
использованных не по целевому назначению имущества (в том числе
денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках
благотворительной деятельности (в том числе в виде
благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений,
целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.
Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные
средства), работы и услуги в рамках благотворительной
деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по
окончании налогового периода представляют в налоговые органы по
месту своего учета отчет о целевом использовании полученных
средств по форме, утверждаемой Министерством Российской Федерации
по налогам и сборам.
Необходимо учесть, что основы правового регулирования
благотворительной деятельности установлены Федеральным законом от
11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях" (далее - Закон РФ N 135-ФЗ).
Благотворительная деятельность осуществляется в целях,
определенных пунктом 1 статьи 2 Закона РФ N 135-ФЗ. Направление
денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных
формах коммерческим организациям благотворительной деятельностью
не является (п. 2 ст. 2 Закона РФ N 135-ФЗ).
Таким образом, при решении вопроса об отнесении к доходам
организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, сумм,
поступивших в качестве благотворительных взносов, необходимо
квалифицировать указанные взносы в соответствии с их целями и
назначением, при этом руководствоваться положениями пунктов 1, 2
статьи 2 Закона РФ N 135-ФЗ. В случае несоответствия целей
указанных взносов критериям, перечисленным в пункте 1 статьи 2
Закона РФ N 135-ФЗ, данные суммы подлежат включению во
внереализационные доходы организации.
Начальник отдела
налогообложения
прибыли (дохода)
Управления МНС РФ
по Челябинской области
Т.ОСИПОВА
|