ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2004 г. N 1188
О ВНЕСЕНИИ В ПОРЯДКЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ
В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ГЛАВУ 26.3 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской
Федерации Законодательное собрание Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в порядке законодательной инициативы в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
проект федерального закона "О внесении изменений в главу 26.3
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях".
2. Просить депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации Аристова A.M., Востротина В.А., Гартунга
В.К., Гришанкова М.И., Крашенинникова П.В., Лазарева Г.Г., Панова
В.В., Свечникова П.Г., Юревича М.В. поддержать указанный проект
федерального закона.
3. Поручить депутату Законодательного собрания Челябинской
области Мительману С.А. представлять Законодательное собрание
Челябинской области при рассмотрении указанного законопроекта в
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Направить настоящее Постановление и указанный законопроект в
законодательные (представительные) органы государственной власти
субъектов Российской Федерации с просьбой о поддержке
законопроекта.
Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.Ф.ДАВЫДОВ
Вносится
Законодательным собранием
Челябинской области
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГЛАВУ 26.3 ЧАСТИ ВТОРОЙ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Статья 1. Внести в главу 26.3 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, N 30, ст. 3021; 2003, N 1, ст. 6; N 28, ст. 2886)
следующие изменения:
1. Подпункт 5 пункта 2 статьи 346.26 дополнить словами ", а
также оказания услуг общественного питания в организациях,
обслуживающих исключительно работников данных организаций, на
предприятиях общественного питания социальной сферы, в
образовательных учреждениях".
2. Статью 346.27 дополнить новым абзацем следующего содержания:
"место осуществления предпринимательской деятельности,
облагаемой единым налогом на вмененный доход, на основе
свидетельства об осуществлении налогоплательщиком
предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на
вмененный доход - обособленная территория, на которой производится
оказание услуг и оплата товаров за наличный расчет с
использованием платежных карт, а также получение товаров или
оформление договоров на их доставку. В случае осуществления видов
предпринимательской деятельности, имеющих передвижной (разносной)
характер работы, свидетельство оформляется на каждую единицу
физического показателя.".
3. Главу 26.3 дополнить статьей 346.33-1 следующего содержания:
"Статья 346.33-1. Свидетельство об осуществлении
налогоплательщиком предпринимательской деятельности, облагаемой
единым налогом на вмененный доход Свидетельство об осуществлении
налогоплательщиком предпринимательской деятельности, облагаемой
единым налогом на вмененный доход (далее - свидетельство),
является документом, подтверждающим осуществление
налогоплательщиком предпринимательской деятельности, облагаемой
единым налогом на вмененный доход.
На каждый вид деятельности выдается отдельное свидетельство.
Налогоплательщикам, имеющим два и более отдельно расположенных
места осуществления предпринимательской деятельности на основе
свидетельства, свидетельство выдается на каждое из таких мест.
Наличие свидетельства при осуществлении налогоплательщиком
предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на
вмененный доход, является обязательным.
Для получения свидетельства налогоплательщик, осуществляющий
предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом на
вмененный доход, должен подать заявление в налоговый орган по
месту постановки на учет. Налоговый орган обязан выдать
свидетельство в течение пяти дней со дня подачи заявления.
Порядок выдачи свидетельства и форма свидетельства
устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов субъектов Российской Федерации.
При выдаче свидетельства оформляется также и его второй
экземпляр, который хранится в налоговом органе. Использование при
осуществлении предпринимательской деятельности любых копий
свидетельства (в том числе и нотариально удостоверенных) не
допускается.
В свидетельстве указываются наименование или фамилия, имя,
отчество налогоплательщика, вид (виды) осуществляемой им
деятельности, место его нахождения, идентификационный номер,
натуральные показатели, характеризующие осуществляемую им
предпринимательскую деятельность, показатели базовой доходности и
значения повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности,
используемых при исчислении суммы единого налога.
Свидетельство выдается на период осуществления
налогоплательщиком предпринимательской деятельности, подлежащей
обложению единым налогом на вмененный доход.
На свидетельство распространяются правила обращения с
документами строгой отчетности, установленные действующими
нормативными правовыми актами Российской Федерации.".
Статья 2. Внести в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1; 2003, N 27 (ч. 2),
ст. 2708) следующие изменения:
1. Название статьи 14.1 изложить в следующей редакции:
"Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности
без государственной регистрации, без специального разрешения
(лицензии) и осуществление предпринимательской деятельности,
облагаемой единым налогом на вмененный доход, без свидетельства об
осуществлении налогоплательщиком предпринимательской деятельности,
облагаемой единым налогом на вмененный доход".
2. Дополнить статью 14.1 новой частью 4 следующего содержания:
"Осуществление предпринимательской деятельности, облагаемой единым
налогом на вмененный доход, без свидетельства об осуществлении
налогоплательщиком предпринимательской деятельности, облагаемой
единым налогом на вмененный доход, влечет наложение
административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных
размеров оплаты труда.".
3. В пункте 2 статьи 28.3:
в подпункте 5 после слова "предусмотренных" дополнить словами
"частями 1 и 4 статьи 14.1, частью 4 статьи 14.25,";
подпункт 8 исключить.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по
истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но
не ранее первого числа очередного налогового периода по единому
налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ГЛАВУ 26.3 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
Целью разработки данного законопроекта является упорядочение
процесса администрирования единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности путем введения свидетельства об
осуществлении налогоплательщиком предпринимательской деятельности,
облагаемой единым налогом на вмененный доход (далее -
свидетельство), а также установления ответственности за
осуществление предпринимательской деятельности без свидетельства.
Действующая глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации
не устанавливает систему контроля за осуществлением
налогоплательщиками предпринимательской деятельности, облагаемой
единым налогом на вмененный доход, в течение налогового периода и
контроля натуральных (физических) показателей указанной
деятельности. Положения указанной главы, вступившей в силу с 1
января 2003 года, позволяют налогоплательщикам, осуществлявшим
виды предпринимательской деятельности, облагаемые единым налогом,
представлять декларации за один или два месяца из трех или
"нулевые" декларации, занижать физические показатели либо вообще
не отчитываться.
Доказательство факта осуществления предпринимательской
деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход,
количества физических показателей за каждый месяц налогового
периода и вытекающая из этого обязанность налогоплательщика по
уплате единого налога возлагаются на налоговые органы. В этих
условиях сокращаются количество налогоплательщиков и поступление
единого налога в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. А
проведение полного контроля за гражданами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом на
вмененный доход, за ведением ими учета натуральных (физических)
показателей требует значительных трудовых затрат, соотносимых с
затратами, связанными с общим поступлением единого налога в
соответствующие бюджеты.
Законопроект дополняет статью 346.27 новым понятием "место
осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым
налогом на вмененный доход, на основе свидетельства об
осуществлении налогоплательщиком предпринимательской деятельности,
облагаемой единым налогом на вмененный доход".
Установление формы свидетельства и порядка его выдачи
законодательными органами субъектов Российской Федерации позволит
учесть в свидетельстве все значения повышающих (понижающих)
коэффициентов базовой доходности, учитывающих совокупность
особенностей ведения предпринимательской деятельности и
установленных в данном субъекте, а также такие случаи при выдаче
свидетельств, как приостановление их действия, выдача
свидетельства взамен утерянного и другие.
Введение свидетельства не увеличит налоговую нагрузку и будет
способствовать повышению культуры налогоплательщиков. Общий,
закрепленный главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации
принцип уплаты единого налога по итогам налогового периода, сроки
подачи декларации и уплаты единого налога останутся неизменными.
Дополнительные обязанности налоговых органов не потребуют
дополнительных трудовых затрат ввиду сокращения трудоемкости
контрольных мероприятий (рейдовых, выездных и камеральных
налоговых проверок плательщиков единого налога).
Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях связано с необходимостью введения
ответственности за осуществление предпринимательской деятельности,
облагаемой единым налогом на вмененный доход, без свидетельства об
осуществлении налогоплательщиком предпринимательской деятельности,
облагаемой единым налогом на вмененный доход.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ГЛАВУ 26.3 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
Вступившая в силу с 1 января 2003 года глава 26.3 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает систему
контроля при уплате налогоплательщиками единого налога на
вмененный доход. По данным Управления Министерства по налогам и
сборам Российской Федерации по Челябинской области, при
незначительном уменьшении количества налогоплательщиков (в 2002
году - 45146, в 2003 году - 39214) сумма поступлений по единому
налогу на вмененный доход в 2003 году уменьшилась почти в два раза
по сравнению с 2002 годом (в 2002 году - 686138 тыс. рублей, в
2003 году - 359810 тыс. рублей).
Кроме того, указанная глава предоставила налогоплательщику
право уменьшать сумму единого налога, исчисленную за налоговый
период на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование, а также на сумму выплаченных работникам пособий по
временной нетрудоспособности. По данным Управления Министерства по
налогам и сборам Российской Федерации по Челябинской области,
сумма исчисленного единого налога за 2003 год была уменьшена на
17,5 процента на указанные суммы (сумма уплаченных страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование и сумма выплаченных
работникам из средств налогоплательщиков пособий по временной
нетрудоспособности, уменьшающие сумму исчисленного единого налога
в 2003 году, составила 120008 тыс. рублей).
Таким образом, снижение поступлений по единому налогу на
вмененный доход на оставшиеся 35 процентов обусловлено занижением
налогоплательщиками налогооблагаемой базы, представлением
"нулевых" деклараций и иных способов уклонения от уплаты единого
налога.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в
главу 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
"не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального
бюджета в связи с тем, что форма свидетельства об осуществлении
налогоплательщиком предпринимательской деятельности, облагаемой
единым налогом на вмененный доход, будет устанавливаться
нормативными правовыми актами законодательных (представительных)
органов субъектов Российской Федерации, и, следовательно,
изготовление указанных свидетельств будет осуществляться за счет
бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Стоимость изготовления одного свидетельства с высокой степенью
защиты составляет 5 рублей. Стоимость изготовления 39214
свидетельств в Челябинской области равняется 196070 рублей.
Расходы на изготовление свидетельств покроются дополнительными
поступлениями единого налога: за счет увеличения количества
плательщиков, применения налоговых санкций за осуществление
предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на
вмененный доход, без свидетельства, повышение эффективности
контрольных мероприятий (рейдовых, выездных и камеральных
налоговых проверок). Дополнительные обязанности налоговых органов
не потребуют дополнительных трудовых затрат ввиду сокращения
трудоемкости контрольных мероприятий.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГЛАВУ 26.3 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в
главу 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
"не потребует признания утратившими силу, приостановления,
изменения, дополнения или принятия актов федерального
законодательства.
Вносится
Законодательным собранием
Челябинской области
Проект
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N ... "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ГЛАВУ 26.3 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять в первом чтении проект федерального закона N... "О
внесении изменений в главу 26.3 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях", внесенный Законодательным
собранием Челябинской области.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам
до ....
3. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
|