ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2001 г. N 127
О НАПРАВЛЕНИИ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ЗАПРОСА О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 9
И ПУНКТА 3 СТАТЬИ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ОТ 17 ДЕКАБРЯ 1998 ГОДА N 188-ФЗ
Законодательное собрание Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Направить в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о
проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 9 и
пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в
Российской Федерации" от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ.
Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.Ф.ДАВЫДОВ
В Конституционный Суд РФ
Заявитель: Законодательное собрание
Челябинской области
Адрес заявителя: 454009, Челябинск,
ул. Кирова, 114
Представлять интересы заявителя
в Конституционном Суде РФ
будет кандидат юридических наук
Четвертакова Елена Сергеевна,
полномочия определены доверенностью
Орган, издавший акт, подлежащий проверке:
Государственная Дума Федерального Собрания
Российской Федерации,
103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, 1
Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации,
103426, г. Москва, ул. Б. Дмитровка, 26
Нормы, дающие право на обращение в
Конституционный Суд РФ:
п. "а" ч. 2 ст. 125 Конституции РФ
и ст.ст. 36 и 84 Федерального
конституционного закона
"О Конституционном Суде
Российской Федерации"
от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ
Акт, подлежащий проверке:
отдельные положения пункта 2
статьи 9 и пункта 3 статьи 10
Федерального закона "О мировых
судьях в Российской Федерации"
от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ
(Собрание законодательства
Российской Федерации,
1998, N 51, ст. 6270;
Российская газета, 1998,
22 декабря, N 242)
Основания к рассмотрению запроса:
обнаружившаяся неопределенность
в вопросе о том, соответствуют
ли Конституции РФ отдельные
положения пункта 2 статьи 9
и пункта 3 статьи 10 Федерального
закона "О мировых судьях
в Российской Федерации"
от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ
ЗАПРОС
от 15 июня 2001 г. N 768/ВД
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ
ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 9 И ПУНКТА 3 СТАТЬИ 10
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" ОТ 17 ДЕКАБРЯ 1998 ГОДА N 188-ФЗ
В соответствии с частью 3 статьи 118 Конституции РФ судебная
система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и
федеральным конституционным законом. В настоящее время принят и
действует Федеральный конституционный закон "О судебной системе
Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ.
Согласно статье 4 указанного Федерального конституционного
закона в Российской Федерации действуют федеральные суды,
конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов
Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской
Федерации. При этом к судам субъектов Российской Федерации
относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской
Федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции
субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 124 Конституции РФ финансирование судов
производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать
возможность полного и независимого осуществления правосудия в
соответствии с федеральным законом. Аналогичная норма
предусмотрена пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного
закона "О судебной системе Российской Федерации", согласно
которому финансирование Конституционного Суда Российской
Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых
судей осуществляется на основе утвержденных федеральным законом
нормативов и указывается отдельными строками в федеральном
бюджете, а в соответствии с пунктом 3 этой же статьи проект
федерального бюджета в части финансирования судов разрабатывает
Правительство РФ во взаимодействии с председателями
Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного
Суда РФ, руководителем Судебного департамента при Верховном Суде
РФ и с Советом судей Российской Федерации. При наличии разногласий
Правительство РФ прилагает к проекту федерального бюджета
предложения соответствующих судов, Судебного департамента при
Верховном Суде РФ и Совета судей Российской Федерации вместе со
своим заключением.
В то же время на основании пункта 3 статьи 10 Федерального
закона "О мировых судьях в Российской Федерации" в нарушение
статьи 124 Конституции РФ материально - техническое обеспечение
деятельности мировых судей, в том числе финансирование аппарата
мировых судей, возложено на бюджет субъекта РФ.
В соответствии со статьей 32 Федерального конституционного
закона "О судебной системе Российской Федерации" аппарат суда
осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю
соответствующего суда, а работники аппарата суда являются
государственными служащими. Применительно к институту мировых
судей основная функция аппарата мирового судьи закреплена в статье
9 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации",
согласно которой аппарат мирового судьи обеспечивает его работу.
Таким образом, выделение средств на материально - техническое
обеспечение деятельности мировых судей (содержание помещений,
аппарата и т.д.) должно осуществляться из средств федерального
бюджета.
Вместе с тем, несмотря на то, что мировые судьи являются
судьями общей юрисдикции субъектов РФ, они входят в единую
судебную систему Российской Федерации, осуществляют правосудие
именем Российской Федерации и в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Кроме того, на мировых судей и членов их
семей распространяются гарантии независимости судей, их
неприкосновенности, а также материального и социально - бытового
обеспечения, установленные Законом РФ "О статусе судей в
Российской Федерации" и Федеральным законом "О дополнительных
гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов
Российской Федерации". Иными словами, мировые судьи являются
полноправными членами судейского сообщества Российской Федерации.
Изложенную позицию подтверждает буквальное прочтение
статьи 124 Конституции РФ: "Финансирование судов производится
только из федерального бюджета ...", то есть речь идет о
финансировании в целом и судей, и аппарата, обеспечивающего работу
судей.
С учетом изложенного, пункт 3 статьи 10 Федерального закона "О
мировых судьях в Российской Федерации" противоречит статье 124
Конституции РФ и не подлежит действию из-за неконституционности.
Как следствие вышеизложенного, пункт 2 статьи 9 названного
Федерального закона также считаем противоречащим Конституции РФ,
поскольку при решении вопроса об отнесении работников аппарата к
категории государственных служащих Российской Федерации либо к
категории государственных служащих субъекта Российской Федерации
(как это в настоящее время установлено в пункте 2 статьи 9
Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации")
необходимо учитывать в том числе, за счет каких средств им
выплачивается денежное вознаграждение.
Руководствуясь статьями 84 - 87 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Законодательное собрание Челябинской области просит
Конституционный Суд Российской Федерации
признать противоречащими Конституции Российской Федерации
положения пункта 2 статьи 9 и пункта 3 статьи 10 Федерального
закона "О мировых судьях в Российской Федерации".
Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.Ф.ДАВЫДОВ
|