МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РЕШЕНИЕ
от 20 августа 2002 года
Генеральному директору
ОАО ЭиЭ "Челябэнерго"
В.П.Середкину
454000, г. Челябинск,
пл. Революции, 5
Начальнику управления
"Энергосбыт"
ОАО ЭиЭ "Челябэнерго"
А.В.Красикову
454091, г. Челябинск,
ул. Российская, 260/2
Генеральному директору
Федерального Государственного
Унитарного Предприятия
"Челябинский автоматно -
механический завод"
Е.П.Пастушкову
454028, г. Челябинск,
ул. Ярославская, д. 1
Комиссия Челябинского территориального управления МАП России
по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства
в составе:
Председатель: - Козлова А.А. - заместитель руководителя
Челябинского территориального управления МАП
России;
Члены Комиссии: - Лимаренко В.С. - начальник отдела по надзору
за соблюдением антимонопольного
законодательства (ОНАЗ);
- Сапрыкина Н.В. - главный специалист ОНАЗ;
- Виденеева С.В. - специалист 1 категории
ОНАЗ.
в присутствии представителей ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" - Пигас
И.О. (по доверенности N 119-571), а также в присутствии
представителя ФГУП "ЧАМЗ" - Матвеенко В.П. (по доверенности N 1938
от 07.12.01) и Ратановой М.Н. (по доверенности N 327/6 от
12.04.02), рассмотрев дело N 21-4/02 о нарушении ОАО ЭиЭ
"Челябэнерго" (454000, г. Челябинск, пл. Революции, 5) п. 1 ст. 5
Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках",
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское территориальное управление Министерства РФ по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства поступило
заявление от Федерального Государственного Унитарного Предприятия
"Челябинский автоматно - механический завод" (вх. N 0766 от
16.04.02) с жалобой на действия ОАО ЭиЭ "Челябэнерго",
выразившиеся в навязывании невыгодных условий в проекте договора
N 30 на электроснабжение от 20 сентября 2001 года.
Согласно представленных документов, между Федеральным
Государственным Унитарным Предприятием "Челябинский автоматно -
механический завод" (далее - ФГУП "ЧАМЗ") и ОАО ЭиЭ "Челябэнерго"
был заключен договор N 30 от 25 декабря 1995 г. на
электроснабжение промышленного потребителя с присоединенной
мощностью свыше 750 кВа (в редакции дополнительного соглашения от
15.12.97). В сентябре 2001 года от ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" поступила
новая оферта "договор N 30 от 20.09.01", которая была акцептована
ФГУП "ЧАМЗ" с протоколом разногласий, в части условий о праве
энергоснабжающей организации и обязанности абонента по перерыву и
прекращению подачи электроэнергии (протокол разногласий от
26.09.01). ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" не согласился, о чем
свидетельствует протокол согласования от 15.10.01. ФГУП "ЧАМЗ"
подписывает протокол, но с письмом N 321/491 от 17.12.01, в
котором не согласен с условием о допущении перерыва в подаче
электроэнергии.
В связи с тем, что договор на электроснабжение подписан с
оговоркой (письмо N 321/491 от 17.12.01), энергоснабжающая
организация (ОАО "Челябэнерго") сообщает, что данные условия для
нее являются существенными и договор в соответствии со ст. 432 ГК
РФ считает не заключенным. По настоящее время между сторонами
(ФГУП "ЧАМЗ" и ОАО "Челябэнерго") ведется переписка по
урегулированию разногласий по договору N 30 от 20.09.01 на
электроснабжение, то есть ведутся преддоговорные споры (телеграмма
ОАО "Челябэнерго" N 169 от 06.06.02).
В ходе рассмотрения дела на заседании Комиссии ФГУП "ЧАМЗ"
заявило, что действия, выразившиеся в навязывании ОАО ЭиЭ
"Челябэнерго" условий в проекте договора N 30 от 20 сентября
2001 г. о допущении перерыва, прекращения подачи электрической
энергии, ущемляют интересы заявителя и, следовательно,
противоречат п. 1 ст. 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках".
Это обосновывается тем, что перерыв, прекращение подачи
электрической энергии для ФГУП "ЧАМЗ" может привести:
1. к негативным последствиям по жизнеобеспечению населения,
бюджетных организаций (детских дошкольных учреждений, медицинских
учреждений здравоохранения и др.), промышленных предприятий
(кондитерская фабрика, пивзавод, мебельная фабрика и др.) и
выведет из строя насосные станции коммунальной системы канализации
г. Челябинска. Перерыв в подаче электроэнергии для насосных
станций приведет к загрязнению территории г. Челябинска
неочищенными сточными водами, создадут угрозу возникновения и
распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения;
2. к выводу из строя мобилизационные мощности завода по
производству боеприпасов, к срыву выполнения государственного
оборонного заказа и к уничтожению весьма значительного количества
спец. изделий, находящихся в процессе изготовления в химически -
опасных производствах или в процессе длительных (более 2-х
месяцев) технологических испытаний.
Представитель ФГУП "ЧАМЗ" подтвердил, что на данном этапе
договор N 30 на электроснабжение не заключен, но ведутся
преддоговорные споры по урегулированию разногласий по условиям
договора N 30 от 20.09.01.
Представитель ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" пояснил на заседании
Комиссии, что настаивает на включении условий о допуске перерыва,
прекращения подачи электрической энергии в договор N 30 от
20.09.01 по следующим основаниям:
1. от ФГУП "ЧАМЗ" не поступало документов, подтверждающих
выполнение государственного оборонного заказа (государственный
контракт или выписки из него), запрашиваемых ОАО ЭиЭ
"Челябэнерго";
2. п. 2.2.13 и п. 2.2.14 договора N 30 от 20.09.01 на
электроснабжение ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" включен с целью прекращения
хищения электрической энергии (письмо в ЧТУ МАП России
N 130-5/1391 от 06.05.02);
3. данные условия для ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" являются
существенными (письмо N 130-5/581 от 19.02.02) и предусмотрены
"Правилами пользования электрической энергии", утв. приказом
Минэнерго СССР от 06.12.81 N 310.
Но в настоящее время нет необходимости в подтверждении ФГУП
"ЧАМЗ" выполнения государственного оборонного заказа, так как
Постановление Правительства РФ от 17.06.98 N 601 "О дополнительных
мерах по повышению ответственности потребителей за оплату
топливно - энергетических ресурсов" признано утратившим силу
(Постановлением Правительства РФ N 364 от 29.05.02 "Об обеспечении
устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств
федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность
государства"). По мнению представителя ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" ФГУП
"ЧАМЗ" не входит в перечень потребителей топливноэнергетических
ресурсов, обеспечивающих безопасность государства, для которых
установлены особые условия поставки ТЭР (пункт 1 Постановления
N 364). Кроме того, технологически полностью прекратить подачу
электрической энергии невозможно, так как это приведет к
отключению субабонентов ФГУП "ЧАМЗ" и абонентов ОАО ЭиЭ
"Челябэнерго", что подтверждается актом N 05-71 от 03.10.97.
Помимо этого, на заседании Комиссии представителем ОАО ЭиЭ
"Челябэнерго" было заявлено, что понятия "перерыв", "прекращение"
и "ограничение" подачи электроэнергии являются равнозначными
понятиями.
Кроме того, представитель ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" указал и
подтвердил, что заключение нового договора необходимо в связи с
изменениями действующего законодательства и наличием
дополнительных соглашений. Договор N 30 от 20.09.01 на
электроснабжение с ФГУП "ЧАМЗ" не заключен, но ведутся
преддоговорные споры по урегулированию разногласий. На сегодняшний
день отношения между сторонами регулируются договором N 30 от
25.12.95.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов лиц,
участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу, что ОАО ЭиЭ
"Челябэнерго" своими действиями нарушает п. 1 ст. 5 Закона РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках". При этом, Комиссия исходит из следующего.
ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" включено в Реестр хозяйствующих
субъектов Челябинской области, имеющих на рынке определенного
товара долю более 35 %. ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" занимает
доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической и
тепловой энергии на территории г. Челябинска. Следовательно, на
него распространяются ограничения, предусмотренные п. 1 ст. 5
Закона РФ "О конкуренции ..."
Согласно гражданского законодательства перерыв в подаче,
прекращение или ограничение подачи энергии допускаются:
1. по соглашению сторон (ст. 546 ГК РФ );
2. в случаях, когда удостоверенное органом государственного
энергетического надзора неудовлетворительное состояние
энергетических установок абонента угрожает аварией или создает
угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче,
прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая
организация должна предупредить абонента;
3. в случае необходимости принять неотложные меры по
предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей
организации при условии немедленного уведомления абонента об этом;
4. в случае неоднократного нарушения сроков оплаты
электроэнергии (ст. 523 ГК РФ ).
Согласно Постановления Правительства РФ от 22.06.99 N 664 "Об
утверждении Положения об ограничении или временном прекращении
подачи электрической энергии (мощности) потребителям при
возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем
электроснабжения" п. 11: в графики временного отключения
электроэнергии не включаются потребители эл. энергии по перечню
согласно приложения (пункт 7 приложения: объекты производства
взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим
процессом, выполняющие государственный оборонный заказ).
Следовательно, ФГУП "ЧАМЗ" даже в случае аварии или угрозе
возникновения аварии в работе систем электроснабжения не подлежит
ограничению или временному прекращению подачи электрической
энергии.
Перерыв (отключение) - факт прекращения подачи электрической
энергии потребителю по одной или нескольким точкам коммерческого
учета, сопровождающийся неотпуском электрической энергии.
Ограничение - снижение отпуска электрической энергии и
мощности потребителю вследствие применения предусмотренных в
договоре мероприятий, а также при аварийных режимах в
электрических сетях энергоснабжающей организации (утв. приказом
Минэнерго от 23.11.89 N 364).
Комиссией принят во внимание тот факт, что перерыв,
прекращение подачи электроэнергии на подстанцию ФГУП "ЧАМЗ"
приведет к отключению субабонентов ФГУП "ЧАМЗ" и абонентов ОАО ЭиЭ
"Челябэнерго", а также к негативным последствиям, заявленным
представителем ФГУП "ЧАМЗ". Вместе с тем, ФГУП "ЧАМЗ" является
производителем взрывчатых веществ и боеприпасов (договора на
выполнение государственного заказа: N 12 от 06.06.02, N 1 от
14.05.02, N 11 от 04.02.02 и др.) в химически опасных
производствах и отнесен к категории потребителей, находящихся в
перечне опасных объектов Челябинской области.
Кроме того, ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" при заключении договора N 30
от 20.09.01 с ФГУП "ЧАМЗ" руководствуется "Правилами пользования
электрической энергии" от 06.12.81 N 310. В соответствии с
Приказом Минтопэнерго РФ от 10 января 2000 года N 2 "Правила
пользования электрической и тепловой энергией" N 310 признаны не
действующими с 1 января 2000 года. Следовательно, основным
нормативно - правовым актом при заключении договора на
электроснабжение является Гражданский Кодекс РФ.
ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" предлагает ФГУП "ЧАМЗ" включить в
договор условия, связанные с перерывом, прекращением или
ограничением подачи электроэнергии. Учитывая, что ФГУП "ЧАМЗ" по
протоколу разногласий к договору N 30 от 20.09.01 не имеет
возражений по поводу включения в договор условий по ограничению
подачи электроэнергии, но протестует по поводу "допускается
перерыв и прекращение подачи электроэнергии", Комиссия считает,
что ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" навязывает ФГУП "ЧАМЗ" невыгодные
условия по перерыву и прекращению подачи электрической энергии.
Комиссия пришла к выводу: ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" навязывает
ФГУП "ЧАМЗ" невыгодные условия в проект договора N 30 на
электроснабжение от 20.09.01 включением условий "допускается
перерыв, прекращение подачи электроэнергии", что ущемляет интересы
заявителя и, следовательно, противоречит п. 1 ст. 5 Закона РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках", который запрещает любые действия хозяйствующего
субъекта, занимающего доминирующее положение, если их результатом
может явиться ущемление интересов его контрагентов.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ "О
конкуренции..." и пунктом 2.14 Правил рассмотрения дел о
нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО ЭиЭ "Челябэнерго", выразившиеся в
навязывании невыгодных условий в проекте договора N 30 от
20.09.01, предусматривающих перерыв, прекращение подачи
электроэнергии, нарушением п. 1 ст. 5 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" предписание о прекращении
нарушений антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА
Члены Комиссии: В.С.ЛИМАРЕНКО
Н.В.САПРЫКИНА
С.В.ВИДЕНЕЕВА
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 20 августа 2002 года
Комиссия Челябинского территориального управления Министерства
Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства по рассмотрению дел о нарушениях
антимонопольного законодательства в составе: А.А.Козлова,
В.С. Лимаренко, Н.В. Сапрыкина, С.В. Виденеева, на основании
своего решения от 20 августа 2002 года по делу 21-4/02 о нарушении
ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" (454000, г. Челябинск, пл. Революции, 5)
пункта 1 статьи 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" с момента получения настоящего
предписания устранить нарушение антимонопольного законодательства,
а именно:
1. Прекратить навязывание ФГУП "ЧАМЗ" условий,
предусматривающих перерыв и прекращение подачи электрической
энергии в договор на электроснабжение промышленного потребителя с
присоединенной мощностью свыше 750 кВа.
О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до
18 сентября 2002 года в Челябинское территориальное управление МАП
России.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение
шести месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За неисполнение в срок предписания
антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса РФ об
административных правонарушениях предусмотрена ответственность в
виде штрафа - от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты
труда.
Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА
Члены Комиссии: В.С.ЛИМАРЕНКО
Н.В.САПРЫКИНА
С.В.ВИДЕНЕЕВА
|