ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОКЛАД
от 26 апреля 2001 года
ДЕПУТАТАМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 ГОД И ЗАДАЧАХ,
ПОСТАВЛЕННЫХ В ЕЖЕГОДНОМ ПОСЛАНИИ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РФ"
Уважаемые депутаты Законодательного собрания!
Уважаемые товарищи!
Считаю необходимым отметить, что настоящий доклад является
продолжением и развитием комплексного Отчета перед избирателями
области, который массовым тиражом был опубликован в конце прошлого
года. В этом документе был проведен всесторонний анализ
деятельности исполнительной власти за первый период ее полномочий,
в том числе и минувший год. Кроме того, в Отчете была представлена
Программа конкретных дел на 2001 год и ближайшее пятилетие. Все ее
положения остаются в силе.
Другое дело, что истекшие четыре месяца были наполнены
динамикой, требующей и дополнений, и уточнений отдельных подходов
к социально - экономическому развитию Челябинской области.
Жизнь не стоит на месте. Очень серьезные процессы идут как в
масштабах страны, так и в масштабах нашего региона. Не замечать их
или не реагировать на новую ситуацию мы не имеем права.
Особенно это касается Послания Президента России Владимира
Владимировича Путина, которое является обязательной
конституционной нормой, а следовательно - безусловной
стратегической директивой для государственной власти всех ветвей и
уровней. Да и для общества тоже.
В конце минувшего года мы у себя подвели итоги выполнения
предыдущего Послания Президента и вышли на центральную власть с
предложениями о механизме реализации подобных всеобъемлющих
документов. Наши предложения приняты во внимание, сам Владимир
Владимирович Путин во время визита в наш регион в декабре 2000
года отметил, что в Челябинской области накоплен опыт
консолидации, опыт согласования интересов государства, граждан,
общества в целом и бизнеса. А это было одной из главных задач,
поставленных в первом Послании.
В новом Послании Президента выстроена целая система
приоритетов, необходимость которых диктует время. В плане
дальнейшего укрепления государственности выдвинута задача четкого
законодательного определения полномочий центра и субъектов
Федерации; наведения порядка в системе территориальных структур
федеральных органов власти, в межбюджетных отношениях; решения
проблем на уровне взаимоотношений "глава региона - мэр".
В экономической, социальной политике жестко обозначены
проблемы прогрессирующего экономического отставания, проедания
национальных ресурсов, налоговых обязательств, защиты интересов
людей и укрепления их доверия к власти.
Считаю, что через призму этих и других установок президента мы
и должны рассматривать сегодня ситуацию в области, определить
дополнительные ориентиры в своей работе.
Этой же работой в настоящее время занят второй экономический
форум области, открывшийся вчера. Там обсуждалась стратегия
развития области до 2010 года в свете Послания Президента.
I
Безусловно, вновь придется, хотя бы вкратце, вернуться к
основным экономическим итогам прошлого года. В условиях
посткризисной ситуации он был для нас одним из самых
благоприятных. Объемы промышленного производства и товаров
народного потребления выросли соответственно на 18 и 12,5
процента, инвестиции в основной капитал - на целую четверть.
В 2000 году удалось придать дополнительный импульс
восстановлению разрушенных хозяйственных связей между
региональными производителями; в два раза увеличить прибыль;
ввести в строй несколько десятков новых высокотехнологичных
предприятий и агрегатов.
Исполнение бюджетных назначений составило в отчетный период
144,6 процента.
В соответствии с поправками, принятыми депутатами
Законодательного собрания в областной закон о бюджете,
дополнительные доходы были направлены на опережающее повышение
зарплаты бюджетникам, на укрепление социальной сферы, в том числе
системы образования и медицины, подготовку коммунальных и
социальных объектов к работе в зимних условиях, наконец, на
погашение кредиторской задолженности.
Впервые, начиная с 1998 года, в 2000 году удалось достичь
роста реальных доходов населения и реальной заработной платы.
Значительно улучшилась ситуация на потребительском рынке и на
рынке труда.
Все это, разумеется, результат общего труда жителей области.
Итоги совместных усилий производственных и научных коллективов,
руководителей предприятий и бизнеса, глав городов и районов,
депутатов всех уровней, государственных служащих, политиков,
технической и творческой интеллигенции.
Я искренне благодарю всех южноуральцев за их неоценимый вклад
в возрождение нашего края, за уральскую выдержку и трудолюбие.
В то же время нам надо трезво и всесторонне оценивать как
успехи, так и недостатки. Достигнутое удовлетворяет нас не вполне.
Уровень жизни людей остается низким. В экономике сохраняются риски
и конъюнктурные факторы.
В своем Послании Президент открыто говорит, что "в последние
месяцы вызывает беспокойство ухудшение ряда ключевых экономических
показателей, особенно - на фоне неустойчивого развития мировой
экономики. Пока мы находимся в полосе лишь относительной
экономической стабильности. В конце прошлого года рост замедлился.
Условия, обеспечивающие его устойчивость, к сожалению, так и не
созданы".
Эти слова целиком и полностью можно отнести и к ситуации в
нашей области, которая прогнозировалась. Она не была для нас
неожиданной. Уже в четвертом квартале прошлого года наблюдалась
тенденция к замедлению роста объемных показателей в
промышленности, произошло снижение рентабельности предприятий,
значительно выросли объемы кредиторской задолженности.
Что же случилось? Была ли допущена политическая,
экономическая, организационная ошибка, о которой без устали
твердят политические банкроты и, по словам которых, область вновь
рухнула в пропасть?
Чтобы ответить на эти вопросы, важно, во-первых, подчеркнуть,
что замедление темпов - это не поворот вспять, как кое-кто
пытается представить это понятие и пугать им остальных. Суммарно
за два предыдущих года объем промышленного производства вырос в
Челябинской области более чем на одну треть, а внутренний
региональный продукт на 18 процентов! Это в два с лишним раза
больше, чем по России.
В текущем году рост продолжается. Естественно, не такими
темпами (1,2 процента), что тоже понятно. Но к концу года он
достигнет 5 - 7 процентов, как и прогнозировалось.
Во-вторых, важно подчеркнуть, что причины замедления
экономического роста в Челябинской области в основном
соответствуют тем, которые обозначились в общероссийском масштабе.
Это - тарифное и ценовое давление естественных монополистов,
за счет чего промышленность только нашей области в текущем году
получит 7-процентный рост издержек в себестоимости продукции, что
в денежном выражении составляет 10,3 млрд. рублей.
Это - искусственное занижение Центральным банком России курса
доллара по отношению к рублю, в результате которых теряется
конкурентоспособность предприятий - экспортеров даже на внутреннем
рынке.
И, наконец, это - деформированная структура производственного
потенциала, в особенности таких областей, как Челябинская.
Структура, более чувствительная к изменениям конъюнктуры.
У нас доля такой наиболее чувствительной к конъюнктурным
колебаниям отрасли, как черная и цветная металлургия, значительно
выше, чем в большинстве регионов России.
В целом доля металлургической продукции составляет у нас почти
60 процентов от валового регионального продукта. В рамках ценового
обвала, когда стоимость электроэнергии возросла на 40 процентов,
угля - на 43, газа - на 63 процента, а черного металла на 29,
цветного - на 9, можно представить, какой урон несет Челябинская
область.
II
Тем не менее перечисленные аргументы только подтверждают
необходимость дальнейшей оптимизации промышленной политики и
проведение ее с учетом условий, выдвигаемых рынком.
Если сегодня мы не начнем действовать, подчеркнул президент,
завтра можно войти в длительную экономическую стагнацию.
Эффективную рыночную структуру, в том числе отраслевую, надо
строить. Строить, исходя из приоритетных целей развития,
технологических, трудовых, кадровых и природных ресурсов. Только
тогда экономика будет развиваться устойчиво.
Проанализировав ситуацию, правительство области принимает
сейчас ряд довольно серьезных мер, которые позволят смягчить
конъюнктурные последствия в реальном секторе экономики.
На прошлой неделе был уточнен и дополнен План первоочередных
мер на текущий год.
В соответствии с Планом, в реальном секторе экономики в
текущем году будет продолжена работа по оздоровлению и
восстановлению платежеспособности убыточных предприятий, которые
производят около 5 процентов промышленной продукции, но это
немалый резерв! Уделяется особое внимание возрождению военно -
промышленного комплекса и тем проблемным предприятиям, которые
были когда-то символом уральского машиностроения.
Реструктуризация промышленности начнется на основе
кооперационно - технологических связей, в том числе через создание
холдингов и комплексов. Сейчас ведется работа по созданию
крупнейшего холдинга при участии Магнитогорского металлургического
комбината и машиностроительных предприятий области. Уральский
автомобильный завод намерен войти в мощный автомобильный холдинг
общероссийского значения. Прорабатываются проекты других холдингов
и концернов.
Именно в таком разрезе будет решаться и энергетическая
проблема. В области будет создана топливно - энергетическая
компания, о чем достигнута договоренность с РАО ЕЭС. Компания
объединит интересы энергетиков, угольщиков и промышленников. В
этом мы видим реальную реструктуризацию "Челябинскугля".
Она должна быть основана на реальном обновлении производства,
прозрачном ценообразовании, удовлетворении областных потребностей
в угле, решении социальных проблем в шахтерских городах.
Одновременно правительство области будет развивать собственные
эффективные источники электроэнергии. В первую очередь это
относится к завершению строительства второго энергоблока ТЭЦ-3.
Договоренность с руководством РАО ЕЭС также достигнута.
В оживлении экономики большая роль принадлежит малому бизнесу,
от которого только в прошлом году в бюджеты всех уровней поступило
1,6 млрд. рублей.
Сегодня в этой сфере вместе с индивидуальными
предпринимателями заняты 286 тысяч человек, или на 9 процентов
больше, чем год назад, но ее развитие прежде всего сдерживается
административными барьерами. Президент поставил задачу
дерегулирования экономики, ослабления бюрократического давления на
бизнес, которую надо выполнять. Причем важная роль в этом
принадлежит депутатам, поскольку от нас с вами зависит состояние
нормативной базы, регулирующей отношение власти и
предпринимателей.
Со своей стороны исполнительная власть наводит порядок в
лицензировании, уточняет перечень и полномочия контрольно -
надзорных инстанций, предпринимает другие меры снижения барьеров
входа в рынок. Уже сейчас региональные лицензии на 29 видов
деятельности можно получить в одном центре - в комитете экономики
правительства.
Никакая экономика, социальная сфера не будут развиваться без
инвестиций. Это проблема проблем, в основе которой лежит высокий
риск, связанный с неисполнением контрактов и неразвитой
инфраструктурой финансового рынка. В президентском Послании это
подчеркнуто.
За прошлый год объем инвестиций в основной капитал составил у
нас без малого 23 млрд. руб., что почти на четверть превышает
уровень 1999 года. Введены мощности на 50 новых промышленных
объектах и агрегатах.
Многое из этого сделано за счет собственных средств
предприятий, внутренних и внешних заимствований. Из бюджета
области на капитальное строительство выделен один млрд. рублей
(без расходов на дорожное строительство). Приоритетными
направлениями были жилищное строительство (по темпам роста
которого область вышла на первое место в Уральском регионе),
газификация, инженерное и дорожное обустройство городов и районов,
техническое перевооружение (реконструкция) предприятий. В текущем
году эти направления сохранятся. По-прежнему будет вестись
газификация, строительство и реконструкция водопроводов,
канализационных систем, жилья на селе, дорог, в том числе в
Челябинске, Магнитогорске и в других городах и районах.
Намечено строительство восьми общеобразовательных школ, пять
из которых будут пусковыми. Будет продолжено сооружение 17
объектов здравоохранения. За счет всех источников финансирования
будет возведено не менее 700 тысяч квадратных метров жилья.
В условиях дефицита бюджетных средств правительство нашло
способ привлечения дополнительных финансовых ресурсов для
инвестиционной деятельности. На конкурсной основе определены
предприятия, которым оказывается государственная поддержка в форме
компенсации части процентной ставки за пользование кредитами
коммерческих банков на инвестиционные проекты.
Реализация этих проектов увеличит объемы налоговых поступлений
в бюджеты на сумму более 200 млн. рублей, позволит создать 670
новых рабочих мест. Такой вид государственной поддержки при
бюджетных затратах в 20 млн. рублей позволит привлечь
дополнительные ресурсы в объеме свыше 300 млн. рублей.
В соответствии с Планом первоочередных мер правительство
области продолжало и будет продолжать поддерживать
агропромышленный комплекс, поскольку в основном свое село
обеспечивает продовольственными ресурсами область. Для такого
индустриального региона, как наш, это довольно редкая ситуация,
которую мы должны ценить.
В области принят и реализуется целый ряд областных законов,
направленных на поддержку аграрного сектора. Выполняется, как уже
было сказано, программа газификации села. Только за 2000 год на
селе газифицировано 26500 домов и квартир, большая часть на селе.
Это дало экономию бюджетных средств только за один отопительный
сезон свыше 300 млн. рублей, не считая комфорта, который пришел в
дома. В текущем году на газ будет переведено 19 котельных и
газифицировано 10 тысяч домов и квартир, в том числе в Октябрьском
и Нязепетровском районах.
Функционирует инвестиционный фонд поддержки села, из средств
которого в прошлом году селянам на приобретение зерноуборочных
комбайнов, строительство и реконструкцию молочных заводов и теплиц
выделено 67 млн. рублей. По областному лизинговому фонду в 2000
году приобретено 309 зерноуборочных комбайнов, в I квартале 2001
года закуплено еще 58 машин.
Областные дотации и компенсации на элитное семеноводство,
племенное животноводство, ветеринарную службу, приобретение кормов
в 2000 году составили 289 млн. рублей.
Кроме того, в области работает система льготного кредитования
села, благодаря которой селяне в прошлом году получили 230 млн.
рублей кредитов.
В целом на производственные нужды агропромышленному комплексу
из областного бюджета было выделено 866 млн. рублей, в том числе
612 - на возвратной основе. Однако кредиты были возвращены не все.
Это лишнее свидетельство не только глубины падения отрасли в годы
реформ, но и уровня иждивенческих настроений, которые по-прежнему
культивируются у многих еще сельских руководителей.
Но главное не в этом. Мы убедились в том, что кредитование
всех подряд не дает результатов, не дает отдачи, особенно от
слабых хозяйств.
В лучшем случае средства неэффективно используются в
производстве, в худшем - достаются посредникам или разворовываются
местным начальством. В любом варианте рядовым сельчанам ничего не
перепадает, они вынуждены надеяться и надеются только на себя, на
свое подворье.
Поэтому главная задача на текущий и последующие годы -
эффективное использование финансовых и материальных ресурсов,
повышение урожайности и продуктивности. Целесообразно ли,
например, засевать 1,5 млн. гектаров, когда разброс в урожае - от
5 до 40 центнеров. Надо бороться за урожай, а не за площади.
Сейчас мы начали активно создавать интегральные структуры,
которые позволят собрать основные средства и имущество нескольких
хозяйств под единое руководство, способное выстроить производство
по-новому.
В Аргаяшском районе такой структурой стала агрофирма "Аргаяш",
в Карталинском - ТОО "Полтавское", в Уйском - ТОО "Исток", в
Увельском - "Агро-Ариант" и т.д. Все они присоединили к себе
беспомощные, почти развалившиеся хозяйства, которые были доведены
до такого состояния ложными представлениями о всемогуществе рынка
и бездарностью руководства. С каждым годом все активнее идет
работать в село капитал предприятий и организаций и
предпринимателей области, в том числе "Ариант", ЧФСК, КХП им.
Григоровича, Кыштымский медеэлектролитный завод.
Для концентрации государственных ресурсов на ключевых
направлениях развития агропромышленного производства нами
разработана областная целевая программа стабилизации
сельскохозяйственного производства и функционирования
агропромышленного комплекса области до 2005 года. В ней особое
внимание уделяется восполнению материальных и финансовых ресурсов,
подготовке и переподготовке кадров, их государственной поддержке.
Самая главная задача сегодня - это, конечно же, посевная.
Проделана немалая работа. Заготовлены семена, организована
поставка минеральных удобрений, накоплены ресурсы горюче -
смазочных материалов. Еще в прошлом году была выстроена и
оправдала себя одна из моделей финансирования посевных программ,
цель которой - без посредников выделить хозяйствам кредитные
ресурсы. Только на снижение ставки рефинансирования по этой модели
выделено из бюджета области 15 млн. рублей.
На село направлены и другие финансовые потоки. Отдельные
кликушеские заявления о том, что область чуть ли не провалила
посевную, не оправдаются.
Мы помогали и будем помогать селу создавать собственные
оборотные ресурсы. Начата комплексная реструктуризация
задолженности. Сегодня она превышает 7 млрд. рублей, при годовой
выручке - чуть более 4 млрд. рублей. На прошлой неделе я
договорился с Чубайсом А.Б. об энергетической составляющей этой
задолженности. Уже создана рабочая группа, готовится график на
семь лет.
В этом году также планируется завершение передачи объектов
социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельхозпредприятий в
муниципальную собственность, что позволит снизить ежегодные
издержки хозяйств на 160 млн. рублей.
В плане рассмотрения аграрных проблем нельзя умолчать и о
таком архиважном вопросе, как вопрос о земле. Последние решения
центра принять на этот счет только рамочный федеральный закон
можно приветствовать, поскольку Россия - это очень сложная
этносоциальная и территориальная структура. Единым аршином ее
очень опасно мерить. Каждый субъект Федерации должен определиться
сам с учетом всей специфики земельных отношений, сформировавшихся
в нем.
Это, безусловно, налагает серьезную ответственность как на
исполнительную власть, так и на законодательную. Да и научная
общественность должна подключиться к решению этой проблемы. Уже
сегодня нужно нарабатывать принципы областного закона о земельных
отношениях, учитывая не только российский, но и мировой опыт.
Полагаю, нам надо с осторожностью отнестись к заявлениям, что
главная задача России в земельной реформе - создать крупного
землевладельца. На нашей уральской земле практиковались разные
формы земельных отношений - от родовых, общинных, казачьих,
заводских, казенных и до частных. Надо все внимательно изучить и
также с учетом этого начинать наработки областного закона.
III
Переходя к бюджетным вопросам, сразу же подчеркну, что в
прошлом году область вновь подтвердила статус бюджетодостаточного
региона. Сумма налоговых платежей в бюджетную систему всех уровней
составила более 36 млрд. рублей, в том числе в консолидированный
бюджет области (без ЗАТО) - 15 млрд.
Стабильное выполнение собственных доходов по всем уровням
бюджетов дало нам возможность не только профинансировать все
бюджетные назначения, но и решить частично проблемы прошлых лет.
В текущем году, вы это хорошо знаете, формирование доходов
областного бюджета проходит в условиях изменения бюджетного и
налогового законодательства. Измененная налоговая пропорция
предполагает около 60 процентов налоговых платежей зачислять в
федеральный бюджет, тогда как еще в 2000 году все было наоборот.
В результате - некомпенсируемые доходы бюджетов области по
итогам года составят более одного миллиарда рублей. Потеряем 8,5
процента годового объема территориального бюджета.
Мы поставили перед федеральным центром вопрос о необходимости
жесткого юридического закрепления налоговой базы регионов в
отдельном федеральном законе о межбюджетных отношениях,
устанавливающем процент зачисления налогов по уровням бюджета.
Этим будет достигнута главная цель - стимулирование регионов к
саморазвитию и восстановление доверия к центру.
Правительство области продолжит реструктуризацию кредиторской
задолженности юридических лиц перед областным и местными
бюджетами, восполнит за счет этого часть выпадающих доходов.
Привлечем акцизы по алкогольной продукции, производимой за
пределами области и реализуемой через акцизные склады. Ужесточим
налоговый контроль.
В 2000 году впервые, начиная с 1998 года, удалось достичь
роста реальных доходов населения на 14 процентов. Рост реальной
заработной платы превысил рост промышленного производства и
составил 19 процентов.
С увеличением реальных располагаемых доходов населения
улучшилась ситуация на потребительском рынке и на рынке труда
(уровень безработицы самый низкий в регионах Большого Урала),
возросла численность занятых в экономике области.
На содержание учреждений социальной сферы и объектов жилищно -
коммунального хозяйства правительство в прошлом году направило из
консолидированного бюджета 11 млрд. рублей, или 67,8 процента из
общего объема расходов. В опережающем порядке была повышена на 20
процентов зарплата бюджетникам, несколько раз индексировались
пенсии, увеличены размеры стипендий.
В два раза сокращены долги по детским пособиям
малообеспеченным семьям, за методическую литературу работникам
образовательных учреждений, погашена кредиторская задолженность по
расчетам за коммунальные услуги и за капитальные ремонты в
социальной сфере.
В этом году планируются очередные повышения пенсий с учетом
последних президентских решений. На 20 процентов будет повышена
зарплата работникам бюджетных организаций. Пройдет реорганизация
центров социальной помощи в комплексные центры социального
обслуживания населения. Будут созданы управления социальной защиты
в городах и районах.
В первом квартале напряженность в социальной сфере значительно
возросла.
Причиной явился резкий скачок инфляции, который испытала как
вся Россия в целом, так и наша Челябинская область.
Темпы роста цен на потребительском рынке в 2,2 раза превысили
темпы соответствующего периода прошлого года. Понятно, что в
основном услуги выросли из-за роста тарифов и цен на продукцию
естественных монополистов.
В этих непростых условиях правительство области создало
Экспертный Совет, который будет отныне рассматривать объективность
всей ценовой и тарифной политики, проверит экономическую
обоснованность уже состоявшегося повышения тарифов и цен на ряд
услуг естественных и локальных монополистов. Легче всего повышать
цены. Надо добиваться эффективности работы снижением издержек, как
это сделано в коммунальном хозяйстве города Южноуральска, где
расходы сокращены на 40 процентов; энергосберегающими
технологиями, переходом на газ и т.д.
Внимание правительства будет направлено и на реализацию
"Программы государственных гарантий по обеспечению населения
Челябинской области бесплатной медицинской помощью".
В прошлом году в рамках "Областной территориальной программы
государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной
медицинской помощью" за счет областного бюджета и фонда
медицинского страхования на обеспечение лечебных учреждений было
выделено 700 млн. рублей. Поставлено 80 санитарных автомобилей. В
рамках программы "Дети Южного Урала" для детских медицинских
учреждений приобретено оборудование на 23 млн. рублей.
Завершен четырехлетний цикл дополнительной иммунизации детей
трехлетнего возраста против полиомиелита, область получила
сертификат Всемирной организации здравоохранения как территория,
свободная от полиомиелита. Все это вместе взятое позволило снизить
детскую смертность с 17,1 в 1999 году до 15,9 в прошлом, а
материнскую - более чем в два раза.
В текущем году работа по улучшению здравоохранения будет
усилена. Завершится оснащение хирургического корпуса областной
больницы, второй очереди поликлиники в Курчатовском районе
Челябинска, здания судебно - медицинской экспертизы. Продолжится
строительство межрайонного онкологического диспансера в
Магнитогорске, родильных домов в Златоусте, Южноуральске, Кусе,
лечебных учреждений в Еткульском, Брединском, Уйском районах.
Будет принято несколько программ, в том числе и по
"Профилактике СПИД-ВИЧ инфекции".
В соответствии со стратегией улучшения лекарственного
обеспечения, утвержденной на прошлой неделе, за счет всех
источников финансирования увеличатся средства на обеспечение
лекарственными препаратами медучреждений. Только на отпуск
лекарственных средств на льготных условиях для ветеранов и
инвалидов денег будет выделено 220 млн. рублей, то есть в 4 раза
больше.
Причем мы считаем, что либерализация закупа и поставки
жизненно важных лекарственных средств несвоевременна. Как и в
прошлом году, это будет делаться централизованно, что позволяет не
только брать лекарства по оптимальным ценам, проводить
выравнивание объемов финансирования во всех территориальных
образованиях, но и гарантировать доступность таких лекарств.
Президент России в своем Послании совершенно справедливо
отметил, что "нарастание платности порождает скрытую
коммерциализацию государственных и муниципальных больниц и
лечебниц. На основе сети бюджетных медучреждений сформировалась
скрытая, но почти узаконенная система платной медицинской помощи,
в которой царит произвол и нет вообще никакой справедливости".
У нас тоже имеются такие факты. Правительство области ставит
на этот год задачу преодолеть в рамках единой системы медико -
социального страхования дефицит финансовых ресурсов лечебных
учреждений. Будут обеспечены государственные гарантии
предоставления населению базовых медицинских услуг в полном
объеме.
Не менее важным приоритетом правительства и депутатов
Законодательного собрания является работа по совершенствованию
системы образования, развитие культуры, спорта, экологического
сознания.
Что касается образования, то прошлый год стал завершающим по
выполнению Программы его развития, начатой еще в 1996 году.
Сделано много, но главное - сохранено единое образовательное
пространство и приемлемое его качество, не только не разрушена, но
и приращена материальная база.
Только в 2000 году введено в строй восемь новых школ, запущена
целевая Программа информатизации системы образования Челябинской
области, создано 146 учебных центров информационных технологий.
Вузам области на укрепление материально - технической базы
направлено около 40 млн. рублей. Здесь сегодня обучается 118 тысяч
студентов. Такого количества студентов в истории региона еще не
было.
По числу медалистов наша область ежегодно превышает показатели
Москвы и Московской области. Считаю необходимым сделать несколько
замечаний по поводу предстоящей реформы образования.
Мы не должны опрометчиво рушить накопленный опыт, надо
достаточно осторожно относиться к разным нововведениям. Я имею в
виду распропагандированный принцип единого экзамена и право
учащегося самому выбирать школу, высшее учебное заведение, которые
в зависимости от этого будут получать деньги.
Эта своеобразная ваучеризация образования хороша в пределах
Садового Кольца или Московской кольцевой дороги. Четыре года назад
в открытом письме к Президенту я уже высказывался о пагубности
сокращения высших учебных заведений в регионах России, что, к
счастью, не состоялось. Сегодня есть основания ставить под
сомнение отдельные предложения новой образовательной реформы.
Недавно мы вручали областные гранты группе ученых, работающих
в фундаментальной науке, в высшей школе, и убедились в том, как
предельно бережно надо относиться к реформам в образовании и
науке. У нас - золотые научные кадры. Они готовились хорошей
образовательной системой.
Переходя к экологическим проблемам, в первую очередь
подчеркну, что в условиях нашей области внимание к ним должно быть
предельно высоким, но выливаться в дела, а не в крики.
В минувшем году мы завершили первую целевую "Программу
природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки
области на 1997 - 2000 годы". За счет всех источников
финансирования выполнено природоохранных мероприятий на сумму 1,7
млрд. рублей, завершено строительство 40 природоохранных объектов,
количество выбросов в атмосферу сократилось на 41 тысячу тонн в
год, а твердых отходов - на 620 тысяч тонн.
В текущем году Законодательное собрание утвердило новую
предложенную правительством области Программу, которая рассчитана
до 2005 года, и она будет выполнена. Суммарно цена ее реализации
составит более одного миллиарда рублей.
IV
Уважаемые товарищи! Послание Президента России Федеральному
Собранию делает особый акцент на укрепление законности, приведение
регионального законодательства в соответствие с федеральным. В
этом направлении немало делается. Наши законы и нормативные акты
все приведены в соответствие с Конституцией РФ, Российским
законодательством. Совместно будем наводить порядок в
муниципальном нормативном творчестве, укреплять материальную базу
правоохранительных органов. В прошлом году достигнуто снижение
отдельных видов преступлений, активнее пошла борьба с
наркодельцами, проведены антитеррористические мероприятия, а сотни
сотрудников правоохранительных органов области защищали интересы
России в Чечне. Многие из них проявили героизм, получили ранения.
К великому горю, есть и погибшие.
Нам много еще предстоит сделать, чтобы решить все проблемы
безопасности граждан. Борясь с преступностью, мы должны бороться
не только со следствием, но и с причиной, которая лежит в
социально - экономической и психологической плоскостях.
И здесь большая ответственность лежит как на органах власти
всех уровней, так и на руководителях предприятий, профсоюзах,
участниках бизнеса, работодателях. Чем больше экономическая и
социальная защищенность людей, тем больше законопослушания и
порядка с их стороны.
Завершая доклад, скажу, что искренне надеюсь на деловое
сотрудничество с новым составом Законодательного собрания.
Народ избрал достойных, опытных людей, специалистов,
профессионалов своего дела, а не политиканов. Нам нечего с вами
делить. Задача исполнительной и представительской ветвей власти
одна - служить людям, укреплять экономику и социальную сферу,
создавать в обществе оптимистический, созидательный климат.
Надеюсь, что сообща мы с этой задачей справимся.
Благодарю за внимание!
|