ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
второго созыва
РЕШЕНИЕ
от 18 декабря 2001 г. N 11/9
О ПРИНЯТИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"О ВНЕДРЕНИИ ПОДОМОВЫХ УЗЛОВ УЧЕТА ВОДЫ В ЖИЛИЩНОМ
ФОНДЕ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 2002 - 2006 ГОДЫ"
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 6 Федерального
закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 18 Устава
города Челябинска Челябинская городская Дума второго созыва
РЕШАЕТ:
1. Принять городскую целевую программу "О внедрении подомовых
узлов учета воды в жилищном фонде города Челябинска на 2002 - 2006
годы" (приложение).
2. Установить, что бюджетное финансирование принятой городской
целевой программы в 2002 году осуществляется на основе
представленного разработчиками Плана конкретных мероприятий по ее
реализации на предстоящий год, при условии включения программы в
установленном порядке в Перечни ГЦП N 1 или N 2, утверждаемые в
составе бюджета города.
3. Ответственность за исполнение настоящего решения возложить
на заместителя Главы города по жилищно - коммунальному хозяйству
Тупикина В.А.
4. Контроль исполнения настоящего решения поручить постоянной
комиссии городской Думы по городскому хозяйству и муниципальной
собственности (Овчинников С.Г.).
Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ
Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 18 декабря 2001 Г. N 11/9
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"О ВНЕДРЕНИИ ПОДОМОВЫХ УЗЛОВ УЧЕТА ВОДЫ В ЖИЛИЩНОМ
ФОНДЕ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 2002 - 2006 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"О ВНЕДРЕНИИ ПОДОМОВЫХ УЗЛОВ УЧЕТА ВОДЫ В ЖИЛИЩНОМ
ФОНДЕ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 2002 - 2006 ГОДЫ"
----------------------T-------------------------------------------
| Наименование |Городская целевая программа "О внедрении |
| Программы |подомовых узлов учета воды в жилищном |
| |фонде города Челябинска на 2002 - |
| |2006 годы" |
+---------------------+------------------------------------------+
|Заказчик Программы |Администрация города Челябинска |
+---------------------+------------------------------------------+
|Основание для |- Закон Челябинской области от 02.02.96 |
|разработки Программы |N 12-ОЗ "Об энергосбережении и повышении |
| |эффективности использования топливно - |
| |энергетических ресурсов Челябинской |
| |области"; |
| |- Решение Челябинской городской Думы от |
| |14.04.99 N 38/6 "О программе |
| |энергосбережения города Челябинска |
| |1999 - 2005 гг."; |
| |- Постановление Главы города Челябинска от|
| |07.05.01 N 526-П "О порядке установки |
| |приборов учета воды"; |
| |- Устав города Челябинска |
+---------------------+------------------------------------------+
|Основные разработчики|МУП "Производственное объединение |
|Программы |водоснабжения и водоотведения". |
+---------------------+------------------------------------------+
|Сроки реализации |2002 - 2006 годы |
|Программы | |
+---------------------+------------------------------------------+
|Источники |Средства бюджета города, собственные |
|финансирования |средства МУП "ПОВВ", средства |
| |предприятий - застройщиков |
+---------------------+------------------------------------------+
|Ожидаемые конечные |Устойчивое обеспечение населения города |
|результаты |Челябинска и городов - спутников питьевой |
| |водой, отвечающей требованиям ГОСТ 2874-82|
| |"Вода питьевая" и СанПиН 2.1.4.559-96 |
| |"Питьевая вода. Гигиенические требования к|
| |качеству воды централизованных систем |
| |питьевого водоснабжения". |
| |Улучшение экологического состояния реки |
| |Миасс и Шершневского водохранилища и |
| |снижение забора воды реки Миасс. |
| |Рациональное расходование воды населением.|
+---------------------+------------------------------------------+
|Цели и задачи |Учет и контроль за расходованием воды; |
| |Значительное снижение потерь воды; |
| |Повышение надежности работы систем |
| |водоснабжения и водоотведения; |
| |Сокращение подачи воды за счет уменьшения |
| |неучтенных расходов; |
| |Упорядочение расчетов за потребляемую |
| |воду; |
| |Сокращение дотаций на водоснабжение и |
| |водоотведение бытовых потребителей; |
| |Создание городской инфраструктуры рынка |
| |приборной техники и услуг с увеличением |
| |количества рабочих мест в системе |
| |сервисного обслуживания; |
| |Энергосбережение и повышение эффективности|
| |использования топливно - энергетических |
| |ресурсов Челябинской области |
+---------------------+------------------------------------------+
|Система организации |Координацию деятельности и контроль за |
|контроля за |исполнением Программы осуществляет |
|исполнением Программы|заместитель Главы города по жилищно - |
| |коммунальному хозяйству. |
L---------------------+-------------------------------------------
1. Введение
Городская целевая программа "О внедрении подомовых узлов учета
воды в жилищном фонде города Челябинска на 2002 - 2006 годы"
(далее - Программа) устанавливает цели и задачи учета расхода воды
потребителей жилищного фонда в общей политике водосбережения,
энергосбережения, проводимой в Челябинской области, определяет
технические и технико - экономические мероприятия, устанавливает
источники и механизм ее финансирования.
Городская Программа разработана на основании закона
Челябинской области от 02.02.96 N 12-ОЗ "Об энергосбережении и
повышении эффективности использования топливно - энергетических
ресурсов Челябинской области", решения Челябинской городской Думы
от 14.04.99 N 38/6 "О программе энергосбережения города Челябинска
на 1999 - 2005 гг.", Постановления Главы города Челябинска от
07.05.2001 N 526-П "О порядке установки приборов учета воды" в
целях экономии энергоресурсов, повсеместного перевода жилищного
фонда на учет воды.
Программа "О внедрении подомовых узлов учета воды в жилищном
фонде города Челябинска на 2002 - 2006 годы" рассматривается в
свете городской программы энергосбережения и водосбережения в
части организации подомового учета воды.
С ростом цен на воду и передачей жилищного фонда предприятиями
в муниципальную собственность значительно выросла величина
средств, льгот и субсидий, направляемых из бюджета города на
дотирование потребителей воды. Положение усугубляется тем, что
система холодного и горячего водоснабжения потребителей жилищного
фонда характеризуется высоким уровнем потерь воды. Население не
имеет физической возможности сокращения расхода воды в системах
водоснабжения, а также финансовой мотивации экономии в ее
потреблении. Предусмотренный правительством Российской Федерации
постепенный отказ от дотационных схем расчетов с населением при
неизбежном повышении цен на энергоносители и коммунальные услуги с
учетом вышеназванных причин может привести к фактической
неплатежеспособности значительной части населения.
Единственный реальный выход в сложившейся ситуации - внедрение
на первом этапе подомовых узлов учета вода в жилищном фонде города
Челябинска. Как показывает опыт внедрения учета воды в других
российских городах, срок их окупаемости не превышает одного - двух
лет и сокращает платежи за энергоресурсы не менее, чем на 15 - 20
процентов. Однако, в настоящее время на территории Челябинска
поквартирными системами учета потребляемой воды оснащено менее
одного процента квартир и частных домов, общедомовыми приборами
учета охвачено не более 12 процентов жилых зданий, групповыми
приборами учета потребляемой воды оборудован 51 процент объектов
бюджетного финансирования.
Действующая на сегодня система расчета за потребляемую воду с
населением, исходя из средней нормы водопотребления 9 куб. м в
месяц на одного жителя, утвержденная постановлением Главы
города, - неэффективна, поскольку не побуждает домовладельцев и
жителей экономно расходовать воду. Даже в жилых домах, где имеются
водомеры, при проверке установлено, что расход воды в сутки на
одного человека превышает установленную норму водопотребления на
9 - 37 процентов.
На данном этапе решения вопроса водосбережения МУП "ПОВВ"
предлагает организацию подомового учета воды, отказ от расчета по
нормативу и разработку системы экономического стимулирования
жилищно - эксплуатационных организаций за внедрение приборов учета
воды и достигнутые результаты в ее экономии путем снижения
внутридомовых потерь воды.
МУП "ПОВВ" рассматривает необходимость реализации данной
программы как необходимое мероприятие по сокращению
непроизводительных затрат при транспортировке воды до потребителя.
2. Краткая характеристика состояния в сфере учета
недопотребления
Сложившаяся в течение многих десятилетий практика расчета с
населением за пользование водой и канализацией, исходя из
установленной нормы потребления на одного жителя, привела к
сокращению числа действующих водомеров в жилых домах.
Оснащенность приборами учета воды потребителей сведена в
таблицу 1.
Таблица 1
--------------T-------------------------T-------------------------
| Потребитель |Объем водопотребления от |Оснащенность приборами |
| |общей подачи воды городу,| учета воды, % |
| | % | |
+-------------+-------------------------+------------------------+
|Население | 77 | 12 |
L-------------+-------------------------+-------------------------
Плановые и фактические показатели по подаче и полезному
отпуску воды за 6 месяцев 2001 года приведены в таблице 2.
Таблица 2
------------------------T---------------T------T------T-----------
| Показатели | Ед. изм. | План | Факт | % |
| | | | |выполнения|
| | | | | плана по |
| | | | | факту |
+-----------------------+---------------+------+------+----------+
|Подача воды в сеть |тыс. куб. м/сут| 695,5| 730,3| 105 |
+-----------------------+---------------+------+------+----------+
|Полезный отпуск воды |тыс. куб. м/сут| 528,6| 460,6| 85,7 |
+-----------------------+---------------+------+------+----------+
|Неучтенный расход воды | % | 24,0| 36,9| |
|(% к поданной в сеть | | | | |
|воде) | | | | |
L-----------------------+---------------+------+------+-----------
Как видно, неучтенные расходы воды составляют 36,9 процента от
поданной в сеть, в силу чего предприятие недополучило доход в
объеме 45,06 млн. рублей за I полугодие.
На сегодняшний день имеется ряд проблем, связанных с
техническим состоянием системы водоснабжения (высокий процент
износа, который является причиной потерь воды и повышенных
энергозатрат) и отсутствием финансирования капитального
строительства объектов по развитию сетей и сооружений, а также
недостаточностью средств на проведение капитального и текущего
ремонтов, что является причиной потерь воды в системе
транспортировки, повышения энергозатрат. Наряду с этим остро стоит
проблема нерационального использования подаваемой питьевой воды
потребителям. До 36,9 процентов от забора воды из водоисточника
составляют неучтенные расходы, причем исследования показывают, что
28 процентов воды теряется во внутридомовых системах холодного и
горячего водоснабжения и только 9 процентов составляют потери на
уличных и разводящих сетях водопровода.
Откуда берутся столь внушительные цифры по потерям воды, из
чего они складываются и как Челябинск по этим показателям выглядит
на фоне других Российских городов. Из официальных источников
неучтенные расходы по России в среднем составляют 30 процентов
(данные НИИ КВОВ), из них
9,1 процента - утечки из сети, в том числе скрытые,
20,9 процентов - недоучет воды, используемый в жилищном фонде,
не охваченном водомерами. Практически 2/3 потерь и неучтенных
расходов приходится на жилищный фонд.
Действующая система расчета с населением неэффективна,
поскольку не побуждает домовладельцев и жителей экономно
расходовать воду.
Так, в 613 жилых домах из 5146, рассчитываемых МУП "ПОВВ",
установлены водомеры. Средняя норма недопотребления в жилом
секторе при расчете через водомеры при выборочной проверке
составила 326 л/сут. на одного человека или 109 процентов от
утвержденного норматива, по ЖСК - 352 л/сут. на одного человека
или 117 процентов от утвержденного норматива, в МУП "Альфа" -
411 л/сут. или 137 процентов к утвержденной норме.
С переходом на расчеты с населением через Почтамт МУП "ПОВВ"
потеряло возможность начислять жилищным организациям расходы воды
по внутридомовым водомерам, а также проводить проверку состояния
сантехприборов в жилищном фонде и рассчитывать утечки во
внутридомовых сетях, которые составляют по данным за 1999 года
29,7 процентов.
МУП "ПОВВ" рассматривает первоочередным этапом в решении
вопроса водосбережения налаживание подомового учета воды, отказ от
расчета по нормативу и установления на этой основе договорных
отношений с жилищными организациями, которые бы стимулировали
решение данного вопроса.
Согласно действующих "Правил пользования системами
коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации",
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
12.02.99 N 167, учет воды обеспечивается потребителями, на него же
возлагается ответственность за исправность, а также своевременную
поверку приборов учета воды. Естественно, что восстановление
демонтируемых или разрушенных узлов учета воды должно
осуществляться владельцем жилого дома из собственных источников
финансирования. Однако, в настоящее время жилищные организации
уходят от решения данного вопроса из-за отсутствия финансирования.
Необходима разработка системы экономического стимулирования
жилищно - эксплуатационных организаций за внедрение приборов учета
воды и достигнутые результаты в ее экономии путем снижения
внутридомовых потерь воды.
3. Цели и задачи Программы
Основными задачами внедрения повсеместного учета потребления
воды являются:
- повышение надежности и устойчивости водоснабжения
потребителей;
- значительное снижение нерациональных потерь воды;
- сокращение подачи воды за счет уменьшения неучтенных
расходов;
- упорядочение расчетов с населением в соответствии с
фактическим потреблением воды за счет сокращения расхода воды на
бытовые нужды, вычисление и исключение имеющих место хищений воды
из водопроводной сети;
- создание городской инфраструктуры рынка приборной техники и
услуг с увеличением количества рабочих мест в системе сервисного
обслуживания;
- создание экономической заинтересованности жилищных
организаций и населения к рациональному расходованию воды и
самостоятельному устранению утечек воды путем своевременного
ремонта и замены неисправной водоразборной и водосливной арматуры;
- реализация технической политики стандартизации водомерных
узлов и проведению их в соответствие с действующими техническими
нормами;
- сокращение дотаций из бюджета города на водоснабжение и
водоотведение бытовых потребителей.
4. Нормативная база Программы
На основании закона Челябинской области "Об энергосбережении и
повышении эффективности использования топливно - энергетических
ресурсов в Челябинской области" в проектах строительства,
реконструкции и капитального ремонта энергопотребляющих объектов
предписывается предусматривать установку счетчиков воды. В
соответствии с требованиями СНиП 02.04.01 г. - 85 г. "Внутренний
водопровод и канализация зданий" каждый водопроводный ввод и
отдельный объект должны оборудоваться "водомерным" узлом. В рамках
Программы предусматривается установка общедомовых счетчиков для
жилого сектора.
Устанавливаемые приборы и средства измерения расхода воды
должны быть внесены в государственный реестр средств измерения.
5. Финансирование Программы
Организация городской целевой программы основывается на
привлечении широкого круга исполнителей, включающих инвентаризацию
коллективных приборов учета, монтажные, пусконаладочные
подразделения крупных специализированных предприятий. Координацию
работ осуществляет МУП "ПОВВ".
Финансирование программы основывается на финансировании из
бюджета города, предприятий - застройщиков, средств МУП "ПОВВ".
Конкретный объем финансирования определяется при формировании
бюджета города на каждый финансовый год. Возврат сэкономленных
средств осуществляется на основе сокращения бюджетных дотаций,
обусловленных снижением потребления воды в результате выполнения
энергосберегающих работ.
Фактическая подача воды в сеть
составляет - 730,3 тыс. куб. м/сут.
Фактическая подача воды в жилищный
фонд - 562,1 тыс. куб. м/сут.
Неучтенные расходы (36,9 %) - 269,4 тыс. куб. м/сут.,
из них:
Потери в системе транспортировки
воды - 65,7 тыс. куб. м/сут.
Потери в жилищном фонде - 203,7 тыс. куб. м/сут.
Оценочный расчет сокращения условно - переменных затрат при
сокращении суточной подачи на 203,7 тыс. куб. м/сут за счет
сокращения утечек в жилищном фонде, при постоянной себестоимости
составит:
2,78 x 0,43 x 203,7 x 360 = 87661,1 (тыс. руб./год),
где 2,78 - себестоимость 1 куб. м воды, руб.
0,43 - доля условно - переменных затрат себестоимости воды
360 - число суток в году.
Расчеты показывают, что при условии выполнения в течение 2002
года объема работ по оборудованию приборами учета 1029 жилых домов
в городе Челябинске сокращение подачи питьевой воды в жилищный
фонд составит 40748,4 куб. м/сут., что обеспечит экономический
эффект, составляющий 17,5 млн. руб./год.
Полученные в результате экономического эффекта средства могут
быть использованы:
- на оборудование приборами учета жилищного фонда города
Челябинска в последующие годы;
- на развитие базы для ремонта и профилактического
обслуживания приборов учета;
- увеличение штата контролеров для обеспечения учета
потребления воды.
Для получения запланированного экономического эффекта
необходима подготовка правовой базы, включающей в себя нормативные
правовые акты органов городского самоуправления, утверждающие
механизм взаимодействия МУП "ПОВВ" с жилищными организациями, а
также договорные отношения и взаиморасчеты.
В МУП "ПОВВ" разработаны мероприятия "По рациональному
использованию и снижению потерь питьевой воды на 2002 - 2006 гг.",
что позволит дополнительно к данной Программе принципиально
сократить неучтенные расходы воды.
Планируется параллельная реализация предложенных к
рассмотрению программ для достижения максимального экономического
эффекта, связанного с сокращением подачи питьевой воды.
Предполагаемые объемы финансирования по Программе приведены в
таблице 3.
Таблица 3
-----------------T-----------T---------------------T--------------
| | Всего | Для установки узлов |Для установки|
| |(млн. руб.)|учета в существующих | узлов учета |
| | | домах (млн. руб.) | во вновь |
| | | | строящихся |
| | | | домах |
| | | | (млн. руб.) |
+----------------+-----------+--------T------------+-------------+
| | | Бюджет |Собственные |Средства |
| | | города |средства МУП|застройщиков-|
| | | |"ПОВВ" за |заказчиков |
| | | |счет | |
| | | |сокращения | |
| | | |потерь воды | |
| | | |в жилищном | |
| | | |фонде | |
+----------------+-----------+--------+------------+-------------+
|Итого по | 142,5 | 90 | 50 | 2,5 |
|Программе на | | | | |
|2002 - 2006 годы| | | | |
+----------------+-----------+--------+------------+-------------+
|в т.ч. | | | | |
+----------------+-----------+--------+------------+-------------+
| 2002 | 28,5 | 28 | - | 0,5 |
+----------------+-----------+--------+------------+-------------+
| 2003 | 28,5 | 23 | 5 | 0,5 |
+----------------+-----------+--------+------------+-------------+
| 2004 | 28,5 | 18 | 10 | 0,5 |
+----------------+-----------+--------+------------+-------------+
| 2005 | 28,5 | 13 | 15 | 0,5 |
+----------------+-----------+--------+------------+-------------+
| 2006 | 28,5 | 8 | 20 | 0,5 |
L----------------+-----------+--------+------------+--------------
Секретарь
Челябинской городской Думы
В.И.СМИРНОВ
|