ИНСПЕКЦИЯ МНС РФ МЕЖРАЙОННОГО УРОВНЯ
ПО ГОРОДУ ЧЕЛЯБИНСКУ
ИНФОРМАЦИЯ
от 19 декабря 2003 года
ОСОБЕННОСТИ НОВОГО ЗАКОНА О ПРИМЕНЕНИИ
КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ
С 28 июня 2003 года вступил в силу Федеральный закон N 54-ФЗ от
22.05.03 "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт".
Основное его отличие от ранее действовавшего Закона РФ "О
применении ККМ..." в том, что новый Закон не ограничивает сферу
применения контрольно-кассовой техники (ККТ) наличными денежными
расчетами непосредственно с населением. Следовательно, в настоящее
время при реализации товаров, работ или услуг юридическим лицам за
наличный расчет или при расчетах с использованием платежных карт
применение ККТ является обязательным.
Согласно п. 2 ст. 2 данного Закона организации и индивидуальные
предприниматели в соответствии с порядком, определяемым
Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные
денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг
населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой
отчетности. Порядок утверждения форм бланков строгой отчетности,
приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения
и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
До настоящего времени указанный порядок Правительством РФ не
определен. Вплоть до издания соответствующего документа в
отношении порядка применения бланков строгой отчетности должны
применяться утвержденные Минфином России по согласованию с
Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым
машинам формы документов строгой отчетности (квитанции, путевки,
билеты, талоны и т.п.). Важно также отметить, что возможность не
применять ККТ при наличных расчетах с заменой пробития чека
выдачей бланка строгой отчетности предоставлена только
организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги
непосредственно населению. В случаях оказания услуг организациям
за наличный расчет такая замена законодательством не
предусмотрена.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона "О применении ККТ..." в
случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся
моделей контрольно-кассовой техники, к которым относятся
контрольно-кассовые машины, их дальнейшая эксплуатация
осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ
установлено, что порядок применения ККТ определяется
Правительством РФ. Вплоть до издания соответствующего документа
после вступления в силу упомянутого Закона организациям и
индивидуальным предпринимателям необходимо руководствоваться
Положением по применению контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745. Согласно п. 4
Положения чек в обязательном порядке должен содержать:
наименование организации;
- ИНН;
- заводской номер ККМ;
порядковый номер чека;
дату и время покупки (оказания услуги);
стоимость покупки (услуги);
признак фискального режима.
На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном
(подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и
другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККМ, с
учетом особенностей сфер их применения. Кроме того, на основании
п. 4 ст. 168 Налогового кодекса РФ в чеке должна быть выделена
соответствующая сумма НДС. Выделение суммы налога с продаж в чеке
действующим законодательством не предусмотрено. Отдельно отметим,
что чек сам по себе не может служить документом, подтверждающим
право покупателя на вычет сумм НДС, уплаченных продавцу, - таким
документом является счет-фактура. Чек, в свою очередь, лишь
подтверждает факт оплаты товара (работы, услуги) покупателем. При
реализации товаров (работ, услуг) организацией индивидуальному
предпринимателю за наличный расчет необходимо пробить кассовый чек
и выставить предпринимателю счет-фактуру в общеустановленном
порядке для того, чтобы последний мог принять НДС к вычету.
За нарушение данного Закона наступает ответственность в
соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ, привлекаются к ответственности:
юридические лица, должностные лица и индивидуальные
предприниматели.
Нарушениями Закона являются:
фактическое не использование ККТ;
использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах;
использование ККТ, не включенной в Государственный реестр;
использование ККТ без фискальной памяти, с фискальной памятью в
не фискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной
памяти;
- использование ККТ, у которой пломба отсутствует либо имеет
повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной
памяти, отсутствие средства визуального контроля - голограммы
"Сервисное обслуживание" за текущий год.
О всех нарушения Федерального закона "О применении ККТ..."
следует сообщать в ИМНС России по месту нахождения контрольно -
кассовой техники.
Заместитель начальника
отдела выездных проверок
Инспекции МНС РФ
по Тракторозаводскому району
города Челябинска
В.ФОМЕНКО
|