УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 1 августа 2002 года
ИЗМЕНЕНА ГЛАВА 26 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
С первого января текущего года в соответствии с главой 26
Налогового кодекса Российской Федерации был существенно изменен
ранее установленный порядок налогообложения недропользователей:
введен налог на добычу полезных ископаемых, который заменил
действующие платежи: акцизы на минеральное сырье, платежи за
пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально -
сырьевой базы. В конце мая Федеральным законом "О внесении
изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ..."
первоначальная редакция главы 26 НК РФ была изменена.
Эти изменения затронули и порядок исчисления и внесения в
бюджет налога на добычу полезных ископаемых. Если раньше налоговым
периодом по рассматриваемому платежу до первого августа т.г.
считался квартал, в течение которого недропользователи обязаны
были уплачивать ежемесячные авансовые платежи, исчисляемые как
одна третья общей суммы налога за предыдущий налоговый период.
Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода,
уплачивалась не позднее последнего дня месяца, следующего за
истекшим налоговым периодом. Авансовые же платежи по налогу
уплачивались не позднее последнего дня каждого месяца налогового
периода.
Сейчас, начиная с августа месяца, недропользователи не будут
вносить авансовые платежи, так как налоговым периодом по налогу на
добычу полезных ископаемых будет являться календарный месяц. Таким
образом, решена, в частности, проблема предприятий, ведущих
сезонную добычу полезных ископаемых. Изменится и срок внесения
платежа в бюджет: сумма налога, подлежащая уплате по итогу
налогового периода, будет уплачиваться не позднее 25-го числа
месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Другое, на что хотелось бы обратить внимание, так это на
правильность определения объекта налогообложения.
Дело в том, что в первоначальной редакции ст. 337 Налогового
кодекса к добытым полезным ископаемым были отнесены исключительно
подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды)
и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также
воды, используемые для получения тепловой энергии. Это вызывало у
предприятий, имеющих на своем балансе котельные, использующие в
технологическом цикле добытую подземную воду для теплоснабжения
населения и (или) хозяйствующих субъектов, вопрос, а являются ли
они плательщиками налога на добычу полезных ископаемых. В
действующей редакции к добытым полезным ископаемым законодатель
относит не воды, используемые для получения тепловой энергии, а
термальные воды, то есть воды, которые по своим технологическим
свойствам в естественных условиях (температура, химический состав)
могут быть использованы как природный энергоноситель для
отопления, водоснабжения, выработки электроэнергии и др.
В соответствии с разъяснениями Главного Управления природных
ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Челябинской
области выделяются собственно термальные подземные воды и
парогидротермы. В них, соответственно, основным теплоносителем
является подземная вода и пар. На территории нашей области
месторождений теплоэнергетических подземных вод (термальных
подземных вод и парогидротерм) нет. Более того, в целях главы 26
Налогового кодекса Российской Федерации полезным ископаемым
признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки
карьеров. Предприятия, ведущие добычу подземной воды, не
отнесенной к категориям промышленной, лечебной (минеральной) и
термальной, с первого января 2002 года являются плательщиками
платы за пользование водными объектами. Порядок исчисления и
уплаты данного платежа регулируется Федеральным законом от 6 мая
1998 года N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".
Главный госналогинспектор
отдела прочих налоговых
и неналоговых поступлений
Управления МНС РФ
по Челябинской области
Л.ЧЕРКАШЕВА
|