ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 1999 г. N 314
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ ПРОДУКЦИИ
В целях повышения качества продукции предприятий Челябинской
области путем создания необходимых условий изготовителям по
проблеме обеспечения испытаний в соответствии с Законом Российской
Федерации "О защите прав потребителей"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить комплексную областную Программу разработки и
внедрения "Системы правового, информационного, нормативного,
технического, методического и кадрового обеспечения испытаний
продукции Челябинской области" (приложение).
2. Председателю комитета по промышленности, председателю
Совета по качеству создать рабочую группу для координации работ по
выполнению основных этапов реализации Программы.
3. Организацию исполнения распоряжения возложить на первого
заместителя Губернатора Уткина В.П.
Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Губернатора
Челябинской области
от 13 июля 1999 г. N 314
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ "СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО,
ИНФОРМАЦИОННОГО, НОРМАТИВНОГО, ТЕХНИЧЕСКОГО,
МЕТОДИЧЕСКОГО, МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО И КАДРОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт Комплексной программы разработки и внедрения "Системы
правового, информационного, нормативного, технического,
методического, метрологического и кадрового обеспечения испытания
продукции предприятий Челябинской области".
1. Введение
2. Цели и задачи Программы
3. Правовое обеспечение проведения испытаний продукции
4. Информационное обеспечение проведения испытаний продукции
4.1. Каталог продукции предприятий Челябинской области
4.2. Каталог испытательных лабораторий Челябинской области
5. Нормативное обеспечение проведения испытаний
6. Техническое обеспечение проведения испытаний
7. Методическое обеспечение проведения испытаний
8. Метрологическое обеспечение программы
9. Кадровое обеспечение программы
10. Основные направления реализации программы
11. Ожидаемые результаты реализации программы
12. Объемы и источники финансирования программы
13. Приложения к программе
ПАСПОРТ
КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ
"СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО, ИНФОРМАЦИОННОГО, НОРМАТИВНОГО,
ТЕХНИЧЕСКОГО, МЕТОДИЧЕСКОГО, МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО
И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ ПРОДУКЦИИ
ПРЕДПРИЯТИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
-------------------------------T---------------------------------¬
¦Наименование ¦Комплексная программа разработки ¦
¦Программы ¦и внедрения "Системы правового, ¦
¦ ¦информационного, нормативного, ¦
¦ ¦технического, методического, ¦
¦ ¦метрологического и кадрового ¦
¦ ¦обеспечения испытаний продукции ¦
¦ ¦Челябинской области" ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Основание для разработки ¦Постановление Губернатора ¦
¦Программы ¦Челябинской области ¦
¦ ¦N 484 от 23 сентября 1998 г. ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Заказчик Программы ¦Администрация предприятия области¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Исполнитель ¦Государственный ракетный центр ¦
¦ ¦"КБ им. академика В.П. Макеева"; ¦
¦ ¦ЗАО "Аэрокосмос"; ГНИИ по ¦
¦ ¦промышленным тракторам, Центр ¦
¦ ¦стандартизации и метрологии; ¦
¦ ¦АНО "Южуралконсалт"; Совет по ¦
¦ ¦качеству при администрации ¦
¦ ¦Челябинской области, ¦
¦ ¦"Политехтест" ЮУрГУ ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Сроки реализации ¦С 1999 года и постоянно ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Цель Программы ¦Защита прав потребителей путем ¦
¦ ¦создания условий для ¦
¦ ¦производителей продукции и ее ¦
¦ ¦продавцов за счет внедрения ¦
¦ ¦системы правового, ¦
¦ ¦информационного, нормативного, ¦
¦ ¦технического, методического, ¦
¦ ¦метрологического и кадрового ¦
¦ ¦обеспечения испытаний продукции, ¦
¦ ¦позволяющей осуществлять контроль¦
¦ ¦за качеством продукции, работ и¦
¦ ¦услуг ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Источники финансирования ¦Средства предприятий, абонентная ¦
¦ ¦плата предприятий ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Ожидаемые результаты ¦ Создание условий для ¦
¦выполнения Программы ¦производителей продукции в ¦
¦ ¦части проведения всех видов ¦
¦ ¦ее испытаний. ¦
¦ ¦ Осуществление координации работ¦
¦ ¦между управлениями и ¦
¦ ¦подведомственными предприятиями, ¦
¦ ¦направленных на обеспечение ¦
¦ ¦испытаний, сертификации и ¦
¦ ¦качества продукции, работ и ¦
¦ ¦услуг. ¦
¦ ¦ Создание информационных баз по ¦
¦ ¦видам продукции, выпускаемых ¦
¦ ¦предприятиями области, по ¦
¦ ¦правовому, нормативному, ¦
¦ ¦техническому, методическому, ¦
¦ ¦метрологическому и кадровому ¦
¦ ¦обеспечению испытаний. ¦
¦ ¦ Использование в области ¦
¦ ¦средств, расходуемых на ¦
¦ ¦проведение испытаний продукции и ¦
¦ ¦ее сертификацию ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Контроль за исполнением ¦Администрация Челябинской области¦
¦Программы ¦ ¦
L------------------------------+----------------------------------
1. ВВЕДЕНИЕ
Комплексная программа разработки и внедрения "Системы
правового, информационного, нормативного, технического,
методического, метрологического и кадрового обеспечения испытаний
продукции предприятий Челябинской области", далее именуемая
Программой, является составной частью общей системы обеспечения
качества продукции и разработана на основании Постановления
Губернатора Челябинской области N 484 от 23 сентября 1998 г.
Качество, как совокупность свойств продукции, заявленных
производителем, закладывается при научных изысканиях,
конструкторских и технологических разработках, создается при
изготовлении, но проявляется или реализуется лишь в эксплуатации.
Поэтому различными законодательными и нормативными документами
предусмотрено для разработчиков и изготовителей продукции на
разных стадиях ее создания проведение конструкторских, приемочных,
квалификационных, периодических и сертификационных испытаний,
имитирующих все основные этапы эксплуатации продукции. Вопрос
состоит в том, чтобы такие испытания проводились и им можно было
доверять.
Внедрение Программы призвано создать необходимые предпосылки и
условия для разработчиков и изготовителей продукции в части
проведения всех видов испытаний.
Экономические отношения, сложившиеся в стране, изменили во
многом структуру отраслевого управления, планирование производства
продукции, ее разработки, производства, сбыта и эксплуатации.
Многие предприятия и производства были нацелены на выпуск строго
определенно заданной продукции, под которую проектировались и
создавались лабораторно-испытательные базы.
"Рыночная" экономика поставила перед предпринимателями новые
условия и задачи, а именно:
- исчезла система централизованного управления, ослабло
государственное регулирование, повысилась самостоятельность
предприятий, появилась возможность территориальной интеграции
производств "по горизонтали";
- происходит дробление структур крупных предприятий,
сопровождающееся появлением множества мелких производств с
многообразием форм собственности и избавлением от наукоемких
структур, требующих значительных средств на содержание, к которым,
безусловно, относятся и испытательные лаборатории;
- увеличивается динамика производства, осуществляется более
быстрая смена номенклатуры изделий, более быстрая реакция
предприятия на потребности рынка (потребителя);
- работа на потребителя требует обеспечения более высокого
уровня качества продукции, что возможно только при усилении роли
процессов контроля качества, в том числе и испытаний продукции.
Разработка и внедрение Программы обусловлены анализом
сложившейся ситуации, которая показывает, что:
- многие предприятия из-за отсутствия информации или из-за
отсутствия испытательных лабораторий вынуждены проводить испытания
своей продукции за пределами Челябинской области, в то время как в
нашей области имеются современные испытательные центры, способные
провести эти испытания;
- испытания, проводимые многими предприятиями собственными
силами, не имеют должного технического, методического,
метрологического и кадрового обеспечения;
- в сложившихся экономических условиях создание испытательных
лабораторий на вновь образуемых предприятиях, переориентация
испытательных лабораторий на существующих предприятиях при их
переходе на изготовление других видов продукции, а также
содержание испытательного, измерительного, технологического
оборудования на должном уровне не представляется возможным, что и
показывает реструктуризация многих предприятий, при которой
исчезают и испытательные подразделения.
Анализ условий современного производства существующих и вновь
созданных предприятий, их лабораторно-испытательных баз позволяет
утверждать, что обеспечение необходимого уровня контроля качества
и конкурентоспособной продукции возможны только при комплексном
подходе с учетом интересов всех сторон - изготовителя,
потребителя, испытательных лабораторий (центров) и органов
государственного управления. Комплексный подход означает создание
Системы, состоящей из следующих частей:
- правовая подсистема - подготовка правовых актов области,
отслеживание и своевременное информирование административных
органов и всех заинтересованных сторон о введении, изменении и
аннулировании законодательных, правовых, нормативных актов по
вопросам контроля качества (испытаниям) продукции и услуг;
- информационная подсистема - сбор, изучение, обобщение и
предоставление информации по продукции, выпускаемой предприятиями
Челябинской области, видам испытаний этой продукции, наличию и
возможности испытательных центров и лабораторий региона;
- нормативная подсистема - комплектование и предоставление
изготовителям, испытателям, потребителям международных,
государственных, отраслевых нормативно-технических документов,
требованиям которых должна соответствовать продукция и реализация
которых проверяется испытаниями;
- подсистема технического, методического и метрологического
обеспечения информации об испытательном и измерительном
оборудовании, участвующем в испытаниях, приведение различных
систем и методик к взаимно приемлемым документам испытательных
лабораторий и центров, разработка единых форм для аналогичных
центров, взаимная увязка технических и юридических различий,
создание условий для единообразия методов испытаний на разных
предприятиях и испытательных центрах с целью обеспечения взаимного
признания результатов испытаний;
- подсистема кадрового обеспечения испытаний продукции -
организация и проведение профессионального обучения, различных
семинаров, курсов по всем аспектам деятельности, переподготовка
специалистов в высших учебных заведениях и т.д.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Комплексная программа разработки и внедрения "Системы
правового, информационного, нормативного, технического,
методического, метрологического и кадрового обеспечения испытаний
продукции предприятий Челябинской области" предусматривает
достижение следующих целей и задач:
2.1. Повышение качества и тем самым конкурентоспособности
продукции предприятий Челябинской области.
2.2. Защита прав потребителей.
2.3. Создание необходимых условий в части проведения испытаний
продукции для предприятий, не имеющих испытательных лабораторий
или имеющих, но не соответствующих установленным требованиям.
2.4. Создание необходимых условий для развертывания в области
работ по организации сертификации систем качеств на предприятиях.
2.5. Обеспечение возможности проведения сертификационных
испытаний продукции, производимой в Челябинской области.
2.6. Использование средств, идущих на обеспечение проведения
испытаний продукции внутри области и уменьшения их доли в
структуре себестоимости продукции.
2.7. Создание условий для максимального использования
возможностей основных испытательных центров Челябинской области и
сохранение их научно-технического потенциала.
2.8. Создание условий для использования возможностей основных
испытательных центров Челябинской области для испытаний продукции,
изготавливаемой предприятиями других регионов России, в частности
предприятий Большого Урала.
2.9. Обеспечение на базе Южно-Уральского государственного
университета и других образовательных заведений подготовки
специалистов, способных решать задачи, поставленные Программой.
2.10. Обеспечение информационного обмена сведений,
содержащихся в системе, и их постоянная актуализация.
3. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ ПРОДУКЦИИ
Нормативными документами при разработке, постановке продукции
на производство, изготовлении и ее эксплуатации предусмотрено
обязательное проведение в определенной последовательности
следующих видов испытаний:
1. Конструкторские испытания - производятся на этапе
разработки продукции для подтверждения различных технических
решений.
2. Приемочные испытания - испытания опытного образца продукции
для подтверждения заявленных изготовителем ее свойств.
3. Квалификационные испытания - проводятся с целью проверки
конкретного технологического процесса изготовления продукции, в
случае его изменения, а также при передаче изготовления с одного
завода на другой. Сертификационные испытания - для подтверждения
заявленных свойств продукции в независимой испытательной
лаборатории, если они предусмотрены схемой сертификации.
4. Периодические испытания - проводятся с целью подтверждения
свойств продукции в процессе ее серийного производства.
5. Испытания в независимой испытательной лаборатории в
процессе инспекционного контроля за сертифицированной продукцией,
если это предусмотрено схемой сертификации.
Необходимость проведения конструкторских, приемочных,
квалификационных, периодических испытаний продукции обусловлена
логической цепочкой следующих нормативно-правовых актов и
нормативно-технических документов:
- Гражданский кодекс РФ определяет все правовые и юридические
стороны заключенных сделок между Заказчиком и Исполнителем на
основе Договора. (Раздел 38 ГК "Выполнение НИР, ОКР и
технологических работ");
- Договор на создание продукции или оказание услуги, кроме
технических сторон, сроков создания и исполнения, объемов
поставки, цены на продукт или услугу содержат также и гарантии на
качество товара, а также ответственности сторон за некачественный
товар (услугу) и меры воздействия или штрафные санкции.
(Ответственность сторон) (Например, ст. 722 ГК "Гарантии качества
работы");
- Технические задания (ТЗ) являются основным исходным
документом на разработку продукции (ГОСТ 15.001-88). Оно должно
содержать технико-экономические требования к продукции,
определяющие ее потребительские свойства, эффективность
применения, перечень документов, требующих совместного
рассмотрения; порядок испытаний, сдачи и приемки результатов
разработки и другие требования;
- Государственные стандарты или другие нормативно-технические
документы могут выступать в качестве методических рекомендаций или
действующих (критериев) технических параметров, необходимых для
контроля при проведении испытаний. Если ГОСТ (ОСТ) регламентирует
методы и приемы проведения и они обеспечиваются лабораторной базой
на 100 %, то специально "свою" методику создавать не требуется.
При наличии отступлений от ГОСТ пишется "свое" методическое
обеспечение испытаний и утверждается местной аккредитованной
контрольной службой или аккредитованным Государственным органом
метрологической службы РФ.
Необходимость проведения сертификационных испытаний продукции
обусловлена логической цепочкой следующих нормативно-правовых
актов и нормативно-технических документов:
- Закон "О защите прав потребителей", "Основы законодательства
Российской Федерации об охране труда", Закон Российской Федерации
"Об оружии", Федеральный закон "О безопасности дорожного
движения", Федеральный закон "О государственном материальном
резерве", Закон Российской Федерации "О ветеринарии";
- Постановления Правительства Российской Федерации, которыми
предусмотрена обязательная сертификация продукции и услуг в
системе сертификации ГОСТ Р, а именно:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая
1994 года N 485 "О проведении обязательной сертификации постоянных
рабочих на производственных объектах, средств производства,
оборудования для средств индивидуальной и коллективной защиты";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля
1996 года N 799 "О мерах по защите потребительского рынка
Российской Федерации от проникновения некачественных товаров";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13
августа 1997 года N 1013 "Об утверждении перечня товаров,
подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг,
подлежащих обязательной сертификации";
- "Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых
законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их
обязательная сертификация";
- "Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения
сертификации продукции".
Законами Российской Федерации и Постановлениями правительства
введена обязательная сертификация продукции, перечень которой
приведен в "Номенклатуре продукции и услуг, в отношении которых
законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их
обязательная сертификация".
Сертификационные испытания, связанные с инспекционным
контролем за сертификационной продукцией, проводятся в зависимости
от выбранной органом по сертификации схемы сертификации, которые
приведены в "Порядке проведения сертификации продукции". Объем и
порядок этих испытаний определяются нормативной документацией, вид
и наименование которой приведены в "Номенклатуре продукции и
услуг, в отношении которых законодательными актами Российской
Федерации предусмотрена их обязательная сертификация" для каждого
типа продукции.
4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ "ПРОГРАММЫ ..."
В данном разделе представлена информация по продукции,
выпускаемой предприятиями Челябинской области, и состоянию дел по
виду и месту проведения ее испытаний, а также представлена
информация по возможностям основных испытательных центров и
лабораторий региона, наличию аттестованных и аккредитованных на
право проведения сертификационных испытаний по всем видам
продукции. Представленная информация позволит производителям и
продавцам продукции оценить возможности испытательной базы,
принять решение о наиболее приемлемом для себя месте проведения
испытаний, а информация о выпускаемой продукции позволит
испытательным лабораториям сделать выводы о целесообразности
аккредитации на право проведения сертификационных испытаний по тем
или иным видам продукции и целесообразности создания новых рабочих
мест в испытательных лабораториях.
4.1. Каталог продукции предприятий Челябинской области.
Каталог продукции составлен на основании материалов,
предоставленных предприятиями области в соответствии с запросом
Главного управления по промышленности и взаимодействию с регионами
Урала и Совета по качеству при администрации исх. N ЮМ-386 от
6.08.98 г. и ЮМ-481 от 27.10.98 г., в виде электронной базы
данных. Принципы построения и краткое описание электронной базы
данных приведены в Приложении N 4.1. Формы итоговых документов,
получаемых при работе с базой данных, приведены в Приложении
N 4.2.
4.2. Каталог испытательных лабораторий Челябинской области.
Каталог испытательных лабораторий составлен из двух
электронных баз данных, принцип построения и краткое описание
которых приведены в приложении N 4.3.
4.2.1. В первой части представлены основные испытательные
центры Челябинской области, перечень которых приведен в приложении
N 4.3.
В приложении N 4.3. приведены характеристики и максимальные их
возможности.
4.2.2. Во второй части приложения N 4.3. представлены
испытательные лаборатории, аккредитованные в системе ГОСТ Р на
право проведения сертификационных испытаний.
4.3. Каталог подготовки специалистов по проблемам метрологии,
стандартизации, сертификации и управления качеством продукции,
работ и услуг на территории Челябинской области. Каталог приведен
в приложении N 4.4.
5. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ
К нормативным документам, согласно которым проводятся
испытания, относятся:
а) Межгосударственные стандарты;
б) Государственные стандарты;
в) Отраслевые стандарты;
г) Стандарты предприятий;
д) Технические условия;
е) Другие руководящие материалы.
Перечень конкретных нормативных документов, которым должна
соответствовать продукция, определен Общероссийским
классификатором продукции (ОКП).
Изготовитель обязан на выпускаемую продукцию разработать ТУ и
подтвердить соответствие продукции изложенным в них требованиям.
Если продукция подлежит обязательной сертификации, что определяет
утвержденная Правительством "Номенклатура продукции и услуг
(работ), в отношении которых законодательными актами Российской
Федерации предусмотрена их обязательная сертификация", то в ТУ на
эту продукцию должны быть учтены требования нормативных
документов, указанных в вышеупомянутой Номенклатуре.
В регионе доступ к межгосударственным и государственным
стандартам Российской Федерации с возможностью обеспечения копиями
осуществляется Челябинским центром стандартизации и метрологии.
Администрация фонда нормативных документов испытательных
лабораторий обеспечивается через абонентное обслуживание,
осуществляемое центром в части межгосударственных и
государственных стандартов.
Кроме этого, в рамках реализации данной Программы центром
создается фонд других нормативных документов, предусмотренных
Номенклатурой.
При взаимодействии изготовителей продукции с испытательными
лабораториями по вопросам проведения испытаний на соответствие
требованиям ТУ изготовитель предоставляет технические условия
испытательным лабораториям.
6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ ПРОДУКЦИИ
Проведение испытаний обеспечивается наличием в области
аттестованных и аккредитованных испытательных баз по различным
видам испытаний, охватывающих весь необходимый объем проводимых
экспериментов по подтверждению требуемых эксплуатационных,
эргономических, экологических и прочих характеристик, а также
требований безопасности для потребителя и окружающей среды.
Гарантией проведения испытаний в полном объеме с выдачей
заключения о качестве продукции на областных испытательных базах
является наличие на них необходимого испытательного,
измерительного оборудования и оснастки в соответствии с
заявленными видами испытаний, а также наличие полного комплекта
эксплуатационной, технической, методической, метрологической,
технологической и испытательной документации. Повышение
эффективности проведения испытаний может быть достигнуто
сосредоточением на отдельных специализированных испытательных
базах конкретных видов испытаний и испытаний конкретных видов
продукции по направлениям, наиболее разработанным в данном
испытательном центре. В приложении N 6.1. представлена форма
итогового документа, получаемого при работе с электронной базой
данных по основному испытательному и измерительному оборудованию,
используемому ведущими испытательными лабораториями области при
проведении таких видов испытаний, как:
1. Статические испытания;
2. Вибрационные испытания;
3. Ударные испытания;
4. Акустические испытания;
5. Аэрогидрогазодинамические испытания;
6. Климатические испытания;
7. Коррозионные испытания;
8. Радиационные испытания.
Особенно важным, наиболее сложным и менее всего оговоренным в
нормативных документах является вопрос использования различной
оснастки, которая применяется для подключения объектов испытаний к
стандартным испытательным средствам, особенно при испытаниях на
внешние механические воздействия.
В каждом конкретном случае обеспечение требуемых режимов
испытаний и реакции объектов испытаний на них, соответствующий
реальным условиям эксплуатации испытуемой продукции, требуется
проектирование и изготовление не стандартизованной испытательной
оснастки и наличие в испытательной лаборатории специалистов,
способных правильно оценить влияние оснастки на поведение объекта
испытаний.
В рамках реализации данной программы составить каталог или
базу данных испытательной оснастки, применяемой при различных
видах испытаний, не представляется возможным из-за большого ее
разнообразия, различных подходов к ее проектированию в
существующих испытательных лабораториях, отсутствия методик ее
аттестации и исключительной сложности оценки ее влияния на
испытуемые объекты. Для решения вопроса правильности применения
существующей испытательной оснастки в испытательных лабораториях
(и предполагаемой к проектированию и изготовлению в будущем) можно
использовать метод экспертной ее оценки специалистами ведущих
экспериментальных баз области.
7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ (СИСТЕМЫ)
7.1. Подсистема методического обеспечения создается с целью
взаимного признания результатов испытаний и обеспечения высокого
качества их проведения. Общим требованием к методическому
обеспечению является выполнение обязательного соответствия
действующим нормативно-техническим актам, таким как Международные
нормы и правила, Рекомендации МЭК, Рекомендации МЕГАТЭ,
Государственные, отраслевые, корпоративные стандарты, общие
технические условия, технические условия на конкретные виды
продукции и другие документы аналогичного содержания.
Подсистема методического обеспечения предназначается для
решения следующих задач:
- согласованное применение различных схем и методик испытаний
во взаимоприемлемых работах и документах испытательных
лабораторий;
- взаимная увязка технических различий, создание условий для
единообразия методов проведения испытаний и обработки результатов,
обеспечивающих взаимное признание итогов испытаний;
- распространение передовых методов испытаний;
- формирование баз данных о методиках испытаний, о
методическом обеспечении испытательных центров и лабораторий;
- издание информационных бюллетеней по обновлению, изменению,
изъятию и аннулированию документов.
Методическое обеспечение предусматривает возможность участия
испытательной лаборатории производителя продукции в ее испытаниях.
В результате действия подсистемы методического обеспечения
потребителю услуг системы гарантируется объективность и
достоверность получаемых результатов (итогов) испытаний.
7.2. Методическое обеспечение по степени унификации
соответствует разному уровню перечисленных документов и может быть
отнесено к двум категориям:
а) стандартизованное методическое обеспечение;
б) применяемое, но не стандартизованное методическое
обеспечение, в том числе уникальное методическое обеспечение.
7.3. Содержание этих значительно различающихся по объему и
уровню документов может быть уложено в следующую схему:
1. Общие положения
В общих положениях указываются исходные организационные и
нормативно-технические документы, а также конструкторские
документы, на основании которых проводятся испытания.
Указываются предприятия - разработчики, изготовители,
испытатели продукции, а также надзорный технический орган,
оценивающий качество продукции на основании выполненных испытаний.
Указывается статус и этапы проводимых испытаний.
Сообщаются другие необходимые сведения общего характера.
2. Объект испытаний
Приводится наименование изделия, которое подвергается
испытаниям. Указывается его происхождение, приводится паспорт
изделия, дается необходимое с точки зрения испытаний его описание
или отсылка к технической документации.
3. Цель испытаний
Приводятся цели и задачи испытаний.
4. Объем испытаний и проверок
Перечисляются все необходимые проверки и испытания,
указываются их порядок и возможные отклонения от них.
5. Материально-техническое обеспечение и организация испытаний
Приводятся сведения в соответствии с наименованием раздела и
возможные организационные схемы и графики или ссылки на них.
6. Условия и методика проведения испытаний
В зависимости от степени унификации, методические рекомендации
по установлению соответствия свойств продукции требованиям
нормативно-технической документации могут быть изложены в
кодифицирующих документах (ГОСТ, ОСТ, РТД, ИСО ГООО, ТУ, ОТУ и им
подобным) и носят обязательный характер. Этот порядок в дальнейшем
называется стандартизованным методическим обеспечением. Методики
уже существуют и нуждаются лишь в адаптации к конкретным
производственным условиям. Примеры таких программ и методик
помещены в приложении п. 7.1 и могут быть заимствованы для
непосредственного применения.
Унифицированное в меньшей степени методическое обеспечение
испытаний можно применять, заимствуя ранее разработанное
методическое обеспечение. С этой целью предлагается создание и
ведение единого "Каталога методов испытаний продукции Челябинской
области". Примеры таких программ перечислены в приложении п. 7.2.
Для испытаний новых, не имеющих аналогов изделий, необходимо
разрабатывать заново методическое обеспечение и в первую очередь
методы и средства испытаний. В этом случае в состав работы
включаются проектно-исследовательский раздел, конструкторские
проработки, этапы отладки и аттестации методов и оборудования. Эти
работы, как правило, могут быть выполнены специалистами
испытательных центров и лабораторий. Здесь же при создании методик
устанавливается порядок обеспечения контроля испытаний и
сохранности объекта.
7. Метрологическое обеспечение содержит требования к объему,
точности и периодичности измерений, выполненных в процессе
испытаний, требования по контролю и точности воспроизведения
испытательных воздействий, аттестации в целом.
8. Требования по безопасному проведению работ представляют
обязательный раздел программы и методики, направленный на защиту
персонала от травматизма и воздействия неблагоприятных факторов,
сопровождающих работы по испытаниям.
9. Протоколы, отчеты и заключение содержат фактические
материалы по испытаниям, их анализ и заключение о достигнутой цели
испытания и дальнейшем использовании объекта.
Обратим внимание на некоторые положения особо. При испытании
объектов уникальных, (или) обладающих значительной стоимостью,
необходимо тщательно контролировать и как можно полнее
документировать воздействия, прикладываемые к объекту испытаний, и
текущее состояние объекта с тем, чтобы не случилось аварийного
завершения испытаний. Этот вопрос методического обеспечения к
настоящему времени разработан мало. Аналогичные проблемы могут
возникнуть и при применении дорогостоящего и уникального
испытательного оборудования. В совокупности эту проблему можно
обозначить как мониторинг испытаний, и она должна разрабатываться
при создании испытательных лабораторий и подготовке испытаний.
Так же особое внимание следует обратить на технические
средства хранения, обмена и использования информации по испытаниям
как методической, так и результатов испытаний. С этой точки зрения
при создании системы целесообразно закладывать возможность
компьютеризации и информационных технологий.
8. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ ПРОДУКЦИИ
Предприятия, организации при выпуске продукции подтверждают
технические характеристики изделий на соответствие технического
задания или технических условий. Данную работу выполняют
специализированные подразделения (лаборатории, участки),
обладающие необходимым испытательным оборудованием и
измерительными средствами.
Для обеспечения единства измерений все работы, связанные с
воспроизведением и измерениями, выполняются стандартизованными или
аттестованными методиками измерений и поверенными средствами
воспроизведения и измерения. Юридическим лицам, занимающимся
испытаниями выпускаемой продукции, в соответствии со статьями
Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" необходимо:
8.1. Провести аккредитацию метрологической службы по
документам, разработанным Госстандартом РФ:
- ПР 50.2.013-94 Порядок аккредитации на техническую
компетентность;
- ПР 50.2.014-96 Порядок аккредитации на право поверки средств
измерений.
8.2. Испытательным лабораториям и метрологическим службам
иметь актуализированную нормативную базу на методы испытаний
продукции, поверки испытательного оборудования и средств
измерений.
8.3. Метрологической службе необходимо обладать практическим
набором поверенных эталонов в заявленной области деятельности.
Примечание:
Поверку эталонов предприятий (организаций) производит
территориальный центр Госстандарта РФ, в нашем случае ЧЦСМ и С.
Однако центр не обладает способностью поверки всех видов
измерений, и предприятия вынуждены обращаться за услугами в
институты Госстандарта РФ (гг. Москва, Санкт-Петербург,
Новосибирск, Екатеринбург и т.д.), а это довольно большие издержки
и оседают они не в регионе Челябинской области.
Необходимо проработать вопрос об организации поверки
Челябинским центром стандартизации, метрологии и сертификации, не
исключая возможности привлечения к данной работе метрологические
службы предприятий, оказав им помощь в приобретении необходимых
эталонов и в обучении обслуживающего персонала.
8.4. В целях обеспечения единства измерений, сопоставимости
результатов испытаний разработать, аттестовать и применять
методики выполнения измерений (МВИ) на однотипные виды продукции
(испытания), создав региональную библиотеку МВИ. Определить
хранителем данной информации ЧЦГСМС.
9. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Работа испытательных лабораторий и центров наряду с наличием
помещений, оборудования и приспособлений требует подготовки кадров
соответствующей квалификации и направлений. Основная нагрузка в
подготовке подобных кадров ложится на вузы области.
Кадровое обеспечение зависит от двух факторов: потребности
предприятий, лабораторий и испытательных центров в специалистах
необходимого для них профиля и уровня; возможности подготовки
подобных специалистов на территории области.
В соответствии с этими факторами возникает две задачи, которые
требуется реализовать:
- организация опроса предприятий, лабораторий и испытательных
центров с целью установления потребностей в уровне и направлении
подготовки и переподготовки специалистов, формирование
соответствующей базы данных и проведение ее актуализации;
- создание на базе вузов и подготовительных курсов Челябинской
области центра подготовки и переподготовки специалистов,
связанного общими задачами, методическим, научно-техническим и
кадровым обеспечением;
- организация на базе центра проведения научных исследований в
области разработки методического обеспечения испытаний, измерений,
обработки информации и др. для развития работ в рамках настоящей
программы.
Центр может быть организован на базе наиболее мощного
образовательного учреждения - Южно-Уральского государственного
университета, который может организовать подготовку и
переподготовку специалистов в области испытаний, стандартизации,
сертификации и управления качеством продукции и услуг по
направлениям:
- архитектура и строительство;
- автомобили и транспорт, подъемно-транспортные, строительные
дорожные машины и оборудование;
- авиация и ракетостроение;
- металлургия:
- энергетика;
- приборостроение;
- машиностроение;
- легкая промышленность;
- пищевая промышленность;
- товароведение;
- сфера услуг.
Перечень направлений может быть расширен по мере
необходимости. При этом существенное внимание необходимо уделить
специалистам, непосредственно связанным с испытаниями, например, в
рамках второго образования или курсов, таким, как:
- метрология;
- информационно-измерительная техника и технологии;
- управление и информатика в технических системах;
- автоматизированные системы обработки информации и
управления;
- физико-химические методы исследования процессов и
материалов;
- стандартизация, сертификация и управление качеством
продукции и услуг;
- товароведение и экспертиза товаров и т.д.
Информацию о возможностях подготовки кадров ввести в базу
данных, приложения 9.1. Рассмотреть сопровождение обучения
аттестаций специалистов на местах.
10. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы осуществляется по следующим основным
направлениям:
1. Создание абонементной сети пользователей информационной
базой Программы.
2. Актуализация информационной базы Программы.
3. Ежегодный анализ информации:
по выпускаемой в области продукции и необходимых видах ее
испытаний;
по возможностям испытательных баз региона с выдачей
рекомендаций испытательным лабораториям о целесообразности
создания новых рабочих мест для испытаний той или иной продукции и
возможности финансирования этой работы из средств, полученных от
абонентного обслуживания.
4. Организация и проведение консультаций по всем вопросам,
касающимся проведения испытаний в рамках абонентного обслуживания.
5. Проведение сертификационных испытаний.
6. Аттестация испытательных лабораторий.
7. Подготовка и обучение кадров.
8. Создание структуры по организационной и финансово -
распорядительной деятельности.
Реализация основных направлений Программы осуществляется
посредством плана мероприятий с указанием ответственных
исполнителей и сроков.
11. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
11.1. Организация полной самодостаточной сети испытательных
лабораторий и сертификационных органов, охватывающих весь спектр
продукции, производимой в области, что позволит свести к минимуму
затраты на испытания и сертификацию продукции, товаров и услуг и
обеспечить должное качество продукции.
11.2. Создание базы данных по продукции, испытательным
лабораториям, аккредитованным лабораториям и органам сертификации
для оперативного обмена информацией и сокращения периода испытаний
сертификации продукции товаров.
11.3. Осуществление координации работ между управлениями и
подведомственными предприятиями, направленных на обеспечение
испытаний, сертификации и качества продукции, работ и услуг.
11.4. Создание информационных баз по нормативно-методической,
метрологической и правовой документации. Разработка новых методов
и средств испытаний.
11.5. Организация и координация работ, направленных на
подготовку специалистов разного уровня по метрологии,
стандартизации, сертификации и управлению качеством продукции,
товаров и услуг.
11.6. Специализация лабораторий по видам испытаний.
11.7. Сохранение средств в области за счет испытаний внутри
области.
12. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
----T----------------------T---------------------T--------------T---------------¬
¦NN ¦ Наименование работ ¦ Исполнитель ¦ Источник ¦ Объем ¦
¦п/п¦ ¦ ¦финансирования¦финансирования ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (тыс. руб.) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +-------T-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦1999 г.¦2000 г.¦
+---+----------------------+---------------------+--------------+-------+-------+
¦1 ¦Разработка программы ¦ЗАО "Аэрокосмос"; ¦Средства ¦200 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ГРЦ "КБ им. академика¦организации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦В.П.Макеева" г.Миасс;¦исполнителей ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ЧЦСМ г. Челябинск; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ГНИИ ПТ г. Челябинск;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦АНО "Южуралконсалт"; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Совет по качеству при¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦администрации области¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Создание абонентской ¦ ¦Средства ¦200 ¦ 200 ¦
¦ ¦сети пользователей ¦ - " - ¦предприятий и ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы ¦ ¦пользователей ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦программы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Предоставление ¦ - " - ¦Средства ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационных услуг ¦ ¦предприятий ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятиям. ¦ ¦и продавцов ¦ ¦ ¦
¦ ¦Накопление средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в фонд развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4 ¦Актуализация программы¦ - " - ¦Средства ¦100 ¦ 100 ¦
¦ ¦ ¦ ¦предприятий ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5 ¦Финансовая поддержка ¦ - " - ¦Средства, ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития испытательных¦ ¦полученные ¦ ¦ ¦
¦ ¦баз региона ¦ ¦по п. 3 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6 ¦Подготовка ¦Совет по качеству, ¦Средства ¦100 ¦ 100 ¦
¦ ¦и стажировка ¦вузы и ¦предприятий и ¦ ¦ ¦
¦ ¦специалистов ¦образовательные ¦пользователей ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦учреждения области ¦ ¦ ¦ ¦
L---+----------------------+---------------------+--------------+-------+--------
Первый заместитель
Губернатора
Челябинской области
В.П.УТКИН
|