МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РЕШЕНИЕ
от 24 июля 2001 года
Начальнику ГУП
"Южно-Уральская
железная дорога"
Дьяконову Ю.М.
454000, г. Челябинск,
пл. Революции, 3
Директору
ООО "Терминал-Сервис"
Шумову С.А.
454039 г.Челябинск,
п. Федоровка,
ул. Карьерная, 1
Директору
ГП Комбинат "Самоцвет"
Кулябову С.Е.
454092 г. Челябинск,
а/я N 10210
Комиссия Челябинского территориального управления МАП России
по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства
в составе:
Председатель Комиссии - Козлова А.А., заместитель руководителя
управления;
Члены Комиссии - Лимаренко В.С., начальник Отдела по
надзору за соблюдением
антимонопольного законодательства
(ОНАЗ);
- Сапрыкина Н.В., главный специалист
ОНАЗ;
- Казакова Л.Ф., ведущий специалист
ОНАЗ.
рассмотрев дело N 8-4/01 от 10.05.2001 г. о нарушении ГУП
"Южно-Уральская железная дорога" (юридический адрес: г. Челябинск,
пл. Революции, 3) п. 1 ст. 5 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в
присутствии представителя ГУП "Южно-Уральская железная дорога",
начальника юридического сектора ДЦФТО ЮУЖД - Сурниной Н.А.
УСТАНОВИЛА:
4 августа 2000 года ГУП "Южно-Уральская железная дорога"
(далее - ГУП "ЮУЖД"), на основании телеграммы МПС России N И-8110
от 24.07.2000 г., была издана телеграмма N Н 235-А (подписана
начальником дороги - Дьяконовым) где указано, что МПС России на
станциях Юго-Восточной железной дороги установлены случаи
предъявления импортных грузов (ранее прибывших на станции по
ставкам Тарифной политики СНГ) к перевозке назначением на станции
Российских железных дорог по Прейскуранту N 10-01. В результате
чего, вместо оплаты данных перевозок по ставкам Тарифной политики
СНГ, грузоотправители оплачивают их по ставкам Прейскуранта
N 10-01, чем наносится материальный ущерб железнодорожному
транспорту. ГУП "ЮУЖД", в своей телеграмме указав на то, что такое
положение терпимым быть не может, обязало структурные
подразделения дороги:
1. Прекратить принимать к перевозке грузы, импортного
происхождения, прибывающие на станции назначения с расчетом платы
по ставкам Тарифной политики СНГ, а отправляемые со станций с
расчетом платы по Прейскуранту N 10-01.
2. Всем НОД ДС проанализировать аналогичное положение дел и во
избежание потерь доходов и связанных с этим последствий провести
проверки по результатам которых доложить в ДЦТО до 15.08.2000 г.
3. Дорожному центру по контролю за финансовой деятельностью
(НЦР) установить контроль за соблюдением телеграммы.
Из документов представленных письмом ГУ Комбинат "Самоцвет"
N 423 от 25.04.2001 г., следует, что 8 августа 2000 года начальник
станции Шершни ЮУЖД, руководствуясь телеграммой ГУП "ЮУЖД"
N Н-235-А от 04.08.2000 г., отказал в приеме к перевозке груза,
предъявленного ГУ Комбинат "Самоцвет", в том числе груза,
отправляемого по договору с ООО " Терминал-Сервис".
В частности, 8 августа 2000 года, ГУ Комбинат "Самоцвет", при
наличии заявки, принятой и утвержденной ГУП "ЮУЖД" в порядке
предусмотренном ст. 18 ФЗ "Транспортный устав железных дорог РФ"
(далее - ТУЖД), предъявило на станцию Шершни ЮУЖД к перевозке груз
(произведенный в Республике Казахстан) до станции Сходня
Октябрьской железной дороги. Груз был загружен в вагоны (в том
числе в вагоны N 24621286, 26365593, 22541874), поданные под
погрузку на железнодорожную ветку комбината, согласно заявки на
подачу вагонов под погрузку, предъявленной на станцию ГУ
Комбинатом "Самоцвет" 7 августа 2000 года. О подаче вагонов под
погрузку, согласно договора на эксплуатацию подъездного пути от
24.12.98 г., заключенного с ГУП "Южно-Уральская железная дорога",
и утвержденной ГУП "ЮУЖД" заявки, свидетельствует ведомость подачи
и уборки вагонов N 081077.
При предъявлении груза к перевозке были представлены
транспортные железнодорожные накладные формы ГУ-29-0 (в том числе,
железнодорожные накладные серии Ю 714327, Ю 714328, Ю 711257). Как
свидетельствуют документы, денежные средства, необходимые для
оплаты указанных перевозок, были перечислены на лицевой счет
комбината в ТехПД ЮУЖД, задолженность за перевозки грузов и иные
причитающиеся железной дороги платежи на момент предъявления
указанного груза к перевозке у ГУ Комбината "Самоцвет"
отсутствовала. Однако, 8 августа 2000 года, начальник станции
Шершни ЮУЖД отказал ГУ Комбинат "Самоцвет" в приеме к перевозке
груза, загруженного в указанные вагоны. Основанием отказа, как
следует из письма начальника станции N 113 от 08.08.2000 г.,
является "телеграмма N Н 235-А от 04.08.2000 г. начальника дороги
Дьяконова о немедленном прекращении приема к перевозке грузов
казахского происхождения, прибывающих на станции назначения с
расчетом платы по ставкам Тарифной политики СНГ, а отправляемых со
станции с расчетом платы по Прейскуранту N 10-01". Кроме того, из
ведомости подачи и уборки вагонов N 081077 (колонка "Примечание")
следует, что "отказная" на указанные вагоны осуществлена по вине
клиента по причине отсутствия денежных средств на оплату перевозки
по ставкам "Тарифной политики".
Как следует из претензии исх. N 946 от 10.11.2000 г.,
предъявленной ГУ Комбинат "Самоцвет" ГУП "ЮУЖД", в результате
отказа 8 августа 2000 года на станции Шершни ЮУЖД в приеме груза к
перевозке по основаниям указанным в телеграмме N Н 235-А от
04.08.2000 г. были существенно ущемлены права и интересы ГУ
Комбината "Самоцвет", в т.ч. вызвали серьезные проблемы с
размещением на складских площадях груза, выгруженного из вагонов,
а также с последующей реализацией груза, подачей и отправкой
других вагонов с грузами комбината, привели к возникновению
опасности порчи груза.
Представители третьих лиц, участвующих в деле, а именно ГУ
Комбинат "Самоцвет" и ООО "Терминал-Сервис", в заседание Комиссии
не явились.
Представитель ГУП "ЮУЖД", в заседании Комиссии указал, что
действия ГУП "ЮУЖД", по изданию телеграммы N Н 235-А, обязывающей
структурные подразделения дороги прекратить прием к перевозке
грузов, импортного происхождения, прибывших на станции с расчетом
платы по ставкам Тарифной политики СНГ и отправляемых со станций
по ставкам Прейскуранта N 10-01, являются правомерными по
следующим основаниям:
Телеграмма начальника ГУП "ЮУЖД" N Н235-А от 04.08.2000 г.
была издана во исполнение телеграммы МПС России N 8110 от
24.07.2000 г., выполнение условий которой является обязательным
для ГУП "ЮУЖД". МПС России внесло изменения в телеграмму N 8110 от
24.07.2000 г. своей телеграммой N Ш-10657 от 21.09.2000 г.
Грузы, импортного происхождения, прибывающие на станции ГУП
"ЮУЖД" с расчетом платы по ставкам Тарифной политики СНГ, не
должны приниматься станциями к перевозке до станций Российских
железных дорог с расчетом платы по ставкам Прейскуранта N 10-01,
поскольку такие перевозки относятся к международным и должны
оплачиваться по ставкам Тарифной политики СНГ.
Правомерность применения ставок Тарифной политики СНГ при
расчетах за перевозки указанных грузов подтверждается телеграммами
МПС России N 454 от 31.03.1999 г., N И11926 от 28.12.1998 г.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения, представленные
представителем ГУП "ЮУЖД", Комиссия пришла к выводу, что действия
ГУП "ЮУЖД" по изданию телеграммы N Н 235-А, обязывающей
структурные подразделения дороги прекратить прием к перевозке
грузов, импортного происхождения, прибывших на станции с расчетом
платы по ставкам Тарифной политики СНГ и отправляемых со станций
по ставкам Прейскуранта N 10-01, противоречат п. 1 ст. 5 Закона РФ
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках":
ГУП "Южно-Уральская железная дорога" занимает доминирующее
положение на рынке предоставления услуг по железнодорожным
перевозкам грузов и пассажиров, внесено в Реестр хозяйствующих
субъектов Челябинской области, имеющих на рынке определенного
товара долю более 35 процентов (утвержден Челябинским
территориальным управлением МАП России на 01.01.2001 г.).
Пунктом 1 статьи 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" запрещаются
действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее
положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом
ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других
хозяйствующих субъектов или физических лиц.
В качестве основания прекращения приема грузов, импортного
происхождения (ранее прибывших на станцию с расчетом платы по
ставкам Тарифной политики СНГ), к перевозке, в телеграмме ГУП
"ЮУЖД" N Н 235-А от 04.08.2000 г. указывается ее оплата по ставкам
Прейскуранта N 10-01.
Статьей 36 ТУЖД, предусмотрено, что отправление груза может
быть задержано железной дорогой, в случае несвоевременного
внесения платы за перевозку груза и иных причитающихся железной
дороге платежей. Однако, прекращение приема грузов, импортного
происхождения, ранее прибывших на станции с расчетом платы по
ставкам Тарифной политики СНГ, а отправляемых со станций с
расчетом платы по Прейскуранту N 10-01, является неправомерным по
следующим основаниям.
Согласно ст. 7 ТУЖД, тарифы на перевозки грузов
устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на
которые законодательством РФ возложены данные функции. Пунктом 1
статьи 10 Федерального закона "О федеральном железнодорожном
транспорте" предусмотрено, что тарифы на перевозки грузов по
железным дорогам Российской Федерации устанавливаются на основе
государственной, бюджетной, ценовой и тарифной политики в
соответствии с ФЗ "О естественных монополиях", в порядке
определяемом Правительством РФ. Исходя из статей 6 и 11
Федерального Закона "О естественных монополиях" определение
(установление) цен (тарифов) и их предельного уровня
осуществляется органом регулирования естественных монополий.
Выполнение указанных функций, в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 793 "Об утверждении
Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства", в настоящее время
возложено на МАП России.
Тарифы на перевозки грузов во внутригосударственном сообщении
установлены Прейскурантом N 10-01.
Тарифы на перевозки грузов в международном сообщении, согласно
статьи 10 Федерального закона "О федеральном железнодорожном
транспорте", устанавливаются в соответствии с международными
договорами РФ.
Таким образом, ГУП "ЮУЖД" и МПС России не вправе были
самостоятельно устанавливать тарифы на грузовые перевозки во
внутригосударственном сообщении. Основаниями для применения иных,
не предусмотренных Прейскурантом N 10-01 тарифов, могут быть факт
заключения договора перевозки грузов в международном сообщении, а
также наличие международного договора.
Источник происхождения товара не является основанием для не
применения ставок Прейскуранта N 10-01 при осуществлении расчетов
за внутригосударственные (внутрироссийские) перевозки.
Как показывает анализ текста телеграммы, прекращение приема
указанных грузов к перевозке, в связи с внесением платы в
соответствии с Прейскурантом N 10-01, распространяется и на
перевозки, при которых станция отправления и станция назначения
являются станциями российских железных дорог, т.е.
внутригосударственные (внутрироссийские) перевозки. (Перевозки
грузов, при которых станция отправления и станция назначения
являются станциями российских железных дорог, относятся к
внутригосударственным (внутрироссийским) перевозками и не могут
быть отнесены к международным, поскольку, в соответствии со ст. 2
ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", под международным
железнодорожным сообщением" понимается "перевозка груза,
грузобагажа и багажа между Российской Федерацией и иностранными
государствами, включая железнодорожное сообщение с государствами -
участниками содружества СНГ").
Более того, Тарифная политика СНГ и Тарифная политика РЖД
(которая была разработана на основе Тарифной политики СНГ), не
могут быть отнесены к международным договорам, поскольку они
носили межведомственный характер и не были ратифицированы, в то
время как в соответствии с п. 1"а" ст. 15 Федерального закона "О
международных договорах Российской Федерации", для придания таким
актам силы международного договора они подлежат ратификации.
(Данный вывод подтверждается Постановлением Президиума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 3 апреля 2001 года N 9046/00, который,
кроме того, установил, что тарифы на железнодорожные перевозки
грузов, в том числе и в международном сообщении по территории РФ,
установлены прейскурантом N 10-01).
Ссылка ГУП "ЮУЖД" на то, что телеграмма N Н 235-А издана в
связи с необходимостью исполнения телеграммы МПС России N И-8110
от 24.07.2000 г. не может быть принята во внимание. Так как,
пунктом 2 статьи 15 Конституции РФ предусмотрена обязанность
должностных лиц соблюдать Конституцию РФ и законы.
Телеграмма МПС России N И-8110 от 24.07.2000 г. (позже
изменена телеграммой МПС России N Ш-10657 от 21.09.2000 г.) издана
МПС России с превышением своих полномочий, в нарушение
установленного нормативными актами РФ порядка ценообразования на
железнодорожные перевозки грузов, а также нарушением установленной
формы и порядка издания нормативных актов РФ.
Таким образом, ГУП "ЮУЖД" не вправе руководствоваться
указанной телеграммой МПС России.
По указанным основаниям, не могут быть приняты во внимание
также и телеграммы МПС России N 454 от 31.03.1999 г. и N И-11926
от 28.12.1998 г., которыми внесены изменения и разъяснения в
телеграмму МПС России N 722 от 05.09.1998 г., установившую порядок
расчетов за перевозки экспортно - импортных грузов по ставкам
Тарифной политики на перевозки грузов в международном сообщении и
исключительным тарифам.
В связи с изложенным, издание ГУП "ЮУЖД" телеграммы N Н 235-А
от 04.08.2000 г., по изданию телеграммы N Н 235-А, обязывающей
структурные подразделения дороги прекратить прием к перевозке
грузов, импортного происхождения, прибывших на станции с расчетом
платы по ставкам Тарифной политики СНГ и отправляемых со станций
по ставкам Прейскуранта N 10-01, является неправомерным и
противоречит ТУЖД, Федеральному Закону "О федеральном
железнодорожном транспорте" и другим указанным действующим
нормативным актам РФ, которыми не предусмотрены такие основания
прекращения приема грузов к перевозке и согласно которых, тарифы
на перевозки грузов по железным дорогам Российской Федерации
устанавливаются на основе государственной, бюджетной, ценовой и
тарифной политики в соответствии с Федеральным законом "О
естественных монополиях" в порядке, устанавливаемом Правительством
РФ и должны оплачиваться по ставкам Прейскуранта N 10-01.
Указанная телеграмма ГУП "ЮУЖД" повлекла неправомерный отказ
ГУ Комбинату "Самоцвет" 8 августа 2000 года в приеме к перевозке
груза со станции Шершни ЮУЖД до станции Сходня Октябрьской
железной дороги, которая была оплачена по ставкам Прейскуранта
10-01. Станции назначения и отправления, являются станциями
Российских железных дорог, то есть в пути следования груз также не
должен был пересечь границы Российской Федерации. Следовательно,
такая перевозка не может быть отнесена к международным и должна
оплачиваться по ставкам Российских нормативных актов, к которым
относится Прейскурант N 10-01. (Необходимо отметить, что стоимость
перевозки груза, рассчитанная в соответствии с Тарифной политикой,
значительно превышает стоимость аналогичной перевозки,
определенной исходя из ставок Прейскуранта N 10-01.)
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что
действия ГУП "ЮУЖД", выразившиеся в издании телеграммы N Н 235-А
от 04.08.2000 г., обязывающей структурные подразделения дороги
прекратить прием к перевозке грузов, импортного происхождения,
прибывших на станции с расчетом платы по ставкам Тарифной политики
СНГ и отправляемых со станций по ставкам Прейскуранта" N 10-01
являются неправомерными и могут привести к ущемлению интересов
хозяйствующих субъектов, которые осуществляют поставки импортных
товаров на российские рынки по железной дороге, в том числе может
иметь место необоснованный отказ от заключения договора перевозки
в связи с исполнением указанной телеграммы и (или) нарушение
установленного нормативными актами порядка ценообразования, в том
числе взимание платы за перевозки внутри страны по ставкам
Тарифной политики СНГ;
привели к ущемлению интересов хозяйствующего субъекта - ГУ
Комбинат "Самоцвет", которое выразилось в необоснованном отказе
последнему 8 августа 2000 года в приеме груза к перевозке со
станции Шершни до станции Сходня Октябрьской железной дороги в
связи с исполнением указанной телеграммы, при наличии на лицевом
счете комбината в ТехПД ЮУЖД достаточных для оплаты перевозки
груза по ставкам Прейскуранта N 10-01, что запрещено пунктом 1
статьи 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ГУП "Южно-Уральская железная дорога",
выразившиеся в издании телеграммы N Н 235-А от 04.08.2000 г.,
обязывающей структурные подразделения дороги прекратить прием к
перевозке грузов, импортного происхождения, прибывших на станции с
расчетом платы по ставкам Тарифной политики СНГ и отправляемых со
станций по ставкам Прейскуранта N 10-01, противоречащими п. 1
ст. 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках".
2. Выдать ГУП "Южно-Уральская железная дорога" предписание о
прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА
Члены комиссии: В.С.ЛИМАРЕНКО
Н.В.САПРЫКИНА
Л.Ф.КАЗАКОВА
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 24 июля 2001 г. N 6
Комиссия Челябинского территориального управления МАП России
по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства
в составе:
Председатель Комиссии - Козлова А.А., заместитель руководителя
управления;
Члены Комиссии - Лимаренко В.С., начальник отдела по
надзору за соблюдением
антимонопольного законодательства
(ОНАЗ);
- Сапрыкина Н.В., главный специалист
ОНАЗ;
- Казакова Л.Ф., ведущий специалист
ОНАЗ.
на основании своего решения от 24 июля 2001 г. по делу
N 8-4/01 о нарушении ГУП "Южно-Уральская железная дорога"
(юридический адрес: г. Челябинск, пл. Революции, 3) статьи 5
Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГУП "Южно-Уральская железная дорога" в срок до 15 августа 2001
года прекратить нарушение статьи 5 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
выразившееся в издании телеграммы N Н 235-А от 04.08.2000 г.,
обязывающей структурные подразделения дороги прекратить прием к
перевозке грузов, импортного происхождения, прибывших на станции с
расчетом платы по ставкам Тарифной политики СНГ и отправляемых со
станций по ставкам Прейскуранта N 10-01.
ГУП "Южно-Уральская железная дорога", в срок до 15 августа
2001 года, отменить действие противоречащей антимонопольному
законодательству телеграммы N Н 235-А от 04.08.2000 г.
О выполнении настоящего предписания сообщить до 22 августа
2001 г.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение
шести месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное
исполнение настоящего предписания в соответствии со статьями 23 и
24 Закона РФ "О конкуренции..." коммерческие и некоммерческие
организации и их руководители, должностные лица органов
исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут
административную ответственность.
Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА
Члены комиссии: В.С.ЛИМАРЕНКО
Н.В.САПРЫКИНА
Л.Ф.КАЗАКОВА
|