МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
от 24 марта 1999 года
О РАБОТЕ С ЛИЦАМИ, ВЫСВОБОЖДАЕМЫМИ
С ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ
В связи с недостатками в проведении экономической реформы,
разрывом хозяйственных связей, спадом производства, конверсией
повсеместно происходит полная или частичная приостановка
производства, часть предприятий прекращает свою деятельность. Для
многих организаций (учреждений, коммерческих фирм, предприятий)
неизбежна реорганизация, то есть слияние, присоединение,
разделение, преобразование в иную организационно-правовую форму.
Все это сопровождается, как правило, осуществлением мероприятий по
высвобождению работников, в результате этого значительное
количество граждан оказывается без работы.
Работодателям известно, что неправомерно уволенных или
уволенных с нарушением установленного порядка увольнения суды
восстанавливают на прежней работе и принимают решения о выплате
работнику среднего заработка за время вынужденного прогула без
ограничения срока оплаты вынужденного прогула (ст. 213 КЗоТ РФ в
редакции от 17.03.97 г.). Кроме того, суд возлагает на должностное
лицо, виновное в незаконном увольнении, произведенном с явным
нарушением закона, обязанность возместить ущерб, причиненный
предприятию (ст. 214 КЗоТ РФ).
1. Основание и порядок высвобождения с предприятий,
учреждений и организаций
В соответствии с п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ трудовой договор
(контракт), заключенный на неопределенный срок, а также срочный
трудовой договор до истечения срока его действия, могут быть
расторгнуты администрацией предприятия по одной из двух причин:
1. Ликвидация предприятия.
2. Сокращение численности или штата работников.
Ликвидация предприятия может быть произведена по основаниям,
предусмотренным Гражданским кодексом РФ (статьи 61 - 63 ГК РФ), в
том числе признание предприятия банкротом (ст. 65 ГК РФ).
Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из
единого государственном реестра юридических лиц.
Высвобождение по сокращению численности или штата допускается,
если в результате высвобождения уменьшается общее количество
работников всех категорий на предприятии в целом, либо по
определенным категориям: специальности, профессии или если из
штатного расписания исключаются должности. Бремя (обязанность)
доказывания суду факта сокращения численности или штата лежит на
работодателе (пункты 21 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда
РФ от 22.12.92 г. N 16 "О некоторых вопросах применения судами
Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых
споров" в редакции от 5 января 1998 года.
При смене собственника предприятия, а также при реорганизации
предприятия трудовые отношения с согласия работника продолжаются.
Прекращение в этих случаях трудового договора (контракта) по
инициативе администрации возможно только при сокращении
численности или штата работников. Однако сам работник может
уволиться в данном случае по собственному желанию или в порядке
перевода на другое предприятие.
Передача предприятия из подчинения одного органа в подчинение
другого не прекращает действия трудового договора (контракта)
(ч. II ст. 29 КЗоТ РФ).
2. Массовое высвобождение работников
1. Под массовым высвобождением работников понимается
расторжение по инициативе администрации предприятия трудовых
договоров (контрактов) с работниками в связи с ликвидацией
(банкротством) предприятия или его реорганизацией, требующей
значительного сокращения численности работающих. В Постановлении
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февраля
1993 года N 99 даны критерии массового высвобождения:
а) высвобождение работников в результате ликвидации
предприятия любой организационно-правовой формы с численностью
работающих 15 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников в результате
реорганизации предприятия в количестве: 50 и более человек в
течение 30 календарных дней; 200 и более человек в течение 60
календарных дней; 500 человек и более в течение 90 календарных
дней;
в) увольнение работников в количестве одного процента общего
числа работающих в течение 30 календарных дней в территориях с
общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.
2. Правительство Челябинской области 11 декабря 1997 года
приняло постановление N 87-п "О мерах по предотвращению массового
высвобождения (увольнения) работников предприятий, организаций и
учреждений на территории Челябинской области". В соответствии с
данным постановлением организация работы по обеспечению занятости
граждан в условиях массового высвобождения осуществляется
администрацией области, органами местного самоуправления
(администрациями городов и районов), работодателями, профсоюзами в
рамках координационных комитетов содействия занятости населения
совместно с областным Департаментом федеральной государственной
службы занятости населения и его территориальными отделами.
Работа в условиях массового высвобождения организуется на
основании областных и территориальных программ содействия
занятости населения и осуществляется в соответствии с
мероприятиями, разрабатываемыми органами местного самоуправления,
органами службы занятости, работодателями и профсоюзами.
План мероприятий содержит конкретные действия, сроки
исполнения, определяет исполнителей, источники финансирования и
материального обеспечения. Так, в мероприятия коллективного
договора, направленные на уменьшение численности работников,
подлежащих увольнению при массовом высвобождении и обеспечение
занятости уволенных, должны включаться:
- временная приостановка найма новых работников на вакантные
рабочие места, в том числе иностранной рабочей силы;
- переход работников на вакантные места в других
подразделениях предприятия;
- сокращение рабочего дня, перевод работников с их согласия на
работу по режиму неполного рабочего времени;
- компенсация работникам потерь в заработке в случае неполной
занятости (простоя, временной приостановки производства);
- порядок организации профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников
до наступления срока расторжения трудового договора;
- гарантии по оказанию содействия в трудоустройстве отдельных
категорий высвобождаемых работников;
- льготы и компенсации высвобождаемым работникам (кроме
установленных законодательством о труде), предоставляемые
работодателем;
- выход на пенсию лиц пенсионного и предпенсионного возраста и
установление им доплат к пенсии, выдача единовременных пособий,
компенсаций, установление пенсий предприятием и других льгот;
- обязательства по заключению с органами государственного
страхования или страховыми фирмами договоров коллективного
страхования работников на случай потери работы;
- другие меры, способствующие социальной защищенности
работников, увольняемых при массовом высвобождении, в том числе
формирование страхового фонда социальной поддержки временно
незанятых работников.
3. Территориальные отделы федеральной государственной службы
занятости населения разрабатывают и осуществляют планы подготовки
службы занятости к работе в условиях массового высвобождения в
зависимости от ожидаемого обращения граждан в соответствии с
утвержденными программами содействия занятости.
4. Для координации действий в период массовых высвобождений
могут создаваться комиссии по предотвращению критической ситуации
на рынке труда. В состав этой комиссии входят представители
руководства и профсоюза предприятия, службы занятости и
администрации города (района).
С целью снятия психологической напряженности и последствий
массового высвобождения члены комиссии и сотрудники службы
занятости организуют:
- индивидуальное собеседование с работниками, подлежащими
высвобождению;
- полную информацию об имеющихся вакансиях на предприятиях, в
организациях и учреждениях города (района), а также за его
пределами;
- практическую помощь в обеспечении самозанятости;
- консультации высвобождаемым работникам о порядке регистрации
в службе занятости;
- "опережающее профессиональное обучение" на предприятии
высвобождаемым работникам с учетом потребности рынка труда;
- содействие в трудоустройстве лиц, подлежащих высвобождению,
в том числе лиц, особо нуждающихся в социальной защите;
- помощь в организации оплачиваемых общественных работ;
- консультации юристов и психологов, работу "Клубов ищущих
работу";
- профориентационные услуги высвобождаемым работникам;
- проведение "Дней службы занятости", ярмарок вакансий на
предприятиях;
- уголки службы занятости на предприятии;
- размещение в местной печати, радио, на телевидении
информации о наличии квалифицированных специалистов среди
высвобождаемых работников;
- помощь в разработке раздела коллективного договора по
социальной защите работников предприятия.
5. Работодатели своевременно, не менее чем за три месяца,
обязаны представить в территориальный орган службы занятости
населения и соответствующие профсоюзные организации информацию о
возможных массовых увольнениях и не позднее чем за два месяца в
районные (городские) органы службы занятости - сведения о
предстоящем высвобождении каждого конкретного работника по
определенной форме. В случае несвоевременного представления
вышеназванной информации служба занятости вносит соответствующее
представление в администрацию и прокуратуру города (района) для
принятия мер по приостановке и переносу сроков начала
высвобождения в соответствии с требованиями законодательства. При
необходимости материалы о незаконных увольнениях могут быть
переданы в суд.
Если массовые высвобождения осуществляются на градообразующем
предприятии или ряде предприятий города (района) одновременно и
тем самым вызывают кризисную ситуацию на местном рынке труда,
территориальный отдел Департамента ФГСЗН может предложить
работодателю и представителям работников создать непосредственно
на предприятии комиссию по экстренной помощи.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона РФ "О занятости населения в
Российской Федерации" в случаях массового высвобождения работников
и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления по предложению органов службы занятости,
профсоюзных органов или иных представительных органов работников
могут приостанавливать на срок до шести месяцев решение о
высвобождении работников или принять решение о проведении
поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя
финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих
бюджетов.
При необходимости Департамент федеральной государственной
службы занятости населения обращается в органы государственной
власти области о присвоении городу (району) статуса территории
приоритетного развития.
6. Органы местного самоуправления области:
Анализируют влияние массового высвобождения на рынок труда и
участвуют в разработке и осуществлении мероприятий по содействию
занятости населения, в том числе по созданию новых, дополнительных
рабочих мест, организации временной занятости, развитию
общественных работ, самозанятости, предпринимательства. Вносят
предложения по перепрофилированию или приватизации государственных
предприятий, а также национализации предприятий, находящихся в
частной собственности.
По предложению службы занятости и профсоюзных органов могут
приостанавливать на срок до шести месяцев решения работодателей о
массовом высвобождении работников. В постановлении правительства
области от 11 декабря 1997 года N 87-п указаны конкретные сроки
приостановки массового высвобождения в зависимости от уровня
безработицы в регионе. Если уровень безработицы в регионе
превышает 11 процентов, то происходит поэтапное высвобождение.
Так, если численность увольняемых работников 500 и более человек,
то срок поэтапного высвобождения достигает 12 месяцев.
В постановлении правительства области N 87-п намечены
мероприятия, осуществляемые работодателями и профсоюзами в
условиях массового высвобождения, а также финансирование
мероприятий по приостановке или поэтапному высвобождению
работников за счет средств соответствующих бюджетов.
3. Порядок увольнения
7. В соответствии с действующим трудовым законодательством
высвобождаемым работникам гарантируются:
- предоставление другой работы на том же предприятии по
прежней профессии, специальности, квалификации, а при ее
отсутствии - другой работы с учетом индивидуальных пожеланий и
потребностей;
- возможность обучения новым профессиям (специальностям) с
предоставлением соответствующей работы;
- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и
трудоустройстве органами службы занятости по месту жительства;
- правовая защита от необоснованного увольнения.
Кандидатуры работников, подлежащих высвобождению, определяются
администрацией предприятия и профкомом совместно с советом
трудового коллектива на основе широкой гласности. Каждая
кандидатура рассматривается в отдельности с учетом мнения
трудового коллектива структурного подразделения предприятия, в
котором работает высвобождаемый работник.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности
(штата), либо реорганизацией или ликвидацией предприятия работники
персонально предупреждаются не позднее чем за два месяца до дня
увольнения распоряжением администрации и с объявлением под личную
подпись высвобождаемого работника.
Работнику разъясняются возможности и порядок дальнейшего
трудоустройства, переподготовки и обучения новым профессиям,
специальностям, действующие льготы и компенсации.
В течение этих двух месяцев работники исполняют свои
должностные обязанности, соблюдают правила внутреннего трудового
распорядка и получают заработную плату в соответствии с трудовым
договором (контрактом).
Одновременно с предупреждением об увольнении администрация
представляет в органы службы занятости по месту нахождения
предприятия сведения о высвобождаемых работниках с указанием их
фамилий, прежней специальности, квалификации, занимаемой
должности, размера заработной платы и даты предстоящего
увольнения.
Администрация предприятия обязана предложить работнику работу
по его профессии, специальности, квалификации, а при отсутствии -
другую работу на данном предприятии, в том числе при необходимости
с предварительным переобучением или повышением квалификации.
Особое внимание должно уделяться трудоустройству женщин,
имеющих детей, молодежи, граждан, в семье которых нет других
работников с самостоятельным заработком, а также лиц с
ограниченной трудоспособностью (с их согласия предлагать работу на
условиях неполного рабочего времени, на дому, использование двух
работников на одной должности с оплатой труда пропорционально
отработанному времени или в зависимости от выработки и т.д.).
Увольнение признается незаконным, если на место уволенного по
сокращению штатов принят новый работник.
Расторжение трудового договора с работниками, высвобождаемыми
в связи с сокращением численности или штата, либо ликвидацией
предприятия, производится по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ с соблюдением
порядка увольнения, установленного законодательством.
В трудовой книжке основание и причина увольнения должны
указываться в точном соответствии с формулировками действующего
законодательства и со ссылкой на соответствующую статью, пункт
закона. Например: "Уволен в связи с сокращением штатов п. 1 ст. 33
КЗоТ РФ с предоставлением льгот, установленных законодательством
РФ".
8. При увольнении по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ преимущественное
право в оставлении на работе предоставляется работникам с более
высокой производительностью труда и квалификацией.
Закон придает одинаковую значимость и производительности
труда, и квалификации, т.е. принимает во внимание оба показателя
одновременно. Работники должны сравниться между собой сразу по
этим двум параметрам, и более высокий уровень только одного из
показателей может давать преимущество лишь при равенстве другого.
При равной производительности труда и квалификации
предпочтение в оставлении на работе отдается:
- семейным - при наличии двух и более иждивенцев;
- лицам, в семье которых нет других работников с
самостоятельным заработком;
- работникам, имеющим длительный стаж непрерывной работы на
данном предприятии;
- работникам, получившим на данном предприятии трудовое увечье
или профессиональное заболевание <*> и другие лица, перечисленные
в ст. 34 КЗоТ РФ.
--------------------------------
<*> В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона РФ "О занятости
населения в Российской Федерации" в период профессиональной
подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению
органов службы занятости таким гражданам стипендия выплачивается в
размере 100 процентов среднего заработка за счет средств
соответствующих организаций, но не ниже установленного законом
минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней
заработной платы в нашей области.
Согласно ст. 35 КЗоТ РФ расторжение трудового договора
(контракта) в связи с сокращением численности или штата
производится с предварительного согласия профкома. Решение
собрания трудового коллектива государственного предприятия не
освобождает администрацию от обязанности получить согласие
профкома на увольнение работника - члена профсоюза.
Согласие профкома не требуется, если работник не является
членом профсоюза или увольнение происходит с предприятия, где
отсутствует профсоюзный комитет, а также при увольнении
руководителя предприятия (филиала, представительства, другого
обособленного подразделения), его заместителей, руководящих
работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должность
органами государственной власти управления, общественными
организациями и другими объединениями граждан.
Руководитель предприятия обращается с письменным
представлением (ходатайством) в профком и прилагает документы,
подтверждающие обоснованность его просьбы: письменный отказ от
предложенной работнику работы, переподготовки, обучения новым
профессиям, предупреждение о его предстоящем увольнении,
доказательства о том, что данный работник не имеет предпочтение в
оставлении на работе.
В течение десяти дней профком сообщает администрации о
принятом решении, которое является окончательным.
Получив письменное согласие профкома на увольнение,
администрация вправе расторгнуть трудовой договор (контракт) в
течение месячного срока, но не ранее истечения срока
предупреждения работника.
Не допускается увольнение работника в период временной
нетрудоспособности и пребывания его в ежегодном отпуске, за
исключением случаев полной ликвидации предприятия (ч. II ст. 33
КЗоТ РФ).
4. Льготы и компенсации высвобождаемым работникам
9. Право на льготы и компенсации, предусмотренные статьей 40-3
КЗоТ РФ, постановлением Правительства РФ от 14 мая 1992 г. N 315 и
Положением о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и
служащих и предоставления им льгот и компенсаций от 2 марта 1988
года, зависят от оснований увольнения (сокращение численности или
штата работников, реорганизация или ликвидация предприятия,
перевод на другое предприятие).
Работникам, уволенным с предприятия в связи с сокращением
численности или штата:
- выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного
заработка, начисленного в соответствии с Постановлением
Министерства труда РФ N 1 от 16 января 1998 г.;
- сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв в работе
после увольнения не превысил, как правило, трех месяцев;
- предоставляется ежегодный отпуск за первый рабочий год
независимо от продолжительности работы на новом месте при наличии
непрерывного трудового стажа;
- гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с
сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными
коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после
увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение
жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность
пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими
дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами,
работающими в данной организации;
- за ними сохраняется также непрерывный стаж работы для
получения единовременного вознаграждения за выслугу лет,
процентных надбавок к заработной плате, а также другие льготы и
выплаты, связанные со стажем работы, если они действуют по новому
месту работы;
- в случае признания безработными, аналогично с уволенными по
другим основаниям, им оплачивается период временной
нетрудоспособности за счет средств фонда занятости;
- в случаях когда профессиональную подготовку, повышение
квалификации и переподготовку проходят по направлению службы
занятости высвобожденные работники, которые, работая в течении
двух лет, предшествующих высвобождению, не имели возможности
повысить свою квалификацию или получать смежную профессию на
предприятиях, с которых произошло высвобождение, все затраты на
обучение этих лиц производятся за счет средств данных предприятий.
Указанные средства возмещаются предприятиями Государственному
фонду занятости населения РФ по фактическим затратам на обучение
высвобождаемых работников, направленных органами службы занятости;
- сохраняется средняя зарплата на период трудоустройства в
течение второго месяца со дня увольнения;
- сохраняется средняя зарплата на период трудоустройства, в
порядке исключения, и в течение третьего месяца со дня увольнения
по решению службы занятости, которая выдает справку определенного
образца.
Такая справка выдается при соблюдении следующих условий в
совокупности:
1. Работник должен своевременно, в двухнедельный срок после
увольнения обратиться в территориальный отдел ДФГСЗН по месту
жительства со всеми необходимыми документами (паспортом, трудовой
книжкой, документом, удостоверяющим профессиональное мастерство, и
справкой о среднем заработке за три последних месяца перед
увольнением с работы) для оказания помощи в трудоустройстве.
2. Для данного работника (по его профессии и специальности)
подходящей работы нет и в ближайшее время не предвидится.
3. Нет возможности в настоящее время направить его на
переобучение с выплатой стипендии за счет фонда занятости или
нецелесообразно его обучать.
4. В течение этих двух месяцев работник своевременно, в сроки,
указанные сотрудниками службы занятости, посещал службу занятости,
активно занимался сам поиском работы.
5. Материальное состояние обратившегося требует поддержки со
стороны государства.
С такой меркой можно подходить и к лицам, высвобожденным с
предприятий по сокращению штатов и получающим пенсии по старости
(возрасту).
Если данный работник отказался от предложенной подходящей
работы, то справку служба занятости ему не выдает и зарплата за
третий месяц трудоустройства за ним не сохраняется.
Выходное пособие выплачивается работнику в день увольнения. В
этот же день ему выдается трудовая книжка и справка о среднем
заработке за 3 последних месяца работы. Выплата сохраняемого
среднего заработка на период трудоустройства производится после
увольнения работника по прежнему месту его работы в дни выдачи
зарплаты по предъявлению паспорта и трудовой книжки, а за третий
месяц со дня увольнения еще и при предъявлении справки службы
занятости.
Например, гражданина А. уволили 27 января 1999 г. по
сокращению штатов (п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ). В этот же день
администрация предприятия обязана выдать ему:
- трудовую книжку, оформленную надлежащим образом;
- справку о среднем заработке, исчисленном за последние три
месяца работы (октябрь, ноябрь, декабрь 1998 г.);
- выходное пособие в размере среднего месячного заработка с 28
января по 27 февраля 1999 г.
Не позднее 10 февраля гражданин обращается в органы службы
занятости по месту жительства за содействием в трудоустройстве.
Если для него подходящей работы не найдется, то не позднее 11
дней, со дня предъявления необходимых документов, ему присваивают
статус безработного и с этой же даты начисляют пособие по
безработице.
За получением средней зарплаты за второй месяц на предприятие
ему следует обратиться после 27 марта, а за третий - после 27
апреля 1999 г.
Работникам, уволенным в связи с реорганизацией и ликвидацией
предприятия, выплачивается выходное пособие в размере среднего
месячного заработка. Кроме того, за ними на период трудоустройства
в течение второго и третьего месяца со дня увольнения сохраняется
средняя зарплата.
Орган, по решению которого произведена реорганизация или
ликвидация предприятия, должен обеспечить выплату уволенным
работникам компенсационных сумм, определить правопреемника, на
которого возлагается обязанность производить эти выплаты.
Граждан, проживающих в закрытых административно -
территориальных образованиях, уволенных по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ,
предприятие материально поддерживает в течение шести месяцев,
включая выходное пособие.
Гражданам, высвобожденным с предприятий в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностям в связи с их реорганизацией
либо ликвидацией, выходное пособие с выплачиваемой средней
зарплатой составляет шесть месяцев.
Работникам, уволенным в связи с переводом на другую работу
(п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ), по собственному желанию (ст. 31 КЗоТ РФ)
или по соглашению сторон при досрочном расторжении срочного
трудового договора (контракта) (п. 1 ст. 29 КЗоТ РФ), выходное
пособие не выплачивается и средняя зарплата на период
трудоустройства не сохраняется.
При переобучении или повышении квалификации с отрывом от
производства за высвобождаемыми работниками сохраняется средняя
зарплата на весь период обучения, если работник направлен на
обучение предприятием.
Работникам, освобожденным от производственной работы
вследствие избрания на выборные должности в профсоюзных органах,
предоставляется после окончания выборных полномочий прежняя работа
(должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа на
том же или, с согласия работника, на другом предприятии. При
невозможности предоставления соответствующей работы администрация,
а в случаях ликвидации - профессиональный союз сохраняет за
работником его средний заработок на период трудоустройства, но не
более шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на
срок до одного года (ст. 235 КЗоТ РФ).
В связи с признанием утратившими силу ряда статей Закона РФ
"О местном самоуправлении в РФ", в том числе и ст. 93, льготы и
компенсации работникам, высвобождаемым из органов местного
самоуправления, предоставляются в настоящее время в соответствии с
Уставом муниципального образования (см. Закон РФ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ" в редакции
законов от 22.04.96 г. и от 22.11.96 г.).
10. Для некоторых категорий работников законодательством
установлены дополнительные льготы:
- увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в
возрасте до 3-х лет (одиноких матерей - при наличии у них ребенка
до 14 лет или ребенка инвалида до 16 лет) по сокращению штатов и
при реорганизации предприятия не допускаются, кроме случаев полной
ликвидации предприятия, когда допускается увольнение с
обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство
указанных женщин осуществляется администрацией также в случаях их
увольнения по окончании срочного трудового договора (контракта).
На период трудоустройства за ними сохраняется заработная плата, но
не свыше трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора
(ст. 170 КЗоТ РФ);
- для увольнения лиц моложе 18 лет требуется согласие не
только профкома, но и согласие государственной инспекции труда
субъекта России и комиссии по делам несовершеннолетних;
- увольнение народных заседателей в период их полномочий,
помимо общего порядка, допускается только с согласия трудового
коллектива;
- увольнение работников, избранных в состав профсоюзных
органов и не освобожденных от производственной работы, допускается
помимо соблюдения общего порядка лишь с предварительного согласия
профсоюзного органа, членами которого они являются, а
председателя, члена профкома, профорганизаторов с предварительного
согласия соответствующего объединения профсоюзов (ст. 235 КЗоТ
РФ);
- увольнение членов Совета трудового коллектива помимо
соблюдения общего порядка допускается лишь с согласия Совета
трудового коллектива;
- работники, призванные на военные сборы, не подлежат
увольнению с работы со дня получения повестки о призыве до
возвращения со сборов, кроме случаев полной ликвидации предприятия
(Положение о порядке и проведении военных сборов от 26 июня
1993 г.);
- в соответствии со ст. 112 КЗоТ РФ не допускается увольнение
работников при повышении квалификации с отрывом от производства;
- члены комиссий по трудовым спорам (ст. 235 КЗоТ РФ в
редакции от 31 июля 1998 г.).
11. Оплату периода отпуска по беременности и родам женщинам,
потерявшим работу и заработок в связи с ликвидацией предприятия в
течение 12 месяцев, предшествующих дню официального признания их
безработными, осуществляется органами социальной защиты в размере
минимальной оплаты труда за счет средств Фонда социального
страхования (Указ Президента РФ от 24 июля 1992 г. N 723 в
редакции Указа Президента от 18.10.96 г. N 1455 и Постановление
Правительства РФ от 5 июля 1994 г.).
12. Регистрация и оказание помощи гражданам в трудоустройстве
Граждане, уволенные с предприятий, из учреждений и организаций
по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ, имеют право обращаться за информацией,
содействием в трудоустройстве и консультацией в территориальные
отделы ФГСЗН по месту постоянного жительства, и им обязаны оказать
помощь в трудоустройстве. Причем услуги, связанные с обеспечением
занятости, в том числе оказание помощи в подборе подходящей работы
и трудоустройстве, а также информационные услуги предоставляются
бесплатно.
При получении трудовой книжки на предприятии гражданам должны
сообщать, что в службу занятости за содействием в трудоустройстве
необходимо обратиться в течение двух недель после увольнения с
работы.
Таких лиц регистрируют, на них оформляют "Карточку
персонального учета гражданина, ищущего работу" (КПУ) при
предъявлении необходимых документов.
Граждане, которые при обращении в службу занятости представили
неполный перечень документов, необходимых для регистрации, могут
быть зарегистрированы в порядке исключения в следующем порядке:
- лица, которые не представили документы, удостоверяющие
профессиональную квалификацию, регистрируются в случаях, если
имеется их письменное согласие на то, что при подборе им
подходящей работы может быть предложена работа, не требующая
предварительной профессиональной подготовки;
- лица, которые не представили справку о среднем заработке за
последние три месяца по последнему месту работы, регистрируются
работниками службы занятости, если имеется письменное согласие на
то, что при подборе им подходящей работы может быть заработная
плата ниже той, которую гражданин сообщил во время обращения,
включая и минимальную месячную оплату;
- лицам, которые не представили трудовую книжку - отказать в
регистрации в качестве безработного, работать с ним, как с ищущим
работу.
Оказание гражданам содействия в трудоустройстве ведется с
использованием банка данных свободных рабочих мест и вакантных
должностей.
В случае затруднения поиска работы для данного гражданина
составляется план поиска работы, предусматривающий меры на
ближайшее время: посещение ярмарок вакансий, "Дней профессий",
"Дней защиты от безработицы"; Клуба ищущих работу; "Школы делового
человека", "Круглых столов", поиск места работы с использованием
газет, бюллетеней, справочников и т.д.
|