ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОКЛАД
от 13 апреля 2002 года
Уважаемые участники третьего экономического форума!
Уважаемые гости и приглашенные!
Мы сегодня уже с полной уверенностью можем сказать, что идея
проведения Южно - Уральского регионального экономического форума
воплотилась в традицию, которая вносит свой вклад в развитие
области и страны. Не исключаю того, что и наши рекомендации -
обращения способствовали принятию Правительством Российской
Федерации решения о создании единого тарифного органа. На
федеральном и региональном уровнях образованы экспертные советы по
тарифной политике, приняты нормативные акты по снижению
административных барьеров в развитии малого предпринимательства,
уменьшении лицензируемых видов деятельности и другие меры.
Нынешний форум, как и два предыдущих, - хорошая возможность
проанализировать экономическую ситуацию с учетом новых
общероссийских и мировых реалий.
Сегодня эти реалии таковы, что Россия может упустить
возможность сократить разрыв от экономик индустриально развитых
стран. Об этом на днях довольно резко говорил Президент страны
Владимир Владимирович Путин Правительству. Прежде всего, он имел в
виду показатели проекта среднесрочной стратегии социально -
экономического развития государства.
Вопросами стратегического планирования мы предметно занимаемся
с 1999 года. Первым этапом была разработка Программы
экономического и социального развития области до 2005 года. В
последующем она была откорректирована, исходя из перспектив
развития муниципальных образований области, которые приняли свои
программы. Цель этих программ - обеспечение положительной динамики
экономического развития на основе местных ресурсных и
инфраструктурных особенностей, увеличение собственной налоговой
базы, рост доходов населения.
В значительной степени такой подход, а я имею в виду решение
повседневных социально - экономических проблем в русле
стратегических направлений, помог правительству области, главам
городов и районов, нашему реальному сектору экономики, бизнесу,
предпринимательству в целом справиться с непростыми проблемами
минувшего года.
Валовой региональный продукт произведен на сумму более 171
миллиарда рублей, или на 6,7 процента больше, чем в 2000 году.
Динамично развивались черная, цветная металлургия, машиностроение
и металлообработка. Упор делался на развитие высокотехнологических
производств, способных к адаптации своей продукции на мировом
рынке, на восстановление платежеспособности, финансовое
оздоровление убыточных и вывод из режима банкротства ряда
градообразующих предприятий.
Удалось придать дополнительный импульс восстановлению
хозяйственных связей за счет реализации системы внутриобластной,
межрегиональной и международной промышленной кооперации. Это
позволило только на внутреннем рынке освоить 920 тысяч тонн
металлопроката. Во многом благодаря политике государственной
поддержки, инвестиции в основной капитал достигли 29 миллиардов
600 миллионов рублей. Рост по отношению к 2000 году составил 104,6
процента. Иностранные инвестиции выросли до 795 миллионов
долларов, тогда как, например, в 1996 году их объем составлял
всего 9 миллионов долларов.
Определенная динамика была достигнута в капитальном
строительстве, на транспорте, в дорожном хозяйстве, в газификации,
на предприятиях.
На селе удалось повысить объемы прибыли, несколько обновить
машинно - тракторный парк, приостановить негативную тенденцию
уравниловки, диспаритета цен и бесхозяйственности. Уровень
рентабельности составил 18 процентов (средний по России 12
процентов). Объем производства вырос на 14,6 процента (по стране -
6,8 процента).
Область одна из первых в стране начала формировать областной
зерновой фонд, который ограничил спекулятивные операции на рынке,
обеспечил защиту интересов сельских производителей, стал основой
кредитной взаимопомощи и лизинговых операций.
В минувшем году мы по-прежнему были в ряду серьезных доноров
федерального центра. Сумма налоговых платежей в бюджетную систему
всех уровней составила 32 миллиарда 309 миллионов рублей. Завершен
в области процесс восстановления региональной банковской системы.
Довольно успешно развивались потребительский рынок и малое
предпринимательство. У нас на 7 процентов увеличилось количество
малых предприятий, и это происходило на фоне снижения данного
показателя в целом по России. Мы сегодня в целом положительно
оцениваем предложения центра об унификации налоговой политики по
отношению к малому предпринимательству, хотя считаем, что этот
вопрос надо обсудить всесторонне: необходимо проработать не только
плюсы, но и минусы нововведений.
С осторожным оптимизмом можно сказать, что на базе
экономического роста в прошлом году сформировалась тенденция к
росту реальных доходов населения. Банковские вклады южноуральцев
выросли на 45 процентов, рост реальной заработной платы превысил
рост промышленного производства и составил 111,8 процента.
Ликвидированы все долги по зарплате бюджетникам, уровень
которой повышен с декабря прошлого года в 1,89 раза. Область
полностью рассчиталась по детским пособиям с малообеспеченными
семьями. Органы социальной защиты завершают инвентаризацию и
приступили к выплате государственного долга тем получателям
детских пособий, выплата которым была в свое время приостановлена.
Тем не менее у нас нет повода для успокоения. В экономике
Челябинской области проявились те же процессы, что и в экономике
России. Мы развиваемся и движемся вперед не в вакууме, а вместе со
всей страной.
Фабула этого движения была задана президентским Посланием,
общий смысл которого - строительство эффективного государства;
политика открытых и честных отношений власти и общества;
государственное регулирование рыночной экономикой; переход от
"рентной" к производительной экономике.
По первым двум позициям, если судить о ситуации в целом, шаг
вперед, без сомнения, сделан. Россия вновь обрела черты единого,
сплоченного, достаточно эффективного государства, с которым
начинают считаться. Демократические процессы перешли из
анархического состояния в практически равный диалог государства и
общества.
К сожалению, о базисных переменах говорить рано. В стране
по-прежнему проводится в основном либерально - радикальный курс в
экономике, что, судя по итогам прошлого года, приводит к
неконтролируемым процессам.
С одной стороны, в истекшем году произошел прирост объемов
промышленного производства, внутреннего валового продукта,
реальных доходов населения, укрепилась финансово - бюджетная
сфера, возросли объемы инвестиций в реальный сектор экономики. С
другой стороны, еще больше обнажилась уязвимость наших отраслей,
основанных на сырьевой зависимости и запущенности основных фондов,
устаревших во многом технологий производства.
С конца прошлого года затормозились темпы экономического
роста, сократился экспорт продукции, снизились инвестиции в машины
и оборудование, появились признаки перехода к стагнации. Общая
величина прибыли крупных и средних предприятий области снизилась
на 21,7 процента. Убытки превысили 3,6 миллиарда рублей.
Мы видим несколько причин сложившейся ситуации:
- опережающий рост цен на сырьевые и топливно - энергетические
ресурсы, который отрицательно сказывается на конкурентоспособности
промышленных товаров;
- снижение мировых цен на продукцию экспортно -
ориентированных отраслей экономики и меры иностранных государств
против российских металлургических компаний;
- отставание курса доллара от темпов роста инфляции, что
влияет на реальные объемы выручки предприятий, поставляющих
продукцию на экспорт, и снижает ценовую конкурентоспособность;
- перераспределение налоговых поступлений в пользу
федерального центра, что затрудняет формирование доходной части
бюджетов регионов, держит регионы на голодном пайке, не
стимулирует интереса к лучшей работе.
В реальном секторе по-прежнему доминируют налоги на
добавленную стоимость, объем производства, оплату труда и прибыль,
которые бьют в основном по товаропроизводителям, толкают их в
тень, не стимулируют расширение производства и рост заработной
платы.
В основном эти же негативные факторы действуют в текущем году,
снижая позитивную динамику в экономике. В реальном секторе
сжимается объем производства и реализации продукции, продолжается
снижение прибыли, инвестиционной активности, начинает расти число
безработных.
Безусловно, правительство Челябинской области, руководители
предприятий принимают меры для стабилизации ситуации.
Стремимся снизить последствия роста тарифов и цен на услуги
естественных монополий. Работаем над сохранением собственной
топливной базы и созданием рентабельной угольной компании.
Прорабатывается вопрос о транспортно - экспедиционной и
энергосбытовой компаниях. Контролируются процессы, связанные с
реформированием ОПК. Оказывается поддержка предприятиям легкой
промышленности.
Завершается разработка комплексного плана по развитию
минерально - сырьевой базы.
Но, на наш взгляд, сегодня самое важное - это скорректировать
общую стратегию развития страны, принять превентивные меры,
которые могут смягчить новые колебания мировой конъюнктуры.
В этом вопросе много составляющих, поэтому остановлюсь только
на главных, волнующих сегодня и власть и бизнес Челябинской
области.
Первое, на что хотел бы выразить точку зрения правительства
области, - ситуация в металлургической отрасли страны, которая
обострилась в связи с запретительными мерами США на поставки
металлургической продукции.
Касаются ли они Челябинской области? Безусловно. Экономика
нашей области более чем наполовину опирается на металлургическую
отрасль. 30-процентные американские пошлины и решение Еврокомиссии
ввести в действие дополнительные пошлины на 15 видов
металлопродукции, под действие которых попадет неквотируемый
металлопрокат российского производства, по нашим подсчетам, как
минимум снизят его поставки на экспорт и на внутренний рынок на 20
процентов. Консолидированный бюджет области может недополучить
более одного миллиарда рублей налоговых доходов.
Поэтому для поддержки отечественной металлургии необходимо на
уровне Правительства РФ принять решение об отмене экспортной
пошлины на продукцию черной металлургии и по защите внутреннего
рынка металлопродукции. В частности, надо подумать о введении квот
или увеличении импортных пошлин на металлопродукцию из Казахстана
и Украины.
Но ужесточение конкуренции на мировом рынке металла
вычерчивает для нас главную задачу: как можно оперативно развивать
перерабатывающие и машиностроительные предприятия и так называемый
пятый передел в металлургии.
Сейчас некоторые шаги в этом направлении сделаны. Технологии
лучших металлургических предприятий области практически не
уступают мировым образцам. В черной металлургии мы имеем хорошие
конвертеры, внепечную обработку металла, непрерывную разливку,
современные прокатные станы, в том числе для холодной прокатки
листа, установки для нанесения антикоррозийных покрытий (на ММК
скоро войдет в строй третий в мире цех по оцинковыванию
автомобильного листа).
Надо двигаться дальше, развивать внутренний спрос,
переработку, мощный машиностроительный комплекс. На примере
Магнитогорского металлургического комбината, который создает
холдинг с калибровочным и метизно - металлургическим заводами
Магнитки, мы видим, что это реально.
Кроме того, мы находимся в географическом центре между старыми
промыслами Тюмени и новыми промыслами в Казахстане, поэтому есть
возможность увеличить поставки оборудования для нефтяной и газовой
промышленности. Есть исключительно емкий рынок шахтного
оборудования в Китае.
Второй по важности вопрос, который надо подробно обсудить на
нашем форуме, - предстоящее вступление нашей страны во Всемирную
торговую организацию.
Если сообразовываться с программными целями ВТО, то свободное
передвижение нашей стали, нашего проката на рынки Америки, Европы
и остального мира позволили бы завоевать там прочные позиции,
потеснить конкурентов, извлечь дополнительные доходы и прибыль.
С другой стороны, при свободном продвижении импортных товаров
народного потребления и иной продукции на территорию страны многие
отрасли ее экономики окажутся лишними. Россия может быть
окончательно низведена до уровня сырьевого придатка стран
"золотого миллиарда".
Таковы аргументы сторонников и противников этого процесса.
Сомнительно, конечно, что еще более свободный, чем сейчас,
ввоз продовольственных и швейных товаров ухудшит положение наших
товаропроизводителей. Это уже сделали "ножки Буша" и контрабандный
китайский ширпотреб. Импорт давно "убил" российское производство
телевизоров и холодильников. Кризис авиаперевозок погубил
авиастроительную индустрию страны.
Но чтобы мы не понесли другие потери и вступление в ВТО не
застало нас врасплох, надо к нему серьезно готовится. Это
ответственный шаг, требующий всестороннего анализа, учета всех
факторов и последствий для экономики страны, гласности при
принятии решений.
Расширенный доступ на рынок импортных товаров и услуг на самом
деле может обострить конкуренцию в отраслях пищевой,
фармацевтической, химической, автомобильной, легкой и электронной
промышленности, в секторах страхования и финансовых услуг.
Чтобы не проиграть в этой конкуренции, надо на уровне
Правительства РФ уже сейчас безотлагательно разработать и
утвердить приоритетные отрасли и производства для избирательной
(временной) протекционистской защиты, для поощрения несырьевого
экспорта и экспорта услуг, включая интеллектуальную собственность.
Очевидно, надо сохранить ограничения на страховом рынке,
принять правовые акты об обязательном страховании определенных
видов рисков, что позволит оживить российский страховой рынок.
Необходимо уже сейчас приступить к созданию общенациональной
системы внешнеэкономической информации для отечественного бизнеса,
который будет ориентировать его в нормах и правилах ВТО, в
конъюнктуре основных рынков товаров и услуг, ценах и условиях
торговли. С участием объединений предпринимателей такая система
должна дополняться базой внешнеэкономического консультирования,
подготовки кадров.
Кроме того, в соответствии с международными стандартами остро
встанут вопросы сертификации продукции на экспорт (сертификаты
международного образца имеют всего около двух десятков предприятий
Челябинской области), специальных защитных мер и тарифных квот.
Нужно продумать вопросы государственной поддержки сельского
хозяйства за счет законодательного закрепления льготного
кредитования и налогообложения субъектов этого сектора экономики.
Все это потребует дополнительных финансовых, материальных,
организационных ресурсов, а главное - времени. Поэтому мы должны
рекомендовать Правительству страны такой подход, чтобы интеграция
России в ВТО осуществлялась постепенно и поэтапно, с расчетом на
среднесрочный период (6 - 8 лет после присоединения к ВТО), в
течение которого завершить, в основном, структурную перестройку
экономики, выйти на устойчивые темпы ее роста.
Вступление в ВТО ради вступления - не должно быть. Этот
процесс не должен нанести ущерба нашей экономике, а должен
способствовать ее росту.
Еще одним важнейшим вопросом развития экономики России и
регионов является сегодня взаимодействие с естественными
монополиями.
Я уже говорил, что увеличение тарифов и цен на услуги
естественных монополий душит экономический подъем, что проявилось
в конце прошлого года.
Этот год в тарифном плане оказался не менее напряженным.
Повышение тарифов на газ, электроэнергию, железнодорожные
перевозки, которое произошло в январе - марте, и ожидаемый рост в
дальнейшем могут серьезно повлиять на себестоимость продукции
предприятий области, особенно черной и цветной металлургии.
С учетом напряженной ситуации, сложившейся вокруг
взаимоотношений общества и компаний - монополистов, считаю, что
стратегия реформирования энергетического комплекса должна
основываться не на формальной реструктуризации, на чем настаивают
сегодня монополисты, а на строгом приоритете энергосбережения,
внедрения новейших технологий по экономии электроэнергетики и
тепловых ресурсов.
Для монополий гораздо проще повышать тарифы и перекладывать
стоимость потерь энергии на предприятия и население, чем
осуществлять инвестиции и технологическое обновление производства.
Как пример несогласованности и непродуманности последствий для
экономики является тарифная политика МПС. Отмена спецставки МПС и
увеличение унифицированного железнодорожного тарифа для доставки в
порты Дальнего Востока продукции основных экспортеров Уральского
региона привела к тому, что тариф на перевозки до Дальнего Востока
в 2 раза превышает тариф на перевозки до южных портов. В
результате экспортную продукцию в страны Азии выгоднее перевозить
через Суэцкий канал, что приводит к перезагрузке черноморских
портов и недогрузке Транссибирской магистрали.
Надо найти механизм противодействия этим процессам. Полагаю,
что мы должны принять на нашем форуме следующие рекомендации
Правительству РФ в этом вопросе:
- разработать и осуществить меры по проведению
сбалансированной и прозрачной тарифной политики естественных
монополий в целях защиты отечественного производителя и снижения
тарифного давления на все сферы экономики страны;
- проводить изменение тарифов на услуги естественных монополий
один раз в год до принятия бюджетов всех уровней;
- установить понятное законодательное регулирование выхода
промышленных предприятий на ФОРЭМ с целью предоставления
возможности покупать электроэнергию по более низкой цене;
- поддержать инициативу субъектов Федерации о создании
региональных энергосбытовых компаний в целях формирования
конкурентного рынка электроэнергии и снижения общего уровня
тарифов.
Со своей стороны нам предстоит усилить внимание к реализации
мер, направленных на поощрение ресурсосберегающей политики
хозяйствующих субъектов, на завершение строительства новых и
увеличение загрузки имеющихся энергетических мощностей.
Надежное функционирование систем тепло- и электроснабжения,
автомобильных и железных дорог для России как страны обширной
протяженности чрезвычайно важно. Это предопределяет эффективность
функционирования всей экономики и должно находиться в центре
внимания государства. Любые программы разгосударствления в сфере
инфраструктуры должны быть подвергнуты тщательной общественно -
экономической экспертизе с тем, чтобы не допустить разрушения
инфраструктурной основы единства страны.
Кроме решения проблем металлургической отрасли, реформирования
естественных монополий и вступления в ВТО, для ускоренного
социально - экономического развития страны, на мой взгляд,
необходимо уже в текущем году на уровне Правительства РФ принять
ряд конкретных мер. А именно:
- снизить ставку рефинансирования, что реально приведет к
росту производства. Нынешняя ставка, равная 25 процентам,
действует без изменений с ноября 2000 года, хотя индекс цен
производителей промышленной продукции в прошлом году составил
110,7 процента, а за январь - февраль текущего года - 100,1
процента. Соединенные Штаты Америки, войдя в кризис прошлого года,
сразу снизили ставку рефинансирования более чем в 2 раза, и в
январе этого года она была равна 2 процентам;
- восстановить льготы по налогу на прибыль, направляемую на
инвестиции. Их отмена в прошлом году оказалась преждевременной;
- ввести в Налоговый кодекс поправку по налогу на НДС, которая
сегодня самая высокая в Европе и является тормозом в интенсивном
развитии экономики;
- разграничить в Бюджетном кодексе РФ расходные полномочия
государства, его субъектов, органов местного самоуправления и
максимально сузить сферу совместного ведения. Исключить такой
неясный критерий, как "объекты, находящиеся в собственности или
ведении соответствующих органов власти и местного самоуправления";
- реализовать законодательно установленный принцип бюджетной
системы - сбалансированность бюджетов. Определить для каждого
уровня бюджетной системы собственные источники доходов,
количественно соответствующие объему расходных полномочий.
Максимально сократить объем регулирующих и иных доходов,
"перераспределяемых в порядке бюджетного регулирования".
Уважаемые товарищи!
Мною обозначены ряд проблем и некоторые аспекты их решения.
Надеюсь, что в своей работе по секциям вы сможете детально
рассмотреть вопросы стратегического развития экономики региона,
возможности создания благоприятного предпринимательского и
инвестиционного климата, обсудить основные направления
взаимодействия органов государственной власти и хозяйствующих
субъектов и в процессе обсуждения выработаете конкретные
предложения.
В то же время эта работа не может ограничиваться только
временем проведения форума. Мы ее должны ежедневно вести в
области, в каждом городе и районе, на каждом предприятии. Легких
решений нет и не будет. Экономика России, а вместе с ней и
Челябинской области вступает в самый ответственный этап своего
развития. Мы не должны допустить срыва в его реализации. Только на
основе решения всех имеющихся проблем, с учетом интересов всех
хозяйствующих субъектов можно и дальше идти вперед.
Благодарю за внимание!
|