Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Челябинской области

Архив (обновление)

 

ДЕЛО ЧЕЛЯБИНСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ОТ 16.07.2002 N 16-4/02 О НАРУШЕНИИ ГЛАВОЙ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА ЗАКОНА РФ О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

(по состоянию на 21 июля 2006 года)

<<< Назад


          МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
                ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
   
                 ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
   
                                РЕШЕНИЕ
                          от 16 июля 2002 года
   
                                                   Главе г. Челябинск
                                                         В.М.Тарасову
   
                                                454091, г. Челябинск,
                                                     пл. Революции, 2
   
       Комиссия Челябинского  территориального  управления МАП России
   по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства
   в составе:
       Председатель Комиссии: - Козлова  А.А.  -   зам.  руководителя
                                управления;
       Члены Комиссии: - Лимаренко В.С. - начальник отдела по надзору
                         за        соблюдением       антимонопольного
                         законодательства (ОНАЗ);
                       - Сапрыкина Н.В. - главный специалист ОНАЗ;
                       - Черепанов Д.Ю. - ведущий специалист ОНАЗ.
       в отсутствии представителей Главы г.  Челябинск,  при  наличии
   данных  о  своевременном  извещении о месте и времени рассмотрения
   дела (увед.  N 83329 от 03.07.02),  рассмотрев дело  N  16-4/02  о
   нарушении Главой    г.    Челябинск    (454091,    г.   Челябинск,
   пл. Революции,  2)  п.  1  ст.  7  Закона  РФ  "О  конкуренции   и
   ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
       УСТАНОВИЛА:
   
       1 марта  2002  года   Главой   г.   Челябинск   было   принято
   Постановление N  242-п  "Об  арендной плате за землю на территории
   г. Челябинска",   которым   утверждены   значения   коэффициентов,
   применяемых при расчете арендной платы за землю,  в зависимости от
   вида использования земельных участков и категорий  арендаторов,  а
   также    Типовой    договор    аренды    земли    г.    Челябинска
   (далее - Постановление N 242-п).
       При рассмотрении  названного постановления ЧТУ МАП России были
   выявлены признаки нарушения ст.  7  Закона  РФ  "О  конкуренции  и
   ограничении  монополистической  деятельности  на товарных рынках",
   выразившиеся в утверждении  различных  коэффициентов,  применяемых
   при расчете арендной платы за землю,  для хозяйствующих субъектов,
   действующих на одном и том же товарном рынке,  а также включении в
   Типовой  договор  аренды  земли  условия об обязанности арендатора
   заключать  с  районной  администрацией   договор   на   санитарное
   содержание  и  благоустройство  арендуемого  земельного  участка и
   прилегающей территории.
       О выявленных   нарушениях   ЧТУ   МАП  России  сообщило  Главе
   г. Челябинск письмами N 0250/4-9  от  12.02.02  и  N  0335/4-9  от
   22.02.02.
       В ответ, Заместитель Главы города направил письмо о несогласии
   с  доводами  ЧТУ  МАП  России о наличии нарушения антимонопольного
   законодательства,  в части утверждения  Типового  договора  аренды
   земли,   предусматривающего   условие  об  обязанности  арендатора
   заключить  с  районной  администрацией   договор   на   санитарное
   содержание и благоустройство территории. По его мнению, арендаторы
   свободно согласовывают условия  п.  4.2.8  договора  аренды  земли
   (письмо в ЧТУ МАП России вх. N 0560 от 18.03.02).
       Сведений о  рассмотрении  Главой  г.  Челябинск   вопроса   об
   устранении     нарушения     антимонопольного    законодательства,
   выразившегося в утверждении различных  коэффициентов,  применяемых
   при расчете арендной платы за землю,  для хозяйствующих субъектов,
   действующих на одном и том же товарном рынке,  в ЧТУ МАП России  к
   моменту рассмотрения дела не поступило.
       Рассмотрев материалы дела,  Комиссия считает,  что в действиях
   Главы  г.  Челябинск  имеются  нарушения п.  1 ст.  7 Закона РФ "О
   конкуренции  и  ограничении  монополистической   деятельности   на
   товарных рынках".  К  данному  выводу  Комиссия пришла,  исходя из
   следующих оснований.
       1. В приложении N 1 к Постановлению Главы г. Челябинск N 242-п
   (далее  -  приложение  N  1)  утверждены  различные  коэффициенты,
   применяемые при расчете арендной платы за землю, для хозяйствующих
   субъектов,  действующих на  одном  и  том  же  товарном  рынке,  в
   зависимости от формы собственности (муниципальная, государственная
   или частная).
       Так, в сфере розничной торговли:
       - для муниципальных магазинов установлен коэффициент  -  1  на
   землях  промышленных  и коммунально - складских территорий и 1,6 -
   на землях жилой постройки,  а для хозяйствующих  субъектов  других
   форм собственности    соответственно    1,3    и    2 (п.     16.1
   приложения N 1).
   
       В сфере бытового обслуживания населения:
       - для муниципальных предприятий установлен коэффициент - 1,  а
   для   всех   других   хозяйствующих  субъектов  -  1,5  на  землях
   промышленных и коммунально -  складских  территорий  и  2,3  -  на
   землях жилой постройки (п. 23.1 приложения N 1).
       В сфере    производственной     деятельности     муниципальных
   предприятий  городского  дорожного  и  транспортно - пассажирского
   транспорта установлен коэффициент - 1,  а для  иных  хозяйствующих
   субъектов  -  2,2 на землях промышленных и коммунально - складских
   территорий и 3,3  -  на  землях  жилой  постройки  (п.  6,  п.  22
   приложения N 1).
       При этом,   независимо   от   вида   деятельности   для   всех
   государственных предприятий,   осуществляющих  виды  деятельности,
   указанные в   приложении,   установлен   коэффициент   1 (п.    20
   приложения N  1).  Для  муниципальных  и государственных унитарных
   предприятий,  осуществляющих виды  деятельности,  не  указанные  в
   приложении N 1 Постановления,  установлен коэффициент - 1,3,  а на
   землях жилой застройки - 1,5,  тогда как  для  иных  хозяйствующих
   субъектов  установлен  коэффициент  - 1,5 на землях промышленных и
   коммунально -  складских  территорий  и  2,3  -  на  землях  жилой
   постройки (п. 26 и п. 31 приложения N 1).
       В результате   хозяйствующим  субъектам  с  государственной  и
   муниципальной   формой  собственности  созданы  благоприятствующие
   условия  деятельности  по  сравнению  с   условиями   деятельности
   хозяйствующих   субъектов  с  частной  формой  собственности,  что
   запрещено п.  1 ст.  7 Закона  РФ  "О  конкуренции  и  ограничении
   монополистической деятельности на товарных рынках".
       2. Пунктом 7.1  Примечания  к  приложению  N  1  постановления
   Главы   г.   Челябинск   N   242-п  для  хозяйствующих  субъектов,
   зарегистрированных вне города Челябинск,  предусмотрено увеличение
   коэффициента к ставкам арендной платы в 2 раза,  тем самым для них
   установлены дискриминирующие условия деятельности по  сравнению  с
   хозяйствующими   субъектами,   зарегистрированными  на  территории
   г. Челябинск,  что запрещено п. 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и
   ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
       3. Согласно   п.  4.2.8   Типового   договора   аренды   земли
   г. Челябинск,   утв.  Постановлением  N  242-п,  арендатор  обязан
   заключить с районной администрацией договор на  благоустройство  и
   санитарное  содержание территории арендуемого земельного участка и
   прилегающей территории.
       Вместе с тем,  в соответствии со ст. 1, ст. 421 ГК РФ граждане
   и юридические лица свободны в заключении договора и  понуждение  к
   его  заключению  не  допускается,  за  исключением случаев,  когда
   обязанность заключить договор предусмотрена  Гражданским  кодексом
   РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
       Доводы Заместителя Главы города о том,  что будущие арендаторы
   добровольно  принимают  на себя обязанность по заключению договора
   на  санитарное  содержание  и  благоустройство,  Комиссия  считает
   необоснованными по следующим основаниям.
       В соответствии  с  п.  3  Постановления  Главы  г.   Челябинск
   N 242-п,  заключение  договора  аренды  земли поручено Комитету по
   управлению имуществом и земельным отношениям г.  Челябинска (п.  3
   Постановления N 242-п).
       Комитет по   управлению   имуществом  и  земельным  отношениям
   г. Челябинск является органом городского самоуправления  и  обязан
   руководствоваться постановлениями Главы г.  Челябинск.  Тем более,
   что  правом   определять   условия   использования   муниципальной
   собственности наделен Глава г.  Челябинск (ст.  55, ст. 23, ст. 39
   Устава г. Челябинск).
       Комиссия пришла  к  выводу,  что  разработка   и   утверждение
   рассматриваемого   Типового   договора   аренды  земли  не  только
   позволяет  реализовать  полномочия  Главы  г.  Челябинск  в  части
   определения  условий использования муниципального имущества,  но и
   обеспечивает   создание   равных   условий   его    предоставления
   хозяйствующим субъектам (ст.  8 Конституции РФ, ст. 7 Закона РФ "О
   конкуренции  и  ограничении  монополистической   деятельности   на
   товарных рынках").
       Таким образом,  Комитет по управлению имуществом  и  земельным
   отношениям   г.  Челябинск  обязан  руководствоваться  положениями
   Типового договора  аренды  земли,   утвержденного   уполномоченным
   лицом -  Главой  города,  и  заключать  договор  аренды  земли  на
   условиях, утвержденных  Главой  г.  Челябинск.  При   невыполнении
   указанной  обязанности,  отдельным  хозяйствующим  субъектам могут
   быть  созданы  благоприятствующие  или  дискриминирующие   условия
   деятельности,  что  запрещено  ст.  7  Закона  РФ "О конкуренции и
   ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
       Исходя из  этого,  Комиссия  считает,  что  земельный  участок
   муниципальной   собственности   на   территории    г.    Челябинск
   предоставляется  при  условии  заключения  арендатором договора на
   санитарное содержание и благоустройство территории.
       Вместе с   тем,  арендатор  обязан  содержать  и  осуществлять
   санитарное содержание только той территории,  которая определена в
   договоре  аренды  земли,  и которой арендатор вправе пользоваться,
   т.е. исключительно  территории  арендуемого   земельного   участка
   (ст. 210  ст.  652,  616  ГК  РФ).  При  этом  способы  выполнения
   указанной обязанности арендатор вправе выбирать самостоятельно,  в
   том  числе  решать  вопрос  о необходимости заключения договора на
   санитарное содержание арендуемого земельного участка (п.  1 ст.  2
   ГК РФ).
       Отношения в  области  благоустройства  городских   территорий,
   развития  их  инженерной,  транспортной и социальной инфраструктур
   регулируются  Градостроительным  кодексом  РФ,  согласно  которого
   создание   и   развитие   систем   инженерной   инфраструктуры   и
   благоустройства    городов    обеспечивают     органы     местного
   самоуправления.   Осуществление   благоустройства   и   озеленения
   территорий муниципальных образований относится к вопросам местного
   значения,  которые находятся в ведении муниципального образования,
   и финансируются из местных бюджетов (ст.  6 ФЗ  N  154  "Об  общих
   принципах  организации  местного  самоуправления  в  РФ",  ст.  87
   Бюджетного кодекса РФ, ст. 14 Градостроительного кодекса РФ).
       При этом  собственники,  владельцы,  пользователи,  арендаторы
   объектов  недвижимости  вправе  принимать   участие   в   развитии
   указанных  систем  и  в  благоустройстве  городских  территорий на
   основе соглашений с органами местного самоуправления  (п.  3  и  6
   ст. 14,   преамбула   к   Градостроительному  кодексу  РФ).  Такое
   соглашение    должно     отвечать     требованиям     Гражданского
   законодательства и основываться на свободе волеизъявления сторон.
       Таким образом,  включение  в  Типовой  договор  аренды   земли
   условия   об   обязанности   арендатора   заключить   с   районной
   администрацией договор на санитарное содержание и  благоустройство
   территории,     ограничивает    самостоятельность    хозяйствующих
   субъектов.  Более того, фактически, арендатор не имеет возможности
   определять   условия   договора   на   санитарное   содержание   и
   благоустройство территории, в том числе условие о своих финансовых
   затратах,   что   также  исключает  приобретение  и  осуществление
   арендатором  прав  и  обязанностей  по  санитарному  содержанию  и
   благоустройству  территории своей волей и в своем интересе.  Тогда
   как совершение органами местного самоуправления указанных действий
   запрещено   ст.   7   Закона   РФ  "О  конкуренции  и  ограничении
   монополистической деятельности на товарных рынках" .
       Комиссией был  рассмотрен  договор  на санитарное содержание и
   благоустройство территории,  заключаемый администрацией Советского
   района.
       Обязанность заключения указанного договора была  предусмотрена
   пунктом 3.9 Постановления Главы г.  Челябинск N 791 от 21.06.2000,
   согласно которого в связи с предоставлением земельного участка для
   проектирования  и  строительства  хозяйствующий субъект обязан был
   заключить с районной администрацией договор на  благоустройство  и
   санитарное   содержание  территории,  определенной  администрацией
   района (письмо администрации Советского района в ЧТУ  МАП  России,
   вх. N 0042 от 09.01.02).
       Районная администрация  требовала  от  арендатора   земельного
   участка   заключить   рассматриваемый   договор   с   условием   о
   перечислении на строительство фонтана  двадцати  тысяч  рублей.  В
   связи  с чем,  хозяйствующий субъект вынужден был обратиться в ЧТУ
   МАП  России.  После   направления   соответствующего   запроса   в
   Администрацию Советского района указанное условие было исключено.
       Однако договор  на  благоустройство  и  санитарное  содержание
   территории  арендатор  был  вынужден  заключить,  так  как  данное
   требование являлось одним из условий выделения земельного участка.
   Заключенный договор предусматривал: обязанность арендатора за счет
   собственных  средств  провести  мероприятия   по   благоустройству
   территории,  перечень  которых  и  их  сроки  определяется  схемой
   благоустройства;  а в случае не исполнения указанных  обязательств
   оплатить  администрации  штраф  в  размере  5  МРОТ,  а  в  случае
   ненадлежащего выполнения - штраф в размере 3 МРОТ.
       Рассмотренные факты  свидетельствуют  о  том,  что включение в
   Типовой договор аренды земли  условия  об  обязанности  арендатора
   заключить   с   районной   администрацией  договор  на  санитарное
   содержание  и  благоустройство   территории   ограничивает   может
   привести   к   созданию  благоприятствующих  или  дискриминирующих
   условий  деятельности  хозяйствующих   субъектов,   ущемлению   их
   интересов,  и  как следствие к ограничению конкуренции.  Тогда как
   указанные действия запрещены ст.  7 Закона  РФ  "О  конкуренции  и
   ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
       Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ "О конкуренции  и
   ограничении  монополистической  деятельности на товарных рынках" и
   п.  2.12,  п.  2.1.4.  "Правил  рассмотрения  дел   о   нарушениях
   антимонопольного  законодательства",  утв.  Приказом  ГКАП  РФ  от
   25.07.96 N 91 (с изм. от 11.03.99, от 22.06.2000), зарегистрирован
   в Минюсте N 1143, Комиссия
       РЕШИЛА:
   
       1. Выдать  главе  г.  Челябинск   предписание   о  прекращении
   нарушений антимонопольного законодательства.
   
                                   Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА
   
                                        Члены Комиссии: В.С.ЛИМАРЕНКО
                                                        Н.В.САПРЫКИНА
                                                        Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ
   
   
   
   
   
          МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
                ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
   
                 ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
   
                              ПРЕДПИСАНИЕ
                         от 16 июля 2002 г. N 6
   
       Комиссия Челябинского территориального управления Министерства
   Российской  Федерации  по  антимонопольной  политике  и  поддержке
   предпринимательства   по    рассмотрению    дел    о    нарушениях
   антимонопольного законодательства   в   составе:   председателя  -
   А.А. Козловой,  и членов комиссии В.С. Лимаренко, Н.В. Сапрыкиной,
   Д.Ю.  Черепанов,  на основании своего решения от 16 июля 2002 года
   по делу  16-4/02  о  нарушении  Главой   г.   Челябинск   (454091,
   г. Челябинск,   пл.  Революции,  2)  п.  1  ст.  7  Закона  РФ  "О
   конкуренции  и  ограничении  монополистической   деятельности   на
   товарных рынках",
       ПРЕДПИСЫВАЕТ:
   
       Главе г.  Челябинск в срок до 26 августа 2002  года  устранить
   нарушение антимонопольного законодательства, а именно:
       1. исключить пункт  16.1,  пункт  20,  пункт  22,  пункт  23.1
   Приложения N 1 к Постановлению  Главы  г.  Челябинск  N  242-п  от
   01.03.2001 "Об   арендной   плате   за   землю    на    территории
   г. Челябинска";
       2. исключить  пункт  7.1   примечания   к   Приложению   N   1
   Постановления  Главы  г.  Челябинск  N  242-п  от  01.03.2001  "Об
   арендной плате за землю на территории г. Челябинска";
       3. исключить  пункт 4.2.8 Договора аренды земли г.  Челябинск,
   утв. Постановлением  Главы г.  Челябинск N 242-п от 01.03.2001 "Об
   арендной плате за землю на территории г. Челябинска".
       О выполнении  настоящего  предписания  сообщить  в   срок   до
   26 августа  2002 года в Челябинское территориальное управление МАП
   России.
       Предписание может  быть обжаловано в арбитражный суд в течение
   шести месяцев со дня его вынесения.
   
       Примечание. За уклонение  от  исполнения  или  несвоевременное
   исполнение  настоящего  предписания в соответствии со статьей 19.5
   Кодекса   РФ  об административных правонарушениях,  коммерческие и
   некоммерческие  организации,  их  руководители,  должностные  лица
   органов   государственной   власти   и   местного  самоуправления,
   индивидуальные     предприниматели     несут      административную
   ответственность.
   
                                   Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА
   
                                        Члены Комиссии: В.С.ЛИМАРЕНКО
                                                        Н.В.САПРЫКИНА
                                                        Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz