ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2001 г. N 29
О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов" в целях предупреждения и ликвидации последствий
разливов нефти и нефтепродуктов, защиты населения и окружающей
природной среды от их вредного воздействия
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые Основные требования к разработке
планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Челябинской
области:
2.1. Обеспечить контроль за разработкой планов по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов.
2.2. Осуществлять контроль за постоянной готовностью к
ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов организаций
независимо от форм собственности, осуществляющих переработку,
транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов на
подконтрольной территории.
3. Организацию исполнения настоящего постановления возложить
на заместителя Губернатора Челябинской области Подтесова Г.Н.
Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН
Приложение
к постановлению
Губернатора
Челябинской области
от 17 января 2001 г. N 29
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Настоящие Основные требования определяют принципы
формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются - планы), а также
организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их
ликвидации.
2. Планы разрабатываются в соответствии с действующими
нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного
объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется
для следующих объектов:
- автоцистерна - 100 % объема;
- железнодорожный состав - 50 % общего объема цистерн в
железнодорожном составе;
- нефтебазы и склады ГСМ, нефтеперекачивающие станции и
линейные производственно - диспетчерские службы - 100 % объема
емкостей для хранения нефти и нефтепродуктов, находящихся выше
уровня планируемой отметки земли;
- трубопровод при прорыве - 25 % максимального объема прокачки
в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на
порванном участке трубопровода;
- трубопровод при проколе - 2 % максимального объема прокачки
в течение 14 дней.
3. В зависимости от объема разлившихся нефти и нефтепродуктов
и площади разлива выделяются чрезвычайные ситуации:
- локального значения - 100 тонн разлившихся нефти и
нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территорию объекта;
- местного значения - 500 тонн разлившихся нефти и
нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территорию населенного
пункта, в котором расположен объект;
- территориального значения - 1000 тонн разлившихся нефти и
нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территорию субъекта
Российской Федерации;
- регионального значения - 5000 тонн разлившихся нефти и
нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территории двух
субъектов Российской Федерации;
- федерального значения - более 5000 тонн разлившихся нефти и
нефтепродуктов площадь разлива охватывает территории более двух
субъектов Российской Федерации.
4. Планом должны предусматриваться:
а) краткая характеристика объекта, прогнозирование возможных
разливов нефти и нефтепродуктов;
б) количество сил и средств, достаточное для ликвидации
чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов
(далее именуются - силы и средства), соответствие имеющихся на
объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость
привлечения профессиональных аварийно - спасательных формирований;
в) организация взаимодействия сил и средств;
г) состав и дислокация сил и средств;
д) организация управления, связи и оповещения;
е) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с
указанием организаций, которые несут ответственность за их
поддержание в установленной степени готовности;
ж) система взаимного обмена информацией между организациями -
участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
з) первоочередные действия при получении сигнала о
чрезвычайной ситуации;
и) географические, навигационно - гидрографические,
гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и
нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении
операции по его ликвидации;
к) обеспечение безопасности населения и оказание медицинской
помощи;
л) график проведения операций по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
м) организация материально - технического, инженерного и
финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов.
5. При расчете необходимого количества сил и средств должны
учитываться:
а) максимально возможный объем разлившихся нефти и
нефтепродуктов;
б) площадь разлива;
в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта
объекта;
г) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
д) физико - химические свойства нефти и нефтепродуктов;
е) влияние места расположения объекта на скорость
распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их
попадания в речные акватории и во внутренние водоемы;
ж) гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия
в месте расположения объекта;
з) возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также
профессиональных аварийно - спасательных формирований,
дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на
участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);
и) транспортная инфраструктура в районе возможного разлива
нефти и нефтепродуктов;
к) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
л) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое
не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов -
при разливе на почве.
6. Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов
нефти и нефтепродуктов разрабатываются организациями, независимо
от их организационно - правовой формы, имеющими в пользовании
опасные производственные объекты (ОПО), на которых используются,
перерабатываются, хранятся, транспортируются нефть и
нефтепродукты:
- автомобили - цистерны и железнодорожные цистерны для
перевозки нефти и нефтепродуктов;
- стационарные и передвижные АЗС (автозаправочные станции);
- нефтебазы и склады ГСМ;
- нефтеперекачивающие станции (НПС) и линейные
производственно - диспетчерские службы (ЛПДС);
- трубопроводы для перекачки нефти и нефтепродуктов.
Если в организациях имеется несколько автомобилей - цистерн,
железнодорожных цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов,
автозаправочных станций, разрабатывается один план, а выписки из
плана направляются на объекты.
Во всех остальных случаях разрабатываются отдельные планы.
7. Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов
нефти и нефтепродуктов согласовываются и утверждаются:
- на автомобили - цистерны и железнодорожные цистерны для
перевозки нефти и нефтепродуктов, стационарные и передвижные АЗС,
нефтебазы и склады ГСМ емкостью до 500 тонн - согласовываются с
отделами по делам ГОЧС (гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям) городов и сельских районов, подразделениями
государственной противопожарной службы, Госнефтеинспекцией
(филиалами) и утверждаются главами администраций, а в
категорированных городах начальниками управлений по делам ГОЧС;
- на нефтебазы и склады ГСМ емкостью 500 тонн и более,
согласовываются с управлениями (отделами) ГОЧС городов и сельских
районов, Госнефтеинспекцией (Челябинским округом
Госгортехнадзора) - в зависимости от того, кто выдает лицензии на
право деятельности, Комитетом природных ресурсов, подразделениями
государственной противопожарной службы и утверждаются главным
управлением по делам ГОЧС Челябинской области;
- на нефтеперекачивающие станции (НПС) и линейные
производственно - диспетчерские службы (ЛПДС) магистральных
трубопроводов - согласовываются с начальниками управлений
(отделов) ГОЧС городов и сельских районов, подразделениями
государственной противопожарной службы, Госгортехнадзором России
(по надзору за магистральными трубопроводами), Комитетом природных
ресурсов (экологами) и утверждаются начальниками управлений
(отделений) нефтепродуктопроводов;
- Челябинское и Черкасское нефтепроводные управления ОАО
"Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы", Восточное и Уфимское
производственные отделения ОАО "Уралтранснефтепродукт"
разрабатывают планы, в которые включают все НПС и ЛПДС,
находящиеся на территории Челябинской области, согласовывают с
Госгортехнадзором России (по надзору за магистральными
трубопроводами), Комитетом природных ресурсов по Челябинской
области, управлением государственной противопожарной службы ГУВД
Челябинской области и утверждаются главным управлением по делам
ГОЧС Челябинской области.
8. Отчет о проведении операции по ликвидации разлива нефти и
нефтепродуктов должен содержать:
а) причину и обстоятельства разлива нефти и нефтепродуктов;
б) описание и оценку действий виновника загрязнения;
в) оценку воздействия разлива нефти и нефтепродуктов на
окружающую природную среду и здоровье населения;
г) затраты на ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов,
включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и
нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
д) уровень остаточного загрязнения.
9. В целях отработки планов на территориальном уровне
проводятся комплексные учения или командно - штабные тренировки не
реже одного раза в 2 года.
Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств,
привлекаемых для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
локального и местного значения, определяются комиссиями по
чрезвычайным ситуациям городов и районов Челябинской области.
Начальник
Главного управления по
делам ГОЧС
Челябинской области
генерал - майор
О.Б.КЛИМОВ
|