ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ВЫСТУПЛЕНИЕ
от 25 февраля 1999 года
НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ
Уважаемые депутаты Законодательного собрания!
Вам представлен в письменном виде комплексный доклад о
некоторых итогах социально-экономического развития Челябинской
области за два прошедших года и План действий на текущий год.
Поэтому остановлюсь лишь на основных моментах, чтобы
проиллюстрировать ситуацию в целом и обсудить вместе с вами
первоочередные меры, к реализации которых администрация
приступила.
Два года проанализированы для того, чтобы дать объективную
оценку процессам, которые происходили и происходят в экономической
и социальной жизни Челябинской области. По амплитудам их колебаний
видно, что в этих процессах связано с факторами внешнего плана, а
что зависит от причин внутреннего характера. В какой мере одно
может воздействовать на другое.
Позапрошлый год нам показал, что в условиях вялотекущих
кризисных проявлений, когда внешняя ситуация хотя и давит, но еще
не разрушает, можно, приняв верное решение, не только исправить
упущенное, но и "заставить" экономику работать динамично и
эффективно.
I
В каком положении находился реальный сектор экономики области
до 1997 года? Оборотные средства предприятий были потеряны.
Суммарный объем продукции ежегодно падал на 10-20 процентов, а то
и больше. Догмат абсолютной оптимальности планового управления
сменился догматом абсолютной оптимальности рынка. Реальным
сектором никто почти не занимался, и предприятия одно за одним
падали на колени.
Все это усугублялось структурными диспропорциями в
промышленном комплексе, заложенными еще в 30-е годы: максимум
мощностей металлургического, оборонного направления, минимум -
предприятий по выпуску ТНП.
В этих условиях совместно с органами местного самоуправления и
новым составом Законодательного собрания мы предприняли ряд мер,
остро необходимых реальному сектору экономики. В докладе все они
перечислены, но я их условно мог бы разделить на две части:
нормативно-правового и распорядительного характера, когда
конкретным предприятиям оказывалась конкретная помощь в виде
предоставления льгот, товарного, налогового и банковского
кредитов.
В 1997 году впервые с начала 90-х годов было приостановлено
падение производства, а его рост в сопоставимых ценах составил 2,6
процента против 0,4 процента по России в целом. Эта положительная
тенденция была отмечена и по другим экономическим и социальным
сферам. Поэтому 98-й год мы начинали с оптимизмом, в надежде на
то, что процесс оздоровления экономики будет набирать силу.
Но уже в марте - апреле ситуация стала меняться. Разрозненные
усилия субъектов Федерации, к сожалению, не подкреплялись
соответствующими мерами на федеральном уровне. Ошибочная
"финансовая стабилизация" продолжалась. Сжатие денежной массы,
постоянный обменный курс рубля, непосильное бремя налогов,
пирамида ГКО, азиатский кризис - все это угрожающе нависло над
экономикой страны и 17 августа всей тяжестью обрушилось на нее.
17 августа произошло то, что не должно было произойти.
Сфокусировались в одно временное пространство и девальвация рубля,
и скачок цен, и паралич банковской системы.
Плоды либеральной (а я бы сказал - волюнтаристской)
экономической теории оказались страшными для страны, которая, по
сути дела, очутилась на грани банкротства. По своей сокрушительной
силе и глубине августовский кризис не имеет аналогов за всю
тысячелетнюю историю России. И это мнение специалистов по
экономической истории, а не только лично мое.
Безусловно, наша область не могла остаться островком
благополучия в общей системе хозяйствования. По итогам года объемы
производства упали на 14 процентов, резко снизились показатели по
другим направлениям.
Причем в силу своей структуры наш производственный комплекс
оказался наиболее чувствительным к последнему кризису. Спрос на
продукцию черной металлургии из-за неплатежеспособности
потребителей резко упал, и это больше чем наполовину обусловило
падение внутреннего регионального продукта. Плюс - жесточайшая
засуха, которая дала потерю ВРП в 4,6 процента.
Почему падение ВРП в Свердловской и Пермской областях,
сравнимых с нами по общему потенциалу, оказалось несколько
меньшим, чем в Челябинской области? Потому что доля металлургии в
промышленном комплексе этих регионов значительно меньше, чем в
нашей. В Свердловской области - в 2,6 раза, в Пермской -
соответственно в 8 раз. Кроме того, в этих областях не было
засухи. Но и там, включая Самарскую область, Удмуртию, объемы
производства по итогам года упали от 10 до 13 процентов.
Особенности кризиса 17 августа заключаются именно в том, что
его удар наиболее чувствительно сказался на регионах с развитой
промышленной и финансовой инфраструктурой, тем более, если она
ориентирована на металлургию.
В этих условиях администрация области, Законодательное
собрание, органы местного самоуправления, сами промышленники
предприняли все, чтобы смягчить последствия "черного августа".
Правильно говорится, нет худа без добра. В те августовские и
сентябрьские дни при встречах с депутатами, руководителями
предприятий, предпринимателями, банкирами, с представителями
трудовых коллективов и профсоюзов я еще раз почувствовал наш
уральский характер и его особенность: чем больше на нас
наваливаются, тем больше мы объединяемся и мобилизуемся.
Каждый государственный орган, все структуры управления, все
руководители искали пути выхода из тупика. Я не скажу, что он уже
найден, но и посыпать голову пеплом не стану, потому что знаю наши
возможности, наш потенциал.
Чтобы хоть как-то обуздать стихию кризиса, моим постановлением
была образована оперативная рабочая группа, которая каждый день
отслеживала ситуацию, предлагая и принимая конкретные меры. В
условиях обострившихся неплатежей мы обеспечили перевозку сырья,
продукции. Открыли предприятиям доступ к энергетическим ресурсам.
Оперативно были приняты десятки других управленческих мер, все они
перечислены в основном тексте доклада, нет смысла их повторять.
И уже с октября темпы падения объемов промышленной продукции
резко упали. Промышленный комплекс стал ориентироваться на
внутренний рынок, это хороший признак. Как ни парадоксально, но
девальвация рубля не только защитила внутренний рынок, она еще
усилила конкурентоспособность челябинского экспорта, чем сразу же
воспользовались металлургические, машиностроительные предприятия и
пищевая промышленность области. Объем производства в черной
металлургии за октябрь - декабрь вырос на 7,7 процента, в цветной
- на 17, в машиностроении и металлообработке - на 59, в пищевой
промышленности - на 16 процентов.
В 1998 году не все было плохо. Магнитогорский металлургический
комбинат и еще более 10 предприятий области вошли в состав 200
крупнейших и эффективно работающих отечественных компаний. В
рейтинге самых прибыльных предприятий "ММК" занимает 17-е, а по
объему реализации продукции - 19-е место. Высокий результат - 3-е
место в России в рейтинге двадцати самых динамичных и растущих
предприятий - показал "Уфалейникель". У ЧЭМК по этому показателю
15-е место. Среди крупнейших предприятий по объему реализации
продукции числится "Магнезит". "Челябэнерго" в отраслевом рейтинге
стоит на 6-м месте, а "Челябинсксвязьинформ" - на 10-м месте.
Сегодня наращивается производство рафинированной меди на
Кыштымском медеэлектролитном заводе. Сформированы портфели заказов
в акционерных обществах "Уралавтоприцеп", "Одежда", "Челябинский
трикотаж", "Челябинский электролитно-цинковый завод", "УралАЗ" и
т.д.
Задача теперь состоит в том, чтобы оперативно и
профессионально воспользоваться конъюнктурой внутреннего и
внешнего рынков для развития промышленности области с тем, чтобы
добиться в текущем году перелома в динамике развития промышленного
производства: от падения к росту.
Все здесь будет зависеть от руководства предприятий, их умения
быстро перестраиваться, приспосабливаться к изменившимся условиям
рынка.
Самое главное сейчас - снижать издержки производства, повышать
качество продукции, осваивать новые виды товаров и услуг, внедрять
рыночную систему мотивации труда. Без коренной перестройки всей
системы управления и мотивации труда на предприятиях области
подъем производства будет кратковременным.
Со своей стороны мы также предпримем ряд мер, которые подробно
изложены в розданных вам материалах. Остановлюсь лишь на
некоторых.
Подписано постановление о новой схеме управления областным
производственным процессом, которая фокусирует его в одном
управленческом стержне. Это позволит повысить элементы
государственного регулирования, а также избежать отрицательного
воздействия факторов субъективного плана.
В текущем году через развитие системы областного заказа усилим
взаимодействие предприятий реального сектора с бюджетом в процессе
его исполнения.
Будем регулировать ценовые пропорции на основные ресурсы
наряду с товарным кредитом.
Будем внедрять в практику толлинговую систему по схеме
давальческого сырья.
Создадим фонд развития машиностроения.
Подготовим Соглашение с Республикой Казахстан о поставках
рудного и энергетического сырья.
Будем развивать внутриобластную, межрегиональную и
международную кооперацию.
Главная суть предлагаемых мероприятий - оказание практической
помощи реальному сектору экономики и усиление государственного
регулирования процессами производства.
Частный интерес никогда не будет сопряжен с общественным, если
он не возьмет в посредники государство. Вот эту фундаментальную
истину (не знаю, сознательно или нет) почему-то забыли идеологи
наших реформ.
Как основную задачу - усиление роли государства (не хочу,
чтобы путали с "вмешательством") мы определяем в этом году при
управлении процессами в топливно-энергетическом, строительном и
аграрном комплексах, а также в связи.
Ситуация здесь развивалась по той же синусоиде, что и в
отраслях тяжелой и оборонной промышленности, в машиностроении. При
общем подъеме в 97-м году, резкий спад во второй половине 98-го
года.
Однако в прошлом году в топливно-энергетическом комплексе были
отрегулированы отношения с газоснабжающими организациями. Добились
положительной динамики в расчетах бюджетных потребителей с
энергетиками и газовиками и начали Программу энергосбережений.
Усилиями всех участников трехстороннего Соглашения с шахтерами
удержали перманентно развивающийся забастовочный протест под
контролем. Подчеркиваю, - в интересах всего населения области.
Обычно потенциал топливно-энергетического комплекса увязывают
с производством продукции. За два года мы постарались направить
его в социальное русло. Построено 660 км газопроводов,
газифицированы 15,7 тысячи квартир, в том числе 3,8 тысячи - на
селе. Голубое топливо пришло к 34 промышленным предприятиям.
Прямо скажу, за последние 20 лет таких темпов газификации в
области не было. И никогда не реализовывалось столько
энергосберегающих проектов, на которые было выделено 100 миллионов
рублей. (За 5 лет - 1992-1996 гг. - 556 км, за два последние года
- 660 км).
В этом году реализация энергосберегающих проектов будет
продолжена. Будет построено еще 250 км газовых сетей,
газифицировано 6 тысяч квартир. На газ будут переведены 10 крупных
котельных.
В связи. Только в прошлом году объем услуг увеличился на 6,5
процента. Количество телефонов, установленных в квартирах
южноуральцев, увеличилось на 77,5 тысячи, или же на 7 процентов по
сравнению с 1997 годом. Введены в строй и расширены крупные АТС в
Челябинске, Магнитогорске, Златоусте, Миассе, Карабаше, Чебаркуле,
Трехгорном и в ряде районов. Огромная роль в этом принадлежит АО
"Связьинформ".
В капитальном строительстве. За два года построено жилья общей
площадью 1,3 млн. кв. метров, в том числе 693 тысячи в прошлом
году, или на 0,6 процента больше. В эксплуатацию пущено 11 школ на
4716 ученических мест, а также ПТУ на 270 мест; 5 детских садов на
785 мест; 6 больниц на 330 коек: 7 поликлиник на 1380 посещений в
смену.
В производственной сфере введены новые технологические линии,
современные агрегаты, цехи. Крупная модернизация производства
проведена на объединении "МАКФА", трубопрокатном и электролитно -
цинковом заводах в Челябинске, на комбинате "Магнезит" в Сатке, на
Кыштымском медеэлектролитном заводе. В Магнитогорске на "ММК"
реконструирована домна N 1, пущены трубный стан, уникальная
обжиговая печь, уникальный цех улавливания и переработки коксового
газа. Построен Магнитогорский завод бытовой запорной арматуры
"Маурита" - один из лучших в России и другие предприятия.
Агропромышленный комплекс. Администрация оказывала конкретную
помощь по всему спектру проблем. Только в 1997 году инвестировала
денежных и материально-технических ресурсов на сумму в 539
миллионов рублей (с коммерческими кредитами), а в прошлом году -
на 192 миллиона.
Что это дало? Среднегодовой объем валовой продукции за два
прошедших года составил к уровню 1996 года 115 процентов. Это при
том, что в прошлом году у нас была жесточайшая засуха.
После создания областного управления "Птицепром" был
восстановлен и выведен на проектную мощность госплемптицезавод
"Еткульский". Возобновила работу Сосновская птицефабрика. Начался
подъем производства на Челябинской, Чебаркульской, Магнитогорской
птицефабриках, что позволило увеличить валовой сбор яиц на 24
процента, или более чем на 100 миллионов штук.
В мясном производстве ставка была сделана на поддержку
промышленного животноводства и развитие скороспелых отраслей.
Первый шаг предпринят по восстановлению Родниковского и
Красногорского свинокомплексов. На Красногорском комплексе в 1998
году было произведено 8 тысяч тонн свинины, что в 4 раза превышает
показатели 1996 года. В целом же за 2 года производство свинины
выросло в Челябинской области в 3 раза.
Я не хочу, чтобы приведенные факты были растолкованы как
попытка приукрасить действительность. Нет. Это дань объективности.
Она же требует признать массу проблем, существующих в
перечисленных отраслях. Проблем настолько тяжелых, что отмахнуться
от них не имеет права ни исполнительная власть в целом, ни вы,
депутаты, ни органы местного самоуправления, ни руководители и
хозяйственники. Все они изложены в комплексном докладе, который у
вас на руках. Остановлюсь лишь на том, что предстоит сделать в
текущем году.
В топливно-энергетическом комплексе:
- под жесткий контроль будет взята ценовая политика
естественных и локальных монополистов и осуществляться тарифное
регулирование;
- будет скорректирована Программа реструктуризации угольной
отрасли с тем, чтобы радикальные решения по закрытию шахт
перевести в эволюционное русло и обеспечить максимальную защиту
интересов шахтеров и экономики области.
В строительстве и в инвестиционном процессе планируется:
- совершенствование системы государственного регулирования
строительной деятельности, включающее в себя ужесточение
критериев отбора финансируемых объектов;
- совершенствование практики договорных отношений;
- улучшение системы ценообразования.
В силу крайней ограниченности бюджетных ресурсов основной упор
будет сделан на стимулирование частных инвестиций. За счет продажи
и перекупки объектов незавершенного строительства социально -
бытового назначения и жилья планируется сохранить и даже увеличить
объемы их строительства. Дано распоряжение произвести
инвентаризацию всех незавершенных объектов с тем, чтобы уже в
первом квартале приступить к их передаче или продаже без
накручивания цен заинтересованным сторонам с целью завершения
строительства.
В текущем году и в следующем предполагается в основном
завершить смену инвестиционного режима с ориентацией его на
вложения частных инвесторов.
Ставка будет сделана на максимальное вовлечение в сферу
инвестиционной деятельности национальных сбережений и обеспечение
положительной динамики инвестиций на уровне не менее 1 - 2
процентов в год. Это выведет экономику области на траекторию
устойчивого экономического роста с темпами ежегодного прироста ВРП
на 2 - 3 процента в год.
Реформирование инвестиционной сферы даст устойчивый
экономический рост во всех крупных секторах экономики области, при
том, что ряд производств, с учетом необходимости осуществления
глубоких структурно-инвестиционных преобразований, в этот период
может еще находиться в депрессивном состоянии.
На прошлой неделе я подписал постановление "О залогово -
страховом фонде Челябинской области", который не только создаст
более благоприятный инвестиционный климат, но и решит вопросы
защиты интересов иностранных и российских инвесторов.
Наша область входит в первую десятку регионов по своей
инвестиционной привлекательности, но привлечение иностранных
инвестиций будет проходить в условиях острой конкуренции.
Предприятия области планируют уже в 1999 году привлечение
инвестиций в размере 109 млн. долларов. Более 90 процентов
указанных кредитов предназначены для проведения реконструкции и
строительства новых производственных мощностей, чему областная
администрация будет содействовать.
Будет поставлена в жесткое русло работа по приватизации и
управлению государственным имуществом.
К сожалению, приватизационные процессы начиная с 1993 года у
нас шли с нарушениями правил игры, и часть этих нарушений не
устранена по сегодняшний день, хотя приватизация по имуществу
области практически завершена.
Главное сейчас в наведении порядка в пользовании
приватизированным имуществом. Меры будем принимать жесткие, но
справедливые:
- будет проверена эффективность управления всеми
государственными унитарными предприятиями и пакетами акций и
передача их в доверительное управление в случае неэффективного
использования;
- будут пересмотрены льготы в части получения арендной платы
за пользование имуществом, находящимся в областной собственности,
имея в виду сокращение и отмену указанных льгот.
В агропромышленном комплексе:
У нас серьезную озабоченность вызывает опасная тенденция
снижения поголовья животных, в том числе в частном секторе.
"Лихорадочный" сброс поголовья происходит из-за повышенного спроса
общероссийского рынка, из-за отсутствия "живых" денег у частных
владельцев, из-за низкой в связи с засухой обеспеченности кормами.
В сложившихся обстоятельствах будем принимать меры, адекватные
ситуации, вплоть до ограничения вывоза мясомолочной продукции за
территорию области.
Хочу сказать, что администрация, органы самоуправления городов
и районов принимают все меры для пополнения продовольственного
фонда. До нового урожая Челябинская область без зерна не
останется, в том числе и семенного.
Вопреки всему в этом году будет сделано все для того, чтобы
засеять зерновыми максимум площадей, обеспечить село техникой и
горючим. Готовность тракторов и грузовых автомобилей к посевной
сейчас составляет 62 процента. На 100 процентов обеспечены
семенами хозяйства, занимающиеся производством овощей. Для
увеличения производства растительного масла впервые намечается
засеять подсолнечником около 30 тысяч гектаров пашни.
Приоритетными в работе власти и хозяйствующих субъектов станут
птицеводство, свиноводство, животноводство.
Сейчас, к примеру, еще не решены многие жгучие проблемы на
Красногорском, Родниковском свинокомплексах, тяжело идут дела на
комплексах крупного рогатого скота. В этом плане мы определяем
серьезные подходы.
В планах текущего года приступить к обновлению техники и
научно обоснованных технологий в сельском хозяйстве. В марте на
областном совещании с руководителями сельских хозяйств мы обсудим
все эти вопросы.
II
Принципиально нового отношения требует к себе бюджетная
политика исполнительной власти и управления процессами на
потребительском рынке.
Вы знаете, что роковой ошибкой российских реформ стало то, что
инфраструктурные сферы (валютный, кредитный, фондовый рынки и
другие) оттянули на себя все финансовые ресурсы из реального
сектора экономики. В результате возникли острые противоречия между
высокой доходностью финансового сектора экономики и убыточностью
активной части ее реального сектора. Резко упавшие платежи в
бюджеты различных уровней стало невозможно восстановить
административными требованиями к налогоплательщикам.
Тем не менее в 1998 году удалось добиться увеличения
собираемости налогов, в том числе "живыми" деньгами.
При расходовании средств главным приоритетом все эти два года
было финансирование учреждений социальной сферы.
При исполнении бюджета прошлого года, как и другие субъекты
Федерации, мы столкнулись с жесткой кредитной политикой и
катастрофически незначительной для товарно-денежных отношений по
формуле Т-Д-Т денежной массой. А это не могло не привести к
возникновению суррогатов и к переходу в товарную форму пополнения
бюджета.
К числу бюджетных проблем следует отнести потери из-за
перерегистрации хозяйствующих субъектов области в различных
оффшорных зонах. Только за январь - сентябрь по этой причине
бюджет недобрал 752 миллиона рублей. Это ненормальное явление. В
марте текущего года мы планируем решить проблему с тем, чтобы все
встали на учет по местонахождению.
Иного решения нет и не будет. С интересами населения области
обязан считаться любой предприниматель и бизнесмен.
В целом бюджетная политика администрации на текущий год
сохранит свои основные акценты, однако их реализация может быть
поставлена под удар обострившимися межбюджетными отношениями с
федеральным центром. С принятием бюджета страны произошло
перераспределение доходной части бюджета в пользу центра. Чем
заполнить эту брешь? Никакая небесная манна к нам на голову не
свалится, и придется принимать меры для пополнения источников
доходной базы. Они будут носить характер нормативно-правового
регулирования и контроля.
В этом году в названных направлениях предстоит решение
следующих задач:
1. Преодоление бюджетного кризиса, что подразумевает:
а) первоочередное обеспечение обязательных платежей. Любые
расходы бюджета на другие цели будут рассматриваться как
исключение;
б) реформирование бюджетных отношений между областью и
дотационными территориями. Планируем отказаться от нецелевых
дотаций, перейти к целевому направлению средств из фонда поддержки
территорий в виде субвенций и обеспечить жесткий контроль за их
использованием;
в) сокращение функций, численности и количества организаций,
финансируемых из бюджета.
2. Преодоление кризиса неплатежей, в том числе и с помощью
реструктуризации бюджетной задолженности предприятий.
3. Регулирование деятельности естественных и локальных
монополий.
4. Мониторинг финансового состояния крупнейших предприятий и
своевременное введение механизма антикризисного управления
неэффективным предприятием.
5. Регулирование производства и оптового рынка алкогольной
продукции, пива, табачных изделий, аудио- и видеопродукции.
Все эти меры мы рассматриваем как дополнение к конкретному
плану мероприятий по наполнению доходной части бюджета и
эффективному использованию бюджетных средств, который одобрен
Законодательным собранием области.
В текущем году одним из составляющих бюджетного наполнения
останутся заимствования финансовых средств в кредитных
организациях и у физических лиц.
Задолженность по областным краткосрочным обязательствам нам
удалось снизить на 51,3 миллиона рублей, причем максимальная
прибыль по ОКО не превышала 60 процентов (тогда как в некоторых
областях она составляла 500 процентов), и владельцы челябинских
ОКО не получили дефолт.
К началу февраля текущего года из 11 эмитентов, создавших
крупные и сравнительно ликвидные рынки своих облигаций, лишь
Москва, Санкт-Петербург и Челябинская область смогли таким образом
сдержать слово перед инвесторами.
Тем не менее нестабильность финансового рынка заставляет нас
более осторожно относиться к проводимым на них операциям.
Наши региональные банки выполнили все требования по уровню
ликвидности и восстановили платежеспособность. А это позволяет нам
достаточно оптимистично рассматривать функционирование
региональной банковской системы в текущем году, восстанавливать
внешнеэкономическую деятельность.
Несколько слов о потребительском рынке, ценовой политике
администрации и о развитии малого предпринимательства.
В 1997 году на потребительском рынке области наблюдалось
стабильное положение с удовлетворением платежеспособного спроса на
товары и платные услуги.
Однако август 1998 года прервал развитие позитивных тенденций.
Падение курса рубля по отношению к доллару оказало основное
влияние на стремительный рост потребительских цен. В 98-м году
индекс потребительских цен составил 127,4 процента, в том числе на
товары - 129,6, а на платные услуги - 115 процентов.
В комплексном докладе прописаны те шаги, которые
предпринимались для того, чтобы повышение цен не носило
катастрофический характер.
Скажу лишь о том, что планируется в текущем году. В основном
это будут меры нормативного характера. Администрация представит на
утверждение Законодательному собранию доработанный проект закона
"О платных услугах", который уже прошел обсуждение в трех рабочих
группах. Он и ряд других нормативных документов определят условия
регулирования цен и тарифов на услуги монополий и рыночные
социально-значимые услуги.
Будут приняты меры по оказанию помощи малому
предпринимательству.
Количество малых предприятий в 1997 году у нас возросло на 10
процентов, а в 1998 году - на 32,3 процента. Занимая в рамках
Большого Урала второе место (после Свердловской области) по
количеству малых предприятий, мы имеем самый высокий показатель
прибыли, полученной на одного работника в этой сфере. Малые
предприятия в минувшем году обеспечили рабочими местами 110 тысяч
человек, объем же произведенной и реализованной на потребительском
рынке продукции составил более 4 млрд. рублей, или же 7,4 процента
выпуска товаров и услуг всех отраслей экономики области.
С целью дальнейшего развития малого предпринимательства
планируется в рамках ранее принятой Программы:
- совершенствование нормативной базы;
- создание системы мониторинга за их развитием;
- поддержка и развитие инфраструктуры;
- создание системы информационного обеспечения.
III
Меры социальной защиты должны распространяться на всех, а
социальная политика была и остается приоритетной для
исполнительной и законодательной власти области.
К сожалению, российские реформы, изначально нацеленные на
преобразования структурного плана, игнорировали своей сутью жизнь
и социальное положение людей. Как и в экономике, чрезмерные
догматы одной системы были заменены не менее чрезмерными догматами
другой. И в том и в другом случае повышение благосостояния,
улучшение социальной инфраструктуры для всех - лишь
декларировалось, не находя реального воплощения. Поэтому
социальное самочувствие населения Челябинской области не могло
быть оторванным от общероссийской действительности.
В плане социальной защиты всех слоев населения мы решили в
текущем году принять участие во всероссийском эксперименте по
отработке механизмов практической реализации будущего закона "О
согласованном уровне жизни граждан Российской Федерации и контроле
за его обеспечением". То есть - закона об ответственности. Среди
участников эксперимента будут, помимо нашей области, Кемеровская,
Ростовская области и Республика Коми.
Специалисты относят наш регион к благополучному - второму
уровню субъектов Федерации, где динамика социальной составляющей -
выше средней. Темпы роста доходов у нас опережают
среднероссийские.
Мы стремились даже в условиях глобального кризиса и
финансового дефицита не допустить пагубного влияния падения
экономики на социальную сферу. Вот несколько показателей,
характеризующих результаты этих усилий.
В минувшем году среднемесячная зарплата составила 1066 рублей,
и по этому значению область в Уральском регионе занимает третье
место. Если в 1996 году по выплатам социального характера мы почти
замыкали восьмерку соседних областей и республик, то в 1998 году
поднялись на второе место (24,6 рубля на одного работника), лишь
на 10 копеек уступив первое место Пермской области (24,7 рубля).
В 1998 году впервые за последние 6 лет в положительном плане
обозначилась демографическая составляющая. Детей родилось на 5,9
процента больше, чем в 1997 году. Число умерших впервые
уменьшилось на 1,4 процента. Резко сократилась смертность детей.
Несколько стабилизировался уровень безработицы, хотя в таких
городах, как Еманжелинск, Копейск, Коркино и в горнозаводской зоне
он остается очень высоким. На программы активной политики
занятости в 1998 году было израсходовано в 3 раза средств больше,
чем в предыдущем.
К сожалению, главными социальными проблемами остаются выплаты
заработной платы и пенсий. В 1997 году к уровню 1996 года задержки
выплаты зарплаты в нашей области значительно сократились, а в
прошлом году уменьшились в целом по области на 3,4 процента.
Абсолютное большинство глав муниципальных образований в
течение всего года прилагали усилия по снижению задолженности. В
ноябре 1998 года была выплачена полная месячная зарплата всем
бюджетникам области, а в декабре задолженность удалось сократить
на полмесяца. К февралю текущего года по сравнению с октябрем 1998
года средняя задолженность сократилась с 1,9 месяца до 1,5 месяца.
Однако это не дает повода для успокоения. Мы по-прежнему в
долгу перед учителями, врачами и другими работниками бюджетных
учреждений.
Огромен долг по заработной плате в трудовых коллективах
промышленности, строительства, транспорта, шахтеров, коммунального
хозяйства - 2569 млн. рублей.
Мы в долгу у наших пенсионеров. В октябре прошлого года
администрации, органам самоуправления, муниципальным образованиям
удалось увеличить поступление средств в Пенсионный фонд и
регулярно выплачивать текущую пенсию, но долг, к сожалению,
сокращается очень медленно. Задача - к 1 июля текущего года его
ликвидировать полностью.
В представленном вам докладе подробно изложено то, что было
сделано для охраны здоровья детей, ситуация в сфере
здравоохранения, культуры и образования.
Я не собираюсь заниматься лакировкой действительности. Но и
согласиться с тем, что перечисленные сферы брошены на произвол
судьбы, не могу. По крайней мере, мы действовали по формуле:
преодолевать кризис через развитие! Не опускать руки, не жить по
принципу - абы как выжить. За два года (и вы таких примеров
найдете не очень много по России) построены, как я уже говорил, 11
школ, 6 больниц, 7 поликлиник, 5 детских садов.
По Программе социальной и радиационной реабилитации населения
и территорий, подвергшихся радиационному воздействию, 241 семья
получила новые квартиры, хотя Правительство РФ финансировало
Федеральную программу всего на 25 процентов.
В этом году область продолжит возведение наиболее важных для
населения экологических объектов.
Принято решение о завершении строительства тракта подачи воды
из реки Уфы в Аргазинское водохранилище к концу 2000 года.
За два года удалось добиться качественно иного уровня
взаимоотношений между исполнительной властью, профсоюзами,
общественно-политическими, национальными и религиозными
организациями.
Деловые и партнерские отношения с журналистами, редакциями
печатных и электронных СМИ, которые сложились в последнее время,
ни в коем случае не ограничивают свободу слова и творчества, а
лишь приносят обоюдную пользу. Средства массовой информации
Челябинской области наряду с независимой информационной политикой
отличаются высокой ответственностью перед населением и
общественными интересами в целом.
Особо хочу отметить конструктивную работу и тесное
взаимодействие с Законодательным собранием области, что
продиктовано общностью целей, высокой степенью ответственности
перед избирателями и пониманием ситуации, в которой оказалась
страна.
IV
Остановлюсь еще на одной группе вопросов: укрепление доверия к
власти, общественного порядка и управленческая практика.
Администрация исходит из того, что политическая и
управленческая практика - это эксплуатация и воспроизводство
исполнительной власти в интересах всего населения Челябинской
области, а не политическая борьба. Ситуация диктует, чтобы
действия губернатора и администрации были открыты, понятны и
контролируемы обществом, к чему и были направлены усилия в
истекший период.
Чтобы исключить бюрократизм и волокиту и удовлетворить
население в информации о действиях руководящих структур, мною
подписано и контролируется постановление "О мерах по защите
конституционных прав граждан, наведению порядка с обращениями
граждан и взаимодействию руководителей с трудовыми коллективами".
Жизнь продиктовала и некоторые преобразования в самой
структуре исполнительной власти области, в результате чего
произошло более четкое распределение функций управления и сокращен
перечень штатных должностей. В 1998 году расходы бюджета на органы
государственного управления были сокращены на 90,3 миллиона
рублей, только за счет сокращения расходов на аппарат управления
исполнительной власти области высвобождено более 11 миллионов
рублей.
Приходится признать, что уровень профессионализма работников
государственных учреждений, федеральных и муниципальных служащих
не всегда отвечает возросшим требованиям дня. Нередки факты низкой
компетентности, равнодушия, бюрократизма. Нечистоплотность,
беспринципность отдельных чиновников приводят к снижению
авторитета власти, наносят и экономический, и общественно -
политический ущерб. В этих вопросах мы более последовательно и
жестче будем наводить порядок.
По-прежнему остается высоким уровень преступности в области, а
после августовского кризиса 1998 года вырос по сравнению с 1997
годом на 6,2 процента.
В связи с этим борьба с преступностью будет одним из
приоритетных направлений в этом году.
В настоящее время под жесткий контроль взято исполнение
мероприятий утвержденного губернатором комплексного плана по
борьбе с преступностью до 2000 года. Основные усилия нацелены на
защиту базисных экономических отношений, борьбу с экономическими
преступлениями, особенно с их организованными формами.
В этом году внесем в Законодательное собрание проект
областного закона об участии населения в охране общественного
порядка. Не все забытое - плохое.
Уважаемые депутаты Законодательного собрания!
Представленный анализ работы администрации области и План
действий на этот год в совокупности определяют важнейшие
направления в управлении социально-экономическими процессами в
Челябинской области. Это подъем реального сектора экономики,
совершенствование бюджетной и финансовой политики, социальная
защита населения, улучшение управления и борьба с преступностью. В
комплексе указанные направления составляют адекватный ответ угрозе
дальнейшего развития кризисных явлений как в экономике, финансах,
так и в социальной жизни Челябинской области. Дело за тем, чтобы
общими усилиями осуществить все предлагаемые меры и добиться
желаемых результатов.
При реализации программ в полном объеме, в намеченные сроки,
область с середины текущего года начнет наращивать промышленный
потенциал, увеличивать объемы производства, оздоровит ситуацию с
финансами, будет активнее рассчитываться с долгами по заработной
плате и пенсиям, начнет новый этап в своем развитии.
Я обращаюсь к вам, депутатам Законодательного собрания,
руководителям глав муниципальных образований, лидерам
общественно-политических партий и движений, руководителям
предприятий, учреждений и организаций, ко всему населению
Челябинской области с предложением поддержать усилия
исполнительной власти в деле преодоления кризиса, подъема
экономики, финансовой дисциплины, укрепления правопорядка и
государственности.
Благодарю за внимание!
Губернатор
Челябинской области
П.СУМИН
|