ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 29 января 2001 года
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного
суда в составе:
председательствующего Загвоздиной Л.Ю.
с участием прокурора Балакиной Г.Ф.
при секретаре Самойловой Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Челябинской области о признании противоречащими
федеральному законодательству некоторых положений Закона
Челябинской области от 23.12.1995 г. номер 12-ОЗ "Об
энергосбережении и повышении эффективности использования
топливно - энергетических ресурсов в Челябинской области",
УСТАНОВИЛА:
Законодательным собранием Челябинской области 23.12.1995 г.
принят закон области "Об энергосбережении и повышении
эффективности использования топливно - энергетических ресурсов в
Челябинской области".
Прокурор Челябинской области обратился в суд с заявлением о
признании п. 3 ч. 3 ст. 3, п. З ст. 5, ч. 3 ст. 8, ч. 2 ст. 9,
ст. 11 указанного закона противоречащими федеральному
законодательству.
В судебном заседании представитель прокуратуры заявленные
требования поддержала только в части признания противоречащими
федеральному законодательству п. 3 ч. 3 ст. 3, п. 3 ст. 5, ч. 3
ст. 8, ч. 2 ст. 9 в части согласования количества и режимов
отпускаемой энергии с энергоснабжающими организациями, а также в
части порядка формирования цены на энергию. В обоснование
заявленных требования прокурор указал, что предусмотренное п. 3
ч. 3 ст. 3 областного закона в качестве средства контроля за
использованием топливно - энергетических ресурсов проведение
экспертизы энергетического оборудования юридических и физических
лиц, включенных в сферу действия программ энергосбережения,
противоречит Федеральному закону "Об энергосбережении", которым
такой формы контроля не предусмотрено. Пункт 3 ст. 5 областного
Закона, устанавливающий в качестве источников формирования целевых
средств для финансирования работ по энергосбережению отчисления от
стоимости фактически израсходованных предприятиями области
топливно - энергетических ресурсов, противоречит ст. 18
Федерального закона "Об основах налоговой системы в РФ", согласно
которой введение органами государственной власти дополнительных
отчислений, не предусмотренных законодательством Российской
Федерации, недопустимо. Определяя в ч. 3 ст. 8 порядок
предоставления льгот потребителям электроэнергии, областной
законодатель превысил свои полномочия, поскольку порядок
предоставления таких льгот устанавливается Правительством
Российской Федерации. Часть 2 ст. 9 областного Закона,
предусматривающая возможность отпуска электроэнергии в сети
производителей тепловой и электрической энергии, не входящих в
территориальные энергоснабжающие организации, а также в части
порядка формировании цены на энергию, противоречит федеральному
закону "Об энергосбережении", где предусмотрен иной порядок
решения вышеуказанных вопросов.
Представители Законодательного собрания и Администрации
Челябинской области в судебное заседание не явились, просили о
рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель главного управления юстиции по Челябинской
области Буланов П.Ю. поддержал заявленные прокурором области
требования и доводы в обоснование заявления.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав все
материалы дела, заслушав заключение прокурора об удовлетворении
заявления, судебная коллегия считает необходимым заявленные
прокурором Челябинской области требования удовлетворить по
следующим основаниям.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 3 Закона Челябинской области "Об
энергосбережении и повышении эффективности использования
топливно - энергетических ресурсов в Челябинской области",
контроль за использованием топливно - энергетических ресурсов
осуществляется посредством введения, в том числе, экспертизы
энергетического оборудования юридических и физических лиц,
включенных в сферу действия программ энергосбережения. Такая форма
контроля за использованием топливно - энергетических ресурсов
действительно не предусмотрена Федеральным законом РФ "Об
энергосбережении", принятого Государственной Думой 13.03.1996 г. В
соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об энергосбережении"
законодательство Российской Федерации об энергосбережении состоит
из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с
ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерация по вопросам энергосбережения,
принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации. Поскольку соглашениями между Правительством
Российской Федерации и Администрацией Челябинской области от
4.06.1997 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти РФ и органами государственной
власти Челябинской области и от 13.06.1998 г. о разграничении
полномочий в сфере топливно - энергетического комплекса
установление форм контроля за использованием топливно -
энергетических ресурсов не отнесено к полномочиям администрации
области, устанавливать новую форму такого контроля, как экспертиза
энергетического оборудования, законодатель области был не вправе.
Введение экспертизы энергетического оборудования юридических и
физических лиц, включенных в сферу действия программ
энергосбережения, нарушает права указанных лиц, устанавливая для
них дополнительные обязанности, не предусмотренные в этой сфере
деятельности федеральным законодательством. Поэтому п. 3 ч. 3
ст. 3 Закона области следует признать противоречащим федеральному
законодательству.
Одним из источников формирования целевых средств для
финансирования работ по энергосбережению, как указано в п. 3 ст. 5
Закона Челябинской области, являются отчисления от стоимости
фактически израсходованных предприятиями области топливно -
энергетических ресурсов, закладываемые в качестве инвестиционных
составляющих энергосбережения в тарифы. Федеральным
законодательством такого рода отчисления не определены. Согласно
ч. 2 ст. 18 Закона РФ номер 2118-1 от 27.12.1991 г. "Об основах
налоговой системы в РФ" органы государственной власти всех уровней
не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления,
не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать
ставки, установленных налогов и налоговых платежей. Таким образом,
требования прокурора о признании п. 3 ст. 5 областного закона
противоречащим федеральному законодательству обоснованы и
подлежат удовлетворению.
Частью 3 ст. 8 Закона Челябинской области установлено, что
порядок предоставления льгот потребителям, взявшим на себя
обязательства по улучшению показателей эффективности использования
топливно - энергетических ресурсов, определяется постановлением
Главы администрации Челябинской области. Данное положение
областного Закона противоречит ч. 1 ст. 14 Федерального закона, в
соответствии с которой потребителям и производителям
энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по
энергосбережению, предоставляются льготы в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 9 областного Закона указано, что производители
тепловой и электрической энергии, не входящие в территориальные
энергосберегающие организации, имеют право на отпуск энергии в
сети указанных энергоснабжающих организаций в количествах и
режимах, согласованных с областной энергетической комиссией, по
договорной цене, составляющей не ниже 85 % от среднего
действующего тарифа. Поскольку ч. 2 ст. 14 Федерального закона "Об
энергосбережении" предусмотрено вышеуказанное согласование еще и с
самой энергоснабжающей организацией, причем энергоснабжающие
организации обязаны обеспечить прием энергии от указанных
производителей в свои сети по ценам, формируемым в порядке,
утвержденном региональными энергетическими комиссиями, чего нет в
законе области, который ко всему сам определил минимальный размер
договорной цены, вышеуказанные положения областного закона также
следует признать противоречащим федеральному законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 50, 192 -
197 ГПК РСФСР, судебная коллегия
РЕШИЛА:
Признать противоречащими федеральному законодательству,
недействующими и не подлежащими применению со дня вступления
решения в законную силу п. 3 ч. 3 ст. 3, п. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 8,
ч. 2 ст. 9 в части согласования количеств и режимов отпускаемой
энергии с энергоснабжающими организациями, а также в части порядка
формирования цены на энергию, закона Челябинской области от
28.12.1995 г. номер 12-ОЗ "Об энергосбережении и повышении
эффективности использования топливно - энергетических ресурсов в
Челябинской области".
Обязать Законодательное собрание Челябинской области
опубликовать решение суда в части признания вышеуказанных
положений областного закона противоречащими федеральному
законодательству в газете "Южноуральская панорама".
Решение в десятидневный срок может быть обжаловано в Верховный
суд Российской Федерации.
Председательствующий
Л.Ю.ЗАГВОЗДИНА
|