АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ
ИНФОРМАЦИЯ
от 26 февраля 1999 года
"ПРОБЛЕМА 2000": НЕОБХОДИМЫ ОПЕРАТИВНЫЕ МЕРЫ
С предстоящим наступлением 2000-го года связана проблема,
состоящая в том, что в некоторых информационно-вычислительных
системах, в том числе использующих персональные компьютеры, из-за
представления календарного года двумя последними цифрами,
наступление 2000-го года будет воспринято как наступление 1900-го
года. Это может привести к сбоям указанных систем и
непредсказуемым последствиям. Особенно большую опасность
представляют нарушения по указанным причинам в функционировании
таких жизненно важных сфер, как энергетика, транспорт, связь,
финансовая система и т.д.
Осознание потенциальной угрозы последствий подобных сбоев
информационных систем вызывает вполне оправданную тревогу во всем
мире. Ликвидация указанной опасности требует трудоемкой
корректировки программного обеспечения всех информационно -
вычислительных систем, в которых имеется указанный дефект, а в
необходимых случаях - и обновления оборудования.
В этой связи Правительством Российской Федерации выпущено
распоряжение N 671-р от 17.05.98 г., направленное на
предотвращение негативных последствий при неполном или
некачественном решении "Проблемы 2000".
Во исполнение данного распоряжения Государственным комитетом
по связи и информатизации Российской Федерации разработаны
следующие методические материалы:
- Методические рекомендации по решению "Проблемы 2000";
- Рекомендации о порядке признания Центров компетенции по
"Проблеме 2000";
- Типовое положение о Центре компетенции по "Проблеме 2000".
По "Проблеме 2000" 24 ноября 1998 г. проведены парламентские
слушания в Государственной Думе Российской Федерации.
При финансовой поддержке Всемирного Банка реконструкции и
развития и под руководством Госкомсвязи России 26 - 27 ноября
1998 г. в Москве проведен семинар "Проблема 2000", в котором
принял участие заместитель начальника управления информационных
систем и технологий администрации Челябинской области.
Для лучшего понимания значимости и масштабов "Проблемы 2000"
стоит привести прогноз наиболее авторитетных во всем мире
специалистов по Информационным технологиям - группы Гартнера,
которые оценивают затраты только на отладку информационных систем
примерно в 600 миллиардов долларов. Общие затраты при этом могут
достигать 1,3 триллионов долларов.
Суть решения "Проблемы 2000" состоит в том, чтобы путем
тестирования и модификаций информационных систем минимизировать
возможные негативные последствия. Очевидно, что абсолютных решений
здесь быть не может. Так, например, в США уже готовят юристов для
разрешения судебных конфликтов, связанных с некачественным
выполнением обязательств по 2000 году.
Другим, менее очевидным, аспектом "Проблемы 2000" является
потенциальная опасность потери большой части информационной
инфраструктуры при наступлении 2000 года. Вероятно, что на решение
"Проблемы 2000" в критических системах средства все-таки будут
выделены. Это относится к уже указанным сферам жизнедеятельности
общества: энергетика, транспорт, связь, финансовая система и т.п.
Но даже в этом случае остается опасность понести значительные
потери в менее критических системах. Убытки будут вызваны
необходимостью перехода многих организаций и предприятий
(государственных и частных) на "запасные" варианты, основанные на
использовании бумажной технологии.
Относительно невысокий уровень информатизации России наряду с
наличием достаточно большого количества квалифицированных
программистов облегчает решение "Проблемы 2000". Действительно,
известно, что уровень информатизации России составляет около 25 %
от уровня информатизации США. С другой стороны, к дополнительным
сложностям "Проблемы 2000" в России следует отнести следующие
факторы:
- запоздалое и неполное осознание "Проблемы 2000";
- нежелание руководителей предпринимать конкретные действия
заблаговременно;
- отсутствие у организаций и предприятий необходимых
финансовых средств.
По мнению экспертов, основные трудности при решении "Проблемы
2000" возникнут при модификации прикладных программ. Дело в том,
что для остальных составляющих программно-аппаратных комплексов
(аппаратуры и операционных систем) решение "Проблемы 2000"
сводится к модернизации аппаратных средств в специализированной
организации или, в крайнем случае, приобретению более современного
компьютера либо установки версии операционной системы, совместимой
с 2000 годом. Для прикладных программ, написанных сотрудниками
организации или созданных по заказу организаций, ситуация иная.
Скорее всего, решение "Проблемы 2000" для прикладных программ
придется осуществлять собственными силами, и эта задача
значительно сложнее, чем принято полагать.
Так как ручные исправления малоэффективны, то необходимы
средства автоматизации этого процесса. Но очень немногие средства
автоматизации выдерживает серьезную критику и зачастую
представляют собой чуть усложненные программы поиска по образцу.
Правильный выбор эффективного средства автоматизации может
оказаться достаточно сложной проблемой.
Особое внимание при подобном выборе следует обратить на
наличие следующих возможностей:
- глубокий анализ на наличие переменных, содержащих даты;
- анализ межмодульных взаимодействий приложения в целом;
- автоматические средства преобразования исходных программ для
решения "Проблемы 2000";
- встроенные средства отчетности;
- встроенные средства тестирования.
Так или иначе, многие организации в настоящее время пытаются
решить (или даже решили) "Проблему 2000" самостоятельно, силами
только своих сотрудников. Такой подход может оказаться успешным
только в том случае, если количество программных продуктов,
используемых данной организацией, невелико, а программисты,
создавшие их, все еще работают в этой организации. В реальной
практике обычно не выполняется либо одно, либо оба из этих
условий. Поэтому в особо сложной ситуации, даже при наличии
средств автоматизации решения Проблемы 2000", будет необходимо
обращаться за помощью к сторонним специализированным организациям.
В этом случае, как впрочем и при устранении "Проблемы 2000" в
части исправления прикладных программ собственными силами
организаций, более дальновидным решением следует считать
проведение одновременно с совершенно необходимыми доработками
программ еще их реинжиниринга. Ведь для решения "Проблемы 2000"
требуется достаточно глубокий анализ существующего приложения, а
это обеспечивает появление утерянного с годами понимания
программного комплекса. Таким образом, при данном подходе у
исправленной программы не только исчезают дефекты, но и появляются
совершенно новые качества. Однако подобный вариант должен быть
хорошо взвешен с учетом всех трудовых и/или финансовых затрат и
приоритетным должно быть все же решение "Проблемы 2000".
Управление информационных систем и технологий администрации
Челябинской области последовательно реализует систему мер,
направленных на организацию и контроль хода работ по решению
"Программы 2000" в Челябинской области.
В январе 1999 года подготовлено, подписано у Первого
заместителя Губернатора области и разослано во все подразделения
областной администрации и органы местного самоуправления письмо
N 02/141 от 19.01.99 г., содержащее рекомендации по решению
"Проблемы 200О", в том числе технические материалы Госкомсвязи
России.
Подготовлено к выпуску распоряжение Губернатора области, в
соответствии с которым будет создана научно-техническая комиссия
по организации и контролю хода работ по решению "Проблемы 2000" в
Челябинской области. Кроме того, на базе Управления информационных
систем и технологий будет организован Центр компетенции, в
обязанности которого входит экспертно-консультационная поддержка
решения "Проблемы 2000" органами управления Челябинской области.
Предпринимаются меры по созданию Центров компетенции с более
широким спектром функций, включая доработки аппаратных и
программных средств, с целью устранения "Проблемы 2000", в г.г.
Челябинске, Магнитогорске и Златоусте. Подобные Центры должны
получить официальное признание в Госкомсвязи России их технической
компетенции для организации и проведения тестирования и
модернизации средств информатизации с целью решения "Проблемы
2000".
Поскольку на федеральном уровне организация, координация и
контроль хода работ по решению "Проблемы 2000" возложена на
Госкомсвязи России, то именно этот орган концентрирует на своем
WWW - сервере нормативно-правовые акты, методические материалы,
сведения о средствах автоматизации решения "Проблемы 2000" и т.д.
Адрес этого сервера в сети INTERNET - http://www.ptti.gov.ru.
Корпорация "Microsoft" свела информацию, связанную с решением
"Проблемы 2000", на www - сервер с адресом microsoft.com/year2000.
Общий обзор готовности продуктов фирмы IBM к работе с датами
2000 года можно найти на www - сервере по адресу:
www.ibm.com/year2000.
Решения по "Проблеме 2000" для сетей корпорации Novell можно
найти по адресам: http://www.novell.com и http://www.novell.ru.
Наконец, предложения по решению "Проблемы 2000" можно
запросить по E-mail адресам у фирмы ЛАНИТ (г.г. Москва и
С.-Петербург): y2k@lanit.ru (Москва) и y2k@tepkom.ru (СПб).
|