ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2000 г. N 57/3
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
В соответствии с подпунктом 29 пункта 2 статьи 6 Федерального
закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 18 Устава
города Челябинская городская Дума
РЕШАЕТ:
1. Утвердить Положение о городской системе экологического
мониторинга (приложение).
2. Предложить структурным подразделениям Администрации города
использовать информационные ресурсы городской системы
экологического мониторинга при разработке нормативных правовых
актов и целевых программ по вопросам природопользования,
обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды.
3. Ответственность за исполнение настоящего решения возложить
на начальника Управления экологии и природопользования
Администрации города Знамеровского В.Ю.
4. Контроль исполнения настоящего решения поручить комиссии по
городскому хозяйству городской Думы (Шафигулин А.Г.).
Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ
Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 20 июня 2000 г. N 57/3
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
1. Общие положения
1.1. Правовое регулирование отношений в сфере экологического
мониторинга осуществляется настоящим Положением в целях
информационного обеспечения охраны окружающей природной среды,
природопользования, экологически безопасного социально -
экономического развития города посредством создания муниципального
фонда сведений о состоянии окружающей природной среды, природных
ресурсов и комплексов, источниках, процессах и объемах
хозяйственной и иной антропогенной деятельности, влияния факторов
среды обитания на здоровье населения.
1.2. Положение о городской системе экологического мониторинга
(далее - Положение) разработано в соответствии с Законом
Челябинской области от 02.02.2000 N 105-ЗО "Об экологическом
мониторинге", а также с законодательством о местном
самоуправлении, гражданским, земельным, природоохранным, лесным,
градостроительным законодательством Российской Федерации и
Челябинской области, нормативными правовыми актами органов
городского самоуправления.
1.3. Положение действует на всей территории города Челябинска
и является обязательным для исполнения юридическими лицами
независимо от их организационно - правовых форм, индивидуальными
предпринимателями и гражданами.
2. Термины и определения
Антропогенное воздействие - сумма прямых и опосредованных
влияний человеческой деятельности на окружающую среду.
Локальный мониторинг - элемент системы экологического
мониторинга, проводимый организациями, осуществляющими
хозяйственную деятельность на территории области.
Мониторинг водных объектов - система наблюдений, оценки и
прогнозирования состояния водных объектов, количественных и
качественных показателей поверхностных и подземных вод.
Мониторинг земель - система наблюдений, оценки состояния
земельного фонда для своевременного выявления изменений,
предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
Мониторинг источников антропогенного воздействия и зон их
влияния - система наблюдений, измерений, регистрации и
прогнозирования качественного и количественного состава выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу, производимых промышленными,
транспортными, военными и другими объектами, сбросов загрязняющих
веществ в водные объекты, поверхностных смывов загрязняющих и
биогенных веществ в поверхностные воды, отходов производства и
потребления, состояния мест захоронения и складирования отходов
производства и потребления.
Мониторинг животного и растительного мира (биомониторинг) -
система наблюдений, оценки и прогнозирования состояния
биологических объектов (животных и растений, в том числе водных).
Мониторинг городских лесов - система наблюдений, оценки и
прогнозирования состояния и динамики лесного фонда в целях
эффективного управления в области использования, воспроизводства,
охраны и защиты лесов, повышения их природоохранных функций.
Мониторинг окружающей природной среды - система наблюдений,
оценки, прогнозирования состояния окружающей природной среды, ее
загрязнения и происходящих в ней природных явлений.
Мониторинг природных ресурсов - системы наблюдений, измерений,
регистрации и прогнозирования опасных экзогенных и эндогенных
геологических процессов, состояния недр (геологической среды),
подземных вод и водной среды, водохозяйственных систем и
сооружений, расположенных в районах деятельности горнодобывающих
предприятий, в местах водозабора и сброса сточных вод.
Мониторинг промышленной безопасности - система наблюдений
состояния опасных производственных объектов и контроля за их
промышленной безопасностью.
Объект экологического мониторинга - территориально
обособленный элемент или совокупность элементов экосистем,
источник или совокупность источников антропогенного воздействия на
них, за которыми осуществляются наблюдения и контроль их
состояния.
Подсистема экологического мониторинга - составная часть
системы экологического мониторинга, осуществляющая мониторинг в
отношении отдельных ее объектов и располагающая собственными
органами управления.
Система экологического мониторинга - многоцелевая и
многокомпонентная информационная структура, формирующаяся
посредством объединения отдельных подсистем, информационно -
измерительных и информационно - вычислительных комплексов,
взаимосвязанных друг с другом общностью целей, общими требованиями
к организации и проведению наблюдений, к обобщению и интеграции
получаемых данных.
Социально - гигиенический мониторинг - система наблюдений
состояния здоровья населения, анализа, оценки и прогнозирования
причинно - следственных связей между состоянием здоровья населения
и воздействием факторов среды обитания.
Среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и
факторов окружающей (природной или искусственной) среды,
определяющих условия жизнедеятельности человека.
Субъекты экологического мониторинга - органы государственной
власти, органы местного самоуправления, юридические лица и
граждане, действующие в сфере экологического мониторинга.
Городская система экологического мониторинга - подсистема
территориальной системы в составе Единой государственной системы
экологического мониторинга.
Топографо - геодезическое и картографическое обеспечение -
осуществление топографо - геодезического и картографического
обслуживания системы экологического мониторинга, включая создание
цифровых электронных карт и геоинформационных систем.
Факторы среды обитания - биологические, химические, физические
социальные и иные факторы, которые оказывают или могут оказывать
воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих
поколений.
Экологический мониторинг - система наблюдений, оценки и
прогнозирования состояния окружающей среды и источников
антропогенных воздействий.
3. Цели и задачи системы экологического мониторинга
3.1. Целью системы экологического мониторинга является:
3.1.1. Получение статистически достоверной информации о
состоянии окружающей среды, природных ресурсов и здоровья
населения;
3.1.2. Своевременное и регулярное обеспечение органов
городского самоуправления, организаций и граждан экологической
информацией;
3.1.3. Принятие обоснованных решений для разработки и
реализации мер по соблюдению экологической безопасности и
оздоровлению окружающей среды.
3.2. Основными задачами системы экологического мониторинга
являются:
3.2.1. Ведение регулярных наблюдений состояния объектов
экологического мониторинга;
3.2.2. Создание интегрального информационного банка данных о
состоянии природной среды;
3.2.3. Выявление причин изменений состояния объектов
экологического мониторинга и оценка последствия таких изменений;
3.2.4. Прогнозирование изменений состояния окружающей среды на
территории города;
3.2.5. Разработка программ, предложений и мероприятий по
ликвидации последствий неблагоприятных воздействий на окружающую
среду.
4. Структура городской системы
экологического мониторинга
4.1. Управление городской системой экологического мониторинга
осуществляется Управлением экологии и природопользования
Администрации города Челябинска во взаимодействии с:
4.1.1. Администрацией Челябинской области;
4.1.2. Государственным комитетом по охране окружающей среды
Челябинской области;
4.1.3. Челябинским городским центром государственного
санитарно - эпидемиологического надзора;
4.1.4. Челябинским областным центром по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды;
4.1.5. Челябинским управлением лесами;
4.1.6. Комитетом природных ресурсов по Челябинской области.
4.2. Экологический мониторинг на территории города ведется
муниципальным предприятием "Городской экологический центр"
совместно с производственными, научно - исследовательскими и
проектными организациями, а также общественными организациями,
специализирующимися, лицензированными и аккредитованными в области
экологических измерений и мониторинга.
4.3. Городская система экологического мониторинга включает в
себя:
4.3.1. Мониторинг атмосферного воздуха;
4.3.2. Мониторинг водных ресурсов;
4.3.3. Мониторинг загрязнения почв и снежного покрова;
4.3.4. Мониторинг отходов производства и потребления;
4.3.5. Мониторинг зеленого фонда;
4.3.6. Социально - гигиенический мониторинг.
4.4. Мониторинг атмосферного воздуха представляет собой
систематизацию результатов прямых замеров основных и специфических
загрязняющих веществ:
4.4.1. В селитебных зонах, в санитарно - защитных зонах
промышленных предприятий;
4.4.2. На автомагистралях города;
4.4.3. По заявкам жителей города, застройщиков, общественных
организаций и др.
4.5. Мониторинг водных ресурсов представляет собой
систематизацию гидрохимических показателей подземных и
поверхностных вод.
4.6. Мониторинг загрязнения почв и снежного покрова
представляет собой систематизацию данных по наличию токсикантов
промышленного и иного происхождения в почвах и снежном покрове.
4.7. Мониторинг отходов производства и потребления
представляет собой систематизацию данных по количеству, составу и
размещению промышленных и бытовых отходов.
4.8. Мониторинг зеленых насаждений представляет собой
систематизацию данных о состоянии растительности на территории
города.
4.9. Социально - гигиенический мониторинг представляет собой
систематизацию данных о состоянии здоровья жителей города в
зависимости от экологических факторов.
5. Информационные ресурсы
5.1. К информационным ресурсам городской системы
экологического мониторинга относится:
5.1.1. Метеорологическая информация (температура и влажность
воздуха, направление и скорость ветра и др.);
5.1.2. Экологическая информация (состояние атмосферного
воздуха и водных ресурсов, банк данных по промышленным и бытовым
отходам, оценка степени загрязнения земель, почв и растительности,
состояние радиационного фона, оценка состояния здоровья жителей
города).
5.2. Информационные ресурсы городской системы экологического
мониторинга используются органами городского самоуправления в
следующих случаях:
5.2.1. При подготовке прогнозов к разработке программ
социально - экономического развития, включая инвестиционные,
экологические и иные программы.
5.2.2. При ведении градостроительного, земельного кадастра и
иных кадастров природных ресурсов.
5.2.3. При подготовке проектов нормативных правовых актов по
вопросам природопользования, охраны окружающей природной среды и
обеспечения экологической безопасности.
5.2.4. При принятии решений об ограничении, приостановлении,
прекращении экологически вредной деятельности.
5.2.5. При обращении с отходами потребления (на всех стадиях
обращения - накопления, транспортировки, обезвреживании,
утилизации, захоронения).
5.2.6. При разработке градостроительной и землеустроительной
документации, в том числе Генерального плана города и схем
землеустройства.
5.2.7. При обосновании выбора мест размещения объектов
жилищного, социального, культурно - бытового назначения, стоянок
автомобильного транспорта, промышленных, коммунальных и складских
объектов.
5.2.8. При передаче в собственность гражданам и юридическим
лицам земельных участков или права их аренды.
5.2.9. При определении дифференцированных размеров платы за
землю и другие природные ресурсы.
5.2.10. При подготовке докладов о состоянии окружающей
природной среды и ее влиянии на здоровье населения.
5.3. Органы городского самоуправления пользуются
информационными ресурсами, полученными в рамках реализации
утвержденных муниципальных программ, безвозмездно. Другим
пользователям информация предоставляется за плату в размерах,
возмещающих расходы на ее подготовку.
5.4. Информационные ресурсы городской системы экологического
мониторинга не подлежат засекречиванию. Ограничение доступа к
информации, связанное с необходимостью обеспечения государственной
тайны, устанавливается на основании действующего законодательства.
6. Финансирование и материально - техническое
обеспечение деятельности в сфере
экологического мониторинга
Финансирование работ по ведению экологического мониторинга
осуществляется в рамках выполнения соответствующих муниципальных
целевых программ за счет средств Внебюджетного экологического
фонда города Челябинска и иных источников, не запрещенных
действующим законодательством.
Председатель комиссии
по городскому хозяйству
Челябинской городской Думы
А.Г.ШАФИГУЛИН
------------------------------------------------------------------
|