ГЛАВА ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2003 г. N 2114-п
Об утверждении Положения о эвакуации населения
города Челябинска при угрозе или возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ, Законом Челябинской области "О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера" от 05.06.1997 N 18-ЗО и Постановлением
Губернатора Челябинской области от 18.11.2003 N 486 в целях
организации защиты населения города Челябинска при угрозе или
возникновении чрезвычайных ситуаций
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о эвакуации населения города
Челябинска при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
2. Общее руководство взаимодействием, планированием и
проведением эвакуационных мероприятий в городе Челябинске
возложить на эвакуационную комиссию города Челябинска (А.И.
Зайков) и управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям города Челябинска (А.Н. Попатенко).
3. Рекомендовать Главам районных администраций принять
Положение о эвакуации населения района при угрозе или
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера применительно к местным условиям.
4. Постановление Главы города "Об утверждении Положения о
порядке проведения эвакуационных мероприятий в городе Челябинске
при возникновении чрезвычайных ситуаций" от 04.03.1998 N 285-п
считать утратившим силу.
5. Контроль за исполнением Постановления возложить на Первого
заместителя Главы города, председателя Комитета по управлению
имуществом и земельным отношениям С.В. Козлова.
Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ
Приложение
к постановлению
Главы города Челябинска
от 22 декабря 2003 г. N 2114-п
ПОЛОЖЕНИЕ
о эвакуации населения города Челябинска при угрозе
или возникновении чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Эвакуация населения - комплекс мероприятий по
организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной
ситуации (далее - ЧС) или вероятной чрезвычайной ситуации
природного и техногенного характера и его кратковременному
размещению в заблаговременно подготовленных по условиям
первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия
поражающих факторов источника ЧС) районах. Эвакуация считается
завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет
вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов
источника ЧС в безопасные районы.
2. Особенности проведения эвакуации определяются характером
источника ЧС (природного, техногенного или экологического
характера), пространственно-временными характеристиками
воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и
охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью
проведения эвакуационных мероприятий.
3. В зависимости от времени и сроков проведения выделяются
следующие варианты эвакуации населения: упреждающая
(заблаговременная), экстренная (безотлагательная).
4. Учреждающая (заблаговременная) эвакуация населения
проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности
возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах
или стихийного бедствия. Основанием для введения данной меры
защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной
аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков
минут до нескольких суток, который может уточняться в течение
этого срока.
5. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения проводится
в случае возникновения ЧС, а также в случае нарушения нормального
жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и
здоровью людей. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может
осуществляться при малом времени упреждения и в условиях
воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
6. В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из
зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты
эвакуации: локальная, местная, региональная.
7. Локальная эвакуация проводится, если зона возможного
воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами
отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов,
при этом численность эвакуируемого населения не превышает
нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население
размещается, как правило, в не пострадавших районах города или в
примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах (вне зон действия
поражающих факторов источника ЧС).
8. Местная эвакуация проводится, если в зону ЧС попадают города
с населением от 10 до 100 тыс. человек, отдельные районы городов с
населением от 100 до 1000 тыс. человек, сельские районы. При этом
численность эвакуируемого населения может составлять от нескольких
тысяч до десятков тысяч человек, которое размещается, как правило,
в безопасных районах смежных с зоной ЧС.
9. Региональная эвакуация осуществляется при условии
распространения воздействия поражающих факторов на значительные
площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с
высокой плотностью населения, включающие города с населением от
100 до 1000 тыс. человек. При проведении региональной эвакуации
вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано
на значительные расстояния от постоянного места проживания.
Размещение населения за пределами области осуществляется по
согласованию с органами государственной власти субъектов,
принимающих эвакуированное население.
10. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями
населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их
проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.
11. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий
населения из зоны ЧС.
Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из
зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста,
учащихся образовательных учреждений, профессиональных училищ и
лицеев.
Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в
зависимости от масштабов распространения и характера опасности,
достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив
хозяйственного использования производственных объектов,
размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.
12. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации
является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по
заранее установленным для каждого вида опасности критериям.
13. Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит
Губернатору Челябинской области, органам местного самоуправления,
руководителям предприятий, организаций и учреждений, на территории
которых возникла или прогнозируется ЧС.
В ситуациях, требующих принятия безотлагательного решения,
экстренная эвакуация может осуществляться по указанию
(распоряжению):
при локальном характере ЧС - начальника (диспетчера) дежурной
смены потенциально опасного объекта;
при местном характере ЧС - дежурного единой дежурно-
диспетчерской службы (далее - ЕДДС) при органе управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Челябинска;
при региональном характере ЧС - начальника (дежурного смены
ЕДДС главного управления по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям (далее - ГО и ЧС) Челябинской области.
14. Общее руководство эвакуацией населения осуществляется
Губернатором Челябинской области, органами местного самоуправлении
и руководителями предприятий, организаций и учреждений.
Непосредственная организация и проведение эвакуационных
мероприятий осуществляется эвакуационными органами, создаваемыми
Губернатором, органами местного самоуправления, органами
управления предприятий, организаций и учреждений и органами
управления по делам ГО и ЧС соответствующего уровня.
15. Проведение эвакуации населения осуществляется на основе
планирования эвакуационных мероприятий и заблаговременной
всесторонней подготовки: транспорта, дорог, районов размещения
эвакуированного населения в безопасных местах, эвакуационных
органов, а также всесторонней подготовки населения к защите от ЧС.
Подготовительная работа организуется и проводится - органами
исполнительной власти, органами местного самоуправления и органами
управления предприятий, организаций и учреждений через
эвакуационные органы и органы управления по делам ГО и ЧС.
16. Эвакуация населения планируется, организуется и
осуществляется по производственно-территориальному принципу,
который предполагает, что вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих,
служащих, студентов, учащихся средних специальных учебных
заведений, профессиональных училищ, школ, лицеев и лечебных
учреждений организуется по предприятиям, организациям, учреждениям
и учебным заведениям, эвакуация остального населения, не занятого
в производстве и сфере обслуживания - по месту жительства жилищно-
эксплуатационными органами.
II. ЭВАКУАЦИОННЫЕ ОРГАНЫ И ИХ ЗАДАЧИ
17. Планирование, организация и проведение эвакуации населения
непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, управления по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города
Челябинска и городских районов, органы управления по делам ГО и ЧС
предприятий, организаций и учреждений.
К эвакуационным органам, создаваемым органами местного
самоуправления и руководителями предприятий, организаций и
учреждений относятся:
эвакуационные комиссии;
сборные эвакуационные пункты (далее - СЭП);
приемные эвакуационные пункты (далее - ПЭП);
группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
оперативные группы по вывозу (выводу) эвакуируемого населения.
На эвакуационные органы, создаваемые для организации и
проведения эвакуации на военное время, как правило, возлагаются
задачи по организации и проведению эвакуации населения при угрозе
возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного
характера в мирное время.
18. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС
осуществляется, как правило, без развертывания СЭП. Их задачи в
этих случаях возлагаются на оперативные группы, за которыми
закрепляются соответствующие административно-территориальные
единицы (формируются из членов соответствующих эвакуационных
комиссий и СЭП).
Задачи оперативных групп:
оповещение, сбор, учет и организация посадки населения на
транспорт по месту нахождения (по месту жительства или работы);
распределение населения по транспортным средствам, формирование
эвакуационных колонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам
эвакуации;
осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и
информирования вышестоящих эвакуационных органов;
организация и поддержание общественного порядка в зоне их
ответственности;
организация управления и связи в ходе эвакуации.
19. При решении вопросов проведения и обеспечения эвакуационных
мероприятий взаимодействие органов управления по делам ГО и ЧС и
эвакуационных органов с представителями командования Вооруженных
Сил России (начальником гарнизона, военными комиссарами)
осуществляется по следующим направлениям деятельности:
обмену информацией об изменениях обстановки по чрезвычайной
ситуации;
совместному использованию защитных сооружений, пунктов
специальной обработки, медицинских учреждений, военных городков,
пунктов заправки горюче- смазочными материалами;
выделению в распоряжение органов управления по делам ГО и ЧС
техники с высокими защитными свойствами для ведения радиационной и
химической разведки;
планированию, организации и проведению эвакуации семей
военнослужащих, рабочих, служащих и членов их семей из воинских
частей и военных объектов, расположенных в зонах ЧС природного и
техногенного характера;
организации совместно с органами Министерства внутренних дел
Российской Федерации охраны общественного порядка при проведении
эвакуации и регулирования движения на маршрутах эвакуации.
20. Управление транспорта Администрации города, МУП
"Челябгортранс", а также организации, имеющие в распоряжении
транспортные средства, решают следующие задачи по обеспечению и
проведению эвакуационных перевозок:
участие в планировании эвакуационных перевозок;
обеспечение и подготовку транспортных органов и транспорта для
выполнения эвакуационных перевозок населения, а также пунктов
посадки и высадки;
организацию материально-технического обеспечение эвакуационных
перевозок (обслуживание и ремонт транспортных средств, снабжение
горюче-смазочными материалами и запасными частями);
организацию управления эвакуационными перевозками и
осуществление его вместе с соответствующими органами управления по
делам ГО и ЧС и эвакуационными органами;
осуществление подготовки к специальной обработке транспортных
средств.
21. Управление здравоохранения Администрации города проводят
мероприятия по организации медицинского обеспечения эвакуации,
включающие:
планирование медицинского обеспечения эвакуации;
подготовку медицинских учреждений к медицинскому обеспечению
эвакуации;
подготовку к оказанию первой медицинской помощи эвакуируемому
населению на СЭП, ПЭП, маршрутах эвакуации и в районах размещения.
22. Управление дорожного строительства и благоустройства
Администрации города Челябинска и подведомственные ему организации
в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог решают
следующие задачи:
участие в планировании дорожного обеспечения эвакуационных
перевозок;
обеспечение подготовки и содержания закрепленных за ними
автомобильных дорог, мостов, переправ и других инженерных
сооружений на маршрутах эвакуации;
создание необходимых запасов материально-технических средств
для ремонта и восстановления дорог и дорожных сооружений;
формирование отрядов, команд для выполнения работ по
восстановлению, строительству дорог и мостов.
23. Управление градостроительства Администрации города,
строительные подразделения других ведомств, строительные
организации обеспечивают мероприятия по инженерной разведке,
оборудованию СЭП, ПЭП, пунктов посадки и высадки защитных
сооружений, подготовке помещений для размещения эвакуируемого
населения, а также строительству и оборудованию объектов для его
обслуживания.
III. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
24. Планирование эвакуационных мероприятий осуществляют
эвакуационные комиссии при участии органов управления по делам ГО
и ЧС, а также предприятий, организаций и учреждений.
Планы эвакуации оформляются в виде разделов соответствующих
планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
Планы эвакуации оформляются в соответствии с требованиями
"Руководства по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера" (Всероссийский научно-
исследовательский институт гражданской обороны и чрезвычайных
ситуаций - 1996 года), введенным в действие приказом Министра по
чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 10.06.1996 N 231.
Планы уточняются ежегодно до 1 февраля текущего года по состоянию
на 1 января текущего года. Уточнение списков эвакуируемых
осуществляется ежеквартально.
25. Планирование эвакуационных мероприятий осуществляется во
взаимодействии с органами военного командования по вопросам:
выделения транспортных средств воинских частей, предназначенных
для обеспечения перевозок эвакуируемого населения и уточнение
маршрутов эвакуации;
выделения сил и средств для совместного с органами управления
по делам ГО и ЧС и управлением внутренних дел города Челябинска
регулирования движения на маршрутах эвакуации, а также охраны
общественного порядка на маршрутах эвакуации, в местах сбора и
размещения эвакуированного населения;
выделения сил и средств воинских частей для целей инженерного
обеспечения эвакуации, противорадиационной и противохимической
защиты населения;
выделения сил и средств воинских частей для обеспечения
санитарно-противоэпидемических и лечебно-эвакуационных
мероприятий;
организации вывоза (вывода) военнослужащих и членов их семей из
зон ЧС, их размещения и первоочередного жизнеобеспечения в
безопасных районах;
организации разведки района чрезвычайной ситуации силами
воинских частей;
использования военных городков и другого имущества для
размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного
населения.
26. На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства
(в жилищно-эксплуатационных органах) и предприятиях, организациях
и учреждениях составляются эвакуационные списки. Не занятые в
производстве (не работающие) члены семей рабочих и служащих,
включаются в списки по месту работы главы семьи.
Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточняются
при периодической корректировке планов эвакуации, а также при
введении режима повышенной готовности (при угрозе возникновения
ЧС).
Списки составляются в 3-х экземплярах: первый остается на
предприятии, организации, учреждении или в жилищно-
эксплуатационной организации; второй - с получением распоряжения
на проведение эвакуации направляется на СЭП и после завершения
вывоза (вывода) населения передается в соответствующую
эвакуационную комиссию; третий - с началом вывоза (вывода)
эвакуируемого населения направляется в эвакоприемную комиссию в
районе размещения.
27. Размещение эвакуированного населения планируется
осуществлять, как правило, в границах административно-
территориальных образований, на территории которых произошла ЧС.
При отсутствии необходимых условий для размещения эвакуируемого
населения в границах административно-территориальных образований,
на территории которых произошла ЧС, оно может быть размещено на
территориях соседних административно-территориальных образований
по согласованию с соответствующими главами муниципальных
образований.
Районы размещения должны отвечать следующим основным
требованиям:
обеспечивать безопасность населения от поражающих факторов
источника ЧС (должны быть вне зон их действия);
обеспечивать необходимые условия для отдыха и жизни людей (по
первоочередным видам жизнеобеспечения);
соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
С учетом этих требований каждому предприятию, организации и
учреждению заблаговременно назначается район размещения.
Закрепленные за предприятиями, организациями и учреждениями
районы размещения тщательно изучаются и осваиваются. В них
организуется ремонт дорог, мостов, оборудование источников
водоснабжения, выявляется наличие защитных сооружений
(противорадиационных укрытий, подвалов, погребов и др.).
Для кратковременного размещения эвакуируемого населения
используются служебно-бытовые помещения, клубы, дворцы культуры,
пансионаты, лечебно-оздоровительные учреждения, базы и дома
отдыха, санатории, гостиницы, профилактории, оздоровительные
лагеря, школы, детские сады, общежития учебных заведений,
кинотеатры, спортивные сооружения.
При недостатке имеющейся пригодной для жилья площади возможно
строительство землянок, для чего заблаговременно подбираются
соответствующие земельные участки, учитываются строительные
материалы, определяются строительные организации, на которые будет
возложено их строительство.
В летнее время возможно кратковременное размещение людей в
палатках.
IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
28. С целью создания условий для организованного проведения
эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по следующим
видам обеспечения: транспортному, медицинскому, охране
общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного
движения, инженерному, материально-техническому, коммунально-
бытовому, связи и оповещения, финансовому.
29. Обеспечение оповещения и связи при осуществлении
эвакуационных мероприятий возлагается на Челябинский городской
узел электросвязи Челябинского филиала ОАО "Уралсвязьинформ",
предприятия связи и организации, осуществляющие распространение и
вещание телевизионных и радио программ. Оповещение эвакуационных
органов города всех уровней осуществляется по внутриобластной
системе централизованного оповещения и действующим каналам
оперативной связи (телефон, радио). Руководители организаций
оповещаются оперативными дежурно-диспетчерскими службами органов
управлений ГО и ЧС, оперативными и дежурно-диспетчерскими службами
организаций, в соответствии с разработанными и утвержденными
схемами оповещения.
30. Транспортное обеспечение эвакуационных перевозок
возлагается на управление транспорта Администрации города, МУП
"Челябгортранс", автомобильный транспорт предприятий, организаций
и учреждений, личный автотранспорт и Челябинское отделение ФГУП
"Южно-Уральская железная дорога" (далее - ЮУЖД).
При планировании перевозок железнодорожным транспортом
Челябинским отделением ЮУЖД определяется максимально возможное
увеличение длины эвакуационных эшелонов, предусматривается
использование максимального количества станций, подъездных путей и
мест для посадки и высадки эвакуируемого населения, увеличение зон
обращения пригородных поездов, устанавливаются уплотненные нормы
посадки людей в вагоны.
При планировании эвакуационных перевозок автомобильным
транспортом предусматривается использование всех технически
исправных автомобилей, независимо от ведомственной принадлежности,
приспособленных для перевозки людей. Разрабатываются мероприятия
по обеспечению автотранспорта двумя сменами водителей, а также по
оборудованию грузовых автомобилей сиденьями для перевозки людей.
Определяются уплотненные нормы посадки. Для решения внезапно
возникающих задач в ходе эвакуации населения планируется резерв
автотранспорта. Председатель эвакуационной комиссии города
определяет порядок его использования.
31. Медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение
эвакуируемого населения возлагается на управление здравоохранения
Администрации города, лечебно-профилактические учреждения,
муниципальные аптеки и центр государственного санитарно-
эпидемиологического надзора города.
На период проведения эвакуационных мероприятий на СЭП, ПЭП,
пунктах посадки и высадки, на маршрутах эвакуации, в местах
размещения эвакуируемого населения разворачиваются медицинские
пункты с круглосуточным дежурством на них медицинских работников.
32. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности
дорожного движения при проведении эвакуационных мероприятий
возлагается на управление внутренних дел города, подразделения
ведомственной охраны предприятий, организаций и учреждений.
33. Инженерное обеспечение эвакуационных мероприятий
возлагается на управление градостроительства Администрации города,
строительные, строительно-монтажные и другие родственные по
профилю ведомства, организации и учреждения и включает в себя
оборудование в инженерном отношении сборных эвакуационных пунктов,
приемных эвакуационных пунктов, пунктов посадки и высадки,
маршрутов пешей эвакуации, автомобильных маршрутов эвакуации и
районов размещения эвакуируемого населения.
34. Материально-техническое и бытовое обеспечение эвакуации
возлагается на управление по торговле и услугам Администрации
города, объекты пищевой и перерабатывающей промышленности, склады
и базы - овощные, продовольственных и непродовольственных товаров,
предприятия и объекты торговли, общественного питания и бытовых
услуг, ООО "Лукойл-Челябнефтепродукт".
35. Обеспечение коммунальных вопросов эвакуационных мероприятий
возлагается на управление жилищно-коммунального хозяйства
Администрации города, предприятия жилищно-коммунального хозяйства,
газификации, водоснабжения и другие организации.
Управляющий делами
Администрации
города Челябинска -
председатель эвакуационной
комиссии города Челябинска
А.И.ЗАЙКОВ
-------------------------------------------------------------------
|