ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2000 г. N 876
О КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 - 2005 ГОДЫ
Законодательное собрание Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить Концепцию промышленной политики Челябинской области
на 2000 - 2005 годы.
Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.Ф.ДАВЫДОВ
Утверждена
постановлением
Законодательного собрания
Челябинской области
от 25 мая 2000 г. N 876
КОНЦЕПЦИЯ
ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2000 - 2005 ГОДЫ
Введение
Настоящая Концепция промышленной политики разработана в
соответствии с Законом Челябинской области "О промышленной
политике" и с учетом программы "Экономическое и социальное
развитие Челябинской области в 1999 - 2005 гг.".
Концепция является основой промышленной политики в Челябинской
области в 2000 - 2005 гг. Основной целью настоящей Концепции
является определение стратегической цели, основных направлений
промышленной политики. Концепция содержит:
- приоритетные направления развития промышленности в
Челябинской области;
- критерии определения приоритетов государственной поддержки;
- ресурсы реализации промышленной политики и меры
государственной поддержки промышленности;
- основные направления промышленной политики.
В Концепции также изложены особенности проведения промышленной
политики в отношении градообразующих предприятий, предприятий ОПК,
социальные аспекты, кадровое и информационно - аналитическое
обеспечение промышленной политики.
Закон Челябинской области "О промышленной политике" определяет
промышленную политику как систему правовых, экономических и
организационных мер, направленных на повышение эффективности
работы промышленности, исходя из социально - экономических
интересов области.
1. Состояние и тенденции развития промышленности области
За годы реформ экономика Челябинской области понесла ущерб как
в количественном, так и в качественном отношении. За последнее
десятилетие объем регионального внутреннего продукта (ВРП) области
сократился в 2 раза, производство промышленной продукции более чем
вдвое, в 5 раз сократился объем инвестиций.
Причины спада носят общий и отраслевой характер. Среди общих
причин основное место занимает нехватка оборотных средств,
истощение сырьевой базы, резкое сокращение государственного
заказа, недостаточная конкурентоспособность продукции. Для многих
предприятий причинами сокращения производства послужили нарушение
кооперационных связей и потеря рынков сбыта.
Челябинская область является старопромышленным регионом, для
которого характерна структура экономики с гипертрофированной
тяжелой индустрией и крупным военно - промышленным комплексом.
Диспропорции, сложившиеся десятилетиями, за годы реформ
усугубились.
Структура промышленного производства области еще более
"утяжелилась", так как спад объемов производства в черной и
цветной металлургии был существенно меньше, чем в обрабатывающей
промышленности.
Производство основных видов продукции черной металлургии за
1991 - 1998 гг. сократилось вдвое. Предприятия отрасли технически
и технологически отстают от металлургических предприятий как
высокоразвитых стран, так и ряда российских, поэтому обеспечение
конкурентоспособности продукции требует коренной модернизации
производства.
Причины недостаточной конкурентоспособности продукции черной
металлургии: высокая энергоемкость, низкая производительность
труда вследствие структурного несовершенства и технологической
отсталости производственных мощностей, а также высокие
транспортные издержки. Рост производства черных металлов в области
ограничивается необеспеченностью железорудным сырьем и отсутствием
платежеспособного спроса.
Цветная металлургия области специализируется на производстве
рафинированной меди и цинка. Благодаря значительному увеличению
экспорта предприятия цветной металлургии сумели сохранить объемы
производства. Однако, длительное использование устаревших
технологий добычи, обогащения и переработки руд привели к опасной
экологической обстановке в ряде городов и, особенно, в Карабаше и
прилегающих к нему окрестностях. Кроме того, обострились проблемы
воспроизводства рудной базы.
В связи с кризисным положением экономики и снижением
платежеспособности потребителей внутренний рынок металлопродукции
России характеризовался сокращением спроса и потребления втрое по
меди и цинку. Продолжающееся снижение спроса на металлы на
внутреннем рынке увеличивает отставание России от уровня их
потребления в развитых зарубежных странах.
Производство за этот период снизилось в меньшей мере благодаря
сохранению, а по ряду металлов существенному увеличению экспорта
меди рафинированной, цинка, никеля. На экспорт поставляется 48 %
меди, 77,7 % никеля, 58 % цинка.
Углубилась отрицательная тенденция сырьевой направленности
экспорта в цветной металлургии - готовые изделия из цветных
металлов составляют не более 8 % от общего объема экспорта.
Особенностью цветной металлургии являются зависимость от
природно - сырьевого фактора, высокие капитало-, фондо-,
материало-, энергоемкость большинства производств, высокая
экологическая нагрузка на окружающую среду, большая инерционность
и длительный инвестиционный цикл. Значительное число предприятий
цветной металлургии являются градообразующими, что обусловливает
высокую значимость социального фактора.
Удорожание энергоносителей, материалов и оборудования, рост
транспортных тарифов повлекли за собой значительный рост затрат на
добычу и переработку руд, а отсутствие централизованных
капитальных вложений при недостатке собственных средств -
отставание в развитии сырьевой базы. На горных предприятиях резко
сокращены объемы капитального строительства и геологоразведочных
работ, снизилась обеспеченность вскрытыми запасами.
В отличие от машиностроения и ряда других отраслей, в цветной
металлургии, хотя и медленно, происходили прогрессивные
структурные сдвиги, сохранена значительная часть
квалифицированного персонала.
Машиностроение представлено оборонной промышленностью,
автомобильной промышленностью, тракторным и сельскохозяйственным
машиностроением, станкостроением, строительно - дорожным и
коммунальным машиностроением, приборостроением, электротехническим
машиностроением, горно - шахтным и горнорудным машиностроением,
металлургическим машиностроением.
За годы реформ произошло сокращение выпуска военной продукции
предприятиями оборонно - промышленного комплекса Челябинской
области более чем в 10 раз.
На федеральном уровне разработана стратегия дальнейшего
развития конверсии, в которой предусмотрено четкое обоснование
сокращения выпуска военной техники и вооружений по каждому
предприятию в увязке по всей технологической цепочке
кооперационных связей с предприятиями - поставщиками и
потребителями, а также сохранение и создание новых рабочих мест.
К числу конкурентных преимуществ промышленности области
относятся:
- природные ресурсы;
- образованная, квалифицированная и относительно дешевая
рабочая сила;
- наличие значительного научно - технического потенциала;
- наличие мощностей по производству массовой, относительно
дешевой продукции, способной найти сбыт на внутреннем рынке, а
также на рынках ряда развивающихся стран.
Наиболее слабыми местами промышленности области являются:
- технологическое отставание от мирового уровня,
обуславливающее низкую конкурентоспособность в большинстве
отраслей;
- несоответствие структуры промышленного производства
параметрам, характерным для экономик развитых индустриальных
стран, у которых высока доля в выпуске и экспорте обрабатывающей
промышленности наукоемкой высокотехнологичной продукции;
- отсутствие инфраструктуры и навыков сбыта продукции и
обслуживания;
- слабая дисциплина, низкий уровень управления и организации,
особенно в управлении финансовыми ресурсами;
- отсутствие развитой сети малых предприятий, преобладание
крупных предприятий с узкой предметной специализацией, не
обладающих необходимой гибкостью для быстрой реакции на требования
рынка;
- дефицит денежных ресурсов, сказывающийся прежде всего на
инвестиционной активности в реальном секторе экономики.
Кризис экономики 1998 г. привел к положительным эффектам
девальвации рубля - в виде активизации экспорта и процесса
импортозамещения. Однако вызванный этими факторами рост
промышленного производства носит временный характер, т.к.:
- эффект девальвации постепенно компенсируется ростом цен на
энергоносители, сырье, транспорт и т.д.,
- осуществляется на прежней технологической базе и мощностях,
- происходит в условиях низкого внутреннего спроса.
Тем не менее, полученную вследствие девальвации рубля фору в
виде разрыва между внутренними и мировыми ценами необходимо
использовать. Для этого нужна активная промышленная политика
области.
2. Приоритетные направления промышленной политики
Челябинской области
Концепция определяет направления промышленной политики в
Челябинской области как на период 2000 - 2005 гг., так
и первоочередные, направленные на прекращение падения производства
и стабилизацию экономики области.
К приоритетным направлениям промышленной политики на
стабилизационном этапе относятся:
- сохранение черной и цветной металлургии как базовых и
экспортно - ориентированных, увеличение объемов экспорта их
продукции;
- развитие сырьевой базы металлургии;
- сохранение научно - технического потенциала и использование
его в целях развития промышленности;
- развитие внутриобластной кооперации;
- достижение тарифных соглашений;
- стимулирование производства импортозамещающей продукции.
Цели долгосрочной промышленной политики области определяются
как повышение эффективности и конкурентоспособности промышленности
на внешнем и внутреннем рынках.
Низкая конкурентоспособность отечественной промышленности
является следствием недостаточно высокого технологического уровня
и ее неполной адаптации к новым экономическим условиям.
Для повышения эффективности промышленности требуется
проведение ее полномасштабной реструктуризации.
Активизация промышленной политики области необходима для
достижения структурных сдвигов в промышленности:
- последовательное снижение доли добывающих отраслей в
промышленности и соответствующее повышение доли перерабатывающих
отраслей,
- рост доли машин и оборудования на качественно новом уровне,
что позволит повысить экономическую эффективность производства,
- рост доли непродовольственных и продовольственных товаров
народного потребления, что соответствует социальной направленности
проводимых реформ.
Основными направлениями промышленной политики на период до
2005 года являются:
- развитие наукоемких, ресурсосберегающих и экологически
чистых технологий;
- производство конкурентоспособной продукции;
- производство продукции с более глубокой степенью переработки
сырья и материалов;
- сохранение и развитие кадрового потенциала промышленности;
- реформирование промышленных предприятий;
- внедрение современных систем управления качеством;
- развитие инновационной инфраструктуры;
- законодательное обеспечение стимулирования
конкурентоспособности промышленности.
3. Отраслевые аспекты промышленной политики
В черной металлургии Челябинской области условиями для
успешного функционирования является разрешение следующих проблем:
- рост доли рынка металлопродукции в Российской Федерации и
СНГ;
- обеспечение железорудным сырьем;
- ускорение структурных преобразований с выводом мощностей или
диверсификацией производств;
- повышение конкурентоспособности производств и продукции;
- снижение ресурсо- и энергоемкости производства, повышение
комплексности использования минерального сырья;
- изыскание инвестиций на совершенствование производства;
- повышение эффективности экспорта продукции;
- улучшение экологического положения в районах размещения
предприятий отрасли.
Главная цель развития черной металлургии области состоит в
том, чтобы в создавшихся экономических условиях провести
структурную перестройку предприятий с тем, чтобы повысить
эффективность производства металлопродукции на базе расширения
доли конкурентоспособных производств, которые могут решать
проблемы своего развития, в основном, за счет собственных средств.
Поэтому основными задачами развития предприятий черной
металлургии области до 2005 года являются:
- совершенствование техники и технологических процессов,
способствующих снижению ресурсоемкости, повышению комплексности
использования рудного сырья и существенному улучшению
экологической ситуации;
- бесперебойное обеспечение рудными и топливно -
энергетическими ресурсами, увеличение доли местного рудного сырья
в общей структуре его потребления.
Правительством РФ подготовлена программа развития
металлургической отрасли до 2005 года. На основе анализа
внутреннего и внешних рынков, оценки потенциала металлургии в
удовлетворении спроса в номенклатуре и сортаменте определены
размеры требующихся инвестиций для изменения структуры
производства и развития сырьевой базы. Установлено, что для
более - менее устойчивого развития - не революционного, но
существенно изменяющего структуру продукции, - собственных средств
предприятий хватит для реализации примерно двух третей
инвестиционных проектов. Бюджетная поддержка ограничена не более
чем 15 % потребностей отрасли. 20 % от общей потребности
предполагается для заимствования на внутреннем и внешнем рынках.
Наряду с решением задач по повышению конкурентоспособности
продукции, доли продукции высокого передела, развития местной
сырьевой базы Программа предполагает и решение проблем
налогообложения, таких, например, как:
- исключение для горнодобытчиков из базы расчета налога на
имущество отвалов, хвостохранилищ, карьерных дорог и пр.,
- дифференциация налога на имущество в зависимости от
фондоемкости производства,
- освобождение предприятия отрасли от обязательной продажи
валютной выручки, инвестируемой в капитальное строительство.
Для успешного функционирования предприятий цветной металлургии
области необходимо разрешение следующих проблем:
- расширение доли рынков металлопродукции в Российской
Федерации и СНГ;
- повышение конкурентоспособности производств и продукции;
- ускорение структурных преобразований;
- снижение ресурсо- и энергоемкости производства;
- изыскание инвестиций на поддержание и совершенствование
производства;
- повышение эффективности экспорта продукции;
- ослабление тяжелого налогового пресса;
- увеличение объемов оборотных средств до нормативного уровня;
- улучшение экологического положения в районах размещения
предприятий отрасли;
- расширение и более интенсивное освоение сырьевой базы.
Важнейшими задачами машиностроения области являются:
- сохранение и развитие научно - технического потенциала как
базы для создания новых конкурентоспособных изделий машиностроения
на основе структурно - технологической перестройки
производственного потенциала;
- свертывание и реструктуризация неэффективных,
ресурсорасточительных предприятий и производств;
- изменение номенклатуры выпускаемых изделий: приоритетное
производство конкурентоспособных, пользующихся устойчивым
платежеспособным спросом машин и оборудования;
- сохранение наиболее ценных элементов производственного,
научно - технического и технологического потенциала оборонного
машиностроения, использование его для модернизации экономики и
гражданского машиностроения, передача высоких технологий из
оборонного в гражданское машиностроение;
- широкое внедрение современных систем автоматизированного
проектирования, инженерного анализа, технологической подготовки
производства;
- сертификация, в том числе международная, продукции;
- практическая реализация созданных предприятиями области
значительных заделов по созданию и освоению производства
современной автомобильной, тракторной и сельскохозяйственной
техники, строительно - дорожных машин, металлорежущего
оборудования, инструмента, электротехнической продукции;
- резкое увеличение темпов обновления и вывода основных
фондов;
- развитие внутриобластной и межрегиональной кооперации.
Стратегия развития оборонно - промышленного комплекса
Челябинской области на 1999 - 2005 гг. опирается на выполненные
оборонными предприятиями работы по диверсификации имевшихся
гражданских и конверсии сокращенных военных производств, на
разработку и освоение в производстве новых видов сложной
наукоемкой гражданской продукции и создание задела в подготовке
производств новых видов продукции на перспективу.
Наряду с общими подходами для сохранения научного и
технологического потенциала предприятий и организаций ОПК
необходимы:
- систематическая работа с федеральными органами власти по
защите интересов предприятий ОПК области;
- содействие самостоятельному выходу предприятий ОПК области
на экспортные поставки своей продукции через получение лицензий
предприятиями и организациями области, разрабатывающими и
производящими вооружение и военную технику, на ведение военно -
технического сотрудничества или организация представительства
"Росвооружения" на территории области;
- реструктуризация отрасли и отдельных предприятий ОПК через
объединение их в холдинги, концерны, освоение в производстве новой
военной техники, основанной на высоких технологиях, особенно
имеющих двойное назначение и экспортный потенциал, конверсию части
предприятий ОПК за счет перевода на производство продукции
гражданского назначения, т.к. государственный оборонный заказ
будет недостаточен для загрузки предприятий ОПК;
- определение основными направлениями конверсии на
предприятиях ОПК области производство медицинского,
сельскохозяйственного оборудования, оборудования для нефтегазовой
отрасли, пищевой и перерабатывающей промышленности, энергетики и
транспорта, разработку энергосберегающих технологий, поставку
комплектного оборудования и его сервисное обслуживание,
производство импортозаменяющего оборудования;
- включение во внутриобластную и внутрирегиональную кооперацию
предприятий ОПК;
- решение совместно с Министерством общего и профессионального
образования РФ проблемы сохранения существующих и восстановления
утраченных в ВУЗах области кафедр по подготовке специалистов по
оборонному направлению и возобновления бюджетного финансирования
подготовки в ВУЗах кадров по оборонным специальностям;
- решение на федеральном уровне проблемы исключения
дискриминации предприятия ОПК области при размещении
государственного оборонного заказа.
4. Критерии определения приоритетов
государственной поддержки
При принятии решения об оказании государственной поддержки
Администрации области следует руководствоваться следующими
критериями:
- конкурентоспособность продукции;
- внедрение ресурсосберегающих и наукоемких технологий;
- кооперация с участием широкого круга предприятий области;
- выпуск импортозамещающей или экспортной продукции;
- социальная значимость (в случае градообразующего
предприятия, создание новых рабочих мест в депрессивных районах и
т.д.);
- бюджетная эффективность (в случае бюджетных вложений).
5. Меры государственной поддержки промышленности
Государственная поддержка промышленности осуществляется в
соответствии с определенными настоящей Концепцией приоритетами и
условиями.
5.1. Прямые меры государственной поддержки
Прямые меры государственной поддержки:
- предоставление инвестиционного налогового кредита или
освобождение (полное или частичное) от уплаты налога в областной
бюджет в соответствии с Законом Челябинской области "О
государственной поддержке инвестиционной деятельности в
Челябинской области";
- предоставление в аренду государственного имущества,
находящегося в собственности Челябинской области, на льготных
условиях;
- отсрочки или рассрочки налоговых платежей в областной
бюджет;
- предоставление бюджетных и внебюджетных ссуд на льготных
условиях;
- предоставление инвестиций из областного внебюджетного Фонда
развития промышленности;
- предоставление гарантий администрации области для
инвесторов;
- финансирование Программ развития промышленности на долевых
началах с другими участниками;
- другие меры, предусмотренные Законом области "О
государственной поддержке инвестиционной деятельности в
Челябинской области" с учетом статьи 133 Закона области "О
бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области".
5.2. Косвенные меры государственной поддержки
Косвенные меры государственной поддержки:
- создание стабильных условий хозяйствования, в том числе
условий налогообложения и ставок налогов в течение финансового
года в части, зачисляемой в областной бюджет;
- проведение протекционистской политики в федеральных органах
государственной власти с целью получения для предприятий
промышленности и банков области:
контрактов на поставку продукции для федеральных
государственных нужд;
централизованного государственного финансирования и
инвестиций, в том числе в рамках федеральных целевых программ;
инвестиционного налогового кредита, освобождения (полного
или частичного) от уплаты налогов, отсрочки или рассрочки
налоговых платежей в федеральный бюджет;
гарантий Правительства Российской Федерации для инвесторов;
- преимущественное размещение заказов для областных нужд на
предприятиях промышленности области;
- содействие предприятиям промышленности области в расширении
рынка сбыта продукции через развитие внутриобластной и
межрегиональной кооперации с другими субъектами Российской
Федерации и внешнеэкономических связей области;
- стимулирование развития сети инфраструктуры услуг
предприятиям промышленности;
- содействие предприятиям промышленности в передаче в
муниципальную собственность ведомственных объектов соцкультбыта
или компенсация издержек, связанных с расходами на их содержание;
- содействие развитию экономически обоснованных и
технологически обусловленных производственных связей между
предприятиями промышленности;
- проведение информационной и рекламной поддержки продукции,
выпускаемой предприятиями промышленности области, и услуг,
предоставляемых банками.
6. Механизмы реализации промышленной политики
Промышленная политика области направлена на формирование
внутреннего рынка и организацию работы на внутреннем и внешнем
рынках, защиту областного товаропроизводителя и опирается на
максимальное использование ресурсов области. Ее реализация
позволит создать новые рабочие места, увеличить загрузку
производственных мощностей, оставлять в области деньги населения,
идущие на потребление, увеличить налоговые платежи.
Основными механизмами реализации промышленной политики области
являются:
6.1. Реформирование предприятий
Реформирование предприятий - путь к повышению эффективности
собственности, используемой в производстве, и одновременно
механизм адаптации промышленных предприятий к условиям рынка и
мобилизации внутренних ресурсов для повышения
конкурентоспособности. Основной задачей реформы предприятий
является содействие их реструктуризации, необходимой для успешной
работы в условиях рыночной экономики, а также стимулирование
деятельности по повышению эффективности производства.
Реформированием предприятий достигается:
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
- защита прав акционеров;
- четкое разграничение ответственности собственников и
управляющих, развитие механизмов корпоративного управления,
обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале
акционерного общества;
- создание системы управления контрактами и защиты контрактных
отношений;
- достижение прозрачности финансово - экономического состояния
предприятий для собственников, инвесторов, кредиторов;
- создание эффективного механизма управления предприятием;
- использование предприятием рыночных механизмов привлечения
финансовых средств.
Реструктуризация промышленных предприятий будет
способствовать:
- выделению наиболее конкурентоспособного бизнеса с жестким
отсечением всего лишнего,
- управлению издержками и решению проблемы недозагруженных
заготовительных производств и сервисных подразделений,
- развитию рынка субподряда и превращению некоторых
предприятий или бывших цехов крупных предприятий в
специализированные заготовительные или сервисные производства.
Реформирование должно проводиться предприятиями
самостоятельно. Однако в сложившейся экономической ситуации лишь
незначительное число предприятий способно реформироваться без
государственной поддержки. Поэтому необходимы координация и
господдержка реформированию в рамках Региональной программы
реформирования промышленных предприятий и Программы
реструктуризации промышленности, учитывающих особенности
реализации задач на региональном уровне и содержащих меры
стимулирования предприятий.
6.2. Развитие системы областного заказа
Необходимо формирование и исполнение территориального заказа
для обеспечения государственных нужд области на основе
преимущественно продукции предприятий области. Формирование
территориального заказа должно производиться на конкурсной основе.
При этом нужен постоянный мониторинг баланса "ввоза - вывоза"
товаров, сырья, материалов, оборудования в области для анализа и,
при необходимости, корректировки территориального заказа.
Следует формировать также территориальный заказ для
обеспечения предприятий области сырьем и материалами,
производимыми в области.
6.3. Развитие внутриобластной кооперации
На основе Закона Челябинской области "О внутриобластной
кооперации" необходимо осуществлять поддержку областных
товаропроизводителей, стимулировать создание устойчивых
хозяйственных связей за счет:
- перехода на закупку для своего производства комплектующих,
материалов, оборудования у предприятий в области,
- смены смежников за пределами области на областных,
- участия банков области в реализации продукции предприятий
как гарантов своевременной оплаты для производителя, например, с
использованием векселей или по схеме факторинга,
- совместной работы производителей и торговли по обеспечению
населения необходимыми товарами.
6.4. Содействие экспорту и межрегиональному сотрудничеству
Разработка мер по развитию экспортного потенциала
промышленности области, включающих содействие предприятиям по
направлениям:
- проведение сертификации продукции по международным
стандартам и внедрение систем управления качеством на
предприятиях,
- содействие интеграции предприятий области в международную
систему субконтрактинга путем создания инфраструктуры по
привлечению, размещению и сопровождению реализации заказов
зарубежного рынка субконтрактов,
- участие предприятий в региональных, российских и
международных выставках,
- организация широкого использования мировых информационных
систем для рекламы экспортного потенциала предприятий области.
6.5. Привлечение инвестиций в промышленность
Для стимулирования инвестиционного процесса в промышленности
области необходимы:
- развитие гарантийных механизмов на основе Залогового фонда
области и использования возможностей бюджета развития;
- применение лизинга как финансовой основы проектов
технического перевооружения предприятий, создание областного
лизингового фонда;
- применение механизмов синдицированного кредитования банками
областных целевых программ и перспективных инвестиционных проектов
промышленности для их реализации на совместной с государством
основе;
- участию банков области в процессе объединения предприятий
промышленности в эффективные промышленные структуры - финансово -
промышленные группы, консорциумы, холдинги;
- привлечение ресурсов фондового рынка путем выпуска
региональных целевых инвестиционных займов;
- обеспечение устойчивого обращения ценных бумаг на рынке для
увеличения инвестиционной привлекательности предприятий.
6.6. Регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на
локальных товарных рынках Челябинской области
Основными задачами в сфере регулирования деятельности
хозяйствующих субъектов на локальных товарных рынках являются:
- выделение из хозяйствующих субъектов на локальных товарных
рынках, исходя из экономической целесообразности, самостоятельных
предприятий, оказывающих услуги, не относящиеся к сфере локальных
товарных рынков, формирование конкурентных рынков этих видов
услуг;
- достижение публичности цен (тарифов) и правил их
определения, введения единых правил "доступа к сети" на
недискриминационной основе;
- организация контроля за финансовыми потоками хозяйствующих
субъектов на локальных товарных рынках, постепенное прекращение
практики перекрестного субсидирования различных групп
потребителей;
- совершенствование нормативной базы регулирования
деятельности хозяйствующих субъектов на локальных товарных рынках
области, создание системы регулирования деятельности субъектов
естественной монополии на локальных товарных рынках области.
Администрация области должна принять меры по усилению
корпоративного контроля субъектов естественной монополии, в
которых государство является крупнейшим акционером. Необходимо
разработать механизмы наблюдения за деятельностью корпораций,
включая проведение аудиторских проверок и совершенствование
финансовой отчетности.
Необходимо внедрение в практику энергоаудита в первую очередь
самих субъектов естественной монополии и разработка согласованных
с Администрацией области и ведущими потребителями основ договорных
отношений между субъектами естественной монополии и
предприятиями - потребителями.
6.7. Повышение эффективности собственности в промышленности
Неэффективность корпоративного управления препятствует
развитию предприятий. Неуспешная работа предприятия может быть
следствием действий как неэффективных менеджеров, так и
неэффективных владельцев.
Следует ужесточить требования к владельцам и менеджерам
предприятий в плане их ответственности за своевременные расчеты с
бюджетом, с персоналом и за результаты деятельности предприятий,
т.к. негативные последствия по сокращению налоговой базы,
сокращению занятости, росту социальной напряженности и т.д.
ложатся на администрацию области.
В связи с этим необходимо коллегиальное рассмотрение
финансово - экономического состояния предприятий, находящихся в
кризисном положении, на Координационном совете при Губернаторе
области и, при необходимости, вмешательство органов
государственного управления в происходящие на предприятии процессы
в рамках существующего законодательства.
Серьезной проблемой является повышение эффективности
управления государственной собственностью. На решение этой задачи
направлена подготовленная Программа управления государственной
собственностью Челябинской области и приватизации государственного
имущества Челябинской области.
7. Отношения с градообразующими предприятиями
Особенность проведения промышленной политики по отношению к
градообразующим предприятиям обусловлена их социальной
значимостью.
Необходим постоянный контроль эффективности деятельности
основных градообразующих предприятий.
Следует ввести в практику заключение между Администрацией
области и такими предприятиями соглашений о взаимовыгодном
сотрудничестве, о формировании и реализации стратегии их развития,
включающими как меры поддержки со стороны Администрации области
таких предприятий, так и меру влияния Администрации области на
решения руководства предприятий, касающиеся социальных последствий
этих решений, ответственность менеджеров и владельцев предприятий.
8. Научно - техническая и инновационная политика
в промышленности
Проведение государственной инновационной политики путем:
- формирования и реализации инновационных программ, проектов и
обеспечивающих мероприятий;
- координации инновационной деятельности;
- создания и развития инфраструктуры инновационной
деятельности;
- государственной поддержки инновационной деятельности,
предусмотренной действующим законодательством, государственных,
межрегиональных и областных инновационных программ и проектов;
- финансирования мер по реализации государственной
инновационной политики.
Формы государственной поддержки инновационной деятельности:
- финансирование научно - исследовательских, опытно -
конструкторских и технологических работ, связанных с инновационной
деятельностью;
- финансирование инновационных программ и проектов, а также
деятельности субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
- финансирование патентования за рубежом изобретений и
промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или
готовящейся к экспортированию отечественной продукции;
- инвестирование средств в создание и развитие субъектов
инфраструктуры инновационной деятельности;
- размещение государственного заказа на закупку продукции,
созданной в результате инновационной деятельности;
- предоставление субсидий на реализацию отдельных
инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;
- поручительство перед кредиторами и инвесторами по
обязательствам субъектов инновационной деятельности и субъектов
инфраструктуры инновационной деятельности;
- предоставление льгот субъектам инновационной деятельности и
субъектам инфраструктуры инновационной деятельности по налогам,
пошлинам, сборам и иным платежам в областной бюджет в соответствии
с законодательствами Челябинской области и Российской Федерации;
- предоставление права использования принадлежащего
государству имущества, в том числе объектов интеллектуальной
собственности.
Условия предоставления государственной поддержки инновационной
деятельности:
- предоставление государственной поддержки инновационной
деятельности только на период осуществления такой деятельности;
- осуществление государственной поддержки инновационной
деятельности на долевой основе; на условиях возвратности либо
обеспечения участия области или увеличения доли собственности
области в уставных капиталах таких организаций;
- разрешение государственным организациям предоставлять малым
предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность в качестве
основной, площади и имущество, находящиеся в распоряжении
государства, в аренду при ставке арендной платы на уровне,
компенсирующем фактические расходы по содержанию и эксплуатации
предоставленных помещений и имущества.
9. Ресурсы реализации промышленной политики
9.1. Финансовое обеспечение реализации промышленной политики
К ресурсам, которые могут быть использованы для реализации
промышленной политики области, можно отнести:
- федеральные и областные целевые программы;
- средства бюджетов всех уровней;
- средства внебюджетных фондов всех уровней;
- внутренние инвестиции предприятий;
- инвестиции собственников;
- внешние, привлеченные инвестиции;
- кредиты международных финансовых организаций;
- иные, не запрещенные законодательством.
Существенным моментом при планировании использования бюджетных
и привлеченных ресурсов должно быть понимание приоритета
мобилизации собственных ресурсов предприятий и собственников,
принцип эффективности использования бюджетных ресурсов, их
платность и возвратность, а также необходимость принятия комплекса
мер по подготовке к использованию привлеченных ресурсов.
9.2. Информационное обеспечение промышленной политики
Для обеспечения системного подхода к вопросам регулирования
взаимоотношений, создания стимулирующих производство условий и
т.п. необходима разработка информационно - аналитической системы,
позволяющей определять и состояние дел, и назревающие проблемы в
различных отраслях промышленности. Необходима также информационная
поддержка предприятий в части освещения вопросов по областной и
федеральной промышленной политике, о проводимых институциональных
преобразованиях, программах и т.д.
Информационно - аналитическая система позволит прогнозировать
результаты и своевременно корректировать конкретные мероприятия по
проведению промышленной политики.
Для обеспечения информационной поддержки деятельности
промышленных предприятий необходимо развитие соответствующей
информационной среды путем:
- формирования на основе современных технологий развитых
информационных ресурсов о продукции промышленных предприятий
области (перечень, технические характеристики, ценовые показатели,
условия поставки и пр.);
- поддержки указанных информационных ресурсов в актуальном
состоянии и интеграция их в региональную, национальную и
международную информационную систему;
- обеспечение доступа производителей и потребителей продукции
предприятий к интегрированным информационным ресурсам региона,
Российской Федерации и международной информационной системы;
- содействие развитию информационной инфраструктуры для
обеспечения промышленных предприятий области нормативно - правовой
информацией, формируемой на федеральном и региональном уровнях.
Информационно - аналитическое обеспечение промышленной
политики осуществляется силами администрации области.
9.3. Кадровое обеспечение промышленной политики
Без решения вопросов кадрового обеспечения невозможна
реализация промышленной политики.
Направления кадровой реформы на промышленных предприятиях
области:
- квалификационная адаптация менеджмента к работе в
современных экономических условиях;
- создание эффективной системы переподготовки специалистов
предприятий;
- формирование резерва кадров высшего управленческого звена
промышленности.
Кадровое обеспечение промышленной политики решается в рамках
Региональной программы подготовки и переподготовки кадров для
предприятий области.
10. Социальные аспекты промышленной политики
Важнейшим аспектом промышленной политики является социальная
направленность. Социальными приоритетами промышленной политики
являются:
- содействие занятости населения, выполнению трудового
законодательства;
- развитие системы трудоустройства и профобучения;
- развитие социального партнерства. Реализацией данного
направления является контроль и содействие в выполнении условий
Регионального трехстороннего соглашения между Администрацией
области, областной Федерацией профсоюзов и Ассоциацией
промышленных предприятий и банков Челябинской области.
|