11 сентября 2001 года N 29-ЗО
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
постановлением
Законодательного собрания
Челябинской области
от 30 августа 2001 г. N 192
Настоящий Закон разработан на основе Конституции Российской
Федерации, Федерального закона "Об основах охраны труда в
Российской Федерации" и устанавливает полномочия органов
государственной власти и органов местного самоуправления
Челябинской области по обеспечению единого порядка регулирования
отношений в сфере охраны труда между работодателями и работниками,
по соблюдению условий труда, отвечающих требованиям сохранения
жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Статья 1. Законодательство об охране труда
Отношения в сфере охраны труда на территории области
регулируются законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными
правовыми актами Челябинской области.
1. Действие Закона Челябинской области "Об охране труда в
Челябинской области" распространяется на:
работодателей;
работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
членов кооперативов, участвующих в совместной производственной
и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном труде;
студентов образовательных учреждений высшего профессионального
и среднего профессионального образования, учащихся образовательных
учреждений начального профессионального, среднего
профессионального образования и образовательных учреждений
среднего (полного) общего, основного общего образования,
проходящих производственную практику;
военнослужащих, направляемых на работу в организации;
граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их
работы в организациях.
2. На граждан Российской Федерации, работающих по найму в
организациях, находящихся под юрисдикцией других государств, но
расположенных на территории Челябинской области, распространяется
законодательство об охране труда Российской Федерации и настоящий
Закон.
3. На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в
организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации и
расположенных на территории Челябинской области, распространяется
законодательство об охране труда Российской Федерации и
Челябинской области, если иное не предусмотрено международным
договором Российской Федерации.
Статья 2. Государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда в Челябинской области
осуществляется органом исполнительной власти по труду путем:
1) реализации государственной политики в сфере охраны труда на
территории области;
2) организации разработки и реализации региональных программ
улучшения условий и охраны труда;
3) разработки и осуществления на региональном уровне совместно
с заинтересованными организациями мер по экономической
заинтересованности работодателей в обеспечении благоприятных и
безопасных условий труда;
4) организации обучения и проверки знаний работников, включая
руководителей и специалистов, в области охраны труда и оказания
содействия образовательным учреждениям в части организации
обучения охране труда;
5) оказания информационной помощи организациям в размещении
заказов на приобретение средств индивидуальной и коллективной
защиты;
6) разработки с привлечением заинтересованных организаций
мероприятий по обобщению и распространению передового опыта в
области охраны труда; организации проведения совещаний - семинаров
по проблемам охраны выставок и труда средств индивидуальной
защиты, приборов контроля и измерений;
7) оказания методической помощи организациям в
совершенствовании работы служб охраны труда;
8) участия в установленном порядке в расследовании групповых
несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на
производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным
исходом и причин возникновения профессиональных заболеваний;
9) проведения анализа условий и охраны труда, причин
несчастных случаев на производстве и профессиональной
заболеваемости и разработки предложений по их предупреждению;
10) организации проведения экспертизы условий труда,
сертификации работ по охране труда;
11) рассмотрения разногласий между работодателями и
работниками по предоставлению компенсаций за тяжелую работу, за
работу во вредных или опасных условиях труда;
12) координации работы с Государственной инспекцией труда в
Челябинской области и с другими территориальными органами
государственного надзора и контроля за соблюдением требований
охраны труда, органами местного самоуправления, объединениями
работодателей, органами (организациями), занимающимися
обязательным страхованием работников от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, профсоюзами и иными
уполномоченными работниками представительными органами;
13) внесения предложений о передаче органам местного
самоуправления отдельных полномочий по государственному управлению
охраной труда на соответствующей территории;
14) путем иных функций в пределах своей компетенции.
Статья 3. Основные направления деятельности органов местного
самоуправления в сфере охраны труда
Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию
основных направлений государственной политики в области охраны
труда в пределах своих полномочий и полномочий, переданных им
органами государственной власти Челябинской области в
установленном порядке, в пределах предусмотренных на эти цели
материальных и финансовых средств.
Органы местного самоуправления области могут:
1) разрабатывать программы улучшения условий и охраны труда;
2) взаимодействовать в вопросах охраны труда с работодателями,
профсоюзами, Государственной инспекцией труда в Челябинской
области и другими территориальными контрольно - надзорными
органами;
3) осуществлять контроль за выполнением коллективных договоров
и соглашений в сфере охраны труда;
4) участвовать в методическом обеспечении служб охраны труда
организаций, обобщении и распространении передового опыта по
проблемам охраны труда;
5) организовывать семинары, совещания и другие мероприятия,
направленные на выполнение требований законодательства по условиям
и охране труда;
6) принимать участие в работе комиссий по расследованию
групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных
случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со
смертельным исходом и причин возникновения профессиональных
заболеваний;
7) осуществлять иные полномочия, установленные
законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 4. Органы управления охраной труда в организациях и их
объединениях
1. Управление охраной труда в организации осуществляет ее
руководитель. Для осуществления работы по охране труда
руководитель создает службу охраны труда.
В организациях, осуществляющих производственную деятельность,
с численностью более 100 работников создается служба охраны труда
или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего
соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
В организации с численностью 100 и менее работников решение о
создании службы охраны труда или введении должности специалиста по
охране труда принимается работодателем с учетом специфики
деятельности данной организации.
2. При отсутствии в организации службы охраны труда
(специалиста по охране труда) руководитель организации обязан
заключить договор со специалистами или с организациями,
оказывающими услуги в области охраны труда.
3. Служба охраны труда подчиняется непосредственно
руководителю организации или по его поручению одному из его
заместителей.
4. Структуру службы охраны труда и численность ее работников
определяет руководитель организации в зависимости от численности
работающих, характера условий труда, степени опасности
производства и других факторов с учетом рекомендаций федерального
органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда.
5. Работники службы охраны труда в своей деятельности
руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми
актами Челябинской области, коллективным договором (соглашением)
по охране труда организации, нормативной документацией
организации.
6. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом
(комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами
по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными
работниками представительными органами, службой охраны труда
вышестоящей организации (при ее наличии), а также с органом
исполнительной власти по труду Челябинской области, органами
местного самоуправления, органами государственного надзора и
контроля за соблюдением требований охраны труда.
Статья 5. Права работников службы охраны труда
Работники службы охраны труда имеют право:
1) беспрепятственно посещать и осматривать производственные,
служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах
своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;
2) предъявлять руководителям подразделений, другим должностным
лицам организации обязательные для исполнения предписания об
устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны
труда и контролировать выполнение указанных предписаний;
3) требовать от руководителей подразделений отстранения от
работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не
прошедших в установленном порядке предварительных и периодических
медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих
в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а
также нарушающих иные требования законодательства об охране труда;
4) направлять руководителю организации предложения о
привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих
требования охраны труда;
5) запрашивать и получать от руководителей подразделений
необходимую информацию, документы по вопросам охраны труда,
требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения
законодательства об охране труда;
6) привлекать по согласованию с руководителем организации и
руководителями подразделений соответствующих специалистов
организации к проверкам условий и охраны труда;
7) представительствовать по поручению руководителя организации
в государственных и общественных организациях при обсуждении
вопросов охраны труда;
8) вносить руководителю организации предложения о поощрении
отдельных работников за активную работу по улучшению условий и
охраны труда.
Статья 6. Межведомственные комиссии по охране труда
Для координации работы по охране труда создаются областная,
городские и районные межведомственные комиссии по охране труда.
В состав комиссий включаются представители исполнительных
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
государственных контрольно - надзорных органов, действующих на
территории области, работодателей, профсоюзных и других
общественных организаций.
Положения о деятельности областной, городских и районных
межведомственных комиссий по охране труда утверждаются органом
исполнительной власти по труду.
Статья 7. Финансирование мероприятий по улучшению условий и
охраны труда
1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны
труда в организациях независимо от организационно - правовых форм
осуществляется за счет собственных средств в объемах,
обеспечивающих условия и охрану труда в соответствии с
нормативными требованиями по охране труда и определяемых
коллективными договорами или соглашениями.
2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны
труда также осуществляется за счет средств соответствующих
бюджетов в рамках территориальных целевых программ улучшения
условий и охраны труда, за счет распределяемых в установленном
порядке средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение
законодательства Российской Федерации о труде и законодательства
Российской Федерации об охране труда, добровольных взносов
организаций и физических лиц, а также других источников, не
запрещенных законодательством Российской Федерации и Челябинской
области.
Статья 8. Научное обеспечение работы по охране труда
1. Научное обеспечение работы по охране труда в области
осуществляется с целью создания необходимых условий для реализации
государственной политики в сфере охраны труда, выполнения
требований законодательства Российской Федерации и Челябинской
области по охране труда.
2. Программы и мероприятия по охране труда, профилактике
профессиональной заболеваемости строятся на научной основе,
разрабатываются и реализуются с привлечением ученых и
специалистов. В программах предусматривается обязательное
проведение научных исследований по наиболее актуальным проблемам
охраны труда применительно к специфике трудовой деятельности на
территории области.
3. Результаты научных исследований в сфере охраны труда
являются открытыми и доступными, за исключением информации,
составляющей государственную тайну.
Статья 9. Информационное обеспечение работы по охране труда
1. Информационное обеспечение работы по охране труда
заключается в сборе данных об условиях труда, о состоянии охраны
труда и безопасности производства, а также в предоставлении этих
данных (в случае, если они не составляют государственную тайну)
всем заинтересованным лицам в порядке, регулируемом действующим
законодательством.
2. Система информационного обеспечения включает в себя:
данные аттестации рабочих мест по условиям труда и
сертификации работ по охране труда, показатели уровня
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
анализ и оценку условий труда, уровня производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости;
прогноз изменений условий труда, уровня производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости;
выработку рекомендаций и разработку мероприятий по охране
труда и обеспечению производственной безопасности.
Статья 10. Надзор и контроль за соблюдением законодательства
об охране труда
Государственный надзор и контроль за соблюдением
законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда
в организациях всех форм собственности осуществляют уполномоченные
на то государственные органы и инспекции в соответствии с
действующим законодательством.
Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов
работников в области охраны труда осуществляют профессиональные
союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные
работниками представительные органы, которые могут создавать в
этих целях собственные инспекции.
Статья 11. Государственная экспертиза условий труда
Государственная экспертиза условий труда осуществляет контроль
за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда, результатами сертификации
производственных объектов на соответствие требованиям по охране
труда для подготовки предложений по отнесению организаций к классу
профессионального риска, правильностью предоставления работникам
предусмотренных законодательством льгот и компенсаций за тяжелые
работы и работы с вредными или опасными условиями труда.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на
рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции
производственных объектов, при лицензировании отдельных видов
деятельности, а также по запросу органов государственного надзора
и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных
органов, органов управления охраной труда, работодателей,
объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их
объединений и иных уполномоченных работниками представительных
органов.
Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН
г. Челябинск
11 сентября 2001 года
N 29-ЗО
|