ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 1999 г. N 709
ОБ ОБРАЩЕНИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии со статьями 5, 15, пунктом "м" статьи 71,
статьями 72, 73, 76 и 125 Конституции Российской Федерации и
руководствуясь статьями 22, 36, 84 и 85 Федерального
конституционного закона "О Конституционном суде Российской
Федерации", Законодательное собрание Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с
прилагаемым запросом о соответствии Конституции Российской
Федерации Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении
Положения о военных комиссариатах" от 15 октября 1999 года N 1372.
2. Поручить члену Совета Федерации Давыдову В.Ф., председателю
комитета Законодательного собрания по законодательству, местному
самоуправлению и государственному строительству Жмаеву М.Ю.
представлять Законодательное собрание Челябинской области при
рассмотрении данного вопроса в Конституционном Суде Российской
Федерации.
Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.Ф.ДАВЫДОВ
ПРОЕКТ
Конституционный Суд
Российской Федерации
103132, г. Москва,
ул. Ильинка, дом 21
Заявитель: Законодательное собрание
Челябинской области
454009, г. Челябинск,
ул. Кирова, 114
ЗАПРОС
О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТАХ"
ОТ 15.10.99 ГОДА N 1372
В соответствии со статьями 5, 15, пунктом "м" статьи 71,
статьями 72, 73, 76 и 125 Конституции Российской Федерации, а
также со статьями 22, 36, 84 и 85 Федерального Конституционного
закона "О Конституционном суде Российской Федерации" от
21.07.94 г. N 1-ФКЗ прошу принять к рассмотрению обращение в форме
запроса о соответствии Конституции Российской Федерации пунктов 5,
12, 16, 20 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о
военных комиссариатах" N 1372 от 15.10.99 г.
Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения
о военных комиссариатах" N 1372 принят 15 октября 1999 г. и
вступил в силу со дня его официального опубликования. Текст
документа опубликован в изданиях: Собрание законодательства
Российской Федерации от 18.10.99 г. N 42, ст. 5013, "Российская
газета" N 207 от 20.10.99 г.
В Положении о военных комиссариатах, утвержденном Указом
Президента Российской Федерации N 1372 от 15.10.99 г.,
предусмотрено:
- в разделе "Общие положения" - наделение военного комиссара
по должности правами заместителя главы соответствующего органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3
пункт 5);
- в разделе "Основные задачи военных комиссариатов" -
осуществление военными комиссариатами совместно с органами
местного самоуправления призыва по мобилизации и отправки людских
ресурсов, поставки техники в воинские части в соответствии с
Указами Президента Российской Федерации (абзац 3 части 1
пункта 12), а также обеспечение ими совместно с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления своевременного медицинского
освидетельствования, медицинского обследования и медицинского
осмотра граждан при постановке их на воинский учет, призыве на
военную службу или поступлении на воинскую службу по контракту,
призыве на военные сборы (абзац 16 части 1 пункта 12);
- в разделе "Права и обязанности военного комиссара" -
привлечение по согласованию с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
аппарата усиления военного комиссариата к подготовке и выполнению
мобилизационных мероприятий (абзац 3 часть 1 пункта 16);
возложение ответственности военного комиссара за медицинское,
финансовое, социально - правовое и бытовое обеспечение
подчиненного ему личного состава (абзац 6 части 2 пункта 16);
- в разделе "Материальное, техническое, финансовое и другие
виды обеспечения военных комиссариатов" - обеспечение органами
исполнительной власти субъекта Российской Федерации военных
комиссариатов медицинским имуществом, необходимым для медицинского
освидетельствования, техническими средствами для проведения
мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан
(абзац 1 части 1 пункта 20); выделение органами исполнительной
власти субъекта Российской Федерации денежных средств организациям
связи, районным и городским узлам связи - за использование
военными комиссариатами всех видов связи (телефонной, телеграфной,
радио, прямых каналов и линий связи), поддержание системы связи и
оповещения в исправном состоянии, и предприятиям - за
использование транспорта для доставки граждан, призванных на
военную службу, на сборные пункты и граждан, пребывающих в запасе,
на пункты сбора в период призыва и в целях проведения учений и
тренировок по мобилизационному развертыванию, а также мероприятий
по мобилизации, на выплату средней заработной платы и
командировочных расходов медицинскому персоналу и техническим
работникам в период первоначальной постановки граждан на воинский
учет и призыва их на военную службу (абзац 4 част 1 пункта 20).
Таким образом, Указом Президента Российской Федерации N 1372
от 15 октября 1999 г. субъектам федерации, в т.ч. Челябинской
области, передаются федеральные полномочия по финансированию
деятельности военных комиссариатов без передачи необходимых
финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты субъектов
Российской Федерации и местные бюджеты. Из изложенного следует,
что по существу Российская Федерация передала в одностороннем
порядке полномочия, находящиеся в ее ведении, в совместное ведение
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также в
полное ведение субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации определяет предметы
совместного ведения Российской Федерации в статье 71, предметы
совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской
Федерации в статье 72, предметы ведения субъектов Российской
Федерации в статье 73.
К ведению Российской Федерации отнесены основы финансового
регулирования и федеральный бюджет, согласно статье 71 Конституции
Российской Федерации как самостоятельный предмет ведения. Бюджет
субъекта Российской Федерации находится вне пределов ведения
Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации),
следовательно, субъекты Российской Федерации обладают по вопросам
бюджета субъекта Российской Федерации всей полнотой
государственной власти (статья 73 Конституции Российской
Федерации), что и определяет принцип самостоятельности бюджетов
различных уровней, закрепленный в Конституции Российской
Федерации. Самостоятельность бюджетов всех уровней осуществляется
через использование собственных доходных источников и возможностей
определять направление использования средств.
Конституцией Российской Федерации (п. "м" ст. 71) к
исключительному ведению Российской Федерации отнесены оборона и
безопасность. Кроме этого, Бюджетный кодекс Российской Федерации,
вступающий в силу с 01.01.2001 г., также определяет, что
исключительно из федерального бюджета финансируется национальная
оборона и обеспечение безопасности государства; обеспечение
реализации решений федеральных органов государственной власти,
приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных
доходов бюджетов других уровней (ст. 84).
В соответствии со ст. 3 и 4 Федерального закона "Об обороне"
от 31.05.96 г. N 61-ФЗ законодательство Российской Федерации в
области обороны основывается на Конституции Российской Федерации и
федеральных законах в области обороны. Президент Российской
Федерации регулирует строго исчерпывающий круг вопросов, в т.ч.
касающийся деятельности военкоматов - призыв и увольнение граждан
Российской Федерации с военной службы, а также осуществляет иные
полномочия в области обороны, возложенные Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами.
Кроме этого, в Положении о военных комиссариатах (п. 5)
предусмотрено, что военный комиссар по должности имеет права
заместителя главы соответствующего органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации или заместителя главы
соответствующего органа местного самоуправления по вопросам
обороны. Между тем, образование, формирование и деятельность
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации относятся к исключительным полномочиям субъекта
Российской Федерации и регулируются Конституцией, федеральными
законами, а также законодательными и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации (Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" от 06.10.99 г. N 184-ФЗ).
На основании изложенного и в соответствии со статьей 3
Федерального конституционного закона Российской Федерации "О
Конституционном суде Российской Федерации" прошу проверить
конституционность пунктов 5, 12, 16, 20 Положения о военных
комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской
Федерации "Об утверждении Положения о военных комиссариатах"
N 1372 от 15.10.99 г., влекущих структурные изменения в системе
органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а
также дополнительные расходы по реализации вышеназванного
Положения, не обеспеченные доходными источниками.
Приложение:
1. Текст Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении
Положения о военных комиссариатах" от 15.10.99 г. N 1372.
2. Квитанция об оплате государственной пошлины.
Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.Ф.ДАВЫДОВ
|