МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РЕШЕНИЕ
от 6 июня 2000 года
Генеральному директору
ОАО "Коркиномежрайгаз"
Комареву В.В.
456550, Челябинская обл.,
г. Коркино,
ул. Энгельса, 73
Директору
"Еманжелинского УЖКХ"
Мурзину Н.А.
456580, г. Еманжелинск,
ул. Чайковского, 8
Комиссия Челябинского территориального управления МАП России
по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства
в составе:
Председатель Комиссии
Козлова А.А. - зам. руководителя управления;
Члены комиссии:
Кузнецова Н.В. - главный специалист отдела по надзору за
соблюдением антимонопольного законодательства (ОНАЗ);
Казакова Л.Ф. - специалист 1 категории ОНАЗ;
Долгова Н.В. - специалист ОНАЗ;
в присутствии представителей:
ОАО "Коркиномежрайгаз" - юрисконсульт ОАО "Коркиномежрайгаз"
Рейн Людмила Викторовна;
МП "Еманжелинское УЖКХ" - юрисконсульт МП "Еманжелинское УЖКХ"
Денисова Любовь Вячеславовна;
рассмотрев дело N 8/4/2000 о нарушении ОАО "Коркиномежрайгаз"
(адрес: 456550, Челябинская обл., г. Коркино, ул. Энгельса, 73)
ст. 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках",
УСТАНОВИЛА:
13 апреля 2000 года в ЧТУ МАП России поступило заявление
МП "Еманжелинское управление жилищно - коммунального хозяйства"
(далее МП "ЕУЖКХ") с жалобой на действия ОАО "Коркиномежрайгаз",
выразившиеся в ограничении договорных объемов поставки природного
газа, во включении в договор условий не соответствующих
обязательным для сторон правилам, установленным Правилами поставки
газа в РФ, утв. постановлением Правительства РФ N 1445 от
30.12.94 г. (п. 4.3 договора N 35 от 22.12.97 г.), а также в
намерении ОАО "Коркиномежрайгаз" применить к МП "ЕУЖКХ"
коэффициент 1,5 при оплате газа за перерасход газа за январь и
февраль 2000 года (телефонограммы от 17.01.2000 г. и от
16.02.2000 г.), что противоречит п. 17 Правил поставки газа в РФ,
утв. постановлением Правительства РФ N 162 от 5.02.98 г. (далее
Правила поставки газа в РФ 1998 года).
При рассмотрении представленных материалов установлено
следующее.
22 декабря 1997 года между ОАО "Коркиномежрайгаз" и МП "ЕУЖКХ"
был заключен договор N 35 на поставку природного газа, срок
действия которого определен с 1 января 1998 года по 31 декабря
2007 года.
В соответствии с п. 1.1. договора N 35 и дополнительным
соглашением к договору N 35 от 20.12.99 г. установлены следующие
объемы поставки газа на I квартал 2000 г.: 2926 тыс. куб. м на
январь, 2113 тыс. куб. м на февраль, 2243 тыс. куб. м на март.
Согласно телефонограмм от 17.01.2000 г., от 16.02.2000 г., от
20.03.2000 г. ОАО "Коркиномежрайгаз" уменьшило МП "ЕУЖКХ" объемы
газа на январь 2000 года с 2926 тыс. куб. м до 2000 тыс. куб. м,
на февраль 2000 года с 2113 тыс. куб. м до 1800 тыс. куб. м, на
март 2000 года с 2243 тыс. куб. м до 2000 тыс. куб. м по причине
неоплаты стоимости полученного газа.
Согласно п. 4.3 договора в случае расхода газа сверх
договорных величин МП "ЕУЖКХ" обязано осуществить в пользу
ОАО "Коркиномежрайгаз" уплату штрафа с повышающим коэффициентом: с
15 апреля по 15 сентября - 1,1 ; с 16 сентября по 14 апреля - 4,0.
В соответствии с п. 17 Правил поставки газа в РФ 1998 года
правило о дополнительной оплате газа с применением повышающего
коэффициента за перерасход газа без предварительного согласования
с поставщиком не применяется к объемам газа, израсходованным
населением и коммунально - бытовыми потребителями.
Согласно п. 14 Правил поставки газа, утв. постановлением
Правительства РФ N 1445 от 30.12.94 г. (далее Правила поставки
газа 1994 г.), действовавшим в момент заключения договора, правило
о применении повышающего коэффициента за перерасход газа
применяется только к промышленным потребителям и предприятиям
электроэнергетики.
Согласно п. 2.1 и п. 2.2. Устава МП "ЕУЖКХ", данное
предприятие является многоотраслевым предприятием жилищно -
коммунального хозяйства, которое создано для эффективной
эксплуатации жилого фонда и объектов коммунального хозяйства,
оказания коммунальных услуг населению. При этом 80 %
израсходованного газа приходится на население, 20 % - предприятию.
Вместе с тем, ОАО "Коркиномежрайгаз", руководствуясь письмом
Генерального директора ООО "Межрегионгаз" от 20.12.99 г.
N ВН-13/9103 "О понятии коммунально - бытового потребителя" (далее
письмо ООО "Межрегионгаз"), считает, что МП "ЕУЖКХ" не является
коммунально - бытовым потребителем (письмо от 26.04.2000 г. исх.
N 07/356), в связи с чем к МП "ЕУЖКХ" был применен повышающий
коэффициент за перерасход газа в январе, феврале и марте 2000
года, предусмотренный п. 17 Правил поставки газа в РФ 1998 года.
Представитель МП "ЕУЖКХ" указала, что действиями ОАО
"Коркиномежрайгаз" ущемляются интересы МП "ЕУЖКХ", так как для
исполнения требований ОАО "Коркиномежрайгаз" требуются
дополнительные финансовые средства.
Данный факт подтверждается счет - фактурой N 35/203 от
31.01.00 г., счет - фактурой N 35/209 от 28.02.00 г., счет -
фактурой N 35/288 от 31.03.00 г., телефонограммами от
17.01.2000 г. и от 16.02.2000 г., дополнительным соглашением от
20.12.99 г. к договору N 35 от 22.12.97.
На основании п. 1 ст. 548, п. 1 ст. 546, п. 3 ст. 523 ГК РФ,
постановления Правительства РФ от 5.01.98 г. N 1 (с изм. от
17.07.98 г.) "О порядке прекращения или ограничения подачи
электрической и тепловой энергии и газа организациям -
потребителям при неоплате поданных им (использованных ими)
топливно - энергетических ресурсов", комиссия пришла к выводу, что
действия ОАО "Коркиномежрайгаз" по ограничению договорных объемов
являются правомерными при соблюдении установленного порядка
ограничения подачи газа.
Вместе с тем, действия ОАО "Коркиномежрайгаз", выразившиеся во
включении в договор условий, не соответствующих обязательным для
сторон правилам, установленным Правилами поставки газа в 1994 г.
(п. 4.3 договора N 35 от 22.12.97 г.), и в применении к МП "ЕУЖКХ"
коэффициента 1,5 при оплате газа за перерасход газа за январь,
февраль, март 2000 года содержат признаки нарушения
антимонопольного законодательства.
1. Согласно п. 4 ст. 421 и ст. 422 ГК РФ договор должен
соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным
законом и иными правовыми актами, действующими в момент заключения
договора.
В декабре 1997 года, т.е. в момент заключения договора,
действовали Правила поставки газа в РФ 1994 г., в соответствии с
которыми повышающий коэффициент применяется при перерасходе газа
только к промышленным потребителям и предприятиям
электроэнергетики.
Однако, МП "ЕУЖКХ" не является промышленным потребителем и
предприятием электроэнергетики, так как эта организация использует
поставляемый газ для коммунально - бытовых нужд.
Таким образом, включение в договор на поставку газа условия о
применении к МП "ЕУЖКХ" повышающего коэффициента за расход газа
сверх договорных суточных объемов не соответствует действующим в
момент заключения договора обязательным для всех юридических лиц,
участвующих в отношениях поставки - потребления газа, Правилам
поставки газа в РФ 1994 года, что может привести к ущемлению
интересов МП "ЕУЖКХ".
Учитывая то, что ОАО "Коркиномежрайгаз" является субъектом
естественной монополии, данные действия ОАО "Коркиномежрайгаз"
содержат признаки нарушения ст. 5 Закона РФ "О конкуренции...".
2. ОАО "Коркиномежрайгаз", руководствуясь п. 17 Правил
поставки газа в РФ 1998 года, применяет повышающий коэффициент 1,5
за перерасход МП "ЕУЖКХ" газа в январе, феврале и марте 2000 года,
что ущемляет интересы МП "ЕУЖКХ".
Однако, согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ, положения Правил поставки
газа в РФ 1998 г. не могут применяться к отношениям, возникшим
между МП "ЕУЖКХ" и ОАО "Коркиномежрайгаз", так как между ними
заключен договор на поставку газа до принятия Правил поставки газа
в РФ 1998 года.
Кроме того, согласно п. 17 Правил поставки газа в РФ
1998 года, правило о применении повышающего коэффициента при
перерасходе газа не применяется к объемам газа, израсходованным
населением и коммунально - бытовыми потребителями.
Ссылка ОАО "Коркиномежрайгаз" на то, что МП "ЕУЖКХ" не
является коммунально - бытовым потребителем согласно письма
ООО "Межрегионгаз" неправомерна, так как:
а) письмо ООО "Межрегионгаз" не является нормативно - правовым
актом и не может служить основанием для отнесения хозяйствующего
субъекта к той или иной группе потребителей;
б) письмо ООО "Межрегионгаз" основано на Положениях инструкции
по заполнению формы федерального государственного статистического
наблюдения "Сведения о работе жилищно - коммунальных предприятий в
условиях реформы", утв. постановлением Госкомстата России по
согласованию с Госстроем России от 6.03.98 г. N 25, которые не
могут учитываться при применении повышающих коэффициентов в связи
с тем, что инструкция:
- утратила силу согласно постановления Госкомстата России по
согласованию с Госстроем России от 28.01.99 г. N 8,
- была разработана в целях организации мониторинга хода
реформы в жилищно - коммунальной сфере,
- разъясняет какие именно данные следует указывать в той или
иной графе данной формы статистического наблюдения,
- не содержит понятия коммунально - бытовой потребитель и
указания на то, что изложенные в ней критерии могут использоваться
для применения повышающих коэффициентов.
Таким образом, действия ОАО "Коркиномежрайгаз" по применению к
МП "ЕУЖКХ" повышающего коэффициента 1,5 при оплате природного газа
за перерасход газа в январе, феврале и марте 2000 года ущемляют
интересы МП "ЕУЖКХ", что является злоупотреблением доминирующим
положением со стороны ОАО "Коркиномежрайгаз" и запрещено ст. 5
Закона РФ "О конкуренции...".
Представитель ОАО "Коркиномежрайгаз" с выявленными нарушениями
антимонопольного законодательства согласился.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
п. 2.12 "Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства", утв. Приказом ГКАП от 25.07.96 г. N 91,
регистрационный N 1143 (с изм. от 11.03.99 г.),
РЕШИЛА:
1. Выдать ОАО "Коркиномежрайгаз" предписание о прекращении
нарушения антимонопольного законодательства.
2. Рекомендовать администрации г. Еманжелинска заключать
трехсторонний договор на газоснабжение населения г. Еманжелинска.
Председатель Комиссии Козлова А.А.
Члены комиссии: Кузнецова Н.В.
Казакова Л.Ф.
Долгова Н.В.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 6 июня 2000 года
Генеральному директору
ОАО "Коркиномежрайгаз"
Комареву В.В.
456550, Челябинская обл.,
г. Коркино,
ул. Энгельса, 73
Директору
"Еманжелинского УЖКХ"
Мурзину Н.А.
456580, г. Еманжелинск,
ул. Чайковского, 8
Комиссия Челябинского территориального управления Министерства
РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по
рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в
составе: председателя комиссии Козловой А.А. и членов комиссии:
Кузнецовой Н.В. - главный специалист отдела по надзору за
соблюдением антимонопольного законодательства (ОНАЗ);
Казакова Л.Ф. - специалист 1 категории ОНАЗ; Долгова Н.В. -
специалист ОНАЗ, на основании своего решения от 6 июня 2000 года
по делу N 8/4/2000 о нарушении ОАО "Коркиномежрайгаз" (адрес:
456550, Челябинская обл., г. Коркино, ул. Энгельса, 73) ст. 5
Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ОАО "Коркиномежрайгаз" прекратить нарушения ст. 5 Закона РФ
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках в РФ", выразившиеся:
- во включении в договор условий, не соответствующих
обязательным для сторон правилам, установленным Правилами поставки
газа в 1994 г. (п. 4.3 договора N 35 от 22.12.97 г.),
- в применении к МП "ЕУЖКХ" коэффициента 1,5 при оплате за
перерасход газа в январе, феврале, марте 2000 года.
2. ОАО "Коркиномежрайгаз" в срок до 25 июня 2000 года
устранить нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- привести п. 4.3. договора N 35 от 22.12.97 г., заключенного
с МП "ЕУЖКХ", в соответствие с действующим законодательством;
- отозвать счет - фактуру N 35 от 31.01.00 г., счет - фактуру
N 35 от 28.02.00 г., счет - фактуру N 35 от 31.03.00 г. в части
применения повышающего коэффициента за перерасход газа МП "ЕУЖКХ"
в январе, феврале, марте 2000 года.
3. О выполнении настоящего предписания сообщить до 30 июня
2000 года в Челябинское территориальное управление Министерства РФ
по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение
шести месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнение предписания или
несвоевременности исполнения предписания в соответствии со ст. 23,
24 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" коммерческие и некоммерческие
организации и их руководители, должностные лица органов
исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут
административную ответственность.
Председатель комиссии: Козлова А.А.
Члены комиссии: Кузнецова Н.В.
Казакова Л.Ф.
Долгова Н.В.
|