ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОКЛАД
от 12 ноября 1999 года
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЮЖНОГО УРАЛА В КОНТЕКСТЕ
МИРОВЫХ И ОБЩЕРОССИЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Уважаемые участники форума!
Уважаемые гости и приглашенные!
Мне доставляет большое удовольствие поприветствовать вас на
южноуральской земле, пожелать плодотворной работы, дружеских
споров и конструктивных решений.
Столь представительный экономический форум проходит у нас
впервые, вот почему мы с большим вниманием готовы выслушать любой
ваш доклад, любое сообщение, чтобы на их основе скорректировать
программу экономического развития Челябинской области.
Причем я бы не хотел, чтобы разговор ограничился только
региональным аспектом. Любая область, любая республика -
зеркальное отражение целого, всей Федерации, и все, что происходит
в ней, происходит в ее субъектах.
Поэтому считаю правомерным начать свой доклад с оценки
экономической ситуации в стране, с краткого анализа итогов
радикальной реформы, чтобы потом вместе с вами попытаться ответить
на вопросы типа: куда мы пришли и что же нам делать.
I. Краткие итоги экономической реформы
в России и ее влияние на экономику регионов
Итак, вместе с окончанием XX века заканчивается самая
радикальная попытка в очередной раз изменить как российскую
политическую систему, так и российскую экономику. Чтобы понять
масштабы такого радикализма, надо вспомнить, что в результате него
распался Советский Союз, перестала существовать идеология
коллективизма, а хозяйственный комплекс, работавший на плановых
принципах, рухнул в рыночное бездорожье.
Взамен Россия получила кое-что из объедков демократических
блюд, свободу частной инициативы и слова и сделала небольшой шаг к
интеграции в мировую экономику.
Но сумма потерь настолько разительно отличается от суммы
приобретений, что ни один здравомыслящий политик или экономист не
скажет сегодня, что Россию вели по правильному пути, что она
выиграла, ее экономическая мощь увеличилась, а народ получил
лучшую жизнь.
Скорее, случилось наоборот. За семь лет реформ валовой
внутренний продукт в нашей стране сократился вдвое, подошел к
критическому порогу, означающему только одно - потерю
экономической безопасности.
Объемы производства за эти годы упали на 50 процентов, и
экономическая наука не имеет современных примеров такой деградации
в мирное время. В США в эпоху Великой депрессии 1929 - 1931 годов
снижение объемов производства составило "всего" 30 процентов; в
Польше за годы реформ - 14 процентов. А у нас, повторяю, - 50!
Больше, чем в годы второй мировой войны!
Если в цивилизованных странах степень износа основных фондов
не превышает 25 процентов, то в России сегодня средняя степень
износа основных фондов предприятий достигает 60 - 75 процентов. То
есть пороговая для экономической безопасности величина перекрыта
на 10 - 15 процентов!
При этом российские предприятия направляют на воспроизводство
недопустимо низкую долю собственных средств - всего 1,5 процента,
а это значит, что полное обновление производственных мощностей при
таких темпах произойдет не ранее чем через 70 - 100 лет!
Но и это не все. Жесткая бюджетная политика государства, якобы
направленная на борьбу с инфляцией, на самом деле принесла
обратные результаты. В течение всех этих лет сокращение уровня
бюджетных расходов приводило к свертыванию производства. При
сокращении бюджетных расходов в 2 раза инфляция снижалась всего на
7,5 процента, а производство падало на катастрофическую величину
- на 25 процентов! Таким образом, на 1 процент снижения инфляции
экономике приходилось платить тремя процентами спада производства.
Высокая и непомерная цена, которую нельзя оправдать!
Нельзя оправдать и ту финансовую политику, которая проводилась
все эти тяжелые годы. Она сводилась к сжатию денежной массы, к
наращиванию внешних займов, которые направлялись не в материальную
сферу, а в финансовый сектор. За счет конвертации краткосрочных
обязательств в долгосрочные внешние обеспечивался максимально
благоприятный режим вывоза из России финансовых ресурсов. Как это
ни парадоксально, была отлажена замкнутая система кредитования
зарубежной экономики по формуле: внешнее заимствование - госдолг -
вывоз капитала за рубеж - внешнее заимствование.
К чему это все привело, вы хорошо знаете. На одном полюсе
мировой экономики оказалась полностью обескровленная Россия, на
другом - накаченный российскими финансами и ресурсами Запад.
И, может быть, поэтому состояние мировой экономики в текущем
году резко улучшилось, мир преодолел азиатский кризис, зато
российские регионы оказались на грани краха. 79 субъектов
Федерации едва сводят концы с концами, и только 10, в том числе
Челябинская область, в состоянии обеспечить свои бюджеты доходами.
Если все подытожить, можно сказать, что Россия, вместе с ней
мы с вами, входит в новый век в условиях глубочайшего системного
кризиса, причиной которого стали ошибочная (если не сказать
больше) реформаторская тактика и стратегия.
Хотел бы заметить, что к такому выводу пришли не только
ученые - экономисты, но такой вывод делает сегодня и сама власть.
Мы с вами видим, что правительство Российской Федерации в
последнее время изменило экономическую политику, направив
приоритеты в интересах населения и страны.
Что делается? Что особенно бросается в глаза?
Во-первых, худо ли бедно ли, но идет восстановление платежной
системы. Во-вторых, приняты меры по усилению государственного
регулирования цен на товары производственного назначения,
поставляемые естественными монополиями. В-третьих, - прекращается
бездумная демонополизация производства, которая фактически привела
к ослаблению экономической безопасности страны и т.д.
Все это уже приносит свои результаты. Вы, наверное, заметили,
что за 9 месяцев текущего года в стране несколько возрос индекс
экономической активности, закрепляется тенденция к стабилизации
производства, обозначился ряд других позитивных моментов.
В то же время невооруженным взглядом видно, что позитивное
влияние августовской девальвации рубля на рост производства почти
что исчерпано, сдерживается ограничением внутреннего спроса,
низким уровнем потребления.
Это значит, что надо незамедлительно идти дальше. Меры общего
плана необходимо подкреплять мерами конкретного характера,
адаптированными под конкретную область, регион, республику.
Необходимы рекомендации, основанные на специфике каждого региона,
на структуре и характере его производительных сил, на кадровом и
научном потенциале, который, как известно, неравнозначен.
В надежде на то, что часть этих рекомендаций прозвучит на
нашем форуме, я позволю себе ознакомить присутствующих с
некоторыми особенностями экономики Челябинской области и теми
процессами, которые протекали у нас на фоне общероссийского
кризиса.
II. Место и потенциал Челябинской области
в общероссийской и мировой экономике.
Оценка текущей экономической ситуации
Наша область занимает не последнее место в экономике
Российской Федерации. В целом она отличается высоким уровнем
комплексного развития, исторически сложившейся устойчивой
производственной структурой, большим научным и кадровым
потенциалом.
Территория области составляет 0,5 процента от территории
России, численность населения - 2,5 процента от общероссийской. По
объему промышленного производства мы занимаем в стране 6-е место,
по бюджетным доходам и объему инвестиций в науку - 12-е, по
площади сельскохозяйственных угодий - 13-е, по розничному
торговому обороту - 15-е место.
Этот же рейтинг (15-й) октябрьский номер журнала "Эксперт"
выделил для нас по инвестиционной привлекательности, с умеренной
долей риска, но методика расчета в этом плане, на наш взгляд,
политизирована. По крайней мере, министр экономики Андрей
Шаповальянц считает, что инвестиционный показатель у нас едва
уступает Москве и Санкт-Петербургу.
Только за последние годы доля области в российском экспорте
увеличилась более чем в два раза, сейчас мы занимаем шестое место
по объему экспорта среди регионов России.
Область имеет ярко выраженный крен в сторону тяжелой
промышленности. Ведущим в экономике является металлургический
комплекс, где сосредоточено около 35 процентов промышленных
производственных фондов и 138 тысяч человек
высококвалифицированных кадров. Доля металлопродукции в общем
объеме промышленного производства составляет 54,2 процента. Наши
металлургические предприятия производят 25 процентов
общероссийского производства чугуна и стали, 27 процентов
металлопроката, 18 процентов стальных труб, значительную часть
ферросплавов, метизов, огнеупоров.
Общероссийское значение имеют запасы руд цветных металлов, что
наряду с другими факторами определило и высокий уровень развития
цветной металлургии. Мы производим 65 процентов цинка от общего
производства в России, 12,6 процента рафинированной меди, около
3 процентов никеля.
Крупной отраслью рыночной специализации является
машиностроение, прежде всего тяжелое, производящее горно -
металлургическое оборудование, вагоны, включая трамвайные,
тракторы (17,6 процента от общероссийского производства), грузовые
автомобили (1,7 процента), бульдозеры (90 процентов).
Значительное развитие получило производство металлорежущих
станков, электродвигателей малой мощности, продукции
приборостроения, часов и ряда других видов машиностроительной
продукции.
Но особое значение Челябинской области для России определяется
мощным военно - промышленным потенциалом. Из десяти закрытых
территориальных образований страны - четыре находятся на нашей
территории. Рациональная конверсия оборонных предприятий при
сохранении необходимых масштабов производства современных видов
военной техники обеспечивает области место в числе регионов,
служащих базовыми для развития высокотехнологичных и экспортно
ориентированных производств.
Начиная с 1991 года все эти перечисленные отрасли стали
испытывать последствия проводимых реформ и к 1997 году находились
в полуразрушенном состоянии.
Не готовые к самостоятельному формированию товарно -
материальных потоков промышленные комплексы области, как и России
в целом, одновременно оказались в условиях нерегулируемого
государством стихийного рынка. Потеряв оборотные средства, многие
из них остановились или же резко сократили выпуск продукции,
суммарный объем которой неуклонно снижался, начиная со второй
половины 1992 года.
Ежегодные темпы снижения превышали в Челябинской области 10 -
20 процентов, а в 1996 году увеличились до 25, что могло привести
к необратимым последствиям. Полностью были утрачены схемы
управления процессом производства: догмат абсолютной оптимальности
планового управления сменился догматом абсолютной оптимальности
рынка. Образовались внутриотраслевые разрывы, а общий баланс
производительных сил стал еще более разрушаться.
В этих условиях перед нами стояла одна наиболее важная для
регулирования процессами в промышленном комплексе задача:
остановить снижение производства.
Были предприняты срочные меры по заключению генеральных
соглашений с предприятиями, находящимися в критическом состоянии.
Их суть - взаимодействие исполнения областного бюджета с
деятельностью предприятий: изменение структуры расчетов
предприятий с бюджетом; приостановление начисления пени и штрафов
при исполнении достигнутых соглашений; определение ценовой
политики по поставляемым в бюджет ресурсам; контроль за процессом
расчетов и другие.
Для повышения деловой активности в реальном секторе экономики
областная администрация предприняла экстренные меры по поддержке
отдельных предприятий товарным, налоговым и банковскими кредитами.
В результате в 1997 году, впервые с начала реформ, удалось
приостановить спад производства, наладить разорванные
хозяйственные связи между предприятиями и отраслями
промышленности.
Нас не миновал и августовский кризис, в результате чего объем
промышленного производства резко упал на 14 процентов. Однако
ситуацию удалось взять под контроль. Адресная поддержка,
корректировка отношений между бюджетом и хозяйствующими
субъектами, внимание к экспортно - ориентированным производствам
позволили избежать катастрофы. Уже к концу 1998 года объемы
производства начали постепенно расти, а в этом году по сравнению с
9-ю месяцами прошлого года мы имеем рост физического объема в
10,2 процента, то есть на 3,2 больше, чем в целом по стране
(7 процентов). К концу текущего года по оценочным данным в области
на 13,4 процента вырастет внутренний валовой продукт, или на
8,8 процента больше среднероссийского показателя.
Сейчас фиксируется рост объемов производства в топливной,
черной, цветной, химической отраслях, машиностроении и
металлообработке, промышленности строительных материалов. В
структуре объема выросла доля пищевой, легкой, мукомольно -
крупяной отраслей и, соответственно, доля потребительских товаров.
За январь - сентябрь 1999 года она составила 7,5 процента против
5,8 за январь 1999 года. Потребительских товаров произведено в
физической массе на 24 процента больше, чем за тот же период
прошлого года.
Рост обеспечил увеличение объемов грузооборота предприятий
транспорта (18,1 процента) и подрядных работ. Положительным
сложилось сальдо торгового баланса в сфере внешней торговли. Мы
наблюдаем небольшие признаки оживления в капитальном
строительстве. На 11,7 процента больше, чем за аналогичный период
прошлого года, введено в действие жилых домов.
Воистину тяжелейшей была работа на уборке выращенного урожая,
но сельчанам удалось собрать практически все, в том числе около
1,8 млн. тонн зерна - а это в три раза больше, чем в прошлом году.
Сравнивая соседние регионы Большого Урала, можно сказать, что с
учетом сельскохозяйственных площадей Челябинская область оказалась
впереди и по урожайности, и по валовому сбору, и, пожалуй, по
полученной прибыли, которая перекрыла кредиторскую задолженность.
Если говорить о таких экономических категориях, как инфляция,
подчеркну, что индекс потребительских цен у нас снизился со 105,8
процента в январе текущего года до 100,7 в сентябре. Почти вдвое
сократился уровень безработицы. Полностью погашена задолженность
по пенсиям и по сравнению с началом года на одну треть уменьшилась
просроченная задолженность по зарплате по всем народно -
хозяйственным отраслям.
Эти позитивные тенденции, безусловно, свидетельствуют об
определенной стабилизации.
Не надо, однако, забывать, что нынешний рост экономики как в
стране в целом, так и в Челябинской области, происходит в
условиях, когда инвестиций слишком мало, а взаимные неплатежи
предприятий продолжают увеличиваться. Нынешний рост, к сожалению,
не подкреплен достаточными финансовыми ресурсами, не связан, за
редким исключением, со снижением затрат, улучшением структуры
производства и обновлением основного капитала. Он все еще
сочетается с острым бюджетным кризисом, а потому может быть
неустойчивым.
Кроме того, сам по себе рост не должен быть для нас самоцелью.
Вслед за ним мы еще не видим повышения реально располагаемых
доходов у населения, объемов финансирования Федеральных социальных
целевых программ и т.д. А это значит, что, поднимаясь, экономика
пока только преодолевает девальвационный люфт, а движение
локомотива еще впереди.
Но мы не можем ждать, пока этот момент наступит сам. Была и
есть возможность ускорить процессы, после первых шагов выправления
экономического курса - сделать последующие. Или, по крайней мере,
предпринять то, что надо предпринимать. Что советует наука,
практика. Что в конце концов посоветуете на этом форуме вы.
III. Необходимость перехода от политики выживания
к политике социального подъема и развития.
Ресурсы, механизмы и инструменты для ее реализации
Нам же последующие шаги видятся в необходимости перехода всей
экономики страны от политики выживания к политике социального
подъема и развития.
За последние три года мы предприняли попытку направить
экономические приоритеты в социальную сторону. В Челябинске,
Магнитогорске, Пласте, в Касли, Троицке, в Чесменском, Октябрьском
и других городах и районах сданы в эксплуатацию несколько десятков
новых или капитально отремонтированных больниц, поликлиник,
общеобразовательных школ.
Открылся единственный на Урале научный центр Российской
Академии медицинских наук, освоены десятки современных
диагностических и лечебных технологий.
По вводу жилья область оказалась на втором месте в Уральском
регионе, пропустив вперед только Башкортостан. Были газифицированы
несколько городов и районов, в том числе - Миньяр, Куса, Сим и
Аша, проложено столько же газовых магистралей и газифицировано
квартир, сколько было сделано за последние 20 лет. Только на селе
в этом году введено в строй 240 километров поселковых и
межпоселковых газопроводов, переведено на газ 10 котельных,
газифицировано 2500 квартир, в будущем году постараемся удвоить
эти объемы.
Безусловно, все это в какой-то степени решает бытовые
проблемы, дает людям надежду. В прошлом году впервые за последние
6 лет у нас в положительной динамике обозначилась демографическая
ситуация, на 5,9 процента увеличилась рождаемость, снизилась
смертность. По демографическим показателям мы вышли на уровень
1993 года.
Но надо идти дальше. Толчком к социальному подъему и
экономическому развитию может быть только одно - кардинальное
решение социальных вопросов, повышение благосостояния всех слоев
населения, а значит оживление спроса. Сегодня об этом заговорили
даже проводники либеральных реформ, а мы в рамках Ассоциации
Большого Урала предлагали правительству такой путь еще в июне 1997
года.
Действительно, после девальвации рубля, обвала цен и
оставшихся при этом практически без изменений доходах около 35
процентов населения страны живет сегодня за чертой бедности.
Большая часть имеет доходы только на уровне прожиточного уровня,
не в состоянии делать покупки товаров длительного пользования,
строить жилье, вкладывать деньги в банки. И хотя в Челябинской
области реальные располагаемые доходы населения несколько выше,
чем в среднем по Российской Федерации (на 3,1 процента), в этом
году они, как и по стране в целом, сократились.
Вот почему задачей номер один становится срочное
восстановление потребительского рынка. Подчеркиваю, это не
популизм, а объективно необходимое для нашей экономики
направление. Причем отдельно взятая область пойти по нему не
может, а если может, то в рамках эксперимента по согласованному
уровню жизни, который я в свое время предлагал бывшему
председателю правительства Сергею Вадимовичу Степашину, а недавно
повторил Владимиру Владимировичу Путину.
Для того, чтобы потребительский рынок получил второе дыхание,
необходимо, в конце концов, провести реформу оплаты труда, суть
которой должна состоять в преодолении исторически сложившейся
недооценки труда через заниженные уровни минимальной и средней
заработной платы.
У нас в области, да и в России в целом, заработная плата в
себестоимости продукции составляет менее 20 %, в то время как в
развитых странах мира этот показатель выше более чем в два раза!
Дешевая рабочая сила - это не преимущество экономики России, а
тормоз в ее развитии. И этот тормоз необходимо демонтировать.
Каким образом?
Помимо оздоровления фонда накопления, перестройки структуры
внутреннего валового продукта (ВВП), которая у нас аномальна как
ни в одной стране, надо, наконец, обратить внимание еще на два
специфических для России резерва. Я имею в виду "теневые"
накопления, с которых нет возможности брать налоги, и излишки
"предпринимательских" доходов. Если первое - сфера приложения сил
правоохранительных органов, то второе, на мой взгляд, лежит в
плоскости общественных отношений, которые можно и нужно
регулировать с помощью Закона о согласованном уровне жизни, о чем
я уже говорил чуть выше.
Нельзя, на самом деле, считать нормальным явлением, когда
"предпринимательские" доходы в нашей стране значительно превышают
уровень национального фонда зарплаты, что не допускают ни в одном
другом государстве. В развитых странах доля таких доходов в ВВП в
несколько раз меньше доли фонда зарплаты.
Однако это только одна сторона проблемы. Другой стороной
является слабая насыщенность рынка товарами народного потребления
отечественного производства. Поэтому наш рынок чрезвычайно зависим
от импорта и курса доллара. Если в результате прошлогодней
девальвации рубля цены на товары производственного назначения
повысились на внутреннем рынке в 1,5 раза, то на ТНП рост был в
2,2 раза.
Для нашей области эта проблема, я бы сказал, особенно важная.
Наша экономика исторически формировалась для целей тяжелой
индустрии, производства черных и цветных металлов с малой
добавленной стоимостью, оборонных заказов, оплачиваемых за счет
средств скудного федерального бюджета. ТНП у нас занимает менее
10 процентов от общего объема производства!
Поэтому нам необходим ускоренный переход к модели
"потребительски ориентированной модернизации промышленной
системы".
Эта модель будет неотъемлемой частью в промышленной политике
областной администрации, куда включаются и вопросы конверсии
оборонных предприятий.
Но поскольку сейчас, сегодня, в Челябинской области другая
структура промышленности, строить воздушные замки не собираемся.
Надо развиваться на той промышленной базе, которая есть. Поэтому
задачей номер два мы ставим перед собой серьезную реструктуризацию
промышленности, которая должна сохранить все полезное, что мы
имеем, и в то же время дать перспективу развития нашей экономике в
следующем веке.
Мы не хотим, чтобы эта работа ограничивалась
реструктурированием задолженности или отдельных предприятий. Ее
нужно рассматривать как задачу по формированию современных
структур на основе кооперационно - технологических связей. Это
приведет к снижению административно - управленческих издержек,
экономии оборотного капитала, интеграции науки и производства,
повышению качества выпускаемой продукции, эффективному менеджменту
и созданию мощных конкурентоспособных вертикально и горизонтально
интегрированных корпораций.
Первые шаги в этом направлении мы уже сделали, развивая
внутриобластную и внутрирегиональную кооперацию, поддерживая
создание холдинговых структур в черной и цветной металлургии,
пищевой индустрии и других отраслях.
За три последних года уже подписан ряд стратегических
соглашений о сотрудничестве с Башкортостаном, Татарстаном, с
такими крупнейшими компаниями страны, как "Газпром", "Лукойл" и
другие. В целях кооперации деятельности горнодобывающих и
перерабатывающих предприятий, а также других природопользователей
Уральского региона установлены условия добычи и переработки
медно - цинковых руд и поставки их металлургическим предприятиям
Челябинской области.
Мировой опыт последних лет показывает, что идут глобальные
процессы укрупнения компаний, глобализация бизнеса, интеграция
промышленного и банковского капитала, торгово - сбытовых сетей. Мы
не должны отставать от этих процессов, поэтому мы будем всячески
поддерживать становление финансово - промышленных корпораций,
способных к самостоятельному выживанию в условиях внутренней
нестабильности и жесткой конкуренции на рынках.
С этой целью мы продолжим использование всех форм
экономического оздоровления предприятий, но осторожно и взвешенно,
с учетом мнения Ассоциации промышленных предприятий и банков,
чтобы не превратить реструктуризацию в очередной передел
собственности. Главным критерием будет являться эффективность
используемой собственности, в том числе ради интересов жителей
Челябинской области и людей, работающих на конкретном предприятии.
Безусловно, мы продолжим реализацию долгосрочных целевых
программ, в том числе федеральную и областную целевые программы
"Экономическое и социальное развитие Челябинской области на
1999-2005 годы". Мы также будем продолжать политику госзакупок,
преимущественно у предприятий нашей области, предоставления
госгарантий под инвестиции, формирования территориального заказа
для обеспечения сырьем и материалами предприятий Челябинской
области. Но поддержка будет оказываться преимущественно тем
предприятиям, которые способны обеспечить рост производства,
конкурентоспособность своей продукции, своевременную выплату
налогов и заработной платы.
Задачей номер три мы сегодня видим восстановление
инвестиционного механизма.
О положении с инвестициями свидетельствуют следующие цифры.
Норма накопления основного капитала упала в нашей стране по
сравнению с 1990 г. в три раза, а объем инвестиций в основной
капитал составляет чуть больше 20 процентов. Наиболее быстрыми
темпами сокращались инвестиции производственного назначения и на
новые технологии.
У себя, в Челябинской области, мы пытаемся каким-то образом
остановить этот негативный процесс. За три последних года
совместно с Законодательным собранием создана система
взаимосвязанных нормативно - законодательных актов, стимулирующих
инвестиционную активность на территории области. Среди них законы
"Об областной инвестиционной программе", "О государственной
поддержке инвестиционной деятельности в Челябинской области", "О
залоговом страховом фонде", "О порядке предоставления
государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств
бюджета развития Челябинской области". Создан инвестиционный фонд
поддержки села.
Все эти правовые акты предоставляют инвесторам значительные
налоговые льготы по платежам в областной бюджет при направлении
инвестиций в реальный сектор экономики и, на мой взгляд, дают
неплохие результаты.
В качестве примера приведу Магнитогорский металлургический
комбинат (Рашников В.Ф.). За последние годы комбинат вложил в
техническое перевооружение, строительство новых и реконструкцию
имеющихся объектов большие собственные ресурсы. Введен в
эксплуатацию уникальный цех улавливания и переработки коксового
газа, трубоэлектросварочный стан, проведена коренная реконструкция
доменной печи N 1 (вторая печь реконструируется), ровно неделю
назад заработал третий конвертор, за счет которого производство
стали увеличится на одну треть (объекты такого масштаба в
последние 10 - 15 лет не вводились в Европе). Недавно подписан
контракт с немецкой фирмой "Otto Wolff" на поставку новейшего
оборудования для обработки валков, вместе с японцами будет
реконструирован пятый листопрокатный цех. В работе другие, просто
захватывающие дух, планы и перспективы.
С такой же эффективностью работают инвестиции на Кыштымском
медеэлектролитном (Вольхин А.И.) и АООТ "Электролитный цинковый
завод" (Гейхман В.В.), в акционерном обществе "Связьинформ"
(Уфимкин А.Я.).
Администрация поддержала ряд инвестиционных проектов,
результатом которых стал пуск фабрики брикетирования отходов в
объединении "Магнезит", высокотехнологичного деревообрабатывающего
комбината "Экодом", новых объектов на "Макфе", пивзавода, табачной
фабрики, двух аэровокзальных комплексов со взлетно - посадочными
полосами мирового уровня и т.д.
В то же время хочу подчеркнуть, что после финансово -
банковского кризиса такие источники финансирования инвестиционной
деятельности, как собственные средства предприятий и банковского
сектора, переломить существующее положение дел не в состоянии.
Так, к примеру, собственный капитал челябинских банков составляет
только 0,8 млрд. руб. Поэтому необходимо обратить внимание на
такой серьезный финансовый источник, как сбережения населения.
Сегодня можно и должно помочь трансформировать их в инвестиции. По
известным оценкам, речь идет о сумме в 30-40 млрд. долларов!
Другой важный источник привлечения инвестиционных ресурсов,
которому у нас и в области и в стране не уделяется достаточного
внимания - это рынок ценных бумаг. Третий источник - российские
деньги, спрятанные в зарубежных банках. Об этом очень много
разговоров, но практически не сделано ни одного реального шага к
тому, чтобы создать условия для их возвращения.
Конечно, ключевым звеном здесь является вопрос возврата
доверия и у населения, и у внутренних и внешних инвесторов к
государству, а это вопрос очень тонкий. Я бы хотел, чтобы на
секции, которая будет рассматривать пути привлечения
инвестиционных ресурсов в экономику региона, эти проблемы были
проанализированы и получили свое разрешение в рекомендациях нашего
форума.
Задачей номер четыре, я полагаю, является ускоренное развитие
малого бизнеса. Первый съезд его представителей, который прошел
около месяца назад, показал, что потенциал этого сектора нами
недооценен. Уже 260 тыс. жителей области заняты в малом бизнесе.
Эффективность вложений средств здесь гораздо выше, чем в целом по
экономике, отдача наступает быстрее, а численность населения,
занятого малым бизнесом, с каждым годом возрастает почти на 10 %.
Как показывает зарубежный опыт, да и опыт Москвы, в этой сфере
в перспективе может быть трудоустроено до половины всего
трудоспособного населения. Налоги также будут увеличены
пропорционально увеличению численности. Поэтому программа
поддержки малого бизнеса, принятая у нас в области, является не
политической, а экономической. И кроме программы должны быть
подготовлены законы области о поддержке и развитии этого сектора
нашей экономики.
Уважаемые участники и гости форума!
Челябинская область, несомненно, является индустриальным
регионом, но для нас чрезвычайно важно и положение дел в
сельскохозяйственной экономике. При наличии некоторых
положительных сдвигов, о которых я уже говорил, в сельском
хозяйстве сейчас масса проблем, остроту которых мы почувствовали
во время уборочной.
Наверное, самая главная проблема - это диспаритет цен, который
по-прежнему обескровливает село. А следствие этого - деградация
материальной базы, низкая обеспеченность кормами, удобрениями,
горюче - смазочными материалами, уменьшение поголовья скота,
ухудшение плодородия почв, структуры и качества продукции.
Сегодня доля убыточных хозяйств на селе составляет более 80 %,
кредиторская задолженность на порядок превышает дебиторскую,
причем внутренних ресурсов для погашения этой задолженности у села
практически нет.
Что же делать? По нашему мнению, нужно не обвинять село в
неумении работать, а помочь ему вписаться в рыночную экономику.
Агропромышленный комплекс может быть реорганизован посредством
создания вертикально - интегрированных структур типа ассоциаций,
концернов, союзов, объединений. Как показала практика, образование
ассоциаций "Союзпищепром", "Челябинскплемселекция", "Элита",
"Овощи" и других не тормозит, а наоборот, стимулирует возрождение
отрасли. В рамках интеграционных структур наиболее полно решаются
проблемы освоения энергоэффективных технологий в АПК, снижения
затрат труда и средств на производство, переработку и реализацию
продукции.
Опыт показал, что целесообразно продолжить работу по
концентрации машино - технических ресурсов АПК. Мы уже создали
акционерное общество "Сельхозтехника", которое объединило
ремонтные заводы, специализированные обслуживающие село
предприятия, стало координатором в создании сети машинно -
технологических станций. А производительность техники у таких
станций в 1,5 раза выше, чем у других сельхозтоваропроизводителей.
Кроме того, мы создаем в области специальный лизинговый фонд
для закупки различной техники. С помощью областного бюджета и
инвестиционного фонда к следующему году будет приобретено 300
комбайнов. Продолжится работа по поиску оптимальных схем
кредитования села с целью создания областного продовольственного
фонда. Будет и дальше развиваться социальная инфраструктура,
включая строительство газопроводов, общеобразовательных школ,
медицинских учреждений, автодорог, предприятий быта и связи.
Вместе с тем, не все проблемы села могут быть решены на уровне
области. Одна из таких проблем - налоги. Сегодня, наверное,
понятно всем, что налоговая система для села должна быть изменена.
Бессмысленно подходить к налогообложению сельхозпредприятий с теми
же мерками, что и к промпредприятиям. Давно пора большинство
налогов на селе заменить одним земельным сельхозналогом с простым
механизмом исчисления и уплаты. Необходимо на общероссийском
уровне ускорить работу по составлению земельного кадастра и
системы регистрации собственников, принять Земельный кодекс,
законы об ипотеке, земельном банке, оптовом продовольственном
рынке, о регулировании отношений между производителями
сельхозпродукции, переработчиками, обслуживающими структурами,
торговлей и потребителями с целью гармонизации отношений между
ними и справедливого распределения результатов труда.
IV. Проблемы межбюджетных отношений.
Необходимость перестройки системы управления
и государственного регулирования экономикой
Таким образом, в каждой базовой отрасли экономики есть
перечень актуальных проблем, первоочередное решение которых
зависит от многих факторов. Но, вы согласитесь, что почти все
проблемы напрямую влияют на формирование различных бюджетов. А
если это так, то перспективы выхода экономики России из кризиса
неразрывно связаны с еще одним обстоятельством. Я имею в виду
бюджетный федерализм, то есть форму бюджетного устройства в
федеративном государстве.
Эта форма предполагает реальное и равное участие всех звеньев
бюджетной системы в едином бюджетном процессе. Однако существующая
сегодня система бюджетных отношений не соответствует развитию
федеративного устройства России. В ней не разработан механизм,
позволяющий найти компромисс интересов в выравнивании уровней
экономического развития территорий. Выравнивая финансовое
положение регионов и территорий на основании их фискального
потенциала, государство зачастую просто отбивает у них охоту
работать над увеличением своей доходной базы, превращает их в
просителей и доказывателей собственной бедности.
Примеров этому очень много и на федеральном, и на региональном
уровне. Разве можно признать нормальным, когда в Российской
Федерации есть только десяток регионов - доноров, а все остальные
регионы - реципиенты федерального бюджета! У нас в Челябинской
области ситуация аналогичная. Только 5 - 6 территорий живут на
свои доходы, но стараются их как можно сильнее занизить на этапе
согласования бюджетных статей. Все остальные территории давно и
прочно оседлали областной бюджет, вместо развития собственных
источников доходов стараются получить все необходимое из области.
Это порочный круг, из него нет выхода на саморазвитие регионов
и территорий.
Если переходить от политики выживания к политике развития, то,
наверное, надо менять и методологию бюджетного планирования. До
сих пор, к примеру, не разработан механизм, позволяющий найти
компромисс интересов в выравнивании уровней экономического
развития территорий. С каждым годом центр выдвигает новые условия
распределения доходов, которые не только стимулируют
иждивенчество, но и разоряют сильные регионы, мы это уже испытали
на себе.
Главное, что нас сегодня заботит - необходимость увеличения
доходной части бюджета. Помимо повышения уровня собираемости
налогов мы в этом плане ищем дополнительные источники. В области
активно ведется работа по реструктуризации задолженности
предприятий и организаций перед бюджетом и внебюджетными фондами,
усилен контроль за использованием государственной собственности и
имущества, производством и реализацией подакцизной продукции.
Однако мы находимся только в начале этой работы, и резервы
здесь еще большие, особенно в сфере теневой экономики. Мы ожидаем
более активной работы от правоохранительных и налоговых органов.
Исполнительная власть и сама решительно занимается наведением
порядка, но многое, к сожалению, упущено. Искусственный отход
государства в начале реформ от регулирования экономикой, потеря
исполнительской вертикали нанесли огромный ущерб всему.
Тем скорее надо исправлять ситуацию. Рынок не субъект
экономики, это лишь механизм. И государство может и должно
регулировать его, правда, избегая соблазна неограниченного
вмешательства. Это мы тоже уже проходили.
В заключение отмечу, что все сказанное не является догмой.
Рецептов много, но их надо тщательно взвесить, чтобы в очередной
раз не ввергнуть экономику в пропасть. Мы уже в ней почти восемь
лет. Надо выбираться. Все взвесить, все обдумать. И, смею
надеяться, что сегодняшний форум справится с этой задачей.
Благодарю за внимание!
|