ПРОКУРАТУРА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОТЕСТ
от 26 декабря 2000 г. N 7/239-2000
НА НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
ОТ 14.03.98 N 38-ЗО (В РЕДАКЦИИ ОТ 13.09.2000)
Законодательным собранием Челябинской области 26 февраля
1998 г. принят Закон Челябинской области "О лицензировании
отдельных видов деятельности", некоторые положения которого
противоречат нормам федерального законодательства.
В статье 2 Закона области "О лицензировании отдельных видов
деятельности" даны определения понятий "лицензия",
"лицензирование", "условия действия лицензии", "соискатель
лицензии", "реестр лицензий", применяемых в настоящем Законе,
которые имеют разночтения по сравнению с тем, как они определены в
статье 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов
деятельности".
В соответствии со статьей 2 ГК РФ вопросы лицензирования
регулируются гражданским законодательством и в соответствии с
подпунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации
находятся в ведении Российской Федерации. Основные понятия,
применяемые при регулировании деятельности, связанной с
лицензированием, определены федеральным законом и не требуют
дополнительного толкования, тем более отличного от толкования,
данного федеральным законом. Однако, Законодательное собрание
области, выйдя за пределы своих полномочий, по иному определяет
основные понятия, применяемые в законе.
Так, федеральный закон определяет понятие "лицензия" как
"разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида
деятельности", в то время как Закон области определяет это понятие
как "документ, предоставляющий право его владельцу на
осуществление определенного вида деятельности". Таким образом,
Закон области сужает понятие лицензии как "права" до понятия
"документа".
"Лицензирование" федеральным законодателем определяется как
мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением
документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и
аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за
соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов
деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Закон области трактует это понятие более узко как "комплекс
мероприятий, связанных с выдачей лицензий и контролем за
выполнением лицензионных требований и условий".
"Лицензионные требования и условия" федеральным законом
определяются как совокупность установленных нормативными правовыми
актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом
обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности, в
то время как областной закон аналогичным образом раскрывает более
узкое понятие "условий действия лицензии".
Понятие "реестр лицензий" в федеральном законе также имеет
более понятие по сравнению с его трактовкой, данной Законом
области. Так, если Федеральный закон понимает под реестром
лицензий совокупность содержащих сведения о выданных,
приостановленных, возобновленных и об аннулированных лицензиях на
осуществление лицензиатами конкретных видов деятельности баз
данных лицензирующих органов, то законодатель области вновь
определяет реестр лицензий как документ, содержащий совокупность
указанных сведений, которого в природе как единого документа не
существует.
Таким образом, указанные понятия подлежат приведению в
соответствие с Федеральным законом "О лицензировании отдельных
видов деятельности".
Часть 5 статьи 14 Закона области предусматривает взимание
платы за выдачу дубликата и копии лицензии на территориально
обособленный объект в размере платы за рассмотрение заявления о
выдаче лицензии. Федеральным законом "О лицензировании отдельных
видов деятельности" плата за указанные действия не предусмотрена.
Согласно пункту 5 "Порядка ведения лицензионной деятельности",
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
24.12.94 N 1418 (в редакции от 11.04.2000 N 326) в случае если
лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких
территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с
лицензией выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения
каждого объекта.
Часть 6 статьи 14 Закона области устанавливает, что размер
платы за регистрацию лицензий, выданных органами исполнительной
власти других субъектов Российской Федерации, определяется
Губернатором. Однако порядок регистрации лицензий, выданных
органами исполнительной власти других субъектов Российской
Федерации, определенный абзацами первым и вторым пункта 8 "Порядка
ведения лицензионной деятельности", утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации N 1418 от 24.12.94 (в ред. от
11.04.2000 N 326), не предусматривает взимание платы за
регистрацию.
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации
законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не
могут противоречить федеральным законам и иным актам, изданным в
Российской Федерации, правовой акт субъекта Российской Федерации
должен быть приведен в соответствие с федеральным
законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации",
ПРОШУ:
Статью 2 Закона Челябинской области "О лицензировании
отдельных видов деятельности" от 14.03.98 N 38-ЗО (в редакции
Закона области N 139-ЗО от 31.08.2000) привести в соответствие с
Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов
деятельности".
Часть 5 статьи 14 в части взимания платы за выдачу дубликата и
копии лицензии на территориально обособленный объект и часть 6
статьи 14 Закона области "О лицензировании отдельных видов
деятельности" от 14.03.98 N 38-ЗО (в редакции Закона области
N 139-ЗО от 31.08.2000) отменить.
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем
заседании Законодательного собрания области.
О дне заседания должно быть сообщено прокурору области.
Исполняющий обязанности
прокурора
Челябинской области
советник юстиции
ВАТАНОВ
|