ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПРЕЗИДИУМ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2002 года
Надзорное производство N 4г-2002-1026
Судья: Бальцер А.Г.
Президиум Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Вяткина Ф.М., членов Президиума
Кунышева А.Г., Морозова Б.В., Балакиной Н.В., Сыскова В.Л., с
участием прокурора области Брагина А.И. рассмотрел в заседании
дело по протесту председателя Челябинского областного суда на
решение Усть - Катавского городского суда от 15 октября 2001 года.
Заслушав доклад судьи Кашириной Е.П., заключение прокурора,
полагавшего протест обоснованным, Президиум
УСТАНОВИЛ:
Ситников В.И. обратился в суд с жалобой на решение Управления
социальной защиты населения г. Усть - Катава от 7 августа 2001
года, которым заявителю отказано в назначении пенсии за выслугу
лет в связи с педагогической деятельностью по тому основанию, что
стаж педагогической деятельности составляет у него менее 25 лет.
В обоснование жалобы заявитель ссылался на то, что в
назначении пенсии ему отказано необоснованно.
Решением городского суда в удовлетворении жалобы отказано. В
кассационном порядке дело не рассматривалось.
В протесте поставлен вопрос об отмене решения в связи с
нарушением норм материального права.
Обсудив доводы протеста, проверив материалы дела, Президиум
считает, что протест следует удовлетворить.
В соответствии со ст. 77 действовавшего на момент
возникновения спорных правоотношений Закона РФ от 20 ноября 1990
года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в
редакции от 16 апреля 2001 года) пенсия за выслугу лет
устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с
особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной
профессиональной деятельностью.
В соответствии со ст. 80 того же Закона пенсия в связи с
педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для
детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.
В силу ст. 83 этого же Закона списки соответствующих работ
(профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за
выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги
и назначения пенсий утверждаются Правительством РФ по согласованию
с Пенсионным Фондом РФ.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года
N 463 (в редакции от 22 сентября 1993 года) был утвержден Список
профессий и должностей работников образования, педагогическая
деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает
право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О
государственных пенсиях".
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года
N 1067 с дальнейшими изменениями утверждены Списки должностей,
работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на
пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в
школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков
выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для
детей.
Отказывая в удовлетворении заявленного Ситниковым требования,
суд указал, что стаж его педагогической деятельности составляет
23 года 9 месяцев 12 дней, при этом в стаж педагогической
деятельности, дающий право на пенсию за выслугу лет, правильно не
включен стаж работы заявителя с 01.11.1999 по 31.12.2000,
поскольку тип учреждения, в котором работал заявитель, не
соответствует перечню наименований учреждений, работа в которых
засчитывается в требуемый заявителем стаж.
А именно: согласно п. 15 раздела учреждений Списка,
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999
года N 1067 в редакции от 1 февраля 2001 года N 79, требуется
"Учреждение дополнительного образования детей детская музыкальная
школа". Учреждение, в котором работал заявитель в спорный период,
называлось: на основании Устава от 26 июня 1995 года
"Муниципальное учреждение дополнительного образования Детская
музыкальная школа N 2 г. Усть - Катава", а на основании Устава от
8 августа 2000 года "Муниципальное учреждение дополнительного
образования Детская музыкальная школа N 2 г. Усть - Катава".
Однако суд не учел, что ст. 80 Закона РФ "О государственных
пенсиях в Российской Федерации" предусматривала назначение пенсии
в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет. То есть
юридическое значение имеет установление обстоятельств: имеет ли
такой стаж заявитель, работал ли он в учреждении для детей на
должности, предусмотренной утвержденным Правительством РФ Списком.
Как следует из материалов дела, заявитель работал в спорный период
в детской музыкальной школе преподавателем, то есть на должности,
включаемой в педагогический стаж, однако суд в нарушение ст. 197
ГПК РСФСР не дал этому обстоятельству никакой оценки.
Суду следовало учесть, что ст. 83 данного Закона определила
полномочия Правительства РФ по согласованию с Пенсионным Фондом РФ
утверждать списки лишь соответствующих работ (профессий и
должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а
не учреждений для детей, работа в которых дает право на получение
пенсии в связи с педагогической деятельностью.
По той же причине нельзя согласиться с выводами суда и в части
невключения заявителю в требуемый им стаж работу в должности
преподавателя в том же учреждении в период с 1 по 31 января 2001
года.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть
вышеизложенное, правильно определить юридически значимые
обстоятельства, в том числе имел ли заявитель на момент обращения
за назначением пенсии за выслугу лет стаж педагогической
деятельности 25 лет, работал ли он в учреждении для детей на
должности, предусмотренной утвержденным Правительством РФ Списком.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РСФСР, Президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Отменить решение Усть - Катавского городского суда от
15 октября 2001 года, дело направить на новое рассмотрение в тот
же суд.
Председательствующий: Ф.М.ВЯТКИН
|