УТРАТИЛ СИЛУ - ЗАКОН ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 30.10.2003 N 181-ЗО
13 марта 2000 года N 114-ЗО
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
постановлением
Законодательного собрания
Челябинской области
от 24 февраля 2000 г. N 765
Настоящий Закон регулирует порядок организации и осуществления
деятельности органов опеки и попечительства в Челябинской области,
устанавливает их компетенцию, основы взаимодействия с органами
государственной власти.
Статья 1. Основные понятия и термины
В настоящем Законе используются следующие основные понятия и
термины:
граждане, нуждающиеся в государственной защите - дети -
сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; совершеннолетние
недееспособные граждане; совершеннолетние ограниченно дееспособные
граждане и совершеннолетние дееспособные граждане, которые по
состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и исполнять
свои обязанности;
дети - сироты - граждане в возрасте до 18 лет, у которых
умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей - граждане в возрасте
до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих
родителей в случаях лишения их родительских прав, ограничения их в
родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни
родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты
их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих
детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений,
учреждений социальной защиты населения и других аналогичных
учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского
попечения;
план мероприятий по защите прав ребенка - документ органа
опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень
мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка,
сроки их выполнения и разграничение ответственности за защиту прав
и законных интересов ребенка между родителями (законными
представителями ребенка) и уполномоченной службой (организацией);
план составляется для каждого ребенка, нуждающегося в
государственной защите, уполномоченной муниципальной службой
(организацией) в письменной форме с обязательным привлечением
представителей образовательных учреждений, учреждений
здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты
населения и других муниципальных служб, а также общественных
организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих
информацией, необходимой для составления плана;
недееспособный гражданин - гражданин, признанный судом
недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным
законодательством, который вследствие психического расстройства не
может понимать значения своих действий или руководить ими. Над ним
устанавливается опека;
ограниченно дееспособный гражданин - гражданин, ограниченный
судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским
процессуальным законодательством, который вследствие
злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами
ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Над ним
устанавливается попечительство;
опека - правовая форма охраны личных и имущественных прав и
интересов недееспособных граждан. Устанавливается над детьми в
возрасте до 14 лет, лишившимися родительского попечения, над
гражданами, которых суд признал недееспособными вследствие
психического расстройства;
попечительство - правовая форма защиты личных и
имущественных прав и интересов граждан. Устанавливается над
несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, оставшимися без
родительского попечения; над совершеннолетними гражданами, которые
по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои
права и исполнять свои обязанности; над лицами, ограниченными
судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными
напитками или наркотическими веществами;
патронаж - правовая форма защиты интересов совершеннолетних
дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут
самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои
обязанности;
приемная семья - форма устройства детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на основании договора о
передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами
опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или
отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в
семью);
усыновление (удочерение) - юридический акт, закрепленный
решением суда, в силу которого между ребенком (усыновленным или
удочеренным) и лицом, принявшим его на воспитание, устанавливаются
правовые (личные и имущественные) отношения, аналогичные
существующим между кровными родителями и детьми.
Статья 2. Органы опеки и попечительства Челябинской области
1. Органами опеки и попечительства Челябинской области
(далее - органы опеки и попечительства) являются органы местного
самоуправления.
2. Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается
на:
муниципальные органы управления образованием - в отношении
несовершеннолетних граждан;
муниципальные органы управления социальной защитой населения -
в отношении совершеннолетних граждан, признанных судом
недееспособными, ограниченно дееспособными, а также дееспособных
граждан, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои
права и исполнять свои обязанности.
Статья 3. Правовая основа деятельности органов опеки и
попечительства
Органы опеки и попечительства руководствуются в своей
деятельности Всеобщей декларацией прав и свобод человека и
гражданина, Конвенцией о правах ребенка, Всемирной декларацией об
обеспечении выживания, защиты и развития детей, Конституцией
Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации,
Семейным кодексом Российской Федерации, Уставом (Основным Законом)
Челябинской области, настоящим Законом, иными законами и
нормативными правовыми актами Российской Федерации и области, а
также уставами муниципальных образований и иными нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 4. Основные задачи и принципы деятельности органов
опеки и попечительства
1. Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
1) защита имущественных и личных неимущественных прав и
охраняемых законом интересов граждан, нуждающихся в
государственной защите;
2) обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания
детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Основными принципами деятельности органов опеки и
попечительства являются:
1) учет индивидуальных особенностей ребенка и его родителей,
признание важности и уникальности воспитания ребенка в родной
семье;
2) планирование мер по защите прав ребенка;
3) сотрудничество с кровными родителями в целях защиты
интересов ребенка;
4) координация деятельности органов здравоохранения,
образования, социальной защиты и других организаций,
осуществляющих защиту прав и законных интересов граждан,
нуждающихся в государственной защите.
Статья 5. Взаимодействие органов опеки и попечительства с
органами государственной власти
Органы опеки и попечительства при осуществлении функций опеки
и попечительства взаимодействуют с соответствующими органами
государственной власти. Органы государственной власти осуществляют
методическое руководство деятельностью органов опеки и
попечительства и ее координацию, оказывают органам опеки и
попечительства содействие в осуществлении их функций.
Статья 6. Компетенция органов государственной власти
Челябинской области
1. К полномочиям законодательного (представительного) органа
государственной власти Челябинской области относятся:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов по
вопросам опеки и попечительства;
2) утверждение областных целевых программ защиты прав и
охраняемых законом интересов граждан, нуждающихся в
государственной защите;
3) установление минимальных социальных норм и нормативов
предоставления социальных услуг и гарантий для лиц, находящихся
под опекой и попечительством и в учреждениях для детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающих
минимально необходимый уровень их содержания, социального и
медицинского обслуживания, образования, воспитания, полноценного
развития.
2. К компетенции органа исполнительной власти Челябинской
области относятся:
1) разработка и реализация областных целевых программ защиты
прав и охраняемых законом интересов граждан, нуждающихся в
государственной защите;
2) внесение в установленном порядке предложений по
финансированию указанных областных целевых программ и мероприятий,
распределению финансовых средств, предусмотренных в областном
бюджете на их осуществление;
3) утверждение размера денежного пособия на содержание детей,
находящихся под опекой (попечительством) или в приемной семье;
4) оказание консультативной и методической помощи органам
опеки и попечительства, специализированным учреждениям, в которых
находятся граждане, нуждающиеся в государственной защите,
координация их деятельности;
5) формирование областного банка данных о детях - сиротах и
детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в
определении в семьи граждан;
6) осуществление контроля за реализацией государственных
полномочий в сфере опеки и попечительства, переданных органам
местного самоуправления.
Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления
1. К полномочиям представительного органа местного
самоуправления относятся:
1) издание нормативных правовых актов по вопросам опеки и
попечительства;
2) утверждение муниципальных целевых программ по вопросам
опеки и попечительства.
2. Глава муниципального образования либо иное должностное лицо
местного самоуправления, уполномоченное на решение вопросов опеки
и попечительства, обеспечивает реализацию целевых программ по
вопросам опеки и попечительства, координирует работу по опеке и
попечительству, осуществляет контроль за исполнением органами
опеки и попечительства их функций, выполняет иные задачи и
функции, отнесенные к компетенции органов опеки и попечительства
законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 8. Компетенция муниципальных органов управления
образованием
К полномочиям муниципальных органов управления образованием
относятся:
1) организация и осуществление выявления, учета и устройства
детей, нуждающихся в государственной защите, подбора граждан,
способных к выполнению обязанностей усыновителей, опекунов
(попечителей), приемных родителей;
2) обеспечение временного устройства нуждающихся в опеке или
попечительстве несовершеннолетних лиц;
3) осуществление защиты прав и интересов детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей;
4) осуществление контроля за деятельностью опекунов
(попечителей), приемных родителей, оказание им помощи в
организации медицинского наблюдения, образования и трудоустройства
подопечных;
5) осуществление контроля за деятельностью муниципальных
учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
6) иные полномочия в соответствии с действующим
законодательством.
Статья 9. Компетенция муниципальных органов управления
социальной защитой населения
К полномочиям муниципальных органов управления социальной
защитой населения относятся:
1) организация и осуществление выявления, учета и устройства
совершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении опеки и
попечительства, в том числе попечительства в форме патронажа;
2) обеспечение временного устройства несовершеннолетних
граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве, в
специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации;
3) осуществление защиты прав и интересов граждан,
недееспособных вследствие психического расстройства, ограниченных
судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными
напитками или наркотическими веществами;
4) оказание необходимой помощи совершеннолетним дееспособным
лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно
осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, до
установления над ними попечительства в форме патронажа;
5) осуществление контроля за выполнением опекунами и
попечителями возложенных на них обязанностей;
6) осуществление контроля за деятельностью муниципальных
учреждений системы социальной защиты;
7) иные полномочия в соответствии с действующим
законодательством.
Статья 10. Компетенция муниципальных органов управления
здравоохранением
К полномочиям муниципальных органов управления
здравоохранением относятся:
1) выявление и учет граждан с психическими расстройствами,
нуждающихся в установлении над ними опеки;
2) обращение в суд с заявлениями о признании гражданина
недееспособным или ограниченно дееспособным, о признании
выздоровевшего гражданина дееспособным, об отмене ограничения
дееспособности гражданина, о признании брака недействительным в
интересах лица, признанного судом недееспособным, и по другим
вопросам, связанным с защитой прав и охраняемых законом интересов
подопечных;
3) вынесение решений о помещении лиц, признанных судом
недееспособными вследствие психического расстройства, в
психиатрические или психоневрологические учреждения, в том числе в
психоневрологические дома - интернаты на полное государственное
обеспечение.
Статья 11. Кадровое обеспечение органов и учреждений,
выполняющих функции опеки и попечительства
1. Для осуществления функций опеки и попечительства в
отношении несовершеннолетних может вводиться:
1) должность специалиста по охране прав детей из расчета
1 специалист на 2 тысячи несовершеннолетних граждан данного
муниципального образования - в муниципальных органах управления
образованием;
2) должность социального педагога из расчета 0,5 ставки при
наличии детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
до 20 человек, 1 ставка - свыше 20 человек - в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях.
2. Для осуществления функций опеки и попечительства в
отношении совершеннолетних недееспособных, ограниченно
дееспособных и дееспособных граждан, нуждающихся в попечительстве
в форме патронажа, в муниципальных органах управления социальной
защитой населения вводится должность специалиста по охране прав
граждан из расчета 1 ставка на 50 тысяч совершеннолетних граждан.
Статья 12. Финансовое обеспечение деятельности по
осуществлению опеки и попечительства
1. Планирование и финансирование расходов на осуществление
опеки и попечительства производятся за счет средств
соответствующих бюджетов.
2. Финансирование расходов на оплату труда производится за
счет средств бюджетов муниципальных образований.
3. Размер ежемесячного денежного пособия на содержание детей -
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся
под опекой (попечительством) или в приемной семье, определяется
исходя из установленных натуральных норм.
4. Выплата пособия, предусмотренного настоящей статьей,
осуществляется одновременно с выплатой заработной платы работникам
образовательных учреждений.
Статья 13. Организация работы комиссии по охране прав граждан,
нуждающихся в государственной защите
1. В целях правовой защиты граждан и создания института опеки
и попечительства органы местного самоуправления могут создавать
комиссии по охране прав граждан, нуждающихся в государственной
защите.
2. В состав комиссии включаются по должности работники
государственных и муниципальных органов и учреждений:
представители образовательных учреждений, учреждений
здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты
населения, уполномоченный по правам граждан, нуждающихся в
государственной защите, при главе муниципального образования;
уполномоченные муниципальных служб, в компетенцию которых входит
непосредственная работа с данными гражданами.
3. Положение о комиссии утверждается представительным органом
самоуправления.
4. Комиссия является коллегиальным органом, осуществляющим
координацию деятельности и контроль за своевременностью принятия
мер по охране прав граждан, нуждающихся в государственной защите.
Статья 14. Ответственность за неисполнение и ненадлежащее
исполнение настоящего Закона
За неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Закона
должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченных
служб (организаций), а также органы местного самоуправления несут
ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 15. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН
г. Челябинск
13 марта 2000 года
N 114-ЗО
|