ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2001 г. N 399
О СОЗДАНИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ,
СВЯЗИ И ОПОВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ПОДСИСТЕМЫ РСЧС ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Во исполнение Федерального закона "О гражданской обороне", в
целях создания и поддержания в постоянной готовности к
использованию технических систем управления и объектов гражданской
обороны
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Положение об интегрированной системе управления,
связи и оповещения гражданской обороны, территориальной
Челябинской областной подсистемы единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подсистемы РСЧС
области).
2. Начальнику главного управления по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям Челябинской области (Климов О.Б.); главам
муниципальных образований принять необходимые меры по созданию
интегрированной системы управления, связи и оповещения гражданской
обороны, подсистемы РСЧС области, на базе современных средств
связи, оповещения, автоматизированных систем управления.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Губернатора по вопросам чрезвычайных ситуаций,
начальника главного управления по радиационной и экологической
безопасности Подтесова Г.Н.
Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН
Утверждено
постановлением
Губернатора
Челябинской области
от 19 июля 2001 г. N 399
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ,
СВЯЗИ И ОПОВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ПОДСИСТЕМЫ РСЧС ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации
Федерального закона "О гражданской обороне" и в соответствии с
Федеральными законами "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О
радиационной безопасности населения", "Об использовании атомной
энергии", "О связи," Закона Челябинской области "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", постановлений Правительства Российской
Федерации: от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной
системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от
1 марта 1993 года N 177 "Об утверждении Положения о порядке
использования действующих радиовещательных и телевизионных станций
для оповещения и информирования населения Российской Федерации в
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 1 марта
1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах
размещения потенциально опасных объектов," от 27 июля 1998 года
N 844 "О формировании единого производственно - технологического
комплекса государственных электронных средств массовой
информации", с учетом приказов МЧС России: от 25 августа 1998 года
N 517 "О мероприятиях по реализации поручения Правительства
Российской Федерации, от 16 июля 1998 года N БН-П4-20705 "О
создании единых дежурно - диспетчерских служб".
1.2. Настоящее положение определяет назначение, задачи, состав
и структуру, порядок создания, совершенствования и поддержания в
постоянной готовности технических систем управления, связи к
оповещения, а также объектов гражданской обороны.
1.3. Интегрированная система управления, связи и оповещения
гражданской обороны, подсистемы РСЧС области представляет собой
организационно - техническое объединение пунктов управления (далее
объектов ГО) органов исполнительной власти, органов повседневного
управления подсистемы РСЧС области, системы централизованного
оповещения гражданской обороны (далее ГО), узлов, линий и каналов
связи, систем автоматизированного управления и обмена информации,
а также оперативный состав органов управления ГОЧС, органов
повседневного управления подсистемы РСЧС и технический персонал
пунктов управления, узлов связи, предназначенных для выполнения
задач по обеспечению сбора, обработки и обмена информацией,
организации оповещения, управления структурными подразделениями,
силами и средствами подсистемы РСЧС области при проведении
мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных
ситуациях мирного и военного времени.
1.4. Пункт управления - специально оборудованный и оснащенный
необходимыми техническими средствами (жизнеобеспечения,
информационными, управления и связи) объект (объект гражданской
обороны), с которого органы управления осуществляют свою
функциональную деятельность по управлению подчиненными и
подведомственными организационными структурами. Пункты управления
могут быть стационарными (в специально оборудованных сооружениях:
обычных наземных зданиях и специальных защитных сооружениях) и
подвижными.
1.5. Узел связи - организационно - техническое объединение сил
и средств, а также автоматизированных средств по сбору и обмену
информацией, расположенных на пунктах управления гражданской
обороны, подсистемы РСЧС области или других центрах коммутации
каналов и предназначены для обеспечения функции управления.
1.6. Автоматизированная система управления и обмена
информацией - система, обеспечивающая сбор, обработку, хранение
информации, решение задач и подготовку предложений по организации
управления и действий подчиненных органов управления, сил и
средств подсистемы РСЧС области, а также комплекс программно -
технических средств, непосредственно обеспечивающих подготовку и
поддержание обмена информацией по различным каналам связи.
1.7. Органами повседневного управления РСЧС являются: центр
мониторинга; оперативно - дежурные службы органов управлений по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней;
дежурно - диспетчерские службы специализированных органов
исполнительной власти и предприятий производственной и социальной
сферы.
1.8. Дежурно - диспетчерские службы - специализированные
органы повседневного управления функциональных подсистем, звеньев
РСЧС муниципальных образований и объектов производственной и
социальной среды, имеющих оперативные силы и службы экстренного
реагирования (вызова): поисково - спасательной, государственной
противопожарной, экстренной медицинской помощи, аварийных служб
коммунального хозяйства, газоспасательной и горноспасательной
служб, криминальной милиции, ГИБДД, охраны лесов, ГИМС и другие.
1.9. Система централизованного оповещения ГО -
организационно - техническое объединение линий и каналов связи,
аппаратуры оповещения и связи, размещенных на пунктах управления и
предприятиях связи, а также средств подачи звуковых сигналов
оповещения (электросирен) и передачи речевой информации,
установленных в жилой зоне городов, населенных пунктов и на
объектах производственной и социальной сферы.
2. Назначение и цель создания интегрированной системы
управления, связи и оповещения гражданской обороны,
подсистемы РСЧС области
Интегрированная система управления, связи и оповещения
гражданской обороны, подсистемы РСЧС области предназначена для
обеспечения сбора, обработки и обмена информацией, организации
оповещения, управления органами управления, силами и средствами
подсистемы РСЧС области, организации взаимодействия с органами
военного командования и другими структурами при проведении
мероприятий по защите населения и территорий при возникновении
чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени.
Целью создания данной системы является повышение оперативности
реагирования органов управления РСЧС всех уровней, сил постоянной
готовности и служб экстренного реагирования области на угрозу или
возникновение чрезвычайных ситуаций, оказание экстренной помощи
территориям, объектам производственной и социальной сферы и
населению области, обеспечение эффективности их взаимодействия,
обеспечение слаженности совместных действий, оповещение и
информирование руководящего состава всех уровней и населения о
фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе возникших
в результате военных действий или вследствие этих действий, а
также о принятых мерах по их ликвидации.
Система обеспечивает управление ресурсами системы оповещения и
связи ГО области, информационный обмен между органами управления
подсистемы РСЧС области с использованием современных компьютерных
технологий, определение и отображение места нахождения подвижных
объектов с использованием спутниковых навигационных приборов,
решение задач по организации управления и действий, подготовку
предложений по применению сил и средств гражданской обороны,
подсистемы РСЧС области.
3. Основные задачи, структура и состав
интегрированной системы управления, связи
и оповещения гражданской обороны,
подсистемы РСЧС области
3.1. Интегрированная система управления, связи и оповещения
гражданской обороны, подсистемы РСЧС области осуществляет:
оповещение руководящего состава, органов управления ГОЧС,
подсистемы РСЧС области, населения области при возникновении
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
сбор, обработку и обобщение, хранение и отображение, обмен
информацией в том числе и цифровой, по различным каналам связи
между органами управления РСЧС всех уровней и функциональных
подсистем;
учет и хранение данных о наличии материально - технических
ресурсов на территории области, резервах, предусмотренных к
использованию в период ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций;
решение управленческих задач по алгоритму действий при
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и
природного характера, подготовку предложений на привлечение сил и
средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
3.2. Структура интегрированной системы управления, связи и
оповещения гражданской обороны, подсистемы РСЧС области.
---------------- ---------------
| Пункты | | Органы |
| управления | |повседневного|
| органов +-----------+управления по|
|исполнительной| |делам ГО и ЧС|
| власти | | области |
L------T-------- L------T-------
| |
-------------------+--------------------------+-----------------
| Технические системы управления |
L--------T----------------------T---------------------T---------
| | |
---------+---------- ----------+---------- -------+-------
| Оповещения и | |Автоматизированного| |Система связи|
--+ информирования +--+управления и обмена+----+ ГО, +--
| | населения | |цифровой информации+-- | подсистемы | |
| L------------------- | (АИУС РСЧС) | | |РСЧС области | |
| L-------------------- | L-------------- |
| -------------------- | |
| | Территориальная | --------------------- | --------------- |
+-+ система | | Подсистема сбора, | | | Узлы связи | |
| |централизованного | |обобщения и обмена +-+ | пунктов +-+
| | оповещения ГО | | цифровой | | |управления ГО| |
| L------------------- | информацией | | L-------------- |
| L-------------------- | |
| -------------------- | --------------- |
| |Автоматизированные| --------------------- | | Сети и | |
| |системы оповещения| |Подсистема решения | | | средства +-+
| | КЧС, должностных | | управленческих +-+ | связи ФАПСИ | |
+-+ лиц КЧС, органов | | задач | | L-------------- |
| | управления ГОЧС | L-------------------- | |
| |области, городов и| | --------------- |
| | районов (АСО-8) | --------------------- | | Узлы | |
| L------------------- | Подсистема | | |электросвязи | |
| | отображения +-+ | и каналы | |
| -------------------- | информации | | | связи ОАО +-+
| |Пейджинговые сети | L-------------------- | |"Связьинформ"| |
+-+ радиосвязи | | | Челябинской | |
| | (Радиопоиск) | --------------------- | | области | |
| L------------------- | Подсистема | | L-------------- |
| | сопровождения +-- |
| -------------------- |подвижных объектов | --------------- |
| | Телевидение, | L-------------------- |Ведомственные+-+
+-+ радиовещание, | | сети связи | |
| | радиотрансляция | L-------------- |
| L------------------- |
| --------------- |
| -------------------- | Средства | |
| |Локальные системы | | связи | |
| | оповещения | | дежурно - +-+
L-+ потенциально - | |диспетчерских| |
| опасных объектов | | служб | |
L------------------- L-------------- |
|
--------------- |
| Средства | |
|связи органов+-+
| управления | |
| ГОЧС | |
L-------------- |
|
--------------- |
|Коммерческие +-+
| сети связи | |
L-------------- |
|
--------------- |
| Средства | |
| связи | |
| поисково - +--
|спасательных |
| служб |
L--------------
3.3. Система оповещения и информирования населения
обеспечивает:
оповещение руководящего состава ГО, органов управления
подсистемы РСЧС с использованием аппаратуры циркулярного вызова,
централизованного включения электросирен на территории области,
города, района с целью доведения сигнала "Внимание Всем" до
населения области;
передачу экстренных сообщений от оперативного дежурного
главного управления по делам ГО и ЧС Челябинской области до
органов управления ГОЧС, ГУВД (РУВД) городов и районов области;
перехват программ телевизионного и радиовещания для
экстренного доведения информации до населения об угрозе, факте
возникновения чрезвычайной ситуации и порядке действий;
информирование населения по каналам телевизионного и
радиовещания;
оповещение комиссий по чрезвычайным ситуациям, личного состава
органов управления ГОЧС городов и районов с использованием
автоматизированных систем оповещения АСО-8 (16);
передачу сигналов оповещения и коротких сообщений по системе
пейджинговой радиосвязи;
оповещение руководящего состава, персонала потенциально
опасных объектов, объектовых сил и служб ГО, руководителей,
дежурных служб объектов (организаций), расположенных в зоне
действия локальных систем оповещения, а также населения,
проживающего в опасной зоне вблизи объекта.
3.4. Система автоматизированного управления и обмена цифровой
информацией (АИУС РСЧС) включает в себя:
3.4.1 Подсистему сбора, обобщения и обмена цифровой
информацией:
сбор сообщений и радиограмм;
сбор донесений о получении распоряжений;
сбор сведений о поставке ресурсов;
сбор сведений о финансовой деятельности;
сбор оперативной информации;
сбор донесений о выполнении мероприятий;
формирование обобщенных возможностей выполнения мероприятий;
формирование сводных аналитических отчетов;
формирование временных диаграмм;
передача и прием цифровой информации в радиосети "Пакет".
3.4.2 Подсистему отображения информации (цифровой
информационный модуль "ЦИМ"):
автоматическое отображение необходимых "слоев" ЦИМ;
получение и анализ информации об объектах ЦИМ;
оперативное нанесение обстановки на ЦИМ;
подготовка картографической продукции и отчетных материалов.
3.4.3 Подсистему решения управленческих задач:
прогноз развития чрезвычайных ситуаций;
решение задач по алгоритму действия при ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
подготовка предложений на привлечение сил и средств.
3.4.4 Подсистему сопровождения подвижных объектов:
отображение текущего местоположения подвижных объектов;
содержание в базах данных, маршрутов подвижных объектов;
получение информации о состоянии подвижных объектов, сбор с
подвижного объекта стандартизированной, либо произвольной
информации;
передача сигналов оповещения подвижным объектам;
передача стандартизированной, либо произвольной информации
подвижным объектам.
3.4.5 Система связи ГО, подсистемы РСЧС области обеспечивает:
ведение телефонных переговоров, передачу данных и факсимильных
сообщений по каналам дальней связи, городским и междугородным
каналам связи, а также по ведомственным сетям связи;
ведение закрытых телефонных переговоров по каналам ФАПСИ;
ведение телеграфного обмена по системе АТА или через центр
коммутации связей (ЦКС) со всеми городами и районами области;
циркулярную рассылку внекатегорийных телеграмм, согласно
существующих схем;
ведение радиообмена в радиосетях органов управления ГОЧС,
подсистемы РСЧС области;
передачу, прием сигналов оповещения и команд боевого
управления;
привязку узлов связи подвижных пунктов управления к
государственной сети связи;
радиоподвижную связь с использованием возможностей сетей
сотовой связи и транкинговых радиосистем.
Основой системы связи ГО являются:
узлы связи пунктов управления гражданской обороны (ГПУ; ЗПУ;
ППУ);
силы и средства связи органов управления по делам ГО и ЧС;
сеть связи и узлы электросвязи ОАО "Связьинформ" Челябинской
области;
ведомственные сети и узлы связи;
силы и средства связи дежурно - диспетчерских служб,
специализированных органов управления, объектов производственной и
социальной сферы;
силы и средства связи поисково - спасательных служб
(формирований) муниципальных образований;
коммерческие сети связи.
4. Объекты автоматизации и их оснащение
4.1. Пункт управления (ГЗПУ; ЗЗПУ) начальника ГО, председателя
КЧС области:
компьютер;
ВИП-М (выносной интеллектуальный пульт);
автоматизированная система оповещения АСО-8 (16);
принтер;
радиостанция КВ диапазона;
радиостанция УКВ диапазона;
телефонный интерфейс на КВ и УКВ радиостанциях;
факс - модем.
4.2. Пункт управления органа исполнительной власти
муниципального образования, председателя КЧС города (района):
компьютер;
автоматизированная система оповещения АСО-8 (16);
ВИП-М (выносной интеллектуальный пульт);
принтер (матричный);
радиостанция УКВ диапазона;
радиостанция КВ диапазона;
телефонный интерфейс на КВ и УКВ радиостанции;
факс - модем.
4.3. Центр мониторинга:
сервер;
компьютер;
ВИП-М (выносной интеллектуальный пульт);
радиостанция УКВ диапазона;
радиостанция КВ диапазона;
телефонный интерфейс на КВ и УКВ радиостанции;
принтер;
аппаратура отображения информации (видеопроектор);
факс - модем.
4.4. Подвижный пункт управления начальника ГО, председателя
КЧС области, города:
компьютер;
БИП-М (бортовой интеллектуальный пульт) с GPS - приемником;
принтер;
радиостанция КВ диапазона;
радиостанция УКВ диапазона;
телефонный интерфейс на КВ и УКВ радиостанции;
телефон сотовой связи;
факс - модем.
4.5. Оперативная группа КЧС, ГУ ГОЧС области:
компьютер "Noote - Booke";
цифровой фотоаппарат;
ВИП-М (выносной интеллектуальный пульт);
радиостанция КВ диапазона;
радиостанция УКВ диапазона;
телефонный интерфейс к КВ и УКВ радиостанциям;
телефон сотовой связи;
терминал спутниковой связи.
5. Создание, совершенствование и поддержание
в готовности пунктов управления, технических
систем управления, оповещения и связи ГО
5.1. Запасные пункты управления гражданской обороны (ЗПУ)
создаются при органах административного управления Челябинской
области и в городах, отнесенных к группам по ГО.
Совершенствование и поддержание в готовности запасных пунктов
управления гражданской обороны осуществляется в соответствии с
требованиями нормативных документов, разработанных во исполнение
Указа Президента РФ от 10 февраля 1997 года N 93с и Постановления
Правительства РФ от 5 января 1999 года N 20-4.
Подвижные пункты управления начальников гражданской обороны
области, городов и районов создаются на основании соответствующего
распоряжения (Постановления), в соответствии с законодательными
актами Российской Федерации; рекомендациями и нормативными
документами МЧС России, с целью организации устойчивого управления
органами управления, силами и средствами ГО, РСЧС, непосредственно
из районов проведения мероприятий по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций. Технические системы управления, оповещения
и связи ГО создаются заблаговременно в мирное время.
5.2. Территориальная система централизованного оповещения ГО
области совершенствуется, поддерживается в постоянной готовности и
задействуется под руководством начальника гражданской обороны,
органов управления по делам ГО и ЧС, с участием служб оповещения и
связи ГОЧС области, городов и районов.
В целях поддержания в готовности системы оповещения ГО
проводятся технические проверки и организуется эксплуатационно -
техническое обслуживание.
Органы управления по делам ГО и ЧС планируют и проводят
технические проверки системы оповещения ГО своего и подчиненных
уровней управления на основании решения соответствующего
начальника гражданской обороны и утвержденных планов проверок.
Эксплуатационно - техническое обслуживание средств оповещения
организуется органами управления по делам ГО и ЧС и проводятся
предприятиями связи на договорных условиях.
Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально
опасных объектов и объектовые системы оповещения ГО создаются,
совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности и
задействуются под руководством соответствующего начальника
гражданской обороны объекта, с привлечением служб оповещения и
связи гражданской обороны. Зоны действия локальных систем
оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов
определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок использования для организации оповещения руководящего
состава ГО, РСЧС пейджинговых систем радиосвязи, определяется
соответствующим начальником гражданской обороны с привлечением
организаций, эксплуатирующих пейджинговые системы связи, на
договорных условиях.
5.3. Создание и поддержание в готовности систем
автоматизированного управления и обмена информацией (АИУС РСЧС),
осуществляется на основании решения соответствующего начальника
гражданской обороны и под руководством органов управления по делам
ГО и ЧС.
Состав, структура автоматизированных систем управления,
комплекс программно - технических средств определяются в
соответствии с рекомендациями и нормативными документами МЧС
России, администрации Челябинской области и исходя из конкретных
условий и особенностей организации управления подчиненными
структурами.
5.4. Создание, совершенствование систем связи, используемых в
интересах гражданской обороны, РСЧС осуществляется на основании
решения начальника гражданской обороны, под руководством органов
управления по делам ГО и ЧС, соответствующих служб оповещения и
связи ГО.
Порядок выделения каналов для органов управления ГО,
подсистемы РСЧС в особый период и при возникновении чрезвычайных
ситуаций определяется нормативными документами Минсвязи России,
согласованных с МСЧ России и другими структурами.
Услуги связи для органов управления по делам ГО и ЧС,
подсистемы РСЧС, предоставляется предприятиями связи на договорной
основе.
Поддержание в готовности элементов системы связи
осуществляется предприятиями связи на договорной основе, а также
специалистами связи соответствующих органов управления по делам ГО
и ЧС, РСЧС, предприятий производственной и социальной сферы.
6. Порядок финансирования
Финансирование мероприятий по созданию, совершенствованию
(реконструкции) и содержанию пунктов управления, технических
систем управления, оповещения и связи гражданской обороны,
осуществляется в соответствии с федеральными законами,
законодательными актами Челябинской области и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Заместитель Губернатора
Челябинской области
Г.Н.ПОДТЕСОВ
|