ГЛАВА ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2000 г. N 143-п
О ПОЛОЖЕНИИ "О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
И ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА ОТ ХИЩЕНИЙ, НЕДОСТАЧ
И ПОРЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА"
В целях усиления контроля за сохранностью, учетом и списанием
муниципального имущества, находящегося на балансе организаций,
муниципальных предприятий и учреждений города Челябинска, а также
в целях установления порядка возмещения ущерба от хищений,
недостач и порчи муниципального имущества и определения условий и
пределов материальной ответственности работников, отвечающих за
сохранность вверенного муниципального имущества,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Принять предложение Коллегии администрации города об
утверждении Положения "О материальной ответственности и порядке
возмещения ущерба от хищений, недостач и порчи муниципального
имущества" (Приложение N 1).
2. Руководителям муниципальных предприятий и учреждений
г. Челябинска, а также организаций, имеющим на балансе
муниципальное имущество:
- принять данное Положение к исполнению;
- обеспечить заключение договоров о полной и частичной
материальной ответственности в установленном порядке в срок до
01.03.2000 г.
3. Опубликовать данное Постановление в газете "Вечерний
Челябинск" (Смирнов А.А.).
4. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на
заместителя Главы города по имущественным вопросам
В.В. Гришмановского.
Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ
Приложение N 1
к постановлению
Главы города Челябинска
от 9 февраля 2000 г. N 143-п
ПОЛОЖЕНИЕ
О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
И ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА ОТ ХИЩЕНИЙ,
НЕДОСТАЧ И ПОРЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ГК РФ,
КЗОТ РФ, Федеральным законом РФ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ" в целях обеспечения бережного
отношения работников муниципальных унитарных предприятий,
учреждений, организаций (далее "работников") к муниципальной
собственности.
1.2. Материальная ответственность работников - одно из средств
защиты муниципальной собственности и представляет собой
юридическую обязанность работника, виновно причинившего ущерб,
возместить его в установленном законом размере.
1.3. Настоящее Положение определяет условия и пределы
материальной ответственности работников за ущерб, причиненный ими
муниципальному унитарному предприятию, учреждению, организации
(далее "организации"), с которыми они состоят в трудовых
отношениях, и порядок его возмещения.
1.4. Материальная ответственность может быть возложена на
работников организации сроком на три года и в случае прекращения
трудовых отношений при условии, если ущерб причинен работником во
время действия этих отношений.
1.5. Материальная ответственность возлагается на работника
только при одновременном наличии следующих условий:
- прямого (действительного) ущерба;
- противоправности поведения работника, причинившего ущерб;
- вины работника в причинении ущерба;
- наличии причинной связи между действием (бездействием)
работника и ущербом.
1.6. Под прямым (действительным) ущербом понимается ущерб
наличному, реально существующему имуществу путем утраты его (или
его части), присвоения, порчи, понижения ценности и
соответствующей необходимости собственника произвести затраты на
приобретение или восстановление имущества либо произвести излишние
выплаты по вине работника другому субъекту (физическому или
юридическому лицу).
Это может быть как недостача, порча материальных ценностей,
расходы на ремонт, штрафные санкции за неисполнение обязательств,
так и суммы уплаченных штрафов, оплаты вынужденного прогула или
задержки выдачи трудовой книжки и другие выплаты.
1.7. Материальная ответственность возлагается как за ущерб,
причиненный организации, с которой работник состоит в трудовых
отношениях, так и за ущерб, причиненный работодателем по вине
работника третьим лицам в случае возмещения этого ущерба.
1.8. Настоящее Положение регламентирует порядок проведения
служебного расследования по фактам хищений, недостач, порчи
муниципального имущества, а также при выявлении неоприходованных
излишков.
1.9. Администрация организации обязана создать работникам
условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной
сохранности вверенного им имущества.
1.10. Работники обязаны бережно относится к имуществу
организации и принимать меры к предотвращению ущерба.
1.11. Руководитель организации наряду с
материально - ответственными лицами отвечает за сохранность
муниципального имущества, находящегося на их подотчете.
2. ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1. Трудовое законодательство предусматривает два вида
материальной ответственности: ограниченную и полную.
2.2. Ограниченная материальная ответственность определяется
исходя из среднего месячного заработка, получаемого работником на
день обнаружения ущерба. Средний месячный заработок подсчитывается
исходя из расчета последних трех календарных месяцев работы лица,
причинившего ущерб.
2.3. Материальная ответственность в пределах среднего
месячного заработка работника должна возлагаться тогда, когда
ущерб причинен организации при наличии всех указанных в п. 1.5.
условий, но при отсутствии оснований для возложения материальной
ответственности в более высоком размере.
2.4. При полной материальной ответственности ущерб подлежит
возмещению в полном объеме без каких - либо ограничений.
2.5. Работники в соответствии с законодательством несут
материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного
по их вине организации, в следующих случаях:
2.5.1. когда ущерб причинен преступными действиями работника,
установленными приговором суда;
2.5.2. когда в соответствии с законодательством на работника
возложена полная материальная ответственность за ущерб,
причиненный организации при исполнении трудовых обязанностей;
2.5.3. когда между работником и организацией заключен
письменный договор о принятии на себя работником полной
материальной ответственности за необеспечение сохранности
имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для
других целей (Приложение N 1);
2.5.4. когда ущерб причинен не при исполнении трудовых
обязанностей;
2.5.5. когда имущество и другие ценности были получены
работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым
документам;
2.5.6. когда ущерб причинен недостачей, умышленным
уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов,
изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также
инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других
предметов, выданных организацией работнику в пользование;
2.5.7. когда ущерб причинен работником, находившимся в
нетрезвом состоянии.
2.6. Письменные договоры о полной материальной ответственности
могут заключаться работодателем с работниками, занимающими
должности или выполняющими работы, приведенные в Перечне,
утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС 28 декабря
1977 г. с изм. от 14 сентября 1981 г. Эти договоры заключаются
лишь при наличии двух следующих условий:
а) работник достиг 18-летнего возраста;
б) ценности ему переданы для хранения, обработки, продажи
(отпуска), перевозки или применения в процессе производства.
2.7. При совместном выполнении работниками отдельных видов
работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском),
перевозкой или применением в процессе производства переданных им
ценностей, когда невозможно разграничить материальную
ответственность каждого работника и заключить с ним договор о
полной материальной ответственности, может вводиться коллективная
(бригадная) материальная ответственность.
2.8. Коллективная (бригадная) материальная ответственность
устанавливается администрацией организации по согласованию с
соответствующим выборным профсоюзным органом организации.
Письменный договор о коллективной (бригадной) материальной
ответственности заключается между организацией и всеми членами
коллектива (бригады).
2.9. Перечень работ, при выполнении которых может вводиться
коллективная (бригадная) материальная ответственность, условия ее
применения, а также типовой договор о коллективной (бригадной)
материальной ответственности утверждаются в порядке, определяемом
законодательством РФ.
2.10. Недостача, выявленная бригадиром или членами бригады,
сама по себе без подтверждения инвентаризационной ведомостью еще
не является основанием для возложения на бригаду материальной
ответственности.
Кроме письменных объяснений членов бригады, требующихся при
проведении инвентаризации, в необходимых случаях должны быть
представлены и заключения специалистов.
2.11. Договор не переоформляется при выбытии из состава
бригады отдельных работников или приеме в бригаду новых
работников. В этих случаях против подписи выбывшего члена бригады
указывается дата его выбытия, а вновь принятый работник
подписывает договор и указывает дату вступления в бригаду.
2.12. Подлежащий возмещению ущерб, причиненный бригадой
организации, распределяется между ее членами пропорционально
месячной тарифной ставке (должностному окладу) и фактически
проработанному времени за период от последней инвентаризации до
дня обнаружения ущерба.
3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
3.1. По каждому факту хищений, недостач и порчи материальных
ценностей проводится служебное расследование. Основанием для
проведения служебного расследования являются задержание с
поличным, результаты инвентаризаций, ревизий, данные, содержащиеся
в материалах претензионных, арбитражных и судебных дел, в
заявлениях и письмах граждан.
3.2. При выявлении хищений, недостач, порчи материальных
ценностей, а равно при обнаружении фактов неоприходования излишков
и в других случаях необеспечения сохранности муниципального
имущества руководитель организации безотлагательно организует
проведение служебного расследования.
3.3. Служебное расследование проводится комиссией, которая
образуется приказом руководителя. В состав комиссии включаются:
- заместитель руководителя (председатель комиссии);
- главный бухгалтер;
- сотрудник юридической службы;
- представитель Комитета по управлению имуществом и земельным
отношениям г. Челябинска;
- представители специализированного муниципального
предприятия.
Руководитель организации проверку фактов хищений, недостач,
порчи материальных ценностей, а равно проверку фактов
неоприходования излишков может поручить специализированному
предприятию.
3.4. Срок проведения служебного расследования - до 10 дней. В
ходе расследования устанавливаются обстоятельства совершения
хищений, образования недостач и порчи материальных ценностей,
причины и условия их возникновения, выявляются конкретные виновные
лица.
3.5. Днем обнаружения ущерба следует считать день подписания
акта инвентаризации или ревизии.
3.6. По результатам служебного расследования комиссия
составляет акт и представляет его на утверждение руководителю. К
акту приобщаются все материалы служебного расследования. В акте,
наряду с конкретными мерами о взыскании материального ущерба с
виновных лиц, о возможности их дальнейшего пребывания на
материально ответственной работе, указываются предложения об
устранении причин и условий, способствовавших совершению хищений,
образованию недостач (излишков), порчи материальных ценностей.
3.7. Акт о результатах служебного расследования подписывается
всеми членами комиссии. Член комиссии, не согласный с выводами
комиссии или отдельными положениями акта, свое особое мнение,
которое приобщается акту, излагает письменно.
3.8. Руководитель по завершении служебного расследования и
утверждении акта в 3-дневный срок направляет в Комитет по
управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска краткое
сообщение о его результатах с приложением копии акта. В сообщение
могут вноситься предложения, направленные на предупреждение и
предотвращение совершения хищений, образования недостач
(излишков), порчи материальных ценностей, а также о наказании
виновных должностных лиц.
4. ОФОРМЛЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА МАТЕРИАЛОВ
СЛЕДСТВЕННЫМ ОРГАНАМ
4.1. При выявлении в ходе служебного расследования фактов,
свидетельствующих о признаках совершения преступления, акт о
результатах расследования и все материалы расследования
руководителем лично направляются в следственные органы для
принятия ими окончательного решения.
В организации оставляется копия акта о результатах служебного
расследования.
4.2. В случаях, когда имеется основание для привлечения
виновных лиц к уголовной ответственности по результатам ревизий,
соответствующие материалы направляются в установленном порядке
следственным органам.
Направление материалов следственным органам может
производиться в необходимых случаях непосредственно руководителем
ревизионной группы, производившей ревизию.
Одновременно руководитель ревизуемой организации решает вопрос
о материальной ответственности виновных должностных лиц.
4.3. Направляемые в следственные органы материалы о хищениях,
недостачах, порче материальных ценностей должны содержать:
- заявление (письмо), послужившее первичным основанием для
проведения расследования или ревизии;
- акт документальной ревизии или инвентаризации со
сличительной ведомостью, заключение и материалы служебного
расследования, акт о результатах проверки ценностей, подписанный
уполномоченными на то лицами;
- подлинные документы или копии документов, подтверждающие
выявленные злоупотребления;
- письменные объяснения ревизуемых, а также других лиц,
имеющие значение для проверки обстоятельств совершения
злоупотреблений и заключения ревизующих по этим объяснениям.
4.4. Сопроводительное письмо руководителя организации,
направляемое в следственные органы, должно быть исполнено
машинописным текстом, а если это невозможно, то разборчиво
написано от руки. В тексте письма и в приложениях к нему подчистки
и приписки не допускаются. Все приложения следует пронумеровать
(каждый лист в отдельности) и сшить. К письму прилагается перечень
(опись) документов. В перечне указываются наименования документов,
а также количество и номера листов.
4.5. При направлении материалов следственным органам в Комитет
должны быть представлены:
- копия акта документальной ревизии;
- копии объяснений должностных лиц ревизуемой организации,
виновных в установленных ревизией нарушениях и злоупотреблениях;
- копии основных документов, подтверждающих указанные в акте
злоупотребления и нарушения;
- документ, подтверждающий направление материалов следственным
органам.
4.6. При направлении материалов в следственные органы для
привлечения виновных к уголовной ответственности перед
следственными органами одновременно ставится вопрос о принятии мер
к обеспечению гражданских исков, а руководителю организации
предлагается предъявить к виновным лицам гражданские иски о
возмещении причиненного ущерба.
4.7. В случаях, когда причинен материальный ущерб, но действия
виновных лиц в уголовном порядке не рассматриваются или уголовное
дело прекращено, руководитель обязан предъявить иск к лицам,
виновным в причиненном ущербе.
4.8. Началом течения указанных в ст. 211 КЗоТ сроков на
обращение в суд является день, следующий за днем, когда
администрации стало или должно было стать известно о возникновении
ущерба. Если будет установлено, что эти сроки пропущены, суд
должен разъяснить истцу его право заявить ходатайство об их
восстановлении. Пропуск срока для обращения в суд признается
уважительным, если он связан с необходимостью проведения проверок
или расследований.
4.9. На юридический отдел Комитета по управлению имуществом и
земельным отношениям г. Челябинска возлагается контроль за
прохождением дел, переданных организацией в следственные и
судебные органы. Постановление об отказе в возбуждении уголовного
дела или постановление следственных органов о прекращении
уголовного дела, возбужденного по материалам ревизии, может быть
обжаловано в установленном законом порядке.
5. ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА
5.1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим
потерям, на основании данных бухгалтерского учета, исходя из
балансовой стоимости материальных ценностей за вычетом износа по
установленным нормам.
5.2. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения
работника к дисциплинарной, административной или уголовной
ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб
организации.
5.3. Взыскание с материально ответственных лиц организации
задолженности по мелким хищениям, недостачам в случае увольнения
этих работников и выдачи ими обязательств о погашении производится
в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи
нотариальных органов.
Если должник не согласен с исполнительной надписью
нотариального органа, он может в соответствии с действующим
законодательством оспорить ее в судебном порядке.
5.4. Взыскание с руководителей организаций и их заместителей
материального ущерба в судебном порядке производится по иску
Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям
г. Челябинска или по заявлению прокурора.
5.5. Гражданский иск о возмещении ущерба предъявляется в
народный суд лишь в случаях, когда:
- взыскивается ущерб, причиненный мелкими хищениями,
недостачами, порчей материальных ценностей при отсутствии
признаков уголовного преступления;
- следственными органами отказано в возбуждении уголовного
дела за отсутствием в деянии состава преступления или по другим
основаниям;
- гражданский иск, заявленный в уголовном деле, был составлен
судом без рассмотрения, в связи с оправданием подсудимого за
отсутствием состава преступления;
- суд при рассмотрении уголовного дела признал за истцами
право на удовлетворение иска, но не принял решение за
невозможностью произвести подробный расчет по иску без отложения
разбирательства дела.
5.6. При хищении, недостаче, умышленном уничтожении или
умышленной порче материальных ценностей ущерб определяется по
ценам, действующим в данной местности на день причинения ущерба, и
взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном трудовым
законодательством.
5.7. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине
нескольких работников, определяется для каждого из них с учетом
степени вины, вида и предела материальной ответственности.
5.8. Непосредственные причинители ущерба привлекаются к
материальной ответственности первыми и, если ущерб при этом
возмещается полностью, то это исключает материальную
ответственность других лиц. К ним в этих случаях могут применяться
другие меры воздействия - дисциплинарная или административная
ответственность, меры общественного воздействия и др.
Если же ущерб полностью при этом не возмещается, материальная
ответственность может быть возложена и на лиц, способствовавших
его причинению.
5.9. Работник, причинивший ущерб, вправе в любое время
добровольно возместить его в пределах, установленных
законодательством. Возмещение ущерба в этом случае осуществляется
путем внесения соответствующих денежных сумм в кассу организации.
5.10. Для возмещения ущерба в натуре, что предполагает
передачу равноценного либо исправление поврежденного имущества,
необходимо согласие администрации.
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
6.1. Списание с баланса организации убытков от порчи
материальных ценностей, недостач, списание сверх норм убыли
возможно лишь в следующих случаях:
- если во взыскании ущерба отказано судом вследствие
необоснованности иска;
- если ущерб возмещен с виновных лиц в добровольном порядке в
соответствии со ст. 118-1 КЗоТ Российской Федерации;
- если на списание убытков получено разрешение Комитета по
управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска.
Заместитель
Главы города Челябинска,
председатель
Комитета по управлению имуществом
и земельным отношениям
В.В.ГРИШМАНОВСКИЙ
Приложение N 1
ДОГОВОР
о полной индивидуальной материальной ответственности
г. Челябинск "___"__________ 199 __ г.
------------------------------------------------------------------
Наименование учреждения, предприятия
Именуемое в дальнейшем "Администрация", в лице
________________________, действующего на основании _____________,
с одной стороны, и работник _____________________________________,
наименование предприятия, учреждения Ф.И.О.
именуемый в дальнейшем "Работник", с другой стороны, заключили
настоящий Договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Администрация передает Работнику на определенный
настоящим Договором срок принадлежащее ему на праве хозяйственного
ведения, оперативного управления муниципальное имущество
(Приложение N 1).
1.2. Работник принимает на себя полную материальную
ответственность за необеспечение сохранности вверенного ему
Администрацией муниципального имущества (Приложение N 1).
2. Обязательства сторон
2.1. Администрация обязуется:
2.1.1. Создавать Работнику условия, необходимые для нормальной
работы и обеспечения полной сохранности вверенного ему
муниципального имущества.
2.1.2. Знакомить Работника с действующим законодательством о
материальной ответственности за ущерб, причиненный муниципальному
имуществу, а также с действующими инструкциями, нормативными
правилами хранения, приемки, обработки, отпуска, перевозки или
применения в процессе производства вверенного ему муниципального
имущества.
2.1.3. Проводить в установленном порядке инвентаризацию
муниципального имущества.
2.2. Работник обязуется:
2.2.1. Бережно относится к вверенному ему для хранения или
других целей муниципальному имуществу и принимать меры к
предотвращению ущерба.
2.2.2. Своевременно сообщать Администрации о всех
обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенного ему
муниципального имущества.
2.2.3. Вести учет, составлять и представлять в установленном
порядке отчеты о движении и остатках вверенного ему муниципального
имущества.
2.2.4. Участвовать в инвентаризации вверенного ему
муниципального имущества.
3. Ответственность сторон
3.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения
Администрацией обязательств по настоящему договору размер ущерба,
причиненного муниципальному имуществу, и порядок его возмещения
определяется по результатам служебного расследования комиссии
Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям и в
соответствии с действующим законодательством РФ.
3.2. В случае необеспечения по вине Работника сохранности
вверенного ему муниципального имущества размер ущерба и порядок
его возмещения определяется по результатам служебного
расследования комиссии предприятия или Комитета по управлению
имуществом и земельным отношениям в соответствии с действующим
законодательством РФ.
3.3. Работник не несет материальной ответственности, если
ущерб причинен не по его вине.
4. Порядок разрешения споров
4.1. Все споры или разногласия, возникшие между сторонами по
настоящему Договору, решаются путем переговоров между сторонами с
привлечением представителя Комитета.
4.2. В случае невозможности разрешения разногласий путем
переговоров, они подлежат рассмотрению в суде в установленном
законодательном порядке.
5. Срок действия договора
6. Прочие условия
7. Юридические адреса сторон
Приложение N 1
к Положению
о материальной ответственности
и порядке возмещения ущерба
от хищений, недостач и порчи
муниципального имущества
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям
г. Челябинска
Отдел муниципальных предприятий и учреждений
Муниципальное предприятие (учреждение) ___________________________
Адрес (район, улица, N дома) _____________________________________
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
(оборудование, машины, механизмы, вычислительная
и орг. техника, др.)
----T-----------------T--------------------T----------T-----------T------------¬
¦ N ¦Инвентарный номер¦Наименование, марка,¦Дата ввода¦Балансовая ¦Остаточная ¦
¦п/п¦ ¦ модель ¦ мес. год ¦стоимость ¦стоимость ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦на ___ руб.¦на ____ руб.¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------+--------------------+----------+-----------+------------+
+---+-----------------+--------------------+----------+-----------+------------+
+---+-----------------+--------------------+----------+-----------+------------+
+---+-----------------+--------------------+----------+-----------+------------+
+---+-----------------+--------------------+----------+-----------+------------+
+---+-----------------+--------------------+----------+-----------+------------+
L---+-----------------+--------------------+----------+-----------+-------------
Руководитель ____________
Подпись, ФИО
Бухгалтер ___________ Материально - ответственное лицо ___________
Подпись, ФИО Подпись, ФИО
Лист N _______ всего ________
|