ГЛАВА ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2001 г. N 439-п
О КОМПЛЕКСЕ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ
НА ПЕРИОД 2001 - 2005 ГОДОВ
Руководствуясь Законом Российской Федерации N 120-ФЗ от
24.06.1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних", в целях повышения уровня
защиты прав и интересов детей в основных сферах их
жизнедеятельности, преодоления тенденции роста безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, создания условий для пресечения
насилия в отношении детей, а также совершенствования существующей
в городе системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить целевую программу комплексных мероприятий по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в
городе Челябинске на 2001 - 2005 г.г. (Приложение N 1).
2. Рекомендовать Главам районных администраций разработать
территориальные программы по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних на период до 2005 года.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить
на заместителя Главы города по социальным вопросам Т.Л Харисову.
Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ
Приложение N 1
к постановлению
Главы города Челябинска
от 16 апреля 2001 г. N 439-п
КОМПЛЕКС
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ГОРОДЕ
ЧЕЛЯБИНСКЕ НА ПЕРИОД 2001 - 2005 ГОДОВ
Паспорт
городской целевой программы
комплексных мероприятий по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
в городе Челябинске на период 2001 - 2005 годов
---------------------T--------------------------------------------
|Полное наименование |Городская целевая программа комплексных |
|программы |мероприятий по профилактике безнадзорности |
| |и правонарушений несовершеннолетних в |
| |городе Челябинске на период 2001 - |
| |2005 г.г. |
+--------------------+-------------------------------------------+
|Условное (краткое) |"Профилактика безнадзорности и |
|наименование |правонарушений несовершеннолетних" |
|программы | |
+--------------------+-------------------------------------------+
|Основания для |1. Закон Российской Федерации N 120-ФЗ от |
|решения о разработке|24.06.1999 г. "Об основах системы |
|программы |профилактики безнадзорности и |
| |правонарушений несовершеннолетних"; |
| |2. Завершение сроков исполнения |
| |Постановления Главы администрации города |
| |Челябинска N 52 от 18.01.1999 г. "О |
| |городской программе комплексных мероприятий|
| |по профилактике безнадзорности и |
| |правонарушений несовершеннолетних на 1999 -|
| |2000 г.г." |
+--------------------+-------------------------------------------+
|Муниципальный |Администрация города Челябинска, 454113, |
|заказчик |пл. Революции, 2. |
| |Глава города - В.М. Тарасов, тел. 33 38 05.|
+--------------------+-------------------------------------------+
|Руководитель |Заместитель Главы города по социальным |
|городской целевой |вопросам - Т.Л. Харисова, Председатель |
|программы |Комиссии по делам несовершеннолетних, |
| |защите их прав, тел. 66 61 92. |
+--------------------+-------------------------------------------+
|Основные |- Комиссия по делам несовершеннолетних, |
|разработчики |защите их прав; |
|программы |- Управление социальной зашиты населения; |
| |- Управление по делам образования; |
| |- Управление внутренних дел; |
| |- Управление по делам молодежи; |
| |- Управление здравоохранения; |
| |- Челябинский городской центр занятости |
| |населения. |
+--------------------+-------------------------------------------+
|Сроки реализации |2001 - 2005 г.г. |
|программы | |
+--------------------+-------------------------------------------+
|Цель программы |Совершенствование существующей в городе |
| |Челябинске системы профилактики |
| |безнадзорности и правонарушений |
| |несовершеннолетних, повышение уровня защиты|
| |прав и интересов детей в основных сферах |
| |жизнедеятельности. |
+--------------------+-------------------------------------------+
|Ожидаемые результаты|- формирование предпосылок к стабилизации |
| |состояния преступности несовершеннолетних; |
| |- повышение эффективности социально - |
| |реабилитационной работы с дезадаптивными |
| |детьми, а также подростками, совершающими |
| |противоправные действия; |
| |- усиление координации деятельности органов|
| |и учреждений, осуществляющих профилактику |
| |безнадзорности, правонарушений |
| |несовершеннолетних. |
+--------------------+-------------------------------------------+
|Финансирование |Финансовое обеспечение программы |
| |осуществляется за счет средств текущего |
| |финансирования субъектов городской системы |
| |профилактики безнадзорности и |
| |правонарушений несовершеннолетних. |
+--------------------+-------------------------------------------+
|Система мероприятий |1. Организационные мероприятия, |
|по реализации |направленные на профилактику безнадзорности|
|программы |и правонарушений несовершеннолетних: |
| |1.1. Меры социальной профилактики по защите|
| |несовершеннолетних в сфере образования, |
| |труда, быта, организации досуга. |
| |1.2. Меры виктимологической профилактики, |
| |направленные на формирование безопасного |
| |образа жизни несовершеннолетних и снижение |
| |риска стать жертвой преступления. |
| |1.3. Правовое воспитание. |
| |1.4. Криминологическая профилактика, |
| |предусматривающая ослабление факторов |
| |преступности. |
| |2. Развитие сети социально - |
| |реабилитационных учреждений. |
| |3. Информационно - аналитическое |
| |обеспечение программы. |
| |4. Методическое и кадровое обеспечение |
| |программы. |
+--------------------+-------------------------------------------+
|Система организации |1. Проверки деятельности органов и |
|контроля за |учреждений городской системы профилактики |
|выполнением |безнадзорности и правонарушений |
|программы |несовершеннолетних по выполнению программы.|
| |2. Предоставление справок и аналитических |
| |материалов о результатах осуществления |
| |контроля за выполнением программы |
| |Заместителю Главы администрации города, |
| |Председателю Комиссии по делам |
| |несовершеннолетних, защите их прав. |
| |3. Обсуждение вопросов об организации |
| |работы по реализации программы и ее |
| |результатах на Заседаниях Комиссии по делам|
| |несовершеннолетних, защите их прав. |
| |4. Информационные записки Главе города о |
| |ходе выполнения программы. |
L--------------------+--------------------------------------------
Основные понятия, термины
Городская целевая программа комплексных мероприятий по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
(далее по тексту - "Программа") является одной из форм реализации
государственной политики в сфере обеспечения защиты человека и
общества от преступных посягательств.
Для целей настоящей Программы применяются следующие понятия:
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением
которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или)
содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо
должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и
(или) места пребывания;
девиантное поведение - поведение, характеризующееся
устойчивым, повторяющимся нарушением социальных норм и правил;
поступки, действия человека, не соответствующие официально
установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам
и правилам;
дезадаптация социальная - следствие деформации процесса
социализации ребенка, проявляющееся в его рассогласованности с
традициями, нормами, правилами, законами, принятыми в обществе; в
отклоняющемся поведении, искажении личностных структур (идеалов,
установок, ценностей); в разрыве социальных связей и отношений со
значимыми для ребенка людьми; в ограничении способности выполнять
социальные функции; в сужении круга или ослаблении интенсивности
ведущих видов деятельности, необходимых для социализации детей, -
игры, познания, труда, общения;
несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении,
(группа социального риска) - лица в возрасте до восемнадцати лет,
которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в
обстановке, представляющей опасность для их жизни, здоровья или не
отвечающей требованиям к их воспитанию, содержанию, либо совершают
правонарушения или антиобщественные действия;
семья, находящаяся в социально опасном положении, (группа
социального риска) - семья, имеющая детей, находящихся в социально
опасном положении, а также семья, где родители (законные
представители) несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей
по их воспитанию, обучению, содержанию и (или) отрицательно влияют
на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических
и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и
условий, способствующих безнадзорности, беспризорности,
правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних,
осуществляемых в целях своевременного выявления несовершеннолетних
и их семей, входящих в группу социального риска, организации
предупреждения правонарушений среди этих лиц, их исправления и
приспособления к принятым в обществе правилам и нормам поведения;
реабилитационное пространство - территориальная система
ведомств, служб, учреждений и общественных организаций,
осуществляющих во взаимодействии профилактику и реабилитацию
дезадаптированных детей и подростков.
Список сокращений, принятых в программе:
КДН ЗП - Комиссия по делам несовершеннолетних, защите их прав
УСР - Управление социальной защиты населения
УО - Управление по делам образования
УВД - Управление внутренних дел
ПДН - подразделение по делам несовершеннолетних
УДМ - Управление по делам молодежи
МУ МБТ - муниципальное учреждение "Молодежная биржа труда"
УЗО - Управление здравоохранения
ГЦМП - городской центр медицинской профилактики
ЧГЦЗН - Челябинский городской центр занятости населения
УНПО - учреждения начального профессионального образования
СМИ - средства массовой информации
Цели, задачи программы. Ожидаемые результаты
Цель данной Программы - совершенствование существующей системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в
городе Челябинске, повышение уровня защиты прав и интересов детей
в основных сферах жизнедеятельности.
Программа ориентирована на решение следующих задач:
- развитие максимально возможного в современных условиях
реабилитационного пространства;
- расширение инфраструктуры системы профилактики;
- формирование условий для комплексного решения проблемы
органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних наряду с четким разделением
функций и сфер их профилактического влияния;
- обучение несовершеннолетних безопасному образу жизни с целью
снижения риска стать жертвой преступления;
- развитие системы правового воспитания;
- преодоление тенденции роста безнадзорности, правонарушений
несовершеннолетних;
- создание условий для пресечения насилия в отношении детей и
подростков, обеспечение их прав.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- сформировать предпосылки к стабилизации состояния
преступности несовершеннолетних;
- повысить эффективность социально - реабилитационной работы с
дезадаптивными детьми, а также подростками, совершающими
противоправные действия;
- совершенствовать систему координации деятельности органов и
учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности,
правонарушений несовершеннолетних.
Состояние проблемы
Значительным результатом деятельности городской системы ранней
профилактики по реализации предыдущей Программы "Профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 1999 - 2000
годы стало расширение сети социально - реабилитационных
учреждений.
Границы существующего в городе реабилитационного пространства
значительно расширили 4 социально - реабилитационных центра и
созданный ранее приют "Возрождение" для детей и подростков. В
данных учреждениях в 2000 году социально - правовую помощь
получили 445 детей, оказавшихся в социально опасном положении. В
строй действующих вступило муниципальное учреждение "Центр
постинтернатной адаптации выпускников детских домов, школ -
интернатов, профессиональных училищ".
Это позволяет реализовывать определенную систему мер по
оказанию экстренной помощи детям, попавшим в кризисные ситуации,
по развитию форм работы, направленных на коррекцию поведения и
социальную адаптацию несовершеннолетних, находящихся в зоне
социального риска.
Существующая практика профилактической работы строится на
принципах охранно - защитной концепции и включает широкую сеть
разноведомственных учреждений, оказывающих социально - правовую,
психолого - медико - педагогическую помощь детям и семьям группы
социального риска.
Вместе с тем, состояние подростковой преступности остается
напряженным.
Динамика состояния преступности несовершеннолетних по годам
характеризуется незначительным увеличением количества
преступлений: 1998 г. - 1256; 1999 г. - 1258; 2000 г. - 1339.
Темпы изменения количества участников преступлений
скачкообразны: 1998 г. - 1308; 1999 г. - 1551; 2000 г. - 1511.
По результатам работы за 2000 год в структуре совершенных
преступлений преобладают преступления против собственности
(удельный вес имущественных преступлений составил 77,07 %),
увеличилось количество тяжких преступлений (убийств на 37,5 %,
тяжких телесных повреждений на 18,18 %). Число выявленных
преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возросло
на 43,9 %. По оконченным уголовным делам отмечен рост среди
категории школьников на 4,3 %. Произошел рост групповых
преступлений на 3,01 %.
По состоянию на 01.01.2001 г. город Челябинск занимает 30-е
место в области по коэффициенту криминальной пораженности
несовершеннолетних. Доля несовершеннолетних в общем числе
выявленных лиц, совершивших преступления, в городе (7,73 %) ниже
областного показателя (9,87 %).
Детская безнадзорность - следствие современной социально -
экономической и духовно - нравственной ситуации в стране, которая
характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей,
падением их жизненного уровня, дистанцированием образовательных
учреждений от детей с трудной судьбой, криминализацией среды.
Все это порождает опасные для подрастающего поколения и
общества в целом тенденции:
- рост числа социально неблагополучных семей и граждан,
злостно уклоняющихся от выполнения обязанностей по содержанию,
обучению и воспитанию детей, что предопределяет широкое
распространение явления социального сиротства;
- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который
ведет к увеличению числа преступлений, совершенных
несовершеннолетними;
- рост венерических заболеваний у несовершеннолетних;
- омоложение преступности;
- массовые нарушения прав детей.
Указанные тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости
совершенствования системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
Основные принципы совершенствования системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних:
- гуманизация взаимоотношений детей и общества в приобретении
положительного жизненного опыта и позитивной социальной
ориентации;
- обеспечение гарантий государства в защите прав и законных
интересов несовершеннолетних;
- осуществление мер, обеспечивающих социальную профилактику и
реабилитацию, защиту прав, законных интересов несовершеннолетних,
оказавшихся в кризисной ситуации (дети, оставшиеся без попечения
родителей, ушедшие из семьи, претерпевшие различные формы насилия
и жестокости, подростки с зависимостью от алкоголя, наркотиков,
токсических веществ);
- развитие форм работы, направленных на коррекцию поведения и
социальную адаптацию детей, находящихся в зоне "социального риска"
(имеющие высокую степень социальной дезадаптации, не работающие и
не учащиеся, др.);
- гласность и открытость в решении проблем несовершеннолетних,
обеспечения их прав на образование, социальную и правовую защиту.
Основные направления реализации программы:
- координация деятельности, разделение полномочий, повышение
ответственности органов и учреждений систем ранней профилактики
всех уровней в решении проблем несовершеннолетних в соответствии с
действующим законодательством;
- ведение внутриведомственной статистики, отражающей характер
и состояние детско - подростковых девиаций, безнадзорности и
правонарушений;
- анализ состояния детской безнадзорности и ее последствий,
оценка эффективности деятельности системы профилактики, всех ее
компонентов;
- разработка и реализация отраслевых и территориальных
программ, обеспечивающих мероприятия по профилактике
безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних;
- совершенствование сети и механизмов деятельности социально -
реабилитационных учреждений для детей и подростков;
- участие в организации и проведении методических и научно -
практических семинаров, конференций для представителей органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности, правонарушений
несовершеннолетних, ориентированных на анализ состояния
профилактической работы, выявление новых технологий предупреждения
социальной дезадаптации детей, их социальной реабилитации и
адаптации;
- привлечение средств массовой информации к пропаганде
позитивного опыта профилактической и коррекционно -
реабилитационной работы, формированию общественного мнения,
поддерживающего цели и задачи - системы профилактики
безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних.
Система мероприятий по реализации программы
1. Организационные мероприятия, направленные на профилактику
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
1.1. Меры социальной профилактики по защите несовершеннолетних
в сфере образования, труда, быта, организации досуга:
----T--------------------------------T----------T-----------------
| N | Мероприятия | Сроки | Исполнители |
|п/п| | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 1.|Обеспечение реализации прав |Постоянно |УО |
| |детей на получение основного | | |
| |общего образования | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 2.|Создание условий для получения |Постоянно |УО |
| |всеми желающими среднего | | |
| |(полного) общего образования | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 3.|Осуществление контроля за |Постоянно |УО |
| |исполнением законодательства РФ | |КДН ЗП |
| |в области образования: | | |
| |- за реализацией прав учащихся | | |
| |при приеме в образовательное | | |
| |учреждение, переводе, | | |
| |отчислении; | | |
| |- за вовлечением школьников, | | |
| |состоящих на педучете и учете | | |
| |УВД, в организованные формы | | |
| |досуга; | | |
| |- за работой с родителями | | |
| |подростков, уклоняющихся от | | |
| |учебы; | | |
| |- за состоянием преподавания | | |
| |правовых знаний в учебных | | |
| |курсах. | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 4.|Реализация образовательными |Постоянно |УО |
| |учреждениями программ | | |
| |коррекционного образования детей| | |
| |с отклонениями в развитии | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 5.|Организация комплекса |Ежегодно |ЧГЦЗН |
| |мероприятий, способствующих | | |
| |трудоустройству | | |
| |несовершеннолетних (ярмарки | | |
| |вакансий, встречи за "Круглым | | |
| |столом", аукционы молодых | | |
| |специалистов, др.) | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 6.|Оказание психологической |Постоянно |ЧГЦЗН |
| |поддержки, проведение | | |
| |профдиагностической работы с | | |
| |безработными подростками с целью| | |
| |их скорейшей адаптации на рынке | | |
| |труда | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 7.|Совершенствование форм, методов,|Постоянно |ЧГЦЗН |
| |технологий организации | |УО |
| |профориентационной работы со | | |
| |школьниками ("Дни открытых | | |
| |дверей", "Дни старшеклассника", | | |
| |"Телефон доверия", "Куда пойти | | |
| |учиться и работать", др.) | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 8.|Обеспечение трудоустройства |Ежегодно |ЧГЦЗН |
| |выпускников учебных заведений, | | |
| |лиц моложе 18 лет, нуждающихся в| | |
| |социальной защите, на рабочие | | |
| |места в счет квоты, | | |
| |установленной постановлением | | |
| |Главы города | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 9.|Осуществление подбора подходящих|Постоянно |ЧГЦЗН |
| |рабочих мест для трудоустройства| | |
| |подростков из числа детей - | | |
| |сирот, детей, оставшихся без | | |
| |попечения родителей, и состоящих| | |
| |на учете в УВД | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
|10.|Разработка и реализация |Ежегодно |УО |
| |программы по организации летней | |УСР |
| |занятости детей и подростков, в | |ЧГЦЗН |
| |том числе с девиантным | |КДН ЗП |
| |поведением | |УДМ |
| | | |МУ МБТ |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
|11.|Формирование банка данных о |Постоянно |ЧГЦЗН |
| |подростках, нуждающихся во | | |
| |временном и постоянном | | |
| |трудоустройстве | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
|12.|Заключение договоров с |Ежегодно |ЧГЦЗН |
| |работодателями на организацию | | |
| |временных рабочих мест для | | |
| |подростков | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
|13.|Соблюдение принципа |Постоянно |ЧГЦЗН |
| |приоритетности при организации | | |
| |трудоустройства | | |
| |несовершеннолетних граждан из | | |
| |числа наиболее уязвимых групп | | |
| |населения: сироты и оставшиеся | | |
| |без попечения родителей, | | |
| |подростки, состоящие на | | |
| |профилактическом учете в УВД, | | |
| |вернувшиеся из спецучреждений, | | |
| |ВТК, из безработных, социально | | |
| |неблагополучных и | | |
| |малообеспеченных семей, | | |
| |направленные КДН ЗП | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
|14.|Разработка программ деятельности|2001-2002 | |
| |и формирование пакетов | | |
| |документов, необходимых для | | |
| |создания: | | |
| |- Кризисного Центра для женщин и| |УСР |
| |детей; | | |
| |- семейного консультационного | |УО |
| |клуба на базе учреждения | |Районная |
| |дополнительного образования по | |администрация |
| |месту жительства в Курчатовском | | |
| |районе | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
|15.|Выработка механизмов |Постоянно |УВД |
| |своевременного выявления и учета| |УЗО |
| |социально неблагополучных семей,| |УО |
| |и мер воздействия (правового, | |УСР |
| |медицинского, психологического и| |КДН ЗП |
| |социального характера) с целью | | |
| |устранения негативного влияния | | |
| |семьи на детей | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
|16.|Организация деятельности центров|Постоянно |УДМ |
| |подросткового общения на базе | |УО |
| |клубов для детей и юношества по | | |
| |месту жительства | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
|17.|Организация "Круглых столов", |Постоянно |КДН ЗП |
| |проведение консультаций с | |УО |
| |жителями города по актуальным | |УДМ |
| |проблемам | |СМИ |
L---+--------------------------------+----------+-----------------
1.2. Меры виктимологической профилактики, направленные на
формирование безопасного образа жизни несовершеннолетних и
снижение риска стать жертвой преступления:
----T--------------------------------T----------T-----------------
| N | Мероприятия | Сроки | Исполнители |
|п/п| | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 1.|Включение в программу учебного |Ежегодно |УО |
| |курса "Основы безопасности | | |
| |жизнедеятельности" раздела | | |
| |"Виктимологическая | | |
| |профилактика", формирующего | | |
| |навыки безопасного образа жизни,| | |
| |направленные на снижение риска | | |
| |стать жертвой преступления | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 2.|Разработка и использование |Постоянно |УО |
| |рекомендаций для учащихся, | |УЗО |
| |педагогов, родителей по | | |
| |предупреждению в школах | | |
| |конфликтов, насилия, драк между | | |
| |детьми, по контролю родителей и | | |
| |педагогов за их поведением и | | |
| |здоровьем | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 3.|Разработка, издание и |Ежегодно |УВД |
| |распространение памяток для | |УДМ |
| |несовершеннолетних: "Как не | |КДН ЗП |
| |стать жертвой насильственного | | |
| |преступления", "Как не быть | | |
| |втянутым в криминальную группу",| | |
| |"Как не быть вовлеченным в | | |
| |совершение преступления", "Куда | | |
| |обращаться в случае угрозы", | | |
| |т.п. | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 4.|Изучение состояния улиц, |Постоянно |Городская и |
| |скверов, жилых кварталов, дворов| |районные |
| |школ и дошкольных | |администрации |
| |образовательных учреждений, | |КДН ЗП |
| |примыкающих к ним территорий, | |Общественные |
| |спортивных, культурных и иных | |организации |
| |привлекательных для подростков | | |
| |мест с целью выявления и | | |
| |устранения факторов, ослабляющих| | |
| |безопасность детей | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 5.|Реализация антинаркотических |Постоянно |Челябинский |
| |проектов и программ в рамках | |городской |
| |деятельности городского | |благотворитель- |
| |благотворительного общественного| |ный |
| |Фонда "Жизнь без наркотиков" | |общественный |
| | | |фонд "Жизнь без |
| | | |наркотиков" |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 6.|Информирование населения о |Постоянно |УВД |
| |последствиях виктимного | |СМИ |
| |поведения несовершеннолетних | | |
| |через СМИ | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 7.|Организация исследовательской |до 2005 г.|УЗО |
| |работы: | | |
| |- проведение диагностических | | |
| |обследований детей с целью | | |
| |выявления группы риска по | | |
| |нарушениям здоровья и | | |
| |девиантному поведению; | | |
| |- определение информированности | | |
| |населения в вопросах здорового | | |
| |образа жизни, ценностных | | |
| |ориентаций и знания вопросов | | |
| |профилактики наркомании и | | |
| |вредных привычек у детей и | | |
| |подростков. | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 8.|Осуществление деятельности |Постоянно |Общественная |
| |общественной организации "Береги| |организация |
| |себя" по организации | |"Береги себя" |
| |виктимологической профилактики | |УЗО |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 9.|Издание газеты "На здоровье", |Постоянно |ГЦМП |
| |публикация материалов в | |УЗО |
| |городских печатных изданиях, | |Главные врачи |
| |выпуск тематических | |лечебно - |
| |санбюллетеней | |профилактических|
| | | |учреждений |
L---+--------------------------------+----------+-----------------
1.3. Правовое воспитание:
----T--------------------------------T----------T-----------------
| N | Мероприятия | Сроки | Исполнители |
|п/п| | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 1.|Обобщение практики и научных |Постоянно |УО |
| |исследований о формах и методах | | |
| |правового воспитания детей | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 2.|Разработка методических |Ежегодно |УО |
| |рекомендаций, обзоров, пособий, | | |
| |программ ознакомления учащихся с| | |
| |основами морали и права в | | |
| |процессе изучения гуманитарных | | |
| |дисциплин | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 3.|Включение в учебные программы |Ежегодно |УО |
| |образовательных учреждений курса| | |
| |"Основы права", | | |
| |"Граждановедение", | | |
| |"Человековедение", "Психология | | |
| |личности", модульных курсов об | | |
| |ответственности за | | |
| |правонарушения | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 4.|Проведение ученических |Постоянно |УО |
| |конференций, "Круглых столов", | | |
| |марафонов по правовым вопросам, | | |
| |организация деятельности клубов | | |
| |"Детский адвокат", проч. | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 5.|В рамках реализации программы |По |УДМ |
| |"Информационный автобус" |отдельному|УВД |
| |проведение встреч и консультаций|плану |КДН ЗП |
| |с работниками правоохранительных| | |
| |органов, КДН ЗП, юристами, | | |
| |правоведами | | |
L---+--------------------------------+----------+-----------------
1.4. Криминологическая профилактика, предусматривающая
ослабление факторов преступности:
----T--------------------------------T----------T-----------------
| N | Мероприятия | Сроки | Исполнители |
|п/п| | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 1.|Разработка планов по координации|Ежегодно |Прокуратура |
| |деятельности правоохранительных | |города |
| |органов по предупреждению | |УВД |
| |преступности несовершеннолетних | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 2.|Работа с судами по рассмотрению |2001 |Районные |
| |вопроса о специализации судей по| |администрации |
| |делам несовершеннолетних и | |КДН ЗП |
| |семейным делам, затрагивающим | | |
| |интересы детей | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 3.|Осуществление контроля за |Постоянно |Прокуратура |
| |исполнением законодательства, | |КДН ЗП |
| |направленного на защиту | | |
| |несовершеннолетних во всех | | |
| |сферах жизнедеятельности | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 4.|Изучение эффективности |2001-2005 |Суд |
| |исполнения законодательства о | |Прокуратура |
| |применении к несовершеннолетним,| |УВД |
| |совершившим преступления, мер | |КДН ЗП |
| |наказания, несвязанных с | | |
| |лишением свободы, подготовка | | |
| |предложений по устранению | | |
| |выявленных недостатков | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 5.|Разработка программ, планов |Ежегодно |КДН ЗП |
| |комплексных межведомственных | |УВД |
| |операций, акций, направленных на| |УСР |
| |осуществление профилактических | |УЗО |
| |мероприятий по предупреждению | |УО |
| |преступности несовершеннолетних,| |УДМ |
| |противодействию наркомании, | |Администрации |
| |токсикомании, алкоголизации | |районов |
| |детей и подростков, обеспечение | | |
| |организации их проведения | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 6.|Совершенствование механизмов |Постоянно |КДН ЗП |
| |выявления несовершеннолетних, | |УО |
| |незанятых учебой, трудом, и | |УВД |
| |ведения их учета | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 7.|Совершенствование механизмов |Постоянно |КДН ЗП |
| |постоянного обмена информацией о| |УО, |
| |детях, воспитывающихся в | |образовательные |
| |неблагополучных условиях, а | |учреждения |
| |также оказания им адресной | |УНПО |
| |помощи между органами опеки и | |УВД |
| |попечительства, образовательными| |УЗО |
| |учреждениями (муниципальные | |УСР |
| |образовательные учреждения, в | |ЧГЦЗН |
| |том числе - дошкольные, УНПО), | | |
| |детскими поликлиниками, ПДН УВД,| | |
| |органами службы занятости и | | |
| |социальной защиты населения, | | |
| |КДН ЗП | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 8.|Формирование и обновление |Постоянно |КДН ЗП |
| |банка данных о семьях и детях, | |Органы и |
| |находящихся в социально опасном | |учреждения |
| |положении | |системы ранней |
| | | |профилактики |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 9.|Отработка механизмов привлечения|Постоянно |КДН ЗП |
| |общественных формирований к | |УВД |
| |работе с подростками, | | |
| |находящимися в зоне социального | | |
| |риска | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
|10.|Обеспечение информирования |Постоянно |КДН ЗП |
| |населения о действующих | | |
| |субъектах системы профилактики | | |
| |безнадзорности и правонарушений | | |
| |несовершеннолетних (место, часы | | |
| |приема граждан, контактные | | |
| |телефоны) | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
|11.|Организация выступлений |Ежегодно |КДН ЗП |
| |работников правоохранительных |(поквар- |Прокуратура |
| |органов, представителей КДН ЗП |тально) |УВД |
| |перед населением с информацией о| | |
| |работе по предупреждению | | |
| |безнадзорности, правонарушений | | |
| |несовершеннолетних | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
|12.|Проведение информационно - |Ежегодно |Администрации |
| |координационных, |(поквар- |районов |
| |межведомственных совещаний, |тально) |КДН ЗП |
| |семинаров, расширенных заседаний| | |
| |КДН ЗП по проблемам | | |
| |безнадзорности, правонарушений | | |
| |несовершеннолетних | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
|13.|Организация прямых и |Ежегодно |КДН ЗП |
| |информационно - консультативных | | |
| |телефонных линий по вопросам | | |
| |защиты прав, законных интересов | | |
| |несовершеннолетних (в День | | |
| |защиты детей, 1 июня и в День | | |
| |знаний, 1 сентября) | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
|14.|Реализация программы |до 2005 г.|УДМ |
| |"Информационный автобус" | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
|15.|Организация и проведение |Ежегодно |УДМ |
| |конкурсов: | |УВД |
| |- социальных проектов "Стипендия| | |
| |для квартала" (поддержка | | |
| |проектов по профилактике | | |
| |наркомании); | | |
| |- клубов для детей и юношества | | |
| |по месту жительства (направление| | |
| |"Профилактика асоциального | | |
| |поведения молодежи, работа с | | |
| |наиболее уязвимыми группами | | |
| |подростков"); | | |
| |- на лучшее подразделение по | | |
| |делам несовершеннолетних УВД. | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
|16.|Организация фестивалей дворовых |Ежегодно |УДМ |
| |игр | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
|17.|Проведение специализированных |Постоянно |УВД |
| |мероприятий по выявлению детей, | | |
| |ведущих бродяжничающий образ | | |
| |жизни, несовершеннолетних | | |
| |попрошаек, по предупреждению | | |
| |грабежей, групповых уличных | | |
| |преступлений | | |
L---+--------------------------------+----------+-----------------
2. Развитие сети социально - реабилитационных учреждений:
----T--------------------------------T----------T-----------------
| N | Мероприятия | Сроки | Исполнители |
|п/п| | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 1.|Открытие семейных воспитательных|2001 |УСР |
| |групп при существующих | | |
| |социально - реабилитационных | | |
| |центрах для детей и подростков | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 2.|Создание Кризисного Центра для |2002-2005 |УСР |
| |женщин и детей: | | |
| |1 этап - консультационный центр;| | |
| |2 этап - кризисный стационар. | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 3.|Обеспечение деятельности в |Ежегодно |УСР |
| |дошкольных образовательных | | |
| |учреждениях социальных групп для| | |
| |детей из малообеспеченных семей | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 4.|Открытие спортивно - медико - |2001 |УО |
| |оздоровительного центра в | | |
| |Курчатовском районе | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 5.|Открытие семейного |2002 | |
| |консультационного клуба на базе | | |
| |УДО по месту жительства в | | |
| |Курчатовском районе | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 6.|Функционирование в районах |Постоянно |УО |
| |города психологических центров, | | |
| |медико - психолого - | | |
| |педагогических комиссий | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 7.|Обеспечение деятельности |Постоянно |УСР |
| |специализированных учреждений | | |
| |для несовершеннолетних, | | |
| |нуждающихся в социальной | | |
| |реабилитации | | |
L---+--------------------------------+----------+-----------------
3. Информационно - аналитическое обеспечение программы:
----T--------------------------------T----------T-----------------
| N | Мероприятия | Сроки | Исполнители |
|п/п| | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 1.|Аналитическая деятельность по |Постоянно,|УВД |
| |оценке состояния детской |поквар- |КДН ЗП |
| |безнадзорности, изменения |тально | |
| |количественных и качественных | | |
| |характеристик преступности | | |
| |несовершеннолетних | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 2.|Аналитическая деятельность по |Постоянно |КДН ЗП |
| |изучению результативности | |Органы и |
| |работы, направленной на | |учреждения |
| |исполнение законодательства в | |системы ранней |
| |отношении несовершеннолетних, по| |профилактики |
| |реализации утвержденных планов, | | |
| |планов, программ организации | | |
| |профилактики детской | | |
| |безнадзорности, подростковой | | |
| |преступности | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 3.|Издание просветительских |Постоянно |УДМ |
| |буклетов, памяток, брошюр по | |УЗО |
| |проблемным вопросам | | |
| |профилактической деятельности | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 4.|Организация: |Постоянно |Органы и |
| |- пропаганды позитивного опыта | |учреждения |
| |профилактической и | |системы ранней |
| |коррекционно - реабилитационной | |профилактики |
| |работы; | |СМИ |
| |- формирования общественного | | |
| |мнения, поддерживающего цели и | | |
| |задачи системы ранней | | |
| |профилактики, и ориентации на | | |
| |сотрудничество с | | |
| |правоохранительными органами; | | |
| |- изучения общественного мнения | | |
| |об эффективности принимаемых мер| | |
| |по преодолению преступности | | |
| |несовершеннолетних | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 5.|Информационно - |Постоянно |Органы и |
| |библиографическая деятельность | |учреждения |
| |по сбору данных об опыте работы | |системы ранней |
| |по профилактике безнадзорности | |профилактики |
| |несовершеннолетних и ее | | |
| |последствий | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 6.|Выпуск сборника нормативно - |2001 |УО |
| |правовых и методических | | |
| |материалов по профилактике | | |
| |правонарушений, алкоголизма, | | |
| |наркомании, токсикомании среди | | |
| |учащихся | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 7.|Проведение конкурса на лучший |Ежегодно |УДМ |
| |материал (публикацию) по | |СМИ |
| |проблемам безнадзорности, | | |
| |правонарушений детей и | | |
| |подростков в рамках | | |
| |общегородского конкурса молодых | | |
| |специалистов | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 8.|Организация прямых радио- и |Постоянно |ГЦМП |
| |телеэфиров с медицинскими | |СМИ |
| |работниками, съемок и эфира | | |
| |еженедельной передачи "Доктор | | |
| |советует", по вопросам | | |
| |формирования безопасного и | | |
| |здорового образа жизни | | |
L---+--------------------------------+----------+-----------------
4. Методическое и кадровое обеспечение программы:
----T--------------------------------T----------T-----------------
| N | Мероприятия | Сроки | Исполнители |
|п/п| | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 1.|Организация постоянно |Ежегодно, |КДН ЗП |
| |действующих семинаров, тренингов|ежеквар- |УО |
| |по основным направлениям работы |тально |УСР |
| |с дезадаптированными детьми, | |УДМ |
| |осуществления профилактики | |УЗО |
| |детской безнадзорности и ее | |ГЦМП |
| |последствий: | | |
| |- для штатных специалистов КДН | | |
| |ЗП; | | |
| |- для классных руководителей, | | |
| |социальных педагогов, школьных | | |
| |психологов; | | |
| |- для руководителей и | | |
| |специалистов социально - | | |
| |реабилитационных учреждений | | |
| |(центры, приют); | | |
| |- для работников детско - | | |
| |юношеских клубов по месту | | |
| |жительства; | | |
| |- медицинских работников. | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 2.|Приведение в соответствие с |до 2005 г.|УО |
| |нормативами штатов социальных | |Администрации |
| |педагогов, практических | |районов |
| |психологов, специалистов органов| | |
| |опеки и попечительства | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 3.|Подготовка методических |Ежегодно |УО |
| |рекомендаций по оказанию | | |
| |психолого - медико - | | |
| |педагогической помощи детям с | | |
| |проблемами в поведении, их | | |
| |родителям | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 4.|Обеспечение педагогов |Ежегодно |УО |
| |образовательных учреждений | | |
| |методическими рекомендациями о | | |
| |проведении антиалкогольной, | | |
| |антинаркотической пропаганды | | |
+---+--------------------------------+----------+----------------+
| 5.|Осуществление методического |Постоянно |УЗО |
| |обеспечения медико - | |ГЦМП |
| |образовательного Центра при | | |
| |городском Центре медицинской | | |
| |профилактики по проблеме | | |
| |предупреждения детской | | |
| |безнадзорности и ее последствий,| | |
| |разработка рекомендаций по | | |
| |проведению профилактической и | | |
| |коррекционной работы с | | |
| |различными группами населения | | |
L---+--------------------------------+----------+-----------------
Заместитель
Главы города,
Председатель Комиссии
по делам несовершеннолетних,
защите их прав
Т.Л.ХАРИСОВА
Ответственный секретарь
Комиссии
по делам несовершеннолетних,
защите их прав
Л.Г.ЛАХТИНА
|