ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2001 г. N 13
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях совершенствования региональной тарифной политики,
создания благоприятных условий развития конкуренции и механизма
согласования интересов производителей и потребителей Правительство
Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению Информацию Челябинского территориального
управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства "О состоянии тарифной
политики в Челябинской области и мерах по ее совершенствованию"
(приложение 1).
2. Создать постоянно действующий Экспертный совет по тарифной
политике в Челябинской области (далее - Экспертный совет),
утвердить его состав (приложение 2).
3. Экспертному совету в своей деятельности руководствоваться
Положением и Планом работ, утверждаемыми Губернатором Челябинской
области.
4. Заместителю Губернатора Челябинской области, члену
Правительства Челябинской области Дятлову В.Н. разработать и
представить Губернатору Челябинской области проект Положения "Об
Экспертном совете по тарифной политике в Челябинской области" и
План работы Экспертного совета на 2001 год.
5. Для выполнения возложенных функций Экспертный совет вправе
проводить заседания, создавать рабочие группы, разрабатывать
мероприятия по решению вопросов, находящихся в его ведении, и
представлять на рассмотрение Губернатора Челябинской области
доклад о состоянии тарифной политики в Челябинской области.
6. Экспертному совету создать рабочие группы по подготовке
изменений в следующие нормативно - правовые акты:
постановление Главы администрации Челябинской области от
14.01.97 г. N 74 "Об утверждении "Методических указаний по расчету
тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую предприятиями всех
форм собственности (кроме муниципальных), не входящими в систему
АО ЭиЭ "Челябэнерго" и РАО "ЕЭС России";
постановление Губернатора Челябинской области от 18.10.99 г.
N 472 "О внесении изменений в постановление Губернатора
Челябинской области от 14.07.98 г. N 379 "О региональной
энергетической комиссии";
постановление Главы администрации Челябинской области от
22.12.95 г. N 596 "О мерах по упорядочению государственного
регулирования цен (тарифов)".
7. Организацию выполнения настоящего постановления возложить
на заместителя Губернатора Челябинской области, члена
Правительства Челябинской области Дятлова В.Н.
Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН
Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Челябинской области
от 22 марта 2001 г. N 13
ИНФОРМАЦИЯ
О СОСТОЯНИИ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
И МЕРАХ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
Вопросы, связанные с тарифным регулированием естественных
монополий на локальном рынке, имели и будут иметь первостепенное
значение для экономики области. Они неоднократно рассматривались
на заседаниях Законодательного собрания области, на которых
отмечалась неэффективность исполнения Закона Челябинской области
"О локальных естественных монополиях", были предложены мероприятия
по обеспечению более полного исполнения указанного Закона.
Федеральный закон "О естественных монополиях" действует с
17.09.95 г. Закон Челябинской области "О локальных естественных
монополиях" введен в действие с 05.06.97 г. Челябинская область
одной из первых среди регионов России сформировала нормативно -
правовую базу регулирования локальных естественных монополий.
Полномочия по регулированию деятельности локальных естественных
монополий областным законом переданы Губернатору области, который
их делегировал структурным подразделениям администрации области.
Высокие тарифы предприятий - монополистов ведут к обострению
социально - экономических проблем, сдерживанию экономического
роста зависимых от монополистов предприятий, созданию барьеров для
развития конкуренции на других товарных рынках.
Работа Челябинского территориального управления с заявлениями
хозяйствующих субъектов по поводу неправомерных действий
предприятий - монополистов в части установления высоких,
экономически не обоснованных тарифов показывает необходимость
совершенствования форм и методов ценового регулирования
предприятий, деятельность которых Законом Челябинской области "О
локальных естественных монополиях" отнесена к сферам деятельности
субъектов локальных естественных монополий.
Если действия субъектов естественных монополий ведут к
ущемлению интересов контрагентов, то к ним применяются меры
воздействия в соответствии с Законом Российской Федерации "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках". Но, к сожалению, зачастую ЧТУ МАП России не
может достаточно эффективно защитить интересы потребителей услуг
предприятий - монополистов или способствовать созданию условий для
развития конкуренции на рынке ввиду несовершенства действующей
областной правовой базы либо ее несоответствия действующему
законодательству РФ.
Особенно остро стоят вопросы обоснованности уровня тарифов на
электроэнергию, теплоэнергию, услуги, оказываемые предприятиями
промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях,
жилищно - коммунальные услуги. Недостатки и регулировании
деятельности субъектов естественных монополии обусловлены целым
рядом причин, в том числе невозможностью участия органов
государственной власти в регулировании деятельности этих
предприятий. Одним словом, без совершенствования действующего
механизма регулирования деятельности субъектов локальных
естественных монополий эти проблемы не решить.
1. Тарифы на тепловую энергию
В Челябинское территориальное управление МАП России обратилось
ОАО "Профнастил" с жалобой на действия Региональной энергетической
комиссии Челябинской области, выразившиеся в утверждении тарифа,
не покрывающего расходы предприятия на ее производство.
Предприятие обратилось в РЭК с просьбой утвердить тариф в
размере 137 руб.\Гкал без НДС. РЭК утвердила тариф в размере
110 руб.\Гкал, за счет исключения из топливной составляющей
стоимости мазута. ОАО "Профнастил" не может отказаться от
использования мазута в качестве недостающего топлива в связи с
тем, что имеет лимит по природному газу. Кроме того, теплоэнергия
не является основной продукцией, производимой предприятием.
Паровые и водогрейные котлы загружены на 25 % своей мощности,
поэтому удельные затраты на 1 Гкал объективно выше, чем при полной
загрузке производства. ОАО "Профнастил" было бы выгоднее
прекратить производство и отпуск тепловой энергии на сторону, чем
нести убыток от реализации тепла по заниженным тарифам.
Согласно представленному заключению Комитета по ценам и
тарифам Правительства Челябинской области, средне - отпускной
тариф в размере 110 руб. за 1 Гкал на момент его утверждения РЭК
считается экономически обоснованным и соответствует "Методическим
указаниям по расчету тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую
предприятиями всех форм собственности (кроме муниципальных), не
входящими в систему АО ЭиЭ "Челябэнерго" и РАО "ЕЭС России",
утвержденным Постановлением Главы администрации Челябинской
области от 14.01.97 г. N 74.
Анализ "Методических указаний ...", проведенный специалистами
ЧТУ МАП России показал, что методика имеет ряд недостатков, не
позволяющих учитывать реальные условия производства теплоэнергии:
коэффициент загрузки производственных мощностей, постоянные
изменения стоимости ресурсов и т.п. В результате чего уровень
утверждаемых тарифов фактически занижен, а производство тепла, как
правило, является убыточным и предприятия - производители не
заинтересованы в увеличении объемов продажи тепла. Тарифы,
утверждаемые по этой Методике, не стимулируют также и работу
ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" по снижению затрат на производство тепла,
так как тариф ОАО "Челябэнерго" значительно превышает тарифы
большинства ведомственных котельных.
В ходе рассмотрения дела Челябинское территориальное
управление столкнулось с более серьезной проблемой -
несовершенством областной тарифной политики в части расчета и
утверждения тарифов на тепловую энергию. В аналогичной с ОАО
"Профнастил" ситуации находятся и другие предприятия, имеющие в
собственности котельные.
2. Тарифы на услуги предприятий промышленного
железнодорожного транспорта на подъездных путях
Практика рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов в
Челябинское территориальное управление МАП России показывает, что
существующий порядок регулирования тарифов на услуги, оказываемые
предприятиями промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) на
подъездных путях, не позволяет реально влиять на тарифы и
оперативно реагировать на их необоснованное повышение.
Следует отметить, что право вводить государственное
регулирование тарифов на услуги, оказываемые предприятиями
промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях,
предоставлено субъектам Российской Федерации на основании
Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.95 г.
N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен
(тарифов)".
Основные причины сложившегося положения - несоответствие
нормативно - правовых актов Челябинской области нормативно -
правовым актам Российской Федерации и отсутствие нормативных
документов, регламентирующих порядок изменения тарифов на
указанные выше услуги.
Так, согласно п. 15 Постановления Главы администрации
Челябинской области "О мерах по упорядочению государственного
регулирования цен (тарифов)" от 22.12.95 г. N 596, "тарифы на
услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного
транспорта на подъездных путях, устанавливаются предприятиями,
осуществляющими виды услуг, на которые отсутствуют утвержденные
МПС тарифы, на основе экономически обоснованных затрат с учетом
предельного уровня рентабельности до 35 %". В настоящее время,
согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от
03.09.98 г. N 1029 "О правилах исчисления ставок платы за
пользование вагонами, контейнерами и ставок сборов на федеральном
железнодорожном транспорте", ставки платы за пользование вагонами,
контейнерами и ставки сборов на федеральном железнодорожном
транспорте утверждаются федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим регулирование естественных монополий на транспорте
(МАП России). Министерству путей сообщения Российской Федерации не
предоставлено право утверждать такие ставки. Таким
образом, п. 15 Постановления Главы администрации Челябинской
области от 22.12.95 г. N 596 в части ссылки на "утвержденные МПС
тарифы" не имеет юридической силы, поскольку противоречит п. 2
Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.98 г. N
1029. Следовательно, тарифы на все услуги, оказываемые ППЖТ
Челябинской области на подъездных железнодорожных путях,
устанавливаются предприятиями самостоятельно, с ограничением
уровня рентабельности до 35 %. Это приводит к необоснованно
высоким тарифам, то есть к конфликтным ситуациям с потребителями
услуг. Анализ структуры себестоимости, закладываемой в тарифы,
показывает, что необходим более целенаправленный контроль органов,
регулирующих деятельность субъектов локальных естественных
монополий за порядком ценообразования на услуги ППЖТ.
Считаем, необходимо внести изменения в Постановление Главы
администрации Челябинской области от 22.12.95 г. N 596, которые бы
определяли порядок изменения тарифов на услуги ППЖТ в соответствии
с действующим законодательством Российской Федерации, предусмотрев
в нем предварительное утверждение тарифов до их повышения, а также
разработать Методику расчета тарифов на услуги, оказываемые
предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на
подъездных путях. Неоправданно высоким считаем и уровень
рентабельности для услуг ППЖТ, заложенный в Постановлении Главы
администрации Челябинской области от 22.12.95 г. N 596 (35 %). Его
так же следует пересмотреть.
Не определено структурное подразделение администрации области,
которому делегированы полномочия по регулированию деятельности
предприятий, оказывающих услуги железнодорожного транспорта на
подъездных путях.
Решение этих вопросов позволит усилить контроль за уровнем
тарифов и особенно в части формирования фактических затрат,
закладываемых в тарифы.
3. Тарифы на жилищно - коммунальные услуги
Рост тарифов на жизненно важные для населения коммунальные
услуги, произошедший в области в начале 2001 года, значительно
опережающий темпы инфляции и не сопровождающийся повышением
качества услуг, подтверждает, что сложившаяся в этой отрасли
система расчета и утверждения тарифов не способна обеспечить их
обоснованность.
Основная причина сложившейся ситуации в сфере ЖКХ -
существующая система управления и обслуживания жилищным фондом,
которая не позволяет эффективно разделить функции между
собственниками жилищного фонда, управляющими компаниями и
подрядными жилищными организациями, и, следовательно, тормозит
развитие конкуренции на этих рынках. Поэтому главным направлением
работы по сдерживанию роста тарифов и повышению качества жилищных
услуг должно стать совершенствование системы управления и
обслуживания жилищно - коммунальным хозяйством, предусматривающее:
- создание служб заказчика, на первых порах в виде
муниципальных унитарных предприятий или учреждений;
- приватизация и акционирование предприятий, обслуживающих
жилищный фонд, с сохранением контрольного пакета акций за
муниципальным образованием;
- обеспечение возможности выбора как управляющей компании, так
и обслуживающего предприятия путем их конкурсного отбора;
- возложение на собственника жилищного фонда (органы местного
самоуправления) обязанностей по соблюдению установленных
нормативов содержания жилья, проведению конкурсов, обеспечению
необходимого уровня финансирования и разработке предельных уровней
тарифов.
С целью обеспечения обоснованности тарифов на услуги ЖКХ до
изменения существующей системы управления считаем целесообразным
перейти к ценообразованию по предельным (базовым) тарифам по
каждому виду услуг. Эти тарифы должны быть ниже существующих
сегодня тарифов и носить рекомендательный характер для
руководителей соответствующих предприятий и глав муниципальных
образований. В случае, если руководитель предприятия или глава
муниципалитета не согласен работать по этим тарифам, он может
подать заявку на более высокий тариф с приложением необходимого
обоснования. Но получить согласие у регулирующего органа на работу
с такими тарифами он сможет только после проведения аудиторской
проверки независимым аудитором.
Выводы
Челябинское территориальное управление МАП России считает, что
существующая в настоящее время система ценового регулирования
деятельности естественных монополий не в полной мере способствует
сдерживанию роста цен, повышению эффективности деятельности
субъектов естественной монополии, защите интересов потребителей их
продукции и услуг. В целях разрешения данных проблем ЧТУ МАП
России разработало ряд мероприятий и предложений, в частности:
1. В соответствии с Типовым положением о региональной
энергетической комиссии субъекта Российской Федерации создать
Экспертный совет по тарифной политике Челябинской области (далее -
Экспертный совет). Основной функцией Экспертного совета должна
быть разработка основ ценовой политики региона в части определения
экономических и социальных приоритетов, решение которых зависит от
регулируемых цен (тарифов) и разработка на этой базе методического
обеспечения, установление предельных значений тарифов (в виде
рекомендаций регулирующим органам).
Члены Экспертного совета должны участвовать в заседаниях
Правления РЭК при рассмотрении разногласий, связанных с
регулированием тарифов или иной деятельностью регулируемого
субъекта, оказывающей влияние на областной рынок энергоресурсов.
2. Для реализация РЭК в полном объеме своих функции
необходимо, согласно Типовому положению о РЭК, заключить
соглашение с ФЭК, в котором предусмотреть передачу региональной
комиссии полномочий по регулированию деятельности ОАО
"Челябэнерго" не только в ценовой сфере, но и контроль за
действиями, которые совершаются с участием или в отношении ОАО
"Челябэнерго" и которые могут иметь своим результатом ущемление
интересов потребителей ОАО (ст. 7 Федерального закона "О
естественных монополиях").
3. Внести изменения в "Положение о РЭК Челябинской области",
утвержденное Постановлением Губернатора Челябинской области от
18.10.99 г. N 472:
1) Ограничить полномочия РЭК регулированием тарифов на:
производство, передачу и распределение электрической энергии;
производство, передачу и распределение тепловой энергии,
вырабатываемой ОАО "Челябэнерго".
2) Другие сферы контроля (малая теплоэнергетика, водоснабжение
и водоотведение, природный и сжиженный газ, твердое топливо)
передать Комитету по ценам и тарифам Правительства Челябинской
области, как структурному подразделению органов исполнительной
власти Челябинской области, осуществляющему регулирование
деятельности в сфере ценообразования субъектов естественных
монополий и ценовой мониторинг на территории области. Это позволит
Региональной энергетической комиссии направить свою работу на
создание у энергоснабжающих предприятий экономических стимулов по
снижению затрат на производство электроэнергии и тепла.
4. Внести изменения в "Методические указания по расчету
тарифов на тепловую энергию ...", предусмотрев в них переход к
регулированию тарифов на тепло по предельному уровню, что позволит
создать у производителей заинтересованность в увеличении
производства тепловой энергии, а у потребителей -
заинтересованность в ее экономии, поиске альтернативных источников
тепла, т.е. будет способствовать развитию конкуренции на данном
рынке.
5. Внести изменения в Постановление Главы администрации
Челябинской области от 22.12.95 г. N 596, п. 15, предусматривающие
предварительное утверждение тарифов на услуги, оказываемые
предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на
подъездных путях и снижение уровня рентабельности, закладываемого
в тарифы.
6. Разработать Методические указания по расчету тарифов на
услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного
транспорта на подъездных путях.
Заместитель Губернатора
Челябинской области,
член Правительства
Челябинской области
В.Н.ДЯТЛОВ
Приложение N 2
к постановлению
Правительства
Челябинской области
от 22 марта 2001 г. N 13
СОСТАВ
ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА
ПО ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Дятлов В.Н. - заместитель Губернатора, член Правительства
Челябинской области, председатель Экспертного совета
Члены Экспертного совета:
Арбузов В.С. - директор ОГУП "Челябоблжилкомхоз" (по
согласованию);
Васильев В.А. - председатель Региональной энергетической
комиссии Челябинской области;
Гранин В.Ф. - председатель Комитета по промышленности
администрации Челябинской области;
Клепов Ю.В. - первый заместитель председателя Комитета по
экономике администрации Челябинской области;
Кондрашов А.В. - руководитель Челябинского территориального
управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства (по согласованию);
Лашманов И.Н. - председатель Комитета по ценам и тарифам
администрации Челябинской области;
Слепнев Л.Ф. - начальник Главного управления инженерного
обеспечения (инфраструктуры) администрации Челябинской области;
Чернобровин В.П. - председатель комитета Законодательного
собрания по промышленной политике, топливно - энергетическому
комплексу, связи, транспорту и дорожному хозяйству (по
согласованию);
Шаврин В.М. - глава г. Южноуральска (по согласованию).
Заместитель Губернатора,
член Правительства
Челябинской области
В.Н.ДЯТЛОВ
|