МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РЕШЕНИЕ
от 16 июля 2002 года
Главе г. Челябинск
В.М.Тарасову
454091, г. Челябинск,
пл. Революции, 2
Комиссия Челябинского территориального управления МАП России
по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства
в составе:
Председатель Комиссии: - Козлова А.А. - зам. руководителя
управления;
Члены Комиссии: - Лимаренко В.С. - начальник отдела по надзору
за соблюдением антимонопольного
законодательства (ОНАЗ);
- Сапрыкина Н.В. - главный специалист ОНАЗ;
- Черепанов Д.Ю. - ведущий специалист ОНАЗ.
в отсутствии представителей Главы г. Челябинск, при наличии
данных о своевременном извещении о месте и времени рассмотрения
дела (увед. N 83329 от 03.07.02), рассмотрев дело N 16-4/02 о
нарушении Главой г. Челябинск (454091, г. Челябинск,
пл. Революции, 2) п. 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
УСТАНОВИЛА:
1 марта 2002 года Главой г. Челябинск было принято
Постановление N 242-п "Об арендной плате за землю на территории
г. Челябинска", которым утверждены значения коэффициентов,
применяемых при расчете арендной платы за землю, в зависимости от
вида использования земельных участков и категорий арендаторов, а
также Типовой договор аренды земли г. Челябинска
(далее - Постановление N 242-п).
При рассмотрении названного постановления ЧТУ МАП России были
выявлены признаки нарушения ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
выразившиеся в утверждении различных коэффициентов, применяемых
при расчете арендной платы за землю, для хозяйствующих субъектов,
действующих на одном и том же товарном рынке, а также включении в
Типовой договор аренды земли условия об обязанности арендатора
заключать с районной администрацией договор на санитарное
содержание и благоустройство арендуемого земельного участка и
прилегающей территории.
О выявленных нарушениях ЧТУ МАП России сообщило Главе
г. Челябинск письмами N 0250/4-9 от 12.02.02 и N 0335/4-9 от
22.02.02.
В ответ, Заместитель Главы города направил письмо о несогласии
с доводами ЧТУ МАП России о наличии нарушения антимонопольного
законодательства, в части утверждения Типового договора аренды
земли, предусматривающего условие об обязанности арендатора
заключить с районной администрацией договор на санитарное
содержание и благоустройство территории. По его мнению, арендаторы
свободно согласовывают условия п. 4.2.8 договора аренды земли
(письмо в ЧТУ МАП России вх. N 0560 от 18.03.02).
Сведений о рассмотрении Главой г. Челябинск вопроса об
устранении нарушения антимонопольного законодательства,
выразившегося в утверждении различных коэффициентов, применяемых
при расчете арендной платы за землю, для хозяйствующих субъектов,
действующих на одном и том же товарном рынке, в ЧТУ МАП России к
моменту рассмотрения дела не поступило.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия считает, что в действиях
Главы г. Челябинск имеются нарушения п. 1 ст. 7 Закона РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках". К данному выводу Комиссия пришла, исходя из
следующих оснований.
1. В приложении N 1 к Постановлению Главы г. Челябинск N 242-п
(далее - приложение N 1) утверждены различные коэффициенты,
применяемые при расчете арендной платы за землю, для хозяйствующих
субъектов, действующих на одном и том же товарном рынке, в
зависимости от формы собственности (муниципальная, государственная
или частная).
Так, в сфере розничной торговли:
- для муниципальных магазинов установлен коэффициент - 1 на
землях промышленных и коммунально - складских территорий и 1,6 -
на землях жилой постройки, а для хозяйствующих субъектов других
форм собственности соответственно 1,3 и 2 (п. 16.1
приложения N 1).
В сфере бытового обслуживания населения:
- для муниципальных предприятий установлен коэффициент - 1, а
для всех других хозяйствующих субъектов - 1,5 на землях
промышленных и коммунально - складских территорий и 2,3 - на
землях жилой постройки (п. 23.1 приложения N 1).
В сфере производственной деятельности муниципальных
предприятий городского дорожного и транспортно - пассажирского
транспорта установлен коэффициент - 1, а для иных хозяйствующих
субъектов - 2,2 на землях промышленных и коммунально - складских
территорий и 3,3 - на землях жилой постройки (п. 6, п. 22
приложения N 1).
При этом, независимо от вида деятельности для всех
государственных предприятий, осуществляющих виды деятельности,
указанные в приложении, установлен коэффициент 1 (п. 20
приложения N 1). Для муниципальных и государственных унитарных
предприятий, осуществляющих виды деятельности, не указанные в
приложении N 1 Постановления, установлен коэффициент - 1,3, а на
землях жилой застройки - 1,5, тогда как для иных хозяйствующих
субъектов установлен коэффициент - 1,5 на землях промышленных и
коммунально - складских территорий и 2,3 - на землях жилой
постройки (п. 26 и п. 31 приложения N 1).
В результате хозяйствующим субъектам с государственной и
муниципальной формой собственности созданы благоприятствующие
условия деятельности по сравнению с условиями деятельности
хозяйствующих субъектов с частной формой собственности, что
запрещено п. 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Пунктом 7.1 Примечания к приложению N 1 постановления
Главы г. Челябинск N 242-п для хозяйствующих субъектов,
зарегистрированных вне города Челябинск, предусмотрено увеличение
коэффициента к ставкам арендной платы в 2 раза, тем самым для них
установлены дискриминирующие условия деятельности по сравнению с
хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на территории
г. Челябинск, что запрещено п. 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
3. Согласно п. 4.2.8 Типового договора аренды земли
г. Челябинск, утв. Постановлением N 242-п, арендатор обязан
заключить с районной администрацией договор на благоустройство и
санитарное содержание территории арендуемого земельного участка и
прилегающей территории.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 1, ст. 421 ГК РФ граждане
и юридические лица свободны в заключении договора и понуждение к
его заключению не допускается, за исключением случаев, когда
обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом
РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Доводы Заместителя Главы города о том, что будущие арендаторы
добровольно принимают на себя обязанность по заключению договора
на санитарное содержание и благоустройство, Комиссия считает
необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 Постановления Главы г. Челябинск
N 242-п, заключение договора аренды земли поручено Комитету по
управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (п. 3
Постановления N 242-п).
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям
г. Челябинск является органом городского самоуправления и обязан
руководствоваться постановлениями Главы г. Челябинск. Тем более,
что правом определять условия использования муниципальной
собственности наделен Глава г. Челябинск (ст. 55, ст. 23, ст. 39
Устава г. Челябинск).
Комиссия пришла к выводу, что разработка и утверждение
рассматриваемого Типового договора аренды земли не только
позволяет реализовать полномочия Главы г. Челябинск в части
определения условий использования муниципального имущества, но и
обеспечивает создание равных условий его предоставления
хозяйствующим субъектам (ст. 8 Конституции РФ, ст. 7 Закона РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках").
Таким образом, Комитет по управлению имуществом и земельным
отношениям г. Челябинск обязан руководствоваться положениями
Типового договора аренды земли, утвержденного уполномоченным
лицом - Главой города, и заключать договор аренды земли на
условиях, утвержденных Главой г. Челябинск. При невыполнении
указанной обязанности, отдельным хозяйствующим субъектам могут
быть созданы благоприятствующие или дискриминирующие условия
деятельности, что запрещено ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Исходя из этого, Комиссия считает, что земельный участок
муниципальной собственности на территории г. Челябинск
предоставляется при условии заключения арендатором договора на
санитарное содержание и благоустройство территории.
Вместе с тем, арендатор обязан содержать и осуществлять
санитарное содержание только той территории, которая определена в
договоре аренды земли, и которой арендатор вправе пользоваться,
т.е. исключительно территории арендуемого земельного участка
(ст. 210 ст. 652, 616 ГК РФ). При этом способы выполнения
указанной обязанности арендатор вправе выбирать самостоятельно, в
том числе решать вопрос о необходимости заключения договора на
санитарное содержание арендуемого земельного участка (п. 1 ст. 2
ГК РФ).
Отношения в области благоустройства городских территорий,
развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
регулируются Градостроительным кодексом РФ, согласно которого
создание и развитие систем инженерной инфраструктуры и
благоустройства городов обеспечивают органы местного
самоуправления. Осуществление благоустройства и озеленения
территорий муниципальных образований относится к вопросам местного
значения, которые находятся в ведении муниципального образования,
и финансируются из местных бюджетов (ст. 6 ФЗ N 154 "Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 87
Бюджетного кодекса РФ, ст. 14 Градостроительного кодекса РФ).
При этом собственники, владельцы, пользователи, арендаторы
объектов недвижимости вправе принимать участие в развитии
указанных систем и в благоустройстве городских территорий на
основе соглашений с органами местного самоуправления (п. 3 и 6
ст. 14, преамбула к Градостроительному кодексу РФ). Такое
соглашение должно отвечать требованиям Гражданского
законодательства и основываться на свободе волеизъявления сторон.
Таким образом, включение в Типовой договор аренды земли
условия об обязанности арендатора заключить с районной
администрацией договор на санитарное содержание и благоустройство
территории, ограничивает самостоятельность хозяйствующих
субъектов. Более того, фактически, арендатор не имеет возможности
определять условия договора на санитарное содержание и
благоустройство территории, в том числе условие о своих финансовых
затратах, что также исключает приобретение и осуществление
арендатором прав и обязанностей по санитарному содержанию и
благоустройству территории своей волей и в своем интересе. Тогда
как совершение органами местного самоуправления указанных действий
запрещено ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" .
Комиссией был рассмотрен договор на санитарное содержание и
благоустройство территории, заключаемый администрацией Советского
района.
Обязанность заключения указанного договора была предусмотрена
пунктом 3.9 Постановления Главы г. Челябинск N 791 от 21.06.2000,
согласно которого в связи с предоставлением земельного участка для
проектирования и строительства хозяйствующий субъект обязан был
заключить с районной администрацией договор на благоустройство и
санитарное содержание территории, определенной администрацией
района (письмо администрации Советского района в ЧТУ МАП России,
вх. N 0042 от 09.01.02).
Районная администрация требовала от арендатора земельного
участка заключить рассматриваемый договор с условием о
перечислении на строительство фонтана двадцати тысяч рублей. В
связи с чем, хозяйствующий субъект вынужден был обратиться в ЧТУ
МАП России. После направления соответствующего запроса в
Администрацию Советского района указанное условие было исключено.
Однако договор на благоустройство и санитарное содержание
территории арендатор был вынужден заключить, так как данное
требование являлось одним из условий выделения земельного участка.
Заключенный договор предусматривал: обязанность арендатора за счет
собственных средств провести мероприятия по благоустройству
территории, перечень которых и их сроки определяется схемой
благоустройства; а в случае не исполнения указанных обязательств
оплатить администрации штраф в размере 5 МРОТ, а в случае
ненадлежащего выполнения - штраф в размере 3 МРОТ.
Рассмотренные факты свидетельствуют о том, что включение в
Типовой договор аренды земли условия об обязанности арендатора
заключить с районной администрацией договор на санитарное
содержание и благоустройство территории ограничивает может
привести к созданию благоприятствующих или дискриминирующих
условий деятельности хозяйствующих субъектов, ущемлению их
интересов, и как следствие к ограничению конкуренции. Тогда как
указанные действия запрещены ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
п. 2.12, п. 2.1.4. "Правил рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства", утв. Приказом ГКАП РФ от
25.07.96 N 91 (с изм. от 11.03.99, от 22.06.2000), зарегистрирован
в Минюсте N 1143, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Выдать главе г. Челябинск предписание о прекращении
нарушений антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА
Члены Комиссии: В.С.ЛИМАРЕНКО
Н.В.САПРЫКИНА
Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 16 июля 2002 г. N 6
Комиссия Челябинского территориального управления Министерства
Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства по рассмотрению дел о нарушениях
антимонопольного законодательства в составе: председателя -
А.А. Козловой, и членов комиссии В.С. Лимаренко, Н.В. Сапрыкиной,
Д.Ю. Черепанов, на основании своего решения от 16 июля 2002 года
по делу 16-4/02 о нарушении Главой г. Челябинск (454091,
г. Челябинск, пл. Революции, 2) п. 1 ст. 7 Закона РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Главе г. Челябинск в срок до 26 августа 2002 года устранить
нарушение антимонопольного законодательства, а именно:
1. исключить пункт 16.1, пункт 20, пункт 22, пункт 23.1
Приложения N 1 к Постановлению Главы г. Челябинск N 242-п от
01.03.2001 "Об арендной плате за землю на территории
г. Челябинска";
2. исключить пункт 7.1 примечания к Приложению N 1
Постановления Главы г. Челябинск N 242-п от 01.03.2001 "Об
арендной плате за землю на территории г. Челябинска";
3. исключить пункт 4.2.8 Договора аренды земли г. Челябинск,
утв. Постановлением Главы г. Челябинск N 242-п от 01.03.2001 "Об
арендной плате за землю на территории г. Челябинска".
О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до
26 августа 2002 года в Челябинское территориальное управление МАП
России.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение
шести месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное
исполнение настоящего предписания в соответствии со статьей 19.5
Кодекса РФ об административных правонарушениях, коммерческие и
некоммерческие организации, их руководители, должностные лица
органов государственной власти и местного самоуправления,
индивидуальные предприниматели несут административную
ответственность.
Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА
Члены Комиссии: В.С.ЛИМАРЕНКО
Н.В.САПРЫКИНА
Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ
|