МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РЕШЕНИЕ
от 20 ноября 2002 года
Индивидуальному
предпринимателю
Челябинская область,
г. Карабаш
Комиссия Челябинского территориального управления МАП России
по рассмотрению дел о нарушениях законодательства о защите прав
потребителей в составе:
Председателя комиссии: А.А. Козловой - зам. руководителя
управления,
Членов комиссии: Ю.Г. Мулин - начальник отдела по защите прав
потребителей и контролю за рекламой (ОЗПП),
Ю.С. Вакуленко - специалист 1 категории ОЗПП
в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Н.
рассмотрев дело N 23 о нарушении ИП Н. ст. 16 Закона РФ "О
защите прав потребителей" (далее - Закон) в редакции
Федерального закона от 30 декабря 2001 г.,
УСТАНОВИЛА:
6 сентября 2002 года в Челябинское территориальное управление
МАП России поступило заявление (вход. N 1814 от 06.09.2002) из
администрации г. Карабаш Челябинской области с просьбой
рассмотрения заявления потребителя Д. и проведения проверки на
предмет соблюдения законодательства о защите прав потребителей
гарантийного талона.
В ходе рассмотрения заявления было установлено, что по адресу:
Челябинская область, г. Карабаш, ул. Металлургов, 11/1 кроме ИП
М., которым выдан гарантийный талон потребителю Д., также
осуществляет предпринимательскую деятельность индивидуальный
предприниматель Н.
В ходе анализа гарантийного талона, выдаваемого потребителям
при продаже бытовой техники на предмет содержавшихся в нем
положений законодательства о защите прав потребителей, были
выявлены нарушения.
На рассмотрение комиссии были представлены следующие
документы:
1. Заявление администрации г. Карабаша (вход. N 1814 от
06.09.2002);
2. Копия гарантийного талона N 2002 021 от 6 октября 2002 года
на пылесос "Samsung";
3. Копия договора поставки N 26;
4. Копия квитанции приема в ремонт N D05765.
На заседании комиссии ИП Н. пояснил, что он арендует торговые
площади у ИП М., которым был предложен образец гарантийного
талона. Н. также признал, что имеют место нарушения
законодательства о защите прав потребителей, которые будут
исключены путем разработки нового бланка гарантийного талона.
Заслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, комиссия
пришла к выводу, что осуществляя деятельность по продаже бытовой
техники, ИП Н. нарушает требования законодательства о защите прав
потребителей, так как применяет условия, ущемляющие права
потребителей, которые содержатся в гарантийном талоне, выдаваемом
потребителям при заключении договора, по следующим основаниям.
1. Гарантийный талон определяет, что "замене и ремонту
подлежат узлы, вышедшие из строя в течение гарантийного срока при
соблюдении покупателем правил эксплуатации комплекса, сохранности
гарантийных пломб, наличии гарантийного талона, оригинальной
упаковки".
В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона РФ "О защите прав
потребителей" отсутствие у потребителя кассового или товарного
чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки
товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его
требований. Таким образом, потребитель вправе предъявить
требования к продавцу (установленные ст. 18 Закона РФ "О защите
прав потребителей") при продаже ему товара ненадлежащего качества
без предоставления информации, указанной в гарантийном талоне.
Кроме того, в нарушение п. 1 ст. 18 указанного Закона продавец
в данном случае ограничивает права потребителя на предъявление
иных требований, предусмотренных указанной статьей (расторжение
договора, соразмерное уменьшение цены и т.д.).
2. Гарантийный талон предусматривает: "Изделие снимается с
гарантии в следующих случаях:
- в случае нарушения правил эксплуатации, изложенных в
Инструкции по эксплуатации;
- если обнаружены несанкционированные изменения конструкции
или схемы изделия;
- если изделие имеет следы попыток неквалифицированного
ремонта".
Действующим законодательством не предусмотрены случаи полного
лишения права на гарантийное обслуживание товара. В соответствии с
п. 6 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец
(изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца
(изготовителя) на основании договора с ним отвечает за любые
недостатки товара, возникшие в течение гарантийного срока и не
оговоренные продавцом, если не докажет, что они возникли
вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения
или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой
силы. Следовательно, продавец в течение гарантийного срока обязан
установить причинно - следственную связь между обстоятельством и
возникшим недостатком в товаре. На основании указанной статьи
продавец обязан принять товар у потребителя и в случае
необходимости провести проверку качества товара, а при
возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара
обязан провести экспертизу товара за свой счет.
Кроме того, включение продавцом условия о том, что гарантийные
обязательства утрачивают силу ("гарантия не распространяется") в
случае "неквалифицированного ремонта товара", противоречит п. 1
ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей", поскольку
ограничивает права потребителя на устранение недостатков товара
третьим лицом или исправление их потребителем.
В гарантийном талоне присутствуют условия, что "Гарантия не
распространяется на следующие неисправности:
1. Механические повреждения;
2. Повреждения, вызванные использованием, попаданием внутрь
изделия посторонних предметов, веществ, жидкостей, насекомых;
3. Повреждения, вызванные несоответствием Государственным
стандартам параметров питающих, телекоммуникационных, кабельных
сетей и других подобных внешних факторов;
4. Повреждения, вызванные использованием нестандартных
расходных материалов и запчастей".
Данный пункт договора также противоречит п. 6 ст. 18 Закона РФ
"О защите прав потребителей". Вместе с тем, причину возникновения
недостатков в товаре (скрытый недостаток, производственный брак,
механическое повреждение и др.) и установление причинно -
следственной связи между обстоятельством и возникшим недостатком
может определить продавец путем проведения проверки качества
товара, а при возникновении спора о причинах возникновения
недостатков - экспертизы. Потребитель вправе оспорить заключение
такой экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы
товара установлено, что его недостатки возникли вследствие
обстоятельств, за которые продавец (изготовитель) не отвечает, то
потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на
проведение экспертизы, транспортировку и хранение товара.
В соответствии со ст. 16 "О защите прав потребителей" условия
договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами,
установленными законами или иными правовыми актами Российской
Федерации в области защиты прав потребителей, признаются
недействительными.
Но вместе с тем, указанные сведения, предусмотренные
гарантийным талоном, могут быть доведены до потребителей в
наглядной и доступной форме в качестве правил и условий
эффективного и безопасного использования товаров.
Руководствуясь п. 1 ст. 40 Закона РФ "О защите прав
потребителей" в редакции Федерального закона от 30 декабря 2001 г.
и в соответствии с п. 1.19 Положения о порядке рассмотрения МАП
России и его территориальными управлениями дел о нарушениях
законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих
отношения в области защиты прав потребителей, Комиссия
РЕШИЛА:
Выдать индивидуальному предпринимателю Н. предписание о
прекращении нарушений ст. 16 Федерального Закона РФ "О защите прав
потребителей", выразившиеся в применении в гарантийном талоне
условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с действующим
законодательством.
Председатель комиссии: А.А. КОЗЛОВА
Члены комиссии: Ю.Г. МУЛИН
Ю.С. ВАКУЛЕНКО
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 20 ноября 2002 г. N 38
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Индивидуальному
предпринимателю
Челябинская область,
г. Карабаш
Комиссия Челябинского территориального управления МАП России
по рассмотрению дел о нарушениях законодательства о защите прав
потребителей в составе:
Председателя: Козловой А.А. - заместителя руководителя
управления;
Членов комиссии: Мулина Ю.Г. - начальника отдела по защите
прав потребителей и контролю за рекламой
(ОЗПП);
Вакуленко Ю.С. - специалиста I категории
отдела по защите прав потребителей и
контролю за рекламой (ОЗПП),
на основании своего решения от 20 ноября 2002 года по делу
N 23 о нарушении ИП Н. ст. 16 Закона Российской Федерации "О
защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 30
декабря 2001 г.) и в соответствии с п. 1 статьи 40
Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ИП Н., нарушившему Закон Российской Федерации "О защите прав
потребителей", в срок до 9 декабря 2002 года
прекратить нарушение ст. 16 Закона Российской Федерации "О
защите прав потребителей", выразившееся в установлении условий,
ущемляющих права потребителей в гарантийном талоне по сравнению с
действующим законодательством (п. 6 ст. 18 Закона РФ " О защите
прав потребителей").
ИП Н. условия гарантийного талона привести в соответствие с
действующим законодательством (ст. 18 Закона РФ "О защите прав
потребителей").
О выполнении настоящего предписания сообщить в ЧТУ МАП России
в письменной форме в срок до 11 декабря 2002 года.
Невыполнение в установленный срок настоящего предписания
влечет наложение на индивидуального предпринимателя
административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти
минимальных размеров оплаты труда, установленных Федеральным
законом.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение
шести месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА
|